Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7G. Жизнь как свеча. .15.-.17.27.28.

Человек видит множество горящих свечей или лампад. Когда одна из них догорает, кто-то из людей умирает.

Корсиканцы, сардинцы, мальтийцы, Арагон, испанцы, португальцы, ладины, бретонцы, французы (Анжу, Гасконь, Дофине), голландцы, немцы (Гессен – Саксония, Померания), палестинцы, албанцы, греки, лужичане, украинцы (Подолия, Литинский у.).

Южная Европа. Арагон [по разным причинам (договор с дьяволом или со святым) человек в обмен на исполнение своего желания соглашается умереть, как только догорят горящие сейчас полено или свеча; после этого гасит полено (свечу) и надеется, что будет жить вечно; устав жить, он сам просит сжечь полено (свечу)]: González Sanz 1996, № 1187: 108-109; сардинцы : Cirese, Serafini 1975, № 1187: 268; испанцы , ладины : Uther 2004(2), № 1187: 68; корсиканцы [Головная Боль, Колики и Смерть решили потребовать у крестьянина, чтобы тот отдал им барана; первая вселилась ему в голову, но он сунул голову под холодную воду, Боль ушла; Колики вселились в грудь, но крестьянин сел между двух костров, Колики ушли от жары; Смерти крестьянин собрался отдать барана, но спросил, может ли она продлить его жизнь; та привела его в место, где горело множество свечей, показало его свечу; узнав, что Смерть не в силах продлить горение свечи, крестьянин и ей не отдал барана]: Massignon 1984, № 54: 131; мальтийцы [бедняк встречает Смерть, имеющую образ уродливой старухи; та наделяет его способностью видеть, стоит ли она у изголовья больного, и тогда тот умрет, или в ногах, и тогда тот выздоровеет; бедняк становится знаменитым лекарем, богатеет; Смерть показывает ему множество свечей, каждая – жизнь какого-нибудь человека; человек видит, что его свеча (лампада) сейчас погаснет; либо пытается добавить туда масла из лампад своей жены и детей; Смерть обвиняет его, он умирает]: Mifsud-Chircop 1978, № 332: 88-89; испанцы [поденщик решает взять в крестники для сына первого, кто встретится на дороге; это Смерть; мальчик выучился на врача; Смерть-крестница дарит ему травинку; ей он вылечит каждого, если увидит, что Смерть стоит в головах; если в ногах, лечить нельзя, больной должен умереть; юноша трижды нарушает запрет; первые два раза, когда юноша польстился на деньги и вылечил богачей, Смерть прощает; во второй он лечит обещанную ему в жены принцессу; Смерть вводит его в комнату, где горят свечи, просит найти свою; это огарочек, он гаснет, юноша умирает], 167-170 [у тетки Нищеты и ее сына Голода пес Тарро; мальчишки воруют их груши; тетка добра к страннику; тот выполняет ее желание – чтобы залезший на грушу не смог слезть без ее разрешения; мальчишки приклеиваются, тетка бьет их; приходит Смерть с косой; тетка просит сорвать ей груш, Смерть приклеивается; старики не могут умереть, страдают; просят Нищету снять заклятье; та снимает с условием, что к ней с ее сыном Смерть без ее разрешения не придет]: Малиновская 2002: 79-81; португальцы [ Мелеагр . Человек на небе: разрешение жить, пока не погасла свеча]: Cardigos 2006, № 1187: 265; португальцы [бедняк выбрал крестным (крестной) Смерть, поскольку тот справедливее Бога и дьявола; Смерть наделяет бедняка или его сына способностью видеть ее у постели больного и соответственно определять, выздоровеет ли тот или умрет; этот врач обманывает Смерть, не закончив Отче Наш, которую ему разрешили прочитать перед смертью, или развернув кровать; либо человек переодевается и маскируется, но Смерть провести невозможно; Смерть провоцирует человека закончить молитву либо погасив его свечу/лампу, когда приводит туда, где каждая свеча соответствует жизни одного человека]: Cardigos 2006, № 332: 83; ладины [во время свадьбы жених пошел пригласить крестного на банкет; навстречу какой-то человек, предложил пойти вместе, но они повернули к церкви назад, вошли в какую-то дверь, по длинному проходу пришли в красиво убранную церковь, где множество горящих свечей; спутник показал жениху его свечу – она уже догорает; тот в испуге выбрался снова во двор; оказалось, что он отсутствовал сто лет и на следующее утро скончался глубоким стариком]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 104: 270-271.

Западная Европа. Бретонцы [бедняк ищет крестного для новорожденного сына; отвергает Бога (несправедлив), св. Петра (не пускает в рай бедняков, совершивших небольшие проступки), принимает Ankou (смерть), ибо он справедлив; А. велит, чтобы сын стал лекарем; он будет его видеть, и если стоит в ногах больного, то выздоровеет, а в головах – умрет; юноша разбогател; А. привел его в свой дворец, где горят миллионы свечей; чья гаснет, тот умирает; юноша видит, что его свеча вот-вот погаснет; лекарь вернулся домой и через три дня умер]: Delarue, Tenêzer 1964, № 332: 367-368; французы (Анжу, Гасконь, Дофине) [публикации, содержащие эпизод IIIb2 сюжета ATU 332]: Delarue, Tenêzer 1964: 369-371; голландцы [когда у дровосека родился 13ый ребенок, он был рад, что Смерть предложила его вырасти; мальчик ходил в лучшие школы; Смерть сделала его лекарем; если он видит, что она стоит в ногах больного, тот точно умрет, а если у изголовья, то выздоровеет; когда заболел король и юноша увидел Смерть в изножье кровати, он велел ее кровать повернуть; Смерть пришла в бешенство, привела юношу к себе и показала горящие масляные лампы: ему осталось жить лишь неделю; но как только Смерть отвернулась, юноша схватил свою лампу и вернулся на землю; он регулярно подливает в нее масло и жив до сих пор]: Soer 1979: 67-69; немцы (Marie Elizabeth Wild и Friedrich Gustav Sсhilling, смешанная версия; Гессен – Саксония) [когда у бедняка родился 13-ый ребенок, тот решил взять в крестные первого, кого встретит на дороге; отвергает Господа (справедливо распределяет богатства), черта (обманщик); выбирает Смерть, ибо она беспристрастна; когда мальчик вырос, Смерть дала ему лечебной травы; если он увидит Смерть у изголовья больного, то пусть лечит, а если в ногах – пусть скажет, что больной безнадежен; юноша стал знаменитым врачом; однажды перевернул больного в постели; Смерть в гневе, но простила; а когда он таким же образом вылечил умирающую принцессу, Смерть сказала, что теперь очередь его самого; принесла в пещеру; сам горят свечи, свеча юноши вот-вот погаснет; он просит зажесь ее вновь, чтобы насладиться жизнью с принцессой; Смерть погасила его свечу]: Grimm, Grimm 2002, № 44: 148-151; немцы (Померания) [у батрака 23 сына; когда родился еще один, не найти крестного; батрак пошел искать; вскоре навстречу девушка; говорит, что она – Бог и готова стать крестной; батрак отказался: Бог несправедлив; встретил черта – то же; затем старика; это Смерть; батрак рад; сына назвали Гансом; крестный дал пастору ключ и велел передать Г., когда тот вырастет; Г., получил ключ, пошел странствовать; в лесу замок; ключ подошел к воротам; во дворце много света; вышел крестный – старик-Смерть; свет от светильников, каждый горит, пока человек живет; Г. видит, что его отцу осталось жить пару дней; упросить зажечь для него новую лампаду; светильник самого Г. должен гореть еще долго; Г. пошел дальше; снова дом, ключ опять подошел, за дверью белый конь; конь: если ты отпер дверь, то ты Смерть? Г. попросил его накормить; конь: вот еда и вино, а потом бежим, это притон разбойников; Г. сел на коня, тот поднялся до облаков и улетел; Г. видит птицу с сияющим оперением; конь советует не трогать ее; но Г. превратил ключ в ружье, выстрелил, пуля задела птицу и Г., вопреки совету коня, подобрал перо; у города конь велит снять с него уздечку: если потрясти, он явится; а Г. пусть наймется конюхом; король запретил по ночам зажигать огонь; Г. живет в конюшне; ночью вынул перо и конюшня осветилась; прибежали слуги, нашли перо, привели Г. к королю; тот требует за три дня добыть саму птицу; конь: попроси у корабля три корабля с припасами, чтобы плыть к царевне, на столе у которой птица; через полгода доплыли до берега и Г. пустил в море оказавшихся на песке трех карпов; те обещали помочь; в другом месте сражаются три великана; буря погубила все их имущество, остался один вол; тот, кто убьет двух других, съест вола, а потом сам помрет; Г. дает великанам скот и семена злаков и пр., что привез с собой; великаны обещали помогать; на другом острове гнездо аистов на сосне; надвигается черная туча с градом; Г. прикрыл аистят ветками; прилетели взрослые аисты, птенцы им все рассказали; в первый раз им удастся вырастить птенцов; аисты обещали помогать Г.; доплыли до замка, ключ отпер дверь; в спальне спит принцесса; на столе золотая и железная клетки; как и учил конь, Г. посадил золотую птицу в железную клетку и унес; привез королю; узнав, как все было, тот велит добыть принцессу; конь учит приплыть к принцессе, взяв сто труб; в 50 трубить под окном замка; если она хочет услышать еще 50, пусть поднимется на корабль; когда поднялась, Г. ее увез; она бросила в море все ключи от комнат ее дворца; говорит королю, что не выйдет за него замуж, пока для нее не будет дворца лучше, чем ее прежний; конь: великаны тебе помогут; великаны дали железное кольцо, оно создало дворец; принцесса: пусть доставят из моря мои ключи; конь: проси карпов; карпы – цари моря, созвали всех рыб; последней приплыла старая щука; она нашла золотые ключи, решила доставить; а т.к. они тяжелые, задержалась; принцесса требует воду жизни, воду красоты и воду смерти; конь: попроси аистов; Г. приплыл к ним; это голубые аисты; они говорят, что вода жизни и вода красоты есть у них, а воду смерти надо просить у белых аистов; они полетели к ним, победили, принесли сосуд с водой смерти; Г. подал все три сосуда принцессе; она пронзила его кинжалом, окропила водой красоты и оживила водой жизни; король захотел того же, но она окропила его водой смерти; Г. стал королем и женился на принцессе; конь велит зарезать его, а затем омыть водой красоты и водой жизни; конь стал принцессой; Г.: у меня уже есть жена, но стань женой одного из моих братьев; та выбрала младшего; из числа остальных 22 11 стали служить Г., а другие – брату, женившемуся на принцессе; и если Г. не умер, то живет до сих пор]: Jahn 1891, № 9: 48-61; немцы (Померания) [когда у бедняка родился 24-ый ребенок, отец не может найти крестного; встретил Смерть {м.р.} и та согласилась быть крестной; пусть мальчик станет врачом; он сможет видеть ее у постели больного; если в головах, то больной умрет, если в ногах, то выживет; юноша вырос, стал знаменитым врачом и разбогател; однажды умирающий граф пообедал ему огромные деньги и врач велел развернуть кровать; граф выздоровел; вошла Смерть и сказала, что за обман сейчас его заберет; юноша попросил разрешения сперва прочесть молитву, но после «иже еси на небеси» остановился; Смерть ушла, сказав, что крестник снова ее обманул; однажды доктор наткнулся на умиравшего нищего и тот попросил помолиться за него; когда доктор произнес, Аминь!, нищий вскочил; оказалось, что это Смерть; она привела доктора внутрь горы, где горели свечи {или лампады: Die Lebenslichter allen Menschen}; свеча доктора чуть теплится и мерцает; Смерть: у тебя была долгая жизнь, но ты отдал ее тому графу; доктор попытался подменить свою свечу свечой какого-то ребенка, но не успел: его собственная погасла]: Jahn 1891, № 10: 61-63.

Передняя Азия. Палестинцы : Ханауэр 2009 [Аллах последовательно посылает трех ангелов принести с земли горсть пыли; каждый раз земля стонет и содрогается; двое добрых ангелов не могут исполнить поручение; Азраэль исполняет, назначен собирать души людей; сослан на землю за прегрешения, работает лекарем; умирая, учит сына: если тот увидит его в головах больного, значит больной умрет, а если в ногах, то выздоровеет; сын стал знаменитым и богатым; однажды богач, которому он сообщил, что надежды нет, стал его умолять, обещая награду; лекарь велел повернуть кровать, но А. каждый раз оказывался в головах; тогда сын сказал ему: Папа, кажется, мама идет; А. исчез, богач выздоровел, но лекарь утратил свою способность видеть ангела смерти; А. пришел к сыну, собираясь забрать его душу; перед этим показал лампы, в которых разное количество масла; увидев свою, сын попытался долить в нее масло, но опрокинул кувшин и умер]: 159-164; Spoer 1928 [к пастуху подходят Головная Боль, Лихорадка, Смерть; он обещает принести им жертвы, если они помогут ему; первые двое объясняют, как облегчить головную боль, жар; Смерть приводит в нижний мир, показывает горящие плошки с маслом; в плошке пастуха огонь почти погас; пастух просит долить масла, но Смерть говорит, что это не в ее силах, она подчиняется посланцу Бога Азраилу; оказавшись на земле, пастух отказывается приносить жертвы; те трое уходят]: 115-117.

Балканы. Албанцы [бедный юноша просит Смерть скорее прийти; та предлагает ему стать лекарем; если он увидит Смерть возле больного, значит тот безнадежен, а если нет – выздоровеет; юноша прославился; Смерть показала ему горящие светильники, его собственный вот-вот погаснет; через 3 часа юноша умер]: Серкова 1989: 170-173 (=Jarnik 1890: 220-221, 264-265); греки (Лесбос) []: Carnoy, Nicolaides 1889, № 8: 144-150; греки (Крит) [когда женщина, наконец, забеременела, она дала обет пойти в дальний монастырь и там окрестить ребенка; они с мужем пришли; в дверь постоянно кто-то стучит; одна из женщин спрашивает о чьей-то судьбе, а другая отвечает; вокруг светильника; если яркие, человек в добром здравии, если тусклые – болен, если погасшие – умер; а женщины ответственны за людские судьбы; супруги ушли и пришли в дальний монастырь; согласно предсказанию, жена умерла при родах; другое предсказание состояло в том, что новорожденная не вступит в законный брак; отец вырастил ее в башне; но однажды она увидела принца; два года он поднимался к ней по веревке; родился ребенок; его спустили в корзине, положив с ним те подарки, которые принц дарил девушке; сверху розы; старухе велели как бы продать розы и скрыться; корзину купили, подарки узнали; король велит, чтобы все женщины пришли и пели младенцу колыбельную, так опознают мать; лишь когда запела заключенная в башне, ребенок успокоился; ее отец понял, что от судьбы не уйдешь; принц женился на матери своего ребенка; все хорошо]: Herreros 2007, № 39: 101-102.

Средняя Европа. Лужичане [когда родился 24-ый ребенок, отец не может найти крестного; встретил какого-то человека и тот согласился; обещал помогать: пусть человек станет врачом и если увидит его в изголовье больного, то скажет, что больной умрет, а если в ногах, то пусть берется лечить – больной всяко выздоровеет; однажды человек увидел того в головах больного, который хорошо заплатил и был другом; поэтому он развернул кровать; на следующий день тот человек привел врача в зал, где горело много свечей; каждая – чья-то жизнь; человек, который был Смерть, показал врачу догорающую свечу; если бы тот не обманул его, развернув кровать, то жил бы еще долго; свеча догорела и человек умер]: Veckenstedt 1880, № 23.1: 341-342; словаки [многодетный бедняк не может найти крестницы для новорожденного; Смерть согласилась; наделяет мальчика даром видеть ее; если у изголовья кровати, больной умрет, ач если в ногах – выздоровеет; юноша стал знаменитым врачом; однажды велел повернуть кровать, чтобы Смерть оказалась в ногах; она привела его в помещение, где много горящих свечей; его свечча вот-вот потухнет; Смерть отказалась продлить крестнику жизнь, раз он ее обманул]: Gašparíková 1993, № 164: 111-112; украинцы (Подолия, Литинский у.) [звезды – горящие свечи; когда человек рождается, Бог зажигает свечу и ставит на облаках; если человек живет беспорядочно, его звезда тусклая]: Чубинский 1872: 14.