H7c1. Хитрец проникает в рай. .15.16.27.28.31.
Хитрец сперва обманывает Смерть (черта), а затем, также обманом, проникает в рай.
Португальцы, итальянцы (Тичино, Тироль), ладины, французы (Пикардия, валлоны, Швейцария), немцы (Померания), хорваты, румыны, словаки, русские (Вологодская), норвежцы, шведы, финны, эстонцы.
Южная Европа. Португальцы [кузнец продает душу черту; солдат (кузнец) добр с нищими, а это св. Петр и Господь; ему обещано выполнение желаний; это: скамья или дерево, с которых не слезть без разрешения хозяина; шапка, которая подходит только ему; сумка, в которую попадают по желанию хозяина; всегда выигрывать в карты; всегда побеждать в сражении (драке); черт или Смерть прилипают к скамье; солдат велит черту оказаться в сумке и бьет ее молотом, положив на наковальню; черт в ужасе убегает; солдат идет в ад, но его туда не пускают; в рай тоже не пускают; он бросает в дверь рая свою сумку и сам утянут туда; обыгрывает черта в карты; бросает свою шапку на кресло св. Петра, так что только он может туда сесть]: Cardigos 2006, № 330: 81-82; итальянцы (Южный Тироль) [благочестивый человек все раздал бедным; черт ссудил его деньгами; если через 7 лет не вернет, заберет душу; под конец срока пришли Господь, св. Петр и св. Иоанн и предложили выполнить три желания; человек: забравшийся на мою смоковницу не слезет без разрешения; севший на скамью не встанет; дотронувшийся до сундука не отлипнет; черт послал старшего сына, тот прилип к груше, избит; младший – к скамье; сам черт – к сундуку; простил человеку долг; после смерти его не пустили ни в рай, ни в ад; тогда он подождал, когда в рай входила безгрешная душа, и бросил шляпу в приоткрытую дверь; попросил разрешить забрать ее; Петр впустил; человек сел на шляпу и отказался встать; до сих пор блаженствует в раю]: Schneller 1861, № 17: 32-35; итальянцы (Тичино) [Гансу 20 лет, он пошел странствовать; поделился едой с двумя странниками, это были Господь и Св. Павел; они предложили исполнить два его любые желания; Г.: все, что захочу, пусть окажется в моем мешке и без разрешения не покинет его; чтобы со смоковницы в моем саду никто не смог слезть без моего разрешения; что касается спасения души, то и сам смогу достичь; в городе черт с двум чертенятами поселились в ратуше, кто войдет, погибает; Г. приходит в ратушу, готовит еду, черти вываливаются из камина; Г. предлагает играть в карты: проигравший должен навсегда покинуть ратушу; черти проиграли, но не хотят уходить; Г. велит им оказаться в мешке; обещает освободить, если укажут, где зарыт клад; черт отказывается; на мешок сбрасывают железо; чертенята погибли, черт соглашается; ему приходится самому выкопать клад и расписаться кровью, что больше не станет пакостить; Г. ищет крестного для новорожденного; отказывается взять Господа или Св. Павла – в их мире нет справедливости; берет Смерть {мужского рода}, она ко всем относится одинаково; умирают жена и ребенок Г.; когда Смерть приходит за ним, он просит дать ему возможность поесть плодов от посаженных деревьев; Смерть обещает прийти через сто лет; Смерть приходит, проигрывает в карты, дает Гансу еще сто лет; на третий раз Г. предлагает ей залезть на смоковницу поесть плодов; Смерть не может слезть; дает еще сто лет; через 300 лет ведет Г. в ад; черт, увидев его, в ужасе гонит из ада прочь; у дверей рая Г. просит Св. Петра позвать его приятеля Св. Павла; пока тот его зовет,, Г. бросает через порог мешок, затем велит, чтобы он сам в нем оказался; так и остался в раю]: Keller 1981: 190-197; корсиканцы [бедняк Пиппареллу гостеприимно принял Иисуса и Св. Петра; Петр посоветовал попросить у Господа благодати; П. попросил, чтобы его трубка всегда горела и не требовала заправки табаком; чтобы без его разрешения никто не мог встать со скамьи и вылезти из мешка; П. состарился, пришел чертенок за его душой; П. попросил его сесть на скамью, развел в очаге жаркий огонь, затем велел прыгнуть в мешок, отнес к кузнецу, тот его долго бил молотом, отпустил, чертенок убежал; позже П. не пустили в рай, в чистилище, а в аду захлопнули перед ним дверь, когда поняли, кто пришел; П. попросил Петра приоткрыть дверь в рай, бросил туда скамью, вошел за своим имуществом; с тех пор сидит в раю на скамье и курит трубку]: Massignon 1984, № 37: 86-88; ладины [во время бегства в Египет Св. Иосиф попросил кузнеца подковать осла; обещал исполнить за это три желания; кузнец просит, чтобы без его разрешения севший на скамью не встал, залезший на вишню не слез, сунувший руку в сундук с гвоздями не вынул ее; кузнец продал душу черту; когда тот пришел за душой, кузнец усадил его на скамейку и стал бить молотом; черт обещал вернуться через 7 лет; то же с вишней; еще через 7 лет попросил достать гвозди; черт обещал больше не приходить; после смерти кузнеца не пустили в рай; черти тоже испугались и не пустили; кузнец попросил Св. Петра приоткрыть дверь рая, бросил туда свою шапочку, прыгнул сам на нее и сказал, что он на своей земле]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 47: 129-132.
Западная Европа. Французы (Пикардия) [подъехал всадник, велит немедленно подковать двух коней; кузнец работает хорошо, но не успевает; всадник показывает, как надо: отрезает лошади ноги, сует в горн, подковы на месте, всадник приделывает ноги назад; это Бог; готов выполнить три желания; кузнец: чтобы никто без моего позволения не мог встать с кресла, слезть с груши, вылезти из сумки; кузнец вызвал черта, который ему досаждал, обещал душу, но попросил за это сесть в кресло; стал бить; черт поклялся его больше не беспокоить; то же с двумя другими чертями (груша; сумка); после смерти кузнеца не пустили в рай, но и в ад черти побоялись его пустить; он вернулся к раю и сказал св. Петру, что у него монетка закатилась под дверь; тот его пропустил найти монетка, а обратно кузнец не вышел]: Carnoy 1883, № 4: 67-78; валлоны [кузнец заключил договор с чертом; тот на 7 лет обещал обеспечить его работой; Господь со св. Петром играли в лакросс и Господь сломал клюшку; принес кузнецу починить; за это обещал выполнить три желания; тот просит грушу, с которой не слезть, кресло (не встать) без его разрешения, сумку, в которую залезет любой по его приказу; черт трижды приходит, попадает в каждую из ловушек; дважды откладывает срок на очередные 7 лет, на третий раз обещает снабжать кузнеца железом до конца его дней; черти не пускают кузнеца в ад, св. Петр – в рай; тот просит приоткрыть дверь, чтобы взглянуть на райский сад, бросает туда свой фартук, впущен его подобрать и не возвращается]: Laport 1932, № 330: 48-49; французы (Швейцария, кантон Унтерваллис) [солдат заработал только три су; возвращаясь со службы, последовательно отдает их трем нищим; ими оказались Иисус, св. Петр и св. Иоанн; Иисус спрашивает, какую награду желает солдат; Петр: попроси рай; но солдат не хочет пока умирать; тогда Иисус дает ему сумку: стоит велеть, и в ней окажется все, что угодно; Петр дал стреляющее без промаха ружье, а Иоанн – свисток, выручающий из любой беды; двое охотников хотят выстрелить в одного горного козла; солдат выстрелил и убил его; охотники недовольны, но когда солдат свистнул в свисток, они чуть не умерли; Смерть забрала солдата, но ни в ад, ни в рай его не пускают, а в чистилище те двое охотников велят не пускать; он вернулся к дверям рай и попросил лишь чуть приоткрыть их; бросил внутрь сумку и велел себе оказаться в ней; так и остался в раю]: Jegerlehner 1909, № 34: 154-156; (ср. французы (Дофине) [крестьянин по имени Victor Hugo дает приют Богу с апостолами; Бог обещает выполнить его желание; ВГ просит, 1) чтобы залезший на его яблоню без его разрешения не смог слезть (он думает о рвущих яблоки мальчишках), 2) чтобы он выигрывал в карты, 3) чтобы севший в его кресло не смог бы встать без его позволения; приходит Смерть, человек предлагает ей сорвать яблоки, Смерть прилипает к яблоне; ВГ отпускает ее за обещание прийти за ним лишь через сто лет; он богатеет, играя в карты, уезжает в южные страны, вернувшись, видит, что все его знакомые уже умерли; приходит Смерть, садится в кресло, не может встать, отпущена за обещание не приходить за ВГ вовсе; тот состарился, сам идет на тот свет; обыгрывает Сатану в карты, получает души трех милордов, попавших в ад из-за ВГ, которому все проиграли; Бог пускает ВГ в рай, но лишь в каморку при входе; входящие видят его с мешком, в котором души милордов]: Joisten 1991, № 21.1: 162-166); немцы (Померания) [св. Петр и черт поспорили, кто скосит поле быстрее и ровнее; Петр попросил кузнеца выковать внешне красивую косу из латуни и грубую из железа, пообещав исполнение трех желаний; черт выбрал блестящую косу, которая тупилась, задевая о камни; черту приходилось отбрасывать камни, кучи камней видны до сих пор; коса Петра резала камни как масло; кузнец попросил, чтобы его чарка водки никогда не была пустой, чтобы забравшийся на его грушу не мог слезть без его позволения, а севший на стул – слезть; Петр посчитал кузнеца за дурака, а, уходя, превратил здоровенный кусок железа в золото; когда за кузнецом пришел черт, тот попросил его набрать груш в дорогу; черт остался на груше; позже пришла Смерть, села на стул и осталась сидеть; кузнец и Петр отправились странствовать; пастух дал им ягненка; пока кузнец его жарил, он съел печень; сказал, что печень вырастает лишь у взрослых овец; Петр предложил разделить нажитые вместе деньги, но поделил на три части: третью тому, кто съел печень; кузнец сразу признался; по пути Петру оживил умершую девушку, которую несли хоронить; оставшись один, кузнец попытался оживить умершего ребенка господина, но ничего не вышло; кузнеца повели вешать; Петр явился, оживил ребенка, увел кузнеца и велел больше не пытаться никого оживлять; подарил сумку, в которую заберется любой по желанию кузнеца и не выберется без его разрешения; кузнец пришел на постоялый двор; мест нет, но можно ночевать в замке; еще никто утром оттуда живым не вышел; в 11 вечера вбежали 9 чертенят; они ищут отца с тех пор, как тот остался сидеть на груше; кузнец велел чертенятам забраться в сумку и проспал до утра; из сумки выбрался живым лишь самый младший и убежал в ад, остальные превратились в золу; вернувшись домой, кузнец отпустил черта и Смерть за обещание больше к нему не являться; кузнец пришел в рай, Петр велел ему отправляться в ад; дверь ада приоткрыл тот чертенок, кузнец прибил ему длинный нос к дверям; в ад кузнеца не пустили; он вернулся к вратам рая, велел Петру забраться в его сумку, а сам занял его место и находится там до сих пор]: Jahn 1891, № 49: 256-263.
Балканы. Хорваты [виноградник побило градом, кузнец выжал сок из того, что осталось, понес боченок, навстречу Смерть; он предложил ей выпить сок вместе; спросил, может ли она пролезть в дырку от затычки, закрыл ее в бочонке, повесил его в дымовой труде; Бог послал к кузнецу Дьявола; кузнец попросил разрешения сперва выковать нож, топор и мотыгу, а Дьяволу залезть в мехи и дуть; закрыл его в мехе, избил; пришли трое чертей, кузнец попросил помочь расколоть колоду, защемил им в щели пальцы, велел подмастерьям избить; пошел в рай, его не пустили, в ад – то же; проскользнул в рай, сел на свои старые штаны, подаренные нищему; Бог разрешил ему остаться]: Архипова 1962: 60-64; румыны [солдат возвращается со службы, заработав три цванцигера (1 цв.=20 крейцеров) и три крейцера; Бог и Св. Петр решают его испытать; Петр трижды выходит навстречу в образе нищего; солдат каждый раз подает 1 цв. ит 1 кр.; Петр предлагает исполнить желания; солдат просит здоровье, неистощимую трубку, палку себя защищать и сумку, из которой без его разрешения не выбраться; приходит в шинок еврея, которого по ночам мучают черти; солдат требует шнапса, колоду карт и три свечи; по мере появления трех чертей, сажает каждого в сумку; побив, отпускает за обещание больше не появляться; солдат приходит в город, где царь, чтобы перейти мост, вынужден обещать чертям отдать то, что только что приобрел; царь забыл, что его жена беременна; солдат обещал помочь; остался в комнате с младенцем, взяв с собой шнапс, карты и три свечи; снова отпускает чертей за обещание отказаться от претензий к царю; через два года за солдатом приходит смерть; оказавшись в сумке, обещает прийти за ним лишь тогда, когда он станет вовсе старой развалиной; вскоре он умер, взяв с царя обещание положить ему в гроб палку, трубку и сумку; в рай его не пускают, из ада черти гонят; солдат возвращается к дверям рая, велит стражам лезть в сумку и проходит; Бог хвалит его и освобождает стражей]: Bîrlea 1966: 409-410.
Средняя Европа. Словаки [солдат возвращается со службы, имея лишь три монеты; отдает их нищим; Св. Петр дарит ему трубку, в которой нет кончается табак; карты, которые всегда выигрывают; мешок, в который по желанию владельца любой заберется; с помощью этих предметов солдат изгоняет чертей с постоялого двора; за солдатом пришла Смерть; он обыграл ее в карты, получив еще 10 лет жизни; когда пришла снова, он заманил ее в мешок и бросил в колодец; никто не умирает, пришлось Смерть освободить; ни в рай, ни в ад его не пускают; хитростью и с помощью еврея солдат проникает в рай]: Gašparíková 1993, № 33: 30 (=212: 143-144; бросает в приоткрытую дверь рая свой мешок и велит самому себе оказаться в нем) ; русские (Вологодская) [Солдат отслужил 25 лет, не получив ничего за службу, рассказывает встречному старичку о своей печали и получает от него карты и сумку, с которыми его «никто не обыграет и не обидит». Пытается переночевать в деревне – его не пускают потому что тесно, а в новый дом, в котором «ночевать нельзя», пускают. Солдат пьёт водку и перебирает карты, в полночь появляется множество бесят, начинают плясать, один ударяет его хвостом по щеке – солдат кричит «в сумку!», черти лезут в его сумку. Наутро хозяева несут для него гроб и удивляются, что он жив. Остаётся жить у них, женится на хозяйской дочери. Рождается девочка – решает взять в крёстные первую встречную женщину. Встречает старуху – смерть, зовёт её в крёстные, та соглашается, а на прощание даёт куму совет: если его зовут к больному и смерть стоит у того в головах – то пусть не берётся лечить, а если в ногах – то пусть лечит, спрыснув больного холодной водой. Солдат прослывает знахарем. Его зовут к заболевшему царю – смерть стоит в головах. Солдат велит переложить больного на скамейку, вертит скамейку, старуха-смерть не поспевает и оказывается в ногах – царь выздоравливает. Смерть грозит куму отомстить – он кричит «в сумку!» и забрасывает сумку на чердак. Через год к солдату приходит Микола милостивый с просьбой отпустить смерть, солдат держит её ещё два года, смерть грозится не приходить за ним, когда придёт срок. Солдат переживает свою семью, слышит слух о скором приходе антихриста и решает сам отправиться на тот свет. В рай его не пускают, зато пускают в ад. Ловит в аду чертей, делает из них роту и начинает муштровать. О нём узнаёт сатана, приходит и предлагает сыграть в карты: выиграет он – забирает душу солдата, выиграет солдат – он забирает одну из душ из ада. Сатана проигрывает. Бесы узнают, что это у него они сидели в сумке, жалуются и выгоняют его из ада – уходит, забрав души жены и дочери. Приходит к раю – апостолы отказываются его пускать, но соглашаются пропустить жену и дочь: солдат встаёт между ними и все трое попадают в рай]: Бурцев 1895, № 34: 153-159.
Балтоскандия. Норвежцы [кузнец заключил на 7 лет договор с чертом; на этот срок он будет лучше всех мастеров; вешает на двери табличку "Мастер мастеров"; к нему заходят неузнанными Господь и Св. Петр; Господь отделяет от лошади одну ногу за другой, сует в горн, подковывает, прикладывает ноги назад; кладет в печь мать кузнеца, перековывает ее в молодую девушку; когда на следующий день кузнеца просят подковать лошадь, он пробует повторить трюк, вынужден уплатить за погибшую лошадь; кладет в печь старую нищенку, та сгорает; кузнец говорит Господу, что черт не исполнил договор; Господь обещает выполнить три просьбы кузнеца; тот просит, чтобы без его разрешения никто не мог бы 1) слезть с груши, 2) встать с кресла, 3) выбраться из его кошелька; Петр говорит, что просить надо было царствие небесное; когда черт приходит за душой кузнеца, тот предлагает ему сперва собрать груши; черт обещает больше не приходить еще 4 года; то же с креслом – еще 4 года; предлагает черту забраться в кошель, кладет в печ, бьет молотом; черт обещает не приходить никогда; состарившись, кузнец идет в ад, черт не велит его пускать, запирает засовы; кузнец пролезает в рай, когда дверь приоткрыли впустить портного, которого он встретил по дороге]: Dasent 1970: 105-113; шведы [кузнец приветил св. Петра и Господа (либо подковал их коней); они спросили, чего он желает; он попросил, чтобы с его скамьи и дерева никто не мог бы слезть без его разрешения, а также сумку, в которой по его приказу окажется любой, кого он захочет туда отправить; кузнец отдал черту душу за то, что он станет мастером в своем деле; когда черт пришел, он не смог встать со скамьи, слезть с дерева; кузнец избавился от договора с чертом, но не принят ни в ад, ни в рай; тогда он забросил в рай свою сумку и велел самому себе в ней оказаться]: Liungman 1961, № 330: 71; финны : Salmelainen 1947 [батрак заработал 3 эре, купил три хлеба, пошел странствовать; дает трем нищим по хлебу; один дарит сумку, в которую влезает все, что захочешь; карту, которая всегда выигрывает; сумку в которой не переводятся деньги; спускает с неба в сумку стаю гусей; останавливается в доме, отдав в уплату гусей; хозяин поселяет его в комнате, куда приходит черт; человек обыгрывает его, забирает деньги; заманивает в сумку, велит кузнецам бить ее молотами, велит черту убираться подальше; в следующий раз предлагает стать большим, затем крохотным, заманивает в бочку, затыкает; выпускает за обещание не возвращаться; женится, ищет крестника для ребенка, навстречу Смерть; Смерть дарит крестнику мазь, вылечивающую любые болезни; приходит к смертельно больному королю; смерть стоит в головах; человек поворачивает кровать, успевает подойти к голове раньше Смерти, мажет мазью, король выздоравливает; Смерть хочет его убить, человек велит ей забраться в сумку; отпускает за обещание дать ему еще 30 лет жизни; если он скажет кому-нибудь «Глубоко благодарен», то сразу умрет; он их произносит, Смерть ведет его в рай, там не хотят картежника; в ад; он играет с чертом, выигрывает множество душ, кладет их в свою сумку; ее понесли в рай; он направил ее на себя, попал в сумку, оказался в раю]: 14-18 (=Goldberg 1953: 31-46); эстонцы [солдат трижды встречает в лесу старичка; делится с ним хлебом, пока у самого ничего не осталось; старичок говорит, что он Петр, предлагает пойти вместе с ним; оставшись с тяжело больным наедине, сделал его здоровым; родственники предлагают деньги, Петр не взял, солдат взял; дальше хозяйка дала барана; Петр велел зажарить, но без него не есть; солдат съел сердце; сказал, что сердца и не было; принц тяжело болен; Петр стал варить его в котле, вычистил кости, оживил именем св. Троицы; Петр не взял денег, солдату набили ранец золотом; Петр делит его на три части: третья тому, кто съел сердце; солдат признался; Петр отдал ему все и они разошлись; умерла принцесса, солдат пришел ее оживить по методу Петра, но ничего не получилось; вошел Петр и оживил принцессу; простил солдата и дал свойство его ранцу: что он захочет туда поместить, то там и окажется и без разрешения не выйдет; на постоялом дворе нет мест: ночью приходят черти; солдат остался и когда черти напали, велел им забраться в ранец; пришел к кузнецу, попросил расплющить ранец молотом; когда выпустил, черти избиты до посинения; солдат уже стар; Петр: вот две дороги; солдат выбрал широкую, пришел в ад, черти его испугались и не пустили; у дверей рая попросил Петра взять хоть его ранец, сам в нем оказался; Петр повесил его на воротах, он там так и висит]: Järv 2020: 250-256.