Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H52B. Поиск бессмертия, ATU 470B. .15.16.27.-.29.

Отправившись на поиски страны, где нет смерти, человек встречает персонажей, занимающихся делами, завершить которые можно лишь за чудовищно долгое время. Однако человеку нужна вечная жизнь, и он идет дальше.

Итальянцы (Венето), корсиканцы, французы (Бос), венгры, румыны, молдаване, поляки, украинцы (западные?), таты, грузины.

Южная Европа. Итальянцы (Венето: Верона) [юноша отправляется искать страну, в которой не умирают; встречает старика с тачкой камней; тот говорит, что пока он не перетаскает всю гору, юноша не умрет, это займет не менее ста лет; юноша не согласен остаться со стариком, ибо сто лет – не бессмертие; далее видит старика, обрезающего ветки деревьев; он не умрет, пока не обрежет ветки у всех деревьев леса, это займет двести лет; то же; третий старик указывает на утку: пока она не выпьет море, юноша не умрет, это займет триста лет; то же; наконец, юноша пришел ко дворцу, в котором четвертый старик; он отвечает, что пришедший достиг своей цели; юноша долго живет во дворце, но однажды решает навестить родных; старик говорит, что последний из них уже умер; но если юноша настаивает, он может взять белую лошадь, которая скачет как ветер; но если он сойдет с лошади и коснется земли, то мгновенно умрет; по пути юноша видит степь вместо моря и кости того старика, который показал ему утку; далее видит сведенный под корень лес и равнину на месте горы; родной город юноши изменился неузнаваемо, о его родственниках никто не слышал; на обратном пути человек просит помочь вытащить застрявшую в грязи телегу; как только юноша коснулся земли, хозяин телеги схватил его и сказал, что он – Смерть; в телеге обувь, которую пришлось износить, догоняя юношу; тот немедленно умер]: Calvino 1980, № 27: 77-79; корсиканцы [Grandesta многому научился, отправился навестить престарелую мать; по пути отказывается помочь старому нищему; тот превращается в юношу, говорит, что Г. сам умрет и следа не останется; Г. идет искать страну бессмертия; ночью в горах видит надпись огненными буквами: Здесь не умирают; Г. остается там жить; однажды началась буря; когда закончилась, прилетел грифон, бросил окровавленную добычу, проглотил песчинку, улетел; гора сказала Г., что в этой стране не будет смерти, пока она, гора, не сравняется с равниной; но Г. хочет вечного бессмертия, поэтому идет дальше; остается у прекрасного озера; дуб говорит, что здесь все бессмертно; начинается буря, прилетает черная птица, проглатывает каплю воды: она прилетает раз в тысячу лет, когда от озера ничего не останется, бессмертие кончится; Г. идет дальше; встречает красавицу, она привозит его на колеснице в страну истинного бессмертия; однажды Г. вспомнил о матери и решил ее навестить; жена дала крылатого коня: ни в коем случае с него не сходить; на земле никто не помнит ни его матери, ни его самого; по пути назад он встречает погонщика, тот просит помочь; Г. соскочил с коня, превратился в скелет; Смерть: наконец-то поймала тебя]: Ortoli 1883, № 28: 224-234 (=Köhler 1900, № 55.1: 406-408, =Котрелев 1991: 315-320, =Ильин, Казакова 1960: 203-211).

Западная Европа. Французы (Бос – между Сеной и Луарой) [Пьер, молодой крестьянин, решил стать солдатом, выслужился до военачальника, затем назначен главным министром; один из придворных попрекнул его низким происхождением; П. попросил короля бросить того в тюрьму; придворный: все равно смерти не избежишь; тогда П. отправился искать страну бессмертия; он ее нашел и остался там; через 300 лет прилетела огромная птица; жители рассказали, что она питается песком и землей; когда все съест, для обитателей настанет конец мира; П. отправился искать другую страну; 600 лет прожил на острове бессмертия; покинул его, когда ему показали огромную рыбу; когда она выпьет море, жизнь закончится; однажды освободил муху из тенет паука; та превратилась в фею и предложила исполнить желание; П. пожелал бессмертие; фея перенесла его в мир звезд, где смерти нет; но однажды он устал от бесконечного счастья и захотел вернуться в свою деревню; фея советовала этого не делать, но все же дала коня, предупредив, что если он с него сойдет и коснется земли, то умрет; конь прилетел в родные места Пьера; вместо деревни – большой город, ничего не узнать; П. наткнулся на человека, у которого телега застряла в грязи; тот попросил помочь ее вытащить; как только П. спустился, телега превратилась в кучу башмаков, а человек – в Смерть; она сказала, что долго искала Пьера. – А что это за башмаки? – Я их износила, пока искала тебя]: Delarue, Tenèze 1964, № 470B: 163-165.

Балканы. Венгры [юноша идет искать страну, где нет смерти; видит орла, старающегося сломать ветки дерева; тот превращается в человека, говорит, что умрет, когда сумеет выкорчевать дерево, это займет 600 лет; предлагает дочь в жены, но юноша говорит, что ему нужна не долгая, а вечная жизнь; дочь орла дает шкатулку со своим портретом, если взглянуть, перенесешься, куда нужно; лысый человек носит землю корзиной, умрет, когда снесет гору; дочь его дарит кольцо (если надеть, окажешься, где хочешь); дочь умершего короля предлагает юноше руку и трон; в ее комнате пол утыкан иголками, ее семья умрет, когда все иступятся; дарит золотой прутик (превратится во что пожелаешь); юноша идет вдоль реки, за которой небо примыкает к земле; входит в висячий замок, остается с королевой, в замке нет смерти; через тысячу лет юноша идет проведать родителей, королева дает бутылки с живой и мертвой водой; юноша оживляет уже умершую королевну с иголками (они все иступились), снесшего гору старика, вырвавшего дерево орла; где был родительский дом, его видит старуха Смерть, бросается в погоню; Смерть и королева Жизни обе претендуют на юношу, королева Жизни впускает Смерть к себе; договариваются, что королева Жизни бросит юношу на небо за спину Утренней звезды; если упадет к ней в сад, останется с ней, если за ограду – со Смертью; он падает на стену, но затем в сад, остается с королевой]: Гидаш 1953: 24-32 (=Ортутаи 1974, № 1: 63-72); молдаване [Когда блохе подковывали одну ногу 99 оками железа, другую — 99 оками (1 ок 1200 г) стали, а ей все казалось мало, у царя сын озорник. Он попал из рогатки в кувшин с водой, который несла бабка, та его прокляла: «Чтоб ты пешим обошел землю и не успокоился, пока не попадешь в бессмертное царство, но и там не нашел покоя». Царевича одолевает тоска, он уходит искать бессмертное царство. Приходит к келье. Отшельник не знает о таком царстве, отправляет через лес, там встретятся звери — с каждым надо поздороваться. Дальше перед замком будет лежать змей головой на пороге – и его приветствовать, он обрадуется, повернет голову — можно будет пройти. В замке скажут, куда идти дальше. Царевич так и делает. Во дворце старый как мир старик. За то, что парень поздоровался с его зверями, даёт клубок золотых ниток. Парень идёт за клубком, садится передохнуть под дубом. Жёлудь просит встать с него, предлагает жить с ним вместе, пока не станет он крепким и пышным дубом. А когда он состарится, упадет и ласточки начнут копошиться в его прахе, тогда и царевичу придет конец. Царевич присыпает жёлудь землей, чтобы рос, прощается с ним, идёт дальше за клубком. Приходит к виноградному кусту, увешанному гроздьями. Куст предлагает закопать виноградное зернышко и оставаться здесь, пока не разрастется виноград; сколько будет он жив — будет царевич пить вино и есть виноград. Царевич закопал зернышко, идёт дальше. Хочет подстрелить орла, тот просит не убивать, а вылечить. Если случится беда, надо подумать о нём, он придёт на помощь. Царевич перевязывает орлу раны, кормит, идёт дальше. Море отступило, а на песке мается царь рыб длиною в 12 шагов, высотою в человеческий рост, с серебряными крыльями, в золотой чешуе. Просит не есть его, а опустить в воду – если подумать, придет на помощь. Далее лиса просит защитить ее от собак (то же). Комар просит освободить из паутины (то же). Рассказывает, что будет замок, там надо идти к царю и просить в невесты младшую дочь. Пока он не женится, не завладеет бессмертным царством. Парень приходит к золоченым палатам, объясняет куда и откуда идет. Царь согласен отдать дочь, если парень сумеет спрятаться. Тогда он будет жить в замке, покуда стоит земля и светит солнце: от этих ворот и начинается бессмертное царство. Парень вспоминает про орла, орел уносит его к небесным вратам и прячет за 9 рядами туч. Три царевны выглядят одинаково. Старшая видит парня на небе. Царь собирается снести ему голову, дочь просит простить. Средняя видит парня во рту рыбы (то же). Младшая не видит только тень парня. Царь велит ему выйти и признаёт, что дочь его не увидела, но пусть узнает младшую. Комар садится ей на нос. Парень остается с ней в замке навечно. Царь запрещает ему выходить через те ворота, в которые вошел. Однажды его стрела летит за ворота. Он за ней, открывает ворота, видит блестящую нитку от золотого клубка, вспоминает дом, отца, мать. Царь отговаривает, но он уходит. По золотой нитке приходит к старой и длинной виноградной лозе, та узнаёт его, но он отказывается отдохнуть. То же с дубом. Доходит до замка, где ему дали золотой клубок, видит дракона, высохшего от старости, здоровается с ним. Дракон радуется, оставляет в живых. У хозяина замка успела вырасти борода, половину которой он стелет под себя, а другой покрывается. Старик поднимает костылём себе веки, смотрит на парня, приглашает зайти на обратном пути. На месте кельи отшельника – роща, на месте отчего замка – развалины. Трехсотлетний старик слышал от дедов, будто стоял здесь замок царя, у которого был сын, и пошел тот сын по свету за жизнью без смерти, за молодостью без старости. А после в царстве все умерли от чумы. Царевич возвращается обратно, у развалин ворот пинает глиняную ступку, а из-под нее выползает смерть с косой на плече: ждёт его. Царевич убегает, смерть за ним. Он здоровается с драконом, входит в замок, старик даёт ему шерстяной пояс, велит отдать его смерти, пусть носит, пока не износит так, что целой нитки не останется, и только тогда пусть приходит. Дракон дышит на смерть жаром и смолой, не пускает за то, что не поздоровалась. Царевич даёт смерти пояс, бежит к дубу, дуб велит взять из дупла железный посох, дать смерти: пусть приходит, когда посох сотрется. Смерть пускается в путь стереть посох. Царевич доходит до виноградной лозы. Она обещает стать для него лодкой и мостом, велит бросить смерти саблю под ноги: пусть приходит, когда сабля проржавеет и рассыплется в прах. Сабля проржавела, смерть гонится, царевич подходит к замку, открывает ворота, жена навстречу, хватает за руку, а Смерть – за ногу. Спорят. Жена предлагает превратить царевича в золотое яблоко, подбросить вверх: кто поймает — тому царевич достанется. Подбрасывает яблоко, оно превращается в вечернюю звезду. Царь и его люди превращают и девушку в золотое яблоко, подбрасывают, велят найти царского сына и вернуться с ним во дворец — Смерть не сможет им ничего сделать. Яблоко становится утренней звездой. Смерть злится, растаптывает тени всех троих, превращает царя и обеих его дочерей в каменные глыбы. С тех пор есть звезды на небе и каменные столбы у ворот]: Ботезату 1981: 27-37; румыны [старик обещает бездетному императору рождение сына; мальчик все плачет в утробе матери; замолкает и рождается, когда отец обещает ему бессмертие и вечную юность; юноша вырастает, выбирает худого конька, тот превращается в четырехкрылого скакуна; они приезжают к полю, усыпанному костями; юноша отстреливает ногу женщине, ставшей чудовищным дятлом; та обещает мир, юноша приставляет ногу назад; сестра дятла также была проклята родителями, стала скорпионом, обе сестры враждуют; у скорпиона одна щека на небе, другая на земле, он изрыгает пламя; юноша отстреливает одну голову, скорпион обещает мир, юноша приставляет голову назад; конь переносит его через лес с чудовищами в замок вечной жизни; хозяйка замка не позволяет чудовищам напасть на влетевших; в замке две женщины, юноша женится на младшей; женщины предупреждают его не ходить в Долину Горестей; преследуя зайца, он заходит туда, им овладевает желание побывать дома; женщины объясняют, что его родители давно умерли; по пути назад они не находят Скорпиона и Дятла, люди говорят, что слышали сказки о них от стариков; конь оставляет юношу у руин отцовского замка, возвращается в страну бессмертия; юноша превращается в старика; Смерть выходит из колоды, говорит, что если бы он пришел позже, даже она умерла бы; забирает героя]: Kremnitz 1882, № 2: 16-29 (=Kúnos 1901: 260-275, =Browne 1915: 312-320).

Средняя Европа. Украинцы [человек решает искать страну, где нет смерти; встречает волка, тот говорит, что умрет, когда перепилит хвостом дуб; затем к панночкам; те отвечают, что будут жить пока не поломают все иголки в корзинах; приходит к Месяцу, тот отвечает, что когда месяц на небе старится, то и он стар, а когда юный, то и он молод; человек лет сто живет у Месяца; приходит Смерть, требует человека, Месяц предлагает ей взять человека за ноги, а сам возьмет за голову, куда полетит, тому и достанется; человек полетел вверх, стал звездою около месяца]: Афанасьев 1994(3): 271-272.

Кавказ – Малая Азия. Таты [после того, как его друг Нисан умер, Немурум решил идти искать страну бессмертия, хотя мать отговаривала; соловей, фазан, олень отвечают, что не бессмертны, умрут, когда потеряют последнее перо, последнюю чешуйку с рогов (они падают в год по одной); на сороковой день пути Н. приходит к красавице; она бессмертна, он живет у нее, не старея; хочет навестить родину; жена говорит, что там сменилось уже несколько поколений; дает четыре яблока, велит не ронять; Н. видит останки фазана, оленя, соловья, каждый раз нагибается, одно яблоко выкатывается, он все больше стареет; на могиле матери выкатилось последнее; Бог посылает Азраила забрать душу Н.; тот роет могилу, отвечает, что копает ее для одного старика, просит Н. примерить, т.к. тот старик такого же роста; Н. ложится, А. уносит его душу]: Кукуллу 1974, № 4: 52-57; грузины : Чиковани 1985, № 28 (Гори, зап. 1890 г.; =1986: 303-306) [вдова отвечает сыну, что его отец умер; тот идет искать страну без смерти; олень отвечает, что умрет, когда его рога дорастут до неба; ворон – когда его пухом наполнится ущелье; юноша приходит к замку у моря, там красавица, она создана вместе с миром; он живет с ней; хочет навестить родину; она дает ему три яблока, велит съесть, когда он затоскует; дома юноша не находит родных; съедает первое яблоко, делается стариком; когда надкусил третье, умер]: 96-97, 337 [есть параллели в кавказском, русском, венгерском, итальянском, японском фольклоре; СУС 470-470А {это другой мотив: человек следует за умершим другом на тот свет и проводит там 300 лет, думая, что пробыл несколько минут}; Андреев 1929, № 470-471], 338-339 (Душети, 1878 г.) [нищий дает яблоко царице и жене советника, те рожают по сыну; от царевича скрывают правду о мире; в разбитое окно падает солнечный луч; царевич уходит искать край, где нет смерти; голубь отвечает, что умрет, когда наполнит перьями яму; другой – когда наполнит яму слезами; у края неба юноша встречает девушку, остается с ней, они бессмертны; хочет навестить дом, ему дают три яблока; голуби умерли; черт подговаривает съесть два яблока, юноша возвращается стариком; мать девушки разрезает последнее яблоко, юноша и конь умирают], 339-340 (Ахалкалаки, 1961 г.) [царевич узнает, что есть смерть, уходит искать страну, где нет смерти; в одном месте нет кладбищ, но там стариков убивают, съедают; в другом сбрасывают с обрыва; дэвы говорят, что не умрут, пока не иссякнут их сокровища; павлин – когда ущелье наполнится его перьями, он сбрасывает по перу в год; юноша приходит к божьей крестнице, остается у нее; идет проведать свою землю; дэвы умерли, ущелье наполнилось перьями, павлин умер; находит родителей – глубоких стариков; когда расцеловался с ними, все трое умерли].