Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H37A. Прыгая через дрова, зажигает огонь. .44.45.

Персонаж наделяет другого способностью легко разжигать огонь. Тот пользуется ею без нужды, теряет ее.

Cтепные кри [Висакачич], западные болотные кри [росомаха], восточные болотные кри [росомаха], микмак [росомаха], малесит [росомаха].

Средний Запад. Волки дают Висакачичу силу разжечь огонь, прыгая через дрова. Степные кри [ Васакачич приходит к Волкам; говорит, что они воняют, те переспрашивают, он говорит, что у них теплые шубы; Волки прыгают через хворост, так разжигая огонь; грызут кости, получая из них жир; в это время никто не должен смотреть на грызущего; В. смотрит, кость отлетает ему в глаз; старший Волк дает В. силу дважды зажечь огонь, прыгая через него; В. делает это без нужды; когда действительно мерзнет, огонь больше не загорается]: Dusenberry 1962, № 6: 242-244; западные болотные кри (каменные кри) [Волк обладает способностью зажигать дрова, прыгая через них; дает эту способность Росомахе с условием не пользоваться ею без дела; тот то и дело поджигает сушняк, якобы, ему холодно; Волки отбирают у Росомахи свой дар; видя, что у всех животных есть свои огни, Росомаха предлагает отказаться от огня вовсе - появятся люди, по огню они легко отыщут животных и перебьют их; животные соглашаются]: Brightman 1989: 133-134; восточные болотные кри (Олбани) [Большой Скунс преследует всех животных; те голодают; лишь у Бобра большой запас еды; Бобр пускает ветер, пытаясь поднять свой мешок с едой; Выдра смеется, обиженный Бобр не дает еды; если бы звери тогда получили ее, они бы подобно бобрам питались травой и корой; Скунс продолжает погоню; старик-Выдра (не тот, кто смеялся) притворяется мертвым; Скунс ощупывает его, принимает анус за рану от пули, решает подобрать тушу позже; Росомаха хватает Скунса за анус, не давая выстрелить; Выдра пронзает его своим хвостом как копьем; перед смертью Скунс успевает облить своей жидкостью лицо Росомахи; тот собирается мыться в озере, его просят не делать этого, ибо вода станет соленой; он идет к морю, натыкаясь на деревья и спрашивая их названия (Черная Пихта, Лиственница, Белая Пихта; предпоследний – пень на берегу, затем лед; Росомаха моется, море делается соленым; Росомаха поет, это слышат Волки, он прячется на дереве, но затем спускается; те зажигают огонь, прыгая через гору хвороста; велят Росомахе закрыть глаза, когда они будут грызть кости, иначе кость отскочит; Росомаха закрывает глаза, Волки бьют его костью, говорят, что он подсматривал; Росомаха повторяет тот же трюк со своей стороны, убивает одного из Волков; Волки дают ему силу зажигать огонь, прыгая через хворост, велят делать это только после охоты; он делает это среди дня; выбрасывает огниво; ночью не может разжечь огонь; вновь встречает Волков; они делают дубину из замерзшего желудка лося, убивают Росомаху и его семью]: Skinner 1911: 96-100; (ср. оджибва [Fischer 1946: 245 включает оджибва в число алгонкинских традиций, которым известен мотив Lighting fire by jumping over wood, но без ссылки на источник {надо искать}]).

Северо-Восток. Росомаха получает предмет, с помощью которого можно зажечь огонь; сразу же тратит его понапрасну, умирает от холода. Микмак [вождь Волков дает амулет]: Leland 1968: 170-173; малесит [Медведь дает кусок коры, прыгает на него, кора загорается; по дороге домой Росомаха прыгает на кору до тех пор, пока та не утрачивает всю силу; младший брат Росомахи Ракун находит его замерзший труп, будит, Росомаха оживает]: Mechling 1914, № 20: 82-83.