H7g1. Смерть справедливее и богаче Бога. .13.15.16.27.29.31.
Человек (обычно ищущий крестного для новорожденного сына) отвергает Бога (святых) и черта, но хвалит Смерть: она ко всем относится без предубеждения (или богаче всех).
Амхара, португальцы, галисийцы, баски, итальянцы (Тичино, Венето), ладины, бретонцы, французы (Анжу, Лимузен, Гасконь, Лангедок, Дофине), немцы (Саксония?, Померания), ирландцы, македонцы, румыны, адыги, осетины, грузины (Картли), армяне, исландцы, норвежцы, эстонцы, Лутси, латыши, литовцы.
Судан – Восточная Африка. Амхара : Ганкин 1979, № 172 [Бог, Дождь и Смерть зашли в один дом; хозяин стал бить двух первых за их несправедливость; любезно приглашает Смерть, говорит, что она справедлива, пусть переночуют и ее спутники (пересказ в Котляр 2009, № 506: 258)], 185 [богач договаривается со Смертью, что та предупредит о своем приходе; у него умирает скот, затем дети; явившуюся Смерть богач спрашивает, почему без предупреждения; смерть близких и была таковым, богач умер (=Тютрюмова 1991: 23-24; пересказ в Котляр 2009, № 507: 259)]: 219-221, 234.
Южная Европа. Португальцы [бедняк выбрал крестным (крестной) Смерть, поскольку тот справедливее Бога и дьявола; Смерть наделяет бедняка или его сына способностью видеть ее у постели больного и соответственно определять, выздоровеет ли тот или умрет; этот врач обманывает Смерть, не закончив Отче Наш, которую ему разрешили прочитать перед смертью, или развернув кровать; либо человек переодевается и маскируется, но Смерть провести невозможно; Смерть провоцирует человека закончить молитву либо погасив его свечу/лампу, когда приводит туда, где каждая свеча соответствует жизни одного человека]: Cardigos 2006, № 332: 83; галисийцы [человек вышел искать крестного для ребенка; отвергает черта (путает и соблазняет людей), Бога (одним дает много, другим ничего), соглашается позвать Смерть (ко всем относится одинаково)]: Contos 1972, № 5: 15; баски [в дом бедного угольщика постучал Бог; тот не открыл дверь, сказав, что Бог несправедлив; на следующий вечер постучала Смерть; угольщик открыл, т.к. Смерть со всеми равна; Смерть наградила его, посоветовав пойти к больной королеве; если Смерть стоит в головах, королева скончается, если в ногах - выздоровеет; увидев смерть в ногах королевы, угольщик "вылечил" больную; стал придворным врачом; однажды и к нему пришла Смерть; он попросил разрешить прочитать Отче наш и Аве Мария; Отче Наш прочитал, а Аве Мария и не собирался; тогда Смерть сделала вид, что повесилась; увидев труп, человек прочел Аве Мария и Смерть его забрала]: Azcua 1942, № 59: 166-170; итальянцы (Тичино) [Гансу 20 лет, он пошел странствовать; поделился едой с двумя странниками, это были Господь и Св. Павел; они предложили исполнить два его любые желания; Г.: все, что захочу, пусть окажется в моем мешке и без разрешения не покинет его; чтобы со смоковницы в моем саду никто не смог слезть без моего разрешения; что касается спасения души, то и сам смогу достичь; в городе черт с двум чертенятами поселились в ратуше, кто войдет, погибает; Г. приходит в ратушу, готовит еду, черти вываливаются из камина; Г. предлагает играть в карты: проигравший должен навсегда покинуть ратушу; черти проиграли, но не хотят уходить; Г. велит им оказаться в мешке; обещает освободить, если укажут, где зарыт клад; черт отказывается; на мешок сбрасывают железо; чертенята погибли, черт соглашается; ему приходится самому выкопать клад и расписаться кровью, что больше не станет пакостить; Г. ищет крестного для новорожденного; отказывается взять Господа или Св. Павла – в их мире нет справедливости; берет Смерть {мужского рода}, она ко всем относится одинаково; умирают жена и ребенок Г.; когда Смерть приходит за ним, он просит дать ему возможность поесть плодов от посаженных деревьев; Смерть обещает прийти через сто лет; Смерть приходит, проигрывает в карты, дает Гансу еще сто лет; на третий раз Г. предлагает ей залезть на смоковницу поесть плодов; Смерть не может слезть; дает еще сто лет; через 300 лет ведет Г. в ад; черт, увидев его, в ужасе гонит из ада прочь; у дверей рая Г. просит Св. Петра позвать его приятеля Св. Павла; пока тот его зовет,, Г. бросает через порог мешок, затем велит, чтобы он сам в нем оказался; так и остался в раю]: Keller 1981: 190-197; итальянцы (Венето) [молодая жена пожилого человека родила сына; муж пошел искать подходящего крестного; отверг Бога и черта, согласился на предложение Смерти, т.к. та равно справедлива ко всем; чтобы отблагодарить за честь, Смерть предлагает человеку стать врачом; если он заметит ее у дверей больного, значит не стоит лечить, больной все равно умрет; если Смерть там не стоит, то в любом случае выздоровеет; человек разбогател; Смерть позвала его к себе, показала все комнаты, кроме одной; человек попросил сводить его и туда; там лампады, каждая – жизнь человека; в лампаде пришедшего масло почти на исходе; он просит добавить, но Смерть отказывается; человек вернулся домой, попрощался с семьей и умер]: Widter et al. 1866, № 3: 16-19; ладины [многодетный отец ищет крестника для новорожденного сына; отвергает старика {это Бог?} – слишком стар; черта; соглашается на предложение мужчины-Смерти; крестник делает крестному подарок: пусть станет врачом; когда будет входить к больному и увидит Смерть в головах, пациент умрет; а если в ногах – выздоровеет; соответственно пусть делает вид, что лечит, станет знаменит; крестник так и делал; но однажды сам заболел и увидел Смерть в головах; попросил жену повернуть кровать; через много лет он снова увидел Смерть в головах, но тот не позволил ничего делать: умрешь и все!]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 78: 211-213.
Западная Европа. Бретонцы [бедняк ищет крестного для новорожденного сына; отвергает Бога (несправедлив), св. Петра (не пускает в рай бедняков, совершивших небольшие проступки), принимает Ankou (смерть), ибо он справедлив; А. велит, чтобы сын стал лекарем; он будет его видеть, и если стоит в ногах больного, то выздоровеет, а в головах – умрет; юноша разбогател; А. привел его в свой дворец, где горят миллионы свечей; чья гаснет, тот умирает; юноша видит, что его свеча вот-вот погаснет; лекарь вернулся домой и через три дня умер]: Delarue, Tenêzer 1964, № 332: 367-368; французы (Анжу, Лимузен, Гасконь, Лангедок, Дофине) [публикации, содержащие эпизод IB сюжета ATU 332]: Delarue, Tenêzer 1964: 369-371; французы (Гасконь) [когда у дровосека Бернара родился 10-ый ребенок, он пошел искать крестного; отверг дьявола, Бога (тот несправедлив), взял в крестные Смерть {мужчина}; та забрала мальчика и велела Б. прийти через 10 лет; Смерть показывает Б. все комнаты, кроме одной; Б. настаивает, чтобы показали и ее; Смерть: ты раскаешься; там свечи; когда свеча догорает, человек умирает; свеча Б. вот-вот догорит; Б. просит не гасить ее прежде, чем он не закончит молитву; уходит, не закончив; однажды кони Б. встали; кучер сказал, что на дороге мертвое тело; Б. в страхе прочитал Отче Наш; мертвый встал – это была Смерть; Б. умер]: Dardy 1891, № 43: 133-149; немцы (Marie Elisabeth Wild (Гессен –Франция) и Friedrich Gustav Schilling, Дрезден, смешаная версия) [когда у бедняка родился 13-ый ребенок, тот решил взять в крестные первого, кого встретит на дороге; отвергает Господа (несправедливо распределяет богатства), черта (обманщик); выбирает Смерть, ибо она беспристрастна; когда мальчик вырос, Смерть дала ему лечебной травы; если он увидит Смерть у изголовья больного, то пусть лечит, а если в ногах – пусть скажет, что больной безнадежен; юноша стал знаменитым врачом; однажды перевернул больного в постели; Смерть в гневе, но простила; а когда он таким же образом вылечил умирающую принцессу, Смерть сказала, что теперь очередь его самого; принесла в пещеру; сам горят свечи, свеча юноши вот-вот погаснет; он просит зажесь ее вновь, чтобы насладиться жизнью с принцессой; Смерть погасила его свечу]: Grimm, Grimm 2002, № 44: 148-151; немцы (Померания) [у батрака 23 сына; когда родился еще один, не найти крестного; батрак пошел искать; вскоре навстречу девушка; говорит, что она – Бог и готова стать крестной; батрак отказался: Бог несправедлив; встретил черта – то же; затем старика; это Смерть; батрак рад; сына назвали Гансом; крестный дал пастору ключ и велел передать Г., когда тот вырастет; Г., получил ключ, пошел странствовать; в лесу замок; ключ подошел к воротам; во дворце много света; вышел крестный – старик-Смерть; свет от светильников, каждый горит, пока человек живет; Г. видит, что его отцу осталось жить пару дней; упросить зажечь для него новую лампаду; светильник самого Г. должен гореть еще долго; Г. пошел дальше; снова дом, ключ опять подошел, за дверью белый конь; конь: если ты отпер дверь, то ты Смерть? Г. попросил его накормить; конь: вот еда и вино, а потом бежим, это притон разбойников; Г. сел на коня, тот поднялся до облаков и улетел; Г. видит птицу с сияющим оперением; конь советует не трогать ее; но Г. превратил ключ в ружье, выстрелил, пуля задела птицу и Г., вопреки совету коня, подобрал перо; у города конь велит снять с него уздечку: если потрясти, он явится; а Г. пусть наймется конюхом; король запретил по ночам зажигать огонь; Г. живет в конюшне; ночью вынул перо и конюшня осветилась; прибежали слуги, нашли перо, привели Г. к королю; тот требует за три дня добыть саму птицу; конь: попроси у корабля три корабля с припасами, чтобы плыть к царевне, на столе у которой птица; через полгода доплыли до берега и Г. пустил в море оказавшихся на песке трех карпов; те обещали помочь; в другом месте сражаются три великана; буря погубила все их имущество, остался один вол; тот, кто убьет двух других, съест вола, а потом сам помрет; Г. дает великанам скот и семена злаков и пр., что привез с собой; великаны обещали помогать; на другом острове гнездо аистов на сосне; надвигается черная туча с градом; Г. прикрыл аистят ветками; прилетели взрослые аисты, птенцы им все рассказали; в первый раз им удастся вырастить птенцов; аисты обещали помогать Г.; доплыли до замка, ключ отпер дверь; в спальне спит принцесса; на столе золотая и железная клетки; как и учил конь, Г. посадил золотую птицу в железную клетку и унес; привез королю; узнав, как все было, тот велит добыть принцессу; конь учит приплыть к принцессе, взяв сто труб; в 50 трубить под окном замка; если она хочет услышать еще 50, пусть поднимется на корабль; когда поднялась, Г. ее увез; она бросила в море все ключи от комнат ее дворца; говорит королю, что не выйдет за него замуж, пока для нее не будет дворца лучше, чем ее прежний; конь: великаны тебе помогут; великаны дали железное кольцо, оно создало дворец; принцесса: пусть доставят из моря мои ключи; конь: проси карпов; карпы – цари моря, созвали всех рыб; последней приплыла старая щука; она нашла золотые ключи, решила доставить; а т.к. они тяжелые, задержалась; принцесса требует воду жизни, воду красоты и воду смерти; конь: попроси аистов; Г. приплыл к ним; это голубые аисты; они говорят, что вода жизни и вода красоты есть у них, а воду смерти надо просить у белых аистов; они полетели к ним, победили, принесли сосуд с водой смерти; Г. подал все три сосуда принцессе; она пронзила его кинжалом, окропила водой красоты и оживила водой жизни; король захотел того же, но она окропила его водой смерти; Г. стал королем и женился на принцессе; конь велит зарезать его, а затем омыть водой красоты и водой жизни; конь стал принцессой; Г.: у меня уже есть жена, но стань женой одного из моих братьев; та выбрала младшего; из числа остальных 22 11 стали служить Г., а другие – брату, женившемуся на принцессе; и если Г. не умер, то живет до сих пор]: Jahn 1891, № 9: 48-61; ирландцы : Muller 2006, № 103 [бедняк в графстве Корк не может найти крестника новорожденному; отвергает дьявола, Бога (тот несправедлив), соглашается на предложение Смерти (мужчина) – он одинаков со всеми; Смерть учит, как избавиться от нищеты; назвать себя лекарем, подойти к постели больного; если Смерть в головах, тот умрет, если в ногах – выздоровеет, а какие лекарства давать – все равно; однажды увидел Смерть в головах у постели друга, велел повернуть кровать; Смерть сказал, что теперь он его увидит лишь когда он придет за ним самим; когда Смерть пришел забрать человека, тот попросил не забирать его, пока он не прочтет молитву; Смерть обещал, а человек с тех пор не читал молитв; однажды плачущий мальчик стал жаловаться, что забыл молитву, которой его научила мать, поэтому не может вернуться домой – отец убьет; человек прочитал для него Отче наш; ребенок оказался Смертью и забрал его]: 159-162.
Балканы. Македонцы [человек идет искать крестного для новорожденного сына; отвергает Иисуса, Деву Мария: они несправедливы; соглашается на предложение ангела смерти (АС): ко всем относится одинаково; человек вырос, состарился; АС пришел за ним; он попросил неделю отсрочки; спрятался за дверью; АС его нашел; еще неделю (в сундуке); после третьей отсрочки ушел из дома; незнакомец роет яму; человеку кажется, что она мала; АС приглашает попробовать; корит: человек мог бы умереть в кругу семьи, а теперь умрет на дороге; забрал его душу и засыпал яму]: Mazon 1936, № 46: 179-183; румыны [два брата поделили виноградник; град побил лозы бедного и не тронул богатого; бедняк отправляется подарить оставшиеся грозди тому, кто объяснит, почему так случилось; отвергает Бога – несправедлив; хвалит Смерть – относится ко всем одинаково; та дарит ему платок, которым он вылечит каждого больного, у которого Смерть будет стоять в ногах; бедняк вылечил богатого боярина и получил много золота; по совету жены, богач притворился больным, чтобы разоблачить брата; тот увидел Смерть в головах его кровати, сообщил, что тот скоро умрет и тот умер]: Bîrlea 1966: 410-411.
Кавказ – Малая Азия. Адыги (бжедуги) [бедняк не приглашает Бога разделить трапезу, т.к. Бог несправедлив; приглашает Псэхэх (ангел смерти); тот советует идти к больной дочери пши; если он, П., будет стоять у нее в головах, девушка умрет, если в ногах – выздоровеет; бедняк видит П. в головах, дает девушке воды с мукой, она выздоравливает, пши его награждает]: Алиева 1978, № 57: 321-322; осетины [бедняк не может кормить семью, уходит из дома; Бог посылает посредника Уасгерги задержать его, затем идет сам; бедняк ругает обоих за несправедливость; Бог посылает Уодесага (забирающий душу); бедняк хвалит его за беспристрастие; У. дарит ему зеркало, советует стать лекарем; если в зеркале он увидел У., то больной умрет, если нет – выздоровеет, пусть прописывает любое лекарство; бедняк становится знаменитым врачом, богатеет; лечит царя]: Дзагуров 1983, № 105: 447-458; грузины (Картли) [мужик идет искать крестного отца для сына; жена велит найти самого богатого; мужик отвергает Христа, Св. Георгия (они бедны), приглашает Смерть (та в богатой одежде); после крешения Смерть советует мужику браться лечить больного, если увидит ее в ногах, отказываться, если в головах; мужик становится знаменитым лекарем, богатеет; однажды видит Смерть у своей головы; берет с нее обещание не умертвлять его, пока он не кончит молитвы; обрывает молитву на середине; с перерывом в несколько лет мужик добавляет по строчке, но до конца далеко; Смерть приносит ему во двор золотой гроб, сверху пакет, на нем текст молитвы; увлекшись, мужик дочитал ее до конца, Смерть выскочила из гроба и убила его]: Нишарадзе 1894: 145-148; армяне (Баралети – село с армянским населением) [мужик идет искать крестного отца для сына; жена велит найти самого богатого; мужик отвергает Христа, Св. Георгия (они бедны), приглашает Смерть (та в богатой одежде); после крещения Смерть советует мужику браться лечить больного, если увидит ее в ногах, отказываться, если в головах; мужик становится знаменитым лекарем, богатеет; однажды видит Смерть у своей головы; берет с нее обещание не умертвлять его, пока он не кончит молитвы; обрывает молитву на середине; с перерывом в несколько лет мужик добавляет по строчке, но до конца далеко; Смерть приносит ему во двор золотой гроб, сверху пакет, на нем текст молитвы; увлекшись, мужик дочитал ее до конца, Смерть выскочила из гроба и убила его]: Богоявленский 1894в: 145-148.
Балтоскандия. Ирландцы [бедняк в графстве Корк не может найти крестника новорожденному; отвергает дьявола, Бога (тот несправедлив), соглашается на предложение Смерти (мужчина) – он одинаков со всеми; Смерть учит, как избавиться от нищеты; назвать себя лекарем, подойти к постели больного; если Смерть в головах, тот умрет, если в ногах – выздоровеет, а какие лекарства давать – все равно; однажды увидел Смерть в головах у постели друга, велел повернуть кровать; Смерть сказал, что теперь он его увидит лишь когда он придет за ним самим; когда Смерть пришел забрать человека, тот попросил не забирать его, пока он не прочтет молитву; Смерть обещал, а человек с тех пор не читал молитв; однажды плачущий мальчик стал жаловаться, что забыл молитву, которой его научила мать, поэтому не может вернуться домой – отец убьет; человек прочитал для него Отче наш; ребенок оказался Смертью и забрал его]: Muller 2006, № 103: 159-162; норвежцы [юноша тащит тяжелый бочонок с пивом, думает, с кем бы часть распить, чтобы было легче нести; гонит прочь Провидение (несправедлив), Дьявола (вредоносен), садится пить со Смертью, т.к. тот равен со всеми; Смерть награждает его: бочонок не иссякнет, пиво станет лекарством, юноша - лекарем; если увидит Смерть в ногах больного, надо браться лечить, если в головах - бесполезно; у постели принцессы юноша видит Смерть в головах; велит слугам повернуть кровать; Смерть хочет его забрать; тот просит забрать после того, как он прочтет молитву, останавливается, не сказав последнего слова; однажды Смерть приносит ему доску с полным текстом; юноша просыпается и читает до конца, Смерть забирает его]: Asbjíørsen, Moe 1960: 131-134; 279; эстонцы (СВ Эстонии, Симуна) [батрак 7 лет прослужил без жалованья; решил уйти на новое место; хозяин дал ему с собой много хлеба, баранины и бочонок пива; сев отдохнуть, батрак предложил разделить с ним трапезу тому, кто его слышит; пришел черт, затем Бог; первого он не знает, а второй несправедлив; пришла Смерть, ей батрак рад, она со всеми одинакова; когда все съели и выпили, батрак спрашивает, как Смерти удается проникать в запертые помещения; та отвечает, что просто, оказывается в бочонке; батрак заткнул его пробкой, затем привязал камни и утопил в море; люди перестали умирать, старики жалуются; через 7 лет бочонок всплыл, рыбаки его открыли, смерть вышла, схватила у косарей косу и пошла делать свое дело]: Mälk et al. 1967, № 57: 148-150; Лутси (зап. 1933; информантка-католичка, русскоязычна, польский только в церкви) [пьяница заперся; не отпер Богу, ангелу – несправедливы; впустил смерть, она со всеми одинакова; спрашивает, может ли смерть, став мухой, забраться в бутылку; закрыл бутылку; никто не умирает; царь велел выпустить смерть; первым умер пьяница, а затем мертвецов вагонами вывозили]: Annom et al. 2018: 208-209; латыши [ Крестник смерти . К бедняку никто не идет в кумовья. Отвергнув бога и черта из-за их несправедливости, бедняк выбирает смерть. Смерть делает своего крестника лекарем, но с условием, что лечить он будет только тех больных, у которых смерть будет стоять в ногах. Если же она будет стоять в изголовье – больной должен умереть. Крестник, чтобы обмануть смерть, поворачивает кровать больного. Смерть забирает крестника, показывает сгоревшую свечу – его жизнь, крестник умирает. Либо: Наконец сын закапывает смерть (серп) на песчаном холме, чтобы она не косила людей. Бог спрашивает солнце, где смерть. Солнце отсылает его к месяцу, месяц – к ветру. Ветер дует до тех пор, пока не сдувает песок с холма, где зарыта смреть. Она вначале убивает сына, потом других]: Арийс, Медне 1977, № 332: 279; литовцы [бедняк идет искать крестника для ребенка; отвергает Бога (несправедлив), соглашается на предложение Смерти (справедлива); мальчик вырос, Смерть велела ему стать доктором; если увидит ее в голоах больного, тот умрет, если в ногах – выздоровеет; когда пришел через его самого, он повернул кровать; но в конце концов Смерть его одолела]: Кербелите 2014, № 52: 120-121.