Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H43ab. Оплеванный смертен. .21.34.35.

Человек смертен потому, что при создании на него плюнули.

Лимбу, монголы, илимпийские и западные эвенки.

Тибет – Северо-Восток Индии. Лимбу (кирати) [сперва боги создали человека из драгоценных металлов, но он не ответил на их зов; тогда смешали с водой желтоватую землю, помет нескольких видов птиц и золу бамбука, который растет высоко на горах, и вылепили фигуру; человек ожил и стал отвечать; они были возмущены и прокляли его; случайно плюнули на него, после чего человек умер; поэтому люди смертны; на первую женщину подул ветер и она зачала, родила сына Susuwoengba Lalawoengba; он стал хорошим охотником, у него 4 жены; мать велела не отправляться на север (т.е. в сторону Тибета) и юг (в сторону Индии), ибо там девушки, способные ему навредить; С. отправился туда, познакомился с девушкой, она родила ему сына; затем С. пошел в сторону южного моря, где другая девушка родила ему дочь; детей назвали Сутчхоро Сухампхеба и Тетлара Лахадонгна. ТЛ и СС стали жить вместе и родили семнадцать детей; верховный бог просеял их через сито; упавшие на землю пусть принадлежат матери, а оказавшиеся в сите пусть относятся к группе отца; они остались наверху и считаются божествами; узнав о порочной природе их отношений, ТЛ и СС решили вместе с детьми разделиться, либо на них пожаловалась собака]: Tumbahang 2013: 80-81, 90-91, 97-98, 337; пересказ с учетом других источников в Стрельцова 2019.

Южная Сибирь - Монголия. Монголы (Внутренняя Монголия) [Бог спустился на землю, сделал из глины мужчину и женщину; их фигуры были покрыты волосами; отправился на небо за священной водой оживить фигуры, оставив собаку и кошку сторожить; дьявол дал кошке молока, собаке мяса, те пропустили его, он помочился на фигуры ; Бог вернулся, велел Кошке вылизать фигуры; шерсть сошла и Бог покрыл ею шкуру Собаки, та обросла шерстью; у человека волосы остались на голове (эту часть моча дьявола не запачкала), в паху и под мышками (туда кошка не дотянулась) ; поэтому рот кошки и шерсть собаки поганые; если бы люди были оживлены принесенной Богом водой, они были бы бессмертны]: Nassen-Bayer, Stuart 1992: 324-325.

Восточная Сибирь. Илимпийские эвенки (Чиринда, 2007) [Давным-давно собака умела говорить по-человечески; бог делал мужчин и женщин из глины, обрызгивал специальной водой – они оживали; однажды он пошёл за водой, приказал собаке охранять людей; собака рассказала обо всём злому духу (харги), тот оплевал лица людей ; узнав это, бог рассердился на собаку, сказал, что отныне она будет питаться объедками и станет немой; если бы злой дух не оплевал людей, они бы не умирали]: Дувакин 2013 (то же, но подробнее Мамонтова 2023, № 7: 78-87); илимпийские эвенки (туринские) [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею , сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни ; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); западные эвенки (Подкаменная Тунгуска, р. Катанга) [Бог (шовоки) обрабатывал камень и землю; положил на доску сушиться, сказал, что пусть у человека будет крепкая душа, оставил Собаку караулить; Сатана дал Собаке кафтан, за это та допустила его к душам людей, он плюнул на них ; Бог вернулся, заплакал, от плевка Сатаны люди стали умирать]: Василевич 1936, № 31: 30-31.