H7b2. Бессмертная нищета. (.14.).15.16.
Человек по имени Нищета берет клятву со Смерти, что та никогда к нему не явится. Поэтому в мире нищета неизбывна.
(Берберы Марокко), испанцы, португальцы, Арагон, каталонцы, итальянцы (Тоскана, Абруццо, Апулия), французы (Верхняя Бретань, Пикардия, Ангулем, Гасконь, Ланды), валлоны, фламандцы.
( Ср. Северная Африка. Берберы Марокко [когда Нищета заболела, бедняки пришли выразить ей сочувствие; она была тронута, но спросила, почему богатые не пришли; ей ответили, что они слишком заняты; Нищета: в таком случае я отказываюсь с ними встречаться]: Thay Thay 2001, № 124: 140).
Южная Европа. Испанцы (Кастилия и Леон; также Астурия, Саламанка, Кордова, Хаэн, Уэльва) ) [у тетки Нищеты и ее сына Голода (Ambrosio, ассоциация с El Hambre) песик Тарро; мальчишки воруют их груши; тетка добра к страннику; тот выполняет ее желание – чтобы залезший на грушу не смог слезть без ее разрешения; мальчишки приклеиваются, тетка бьет их; приходит Смерть с косой; тетка просит сорвать ей груш, Смерть приклеивается; старики не могут умереть, страдают; просят Нищету снять заклятье; та снимает с условием, что к ней с ее сыном Смерть без ее разрешения не придет]: Camarena, Chevalier 1995, № 330D: 172-175 (перевод в Малиновская 2002: 167-170); португальцы {этиологического конца нет, но сюжет явно тот же} [Господь ходил по земле и постучал к Нищете; та дала ему воды, хлеба и соломы, чтобы лечь; в награду он предложил исполнить ее желание; та пожелала, чтобы любой, кто заберется на ее смоковницу, не сможет слезть бюез ее разрешения; когда пришла Смерть, Нищета попросила ее достать смокву и велела прилипнуть к дереву; когда старики перестали умирать, Господь попросил Нищету освободить Смерть; это подлинная история: в Sátão до сих пор показывают ту смоковницу; там все очень бедны]: Cardigos, Correia 2015(2), № 330D: 175; Арагон [кузнец приютил на ночлег Св. Петра, Святое Семейство и т.п.; просит в награду: чтобы никто, сев на скамью, не встал с нее без его разрешения и не слез с грушевого дерева; таким образом он поймал Смерть; либо это Тетка-нищета, которая отпустила Смерть за обещание больше не приходить за ней; так и живет]: González Sanz 1996, № 330, 330D: 78; каталонцы (включая Мальорку) [кузнец (солдат, игрок) продал душу черту за то, чтобы разбогатеть, стать великим мастером и пр.; при встрече с Господом он был вежлив и добр; тот предлагает выполнить какое-нибудь его желание; тот просит, чтобы забравшийся в мешок не смог бы из него вылезти, севший на скамейку не мог бы встать, а залезший на грушу не мог бы слезть без его разрешения; черт трижды приходит забрать его душу, но, оказавшись в мешке, прилипнув к скамье или к груше, он вынужден каждый раз дать отсрочку на 10 лет; когда герой, наконец, умирает, он сперва идет в ад, но черти его боятся и не пускают; тогда он идет в рай и либо остается там, либо его не пускают (за то, что вступил в сделку с чертом; или рай уже полон; или св. Петр ведь предлагал попросить царство божие, а человек не послушался); в других версиях героиней является Нищета; когда за ней приходит Смерть, она предлагает ей забраться на грушу и отпускает с условием, что за ней она никогда не придет; поэтому нищета существует в мире]: Oriol, Pujol 2008, № 330: 81-82; галисийцы [как у испанцев]: Camarena, Chevalier 1995, № 330D: 175; итальянцы (Тоскана) [бабушка Нищета накормила пришедших Иисуса и Св. Петра, они обещали исполнить ее три желания; скамья у очага, смоковница, спасение души; приходит Смерть, не может встать со скамьи, Нищета получает еще сто лет жизни; то же - не может слезть со смоковницы; на третий раз Нищета просит разрешить произнести Ave Maria, но и не думает начинать молитву; поэтому Нищета до сего дня с нами]: Clouston 1887: 395-396; итальянцы (Абруццо) [бедный юноша по имени Нищета идет служить Смерти, поскольку лишь она справедлива; та делает его богатым врачом: если увидит ее в головах больного, тот умрет, а если в ногах – можно браться лечить; когда приходит его собственный смертный час, он просит разрешить ему прежде трижды прочесть авемария; Нищета не закончил чтение и жив до сих пор]: Del Monte Tammaro 1971, № [333-d: 24; итальянцы (Апулия) [зимой бабушка Нищета приютила Иисуса с Петром; попросила в награду, чтобы любой забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; Петр удивляется; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на дерево и она там осталась; поэтому Нищета до сих пор ходит по миру]: Kabakova 2006, № 39: 79-82.
Западная Европа. Французы (Пикардия) [бедного кузнеца прозвали Злосчастье, его собаке дали кличку Нищета; Господь просит подковать осла, З. ничего не берет с него, Господь спрашивает, что тот хочет; Св. Петр подсказывает, чтобы тот попросил место в раю, но З. просит, чтобы без его разрешения никто не мог встать с кресла, слезть с орехового дерева, вылезти из кошелька; З. заключает договор с дьяволом, тот дает ему денег; первый раз сажает того в кресло и бьет, затем просит Дьявола с дьяволятами набрать орехов, тоже бьет, в третий раз предлагает Дьяволу показать свою мощь, забравшись в кошелек; когда З. умер, Св. Петр не пустил его в рай, но из ада его тоже выгнали; З. и Н. до сих пор живут на земле]: Лопырева 1959, № 46: 209-214; валлоны : Laport 1932, № *330C [у бедняка по имени Нищета есть грушевое дерево; св. Петр и Господь странствуют, бедняк их приютил, они обещают исполнить желание; Нищета просит, чтобы с его груши никто не слез без его разрешения; приходит Смерть; отпущена, обещав, что за Нищетой она никогда не придет], *330D [у феи грушевое дерево, с которого не слезть без ее разрешения; юноша по имени Удача забрался на дерево поесть груш; подошла Нищета, просит грушу, Удача отказывается ей дать; Нищета попросила фею оставить Удачу навечно на груше; поэтому Удача лишь время от времени бросает (людям) свои плоды, а Нищета так и нищенствует повсюду]: 49, 50; французы (Верхняя Бретань) [у бедного кузнеца по имени Нищета была собачка по кличке Бедность; подошли Господь и св. Петр, Господь попросил подковать его осла; кузнец сделал подкову из серебра, ибо железа у него не было; Господь пообещал удовлетворить три его желания; чтобы попавший в мою табакерку и нешел бы без моего разрешения; (Петр шепчет: попроси рай, но кузнец: не мешай мне); чтобы никто не встал с этого кресла; не слез с этого орехового дерева без разрешения; однажды продал черту душу за 20 лет жизни; через 20 лет предложил черту сесть в кресло; так получил еще 20 лет; когда пришли 4 черта, кузнец предложил им слазить за орехами; еще через 20 лет пришел главный черт; кузнец сказал, что хочет убедиться: черти могут стать муравьями и залезть в табакерку; долгое время не было ссор и войн, но судьям нечего делать и они убедили власти заставить кузнеца чертей выпустить; кузнец выпустил, получив обещание к нему не приходить; когда кузнец, наконец, умер, св. Петр не пустил его в рай; черти не пустили в ад; поэтому нищета и голод живут на земле]: Sébillot 1994, № 24: 148-153; французы (старые источники, видимо, без указания места записи, p. 350; Ангулем, p. 357; Ланды, p. 359) [публикации, содержащие мотив Нищеты (C), C2 (Бедность) как героини/героя повествования и/или B9 (поэтому Нищета живет на земле)]: Delarue, Tenèze 1964: 350-362; французы (Гасконь) [старик по прозвищу Нищета любезно разрешил св. Петру рвать апельсины с его дерева; тот обещал исполнить желание; Н. пожелал, чтобы забравшийся на дерево не мог слезть без его разрешения; когда пришла Смерть, он попросил сорвать для него последний апельсин; велел ей прилипнуть к дереву; отпустил за обещание больше к нему не приходить; поэтому в мире всегда будет нищета]: Dardy 1891, № 25: 89-91; фламандцы [мальчишки воруют груши бедной женщины по имени Нищета; однажды приходит старик, женщина делится с ним последним хлебом; тот предлагает выполнить ее просьбу, она хочет, чтобы забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; мародеры тут же прилипли, она их отпустила через год; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на грушу; отпустила через 10 лет за обещание не приходить за ней; так и живет среди людей]: Van den Berg 2000, № 22: 30-33.