H24D. До сих пор собирает выпушенное. .12.27.28.31.
Персонаж-животное, выпустивший содержимое (тьму, насекомых, гадов) из сосуда, до сих пор пытается собрать все назад (этиология поведения определенного вида животных).
Западная Африка. Коне (Сьерра-Леоне) [сперва вечный свет; Бог послал Летучую Мышь отнести Луне корзину с тьмой, не сказав, что внутри; по пути Летучая Мышь оставил корзину, отлучился; другие открыли ее, думая, что внутри еда; настала ночь; Летучая Мышь до сих пор днем спит, а по ночам мечется, пытаясь собрать тьму обратно в корзину]: Parrinder 1967: 28 (=Scheub 2000: 268).
Балканы. Болгары [Бог дал человеку сундук, велел закопать на высокой горе; тот открыл по дороге, змеи, ящерицы, жабы из сундука расползлись по земле; Бог превратил человека в аиста, обещал вернуть человеческий облик, когда тот соберет всех расползшихся гадов]: Маринов 2003: 149 (краткий пересказ в Гура 1997: 647); Стойнев 2006 [Бог дал человеку унести сундук, запретил открывать, тот из любопытства открыл, оттуда вылезли змеи, ящерицы, жабы; Бог превратил человека в аиста, обещал снова сделать человеком, когда тот соберет распозшихся тварей]: 357; румыны : Dähnhardt 1910 [Бог собрал змей, лягушек, ящериц и пр. в мешок, дал человеку выбросить в море; тот открыл мешок, гады разбежались; человек превратился в Fischreiher (либо в аиста), у которого под клювом мешок, он собирает гадов]: 288; Шустова 1994 [Бог собрал вредных насекомых в мешок, отдал носатой бабе, велел утопить в море, не развязывая; та развязала, многие насекомые разбежались; Бог превратил ее в дятла, обещал сделать снова женщиной, когда соберет всех букашек]: 189-190.
Средняя Европа. Русские (д. Городцы, Трубчевский р-н, Брянская обл., 1990) [Бог собрал гадов в мешок, велел мужику и бабе отнести его на болото и утопить, самим в мешок не заглядывать; жена подбила мужчика открыть, гады разбежались; за это Бог превратил мужика и бабу в аистов – пусть собирают гадов по полям и лугам]: Глебов 2012, № 137: 128-129; белорусы (Минская губ.) [Бог собрал гадов и лягушек в кожаный мех, велел человеку утопить их в реке, запретил развязывать мешок; тот из любопытства развязал мешок, гады расползлись по болоту; Бог велел человеку их собирать, пока ни соберет всех; чтобы ему было удобнее это делать, превратил в аиста]: Шейн, с.390 в Азбелев 1992, № 318: 459; белорусы [Бог попросился переночевать; лег спать; к забору подошел кто-то голый; жена велит мужу дать бедняге одежду; надевает ее на него, тот с трудом прячеи хвост; подговаривает потихоньку взять то, что у Бога в мешке; хозяева отказываются; утром Бог сам дает хозяину закрытый горшок и велит утопить его в море, не открывая; жена и черт подговаривают посмотреть, что внутри; уже выйдя из дома, человек смотрит; из горшка вылетели комары, мухи, оводы, змеи; жена бросилась помогать собирать, да куда; черт исчез; Бог превратил виновных в аистов – пусть всю жизнь собирают; поэтому писты живут близ дома, на них по-прежнему белые рубашки и черные куртки; только обувь стопталась – босыми ходят]: Володина, Федосик 2006, № 6: 309-312; украинцы (Подолия) [Бог собрал всех гадов в мешок и велел аисту бросить его в море, не открывая; но тот из любопытства открыл, гады повыползли, Бог велел их ему собирать]: Левченко 1928: 11; украинцы (Хмельницкая обл., с. Пиддубцы, Антонинский р-н Шепетовской округи) [У Бога батрак Данило. Однажды Бог собирает всех гадов, берёт их, сбрасывает в мешок, дал Данилу и говорит: «На, Данило, этот мешок да брось его в воду. Только знай, не развязывай, потому что быть беде!» Данило берёт мешок, несёт к реке. Приносит к реке, ставит у воды. Данило не слушает Бога, берёт и развязывает мешок, чтобы увидеть, что в нём. Когда он развязывает, все гады выскакивают. Данило пугается, бросает пустой мешок в воду и идёт к Богу. Бог сердится на него и говорит: «Чтобы ты мне пособирал всех гадов, которых ты пустил на землю. Сбрасывает его с неба. Данило становится на земле аистом и собирает всех тех гадов, которых он выпустил из мешка]: Курило 1928: 64-65; украинцы (Волынь) [Бог собрал всех гадов в мешок, велел человеку выбросить его в море; тот развязал посмотреть, змеи, черви расползлись; Бог превратил человека в Аиста, велел собирать гадов]: Чубинский 1872: 62-63; украинцы (Волынь, Староконстантиновский у., с. Сковородки) [Бог, собравши всю гадь в мешок, приказывает человеку отнести собранное в мешке и бросить в пруд, при условии, что он не будет заглядывать туда. Любопытный человек, несмотря на такое запрещение, развязывает мешок и заглядывает. Собранные туда гады освобождаются и расползаются по миру. В наказание Бог обращает человека в аиста, обязанного собирать расползшуюся гадь]: Теодорович 1899: 264; украинцы (Полесье) [Бог ещё ходит по земле, заходит к одному мужичку. Мужик на завалинке начинает жаловаться на лягушек и змей, которые засоряют реки и леса. Змей и лягушек в то время в других местах ещё очень мало, водятся они только в той деревне. Бог велит мужику прийти ночью в назначенное место по очень важному делу. Мужик является. Бог даёт ему мешок, чем-то наполненный и завязанный, говорит отнести в необитаемое место, развести огонь, бросить туда и возвращаться домой, не оглядываясь. Он запретил любопытствовать и заглядывать в мешок. Мужик берёт мешок на плечи и, отойдя далеко от деревни, раздумывает, что в нём может быть такое, чего он не должен знать. Он снимает мешок, но едва падает завязка, из мешка сыплется тьма лягушек и змей. Когда мужик приходит в себя, ни в мешке, ни около мешка не видно ни одного гада, только слышится вдали кваканье и шипенье. Понурив голову, он возвращается домой и сознаётся Богу в преступлении. Бог в наказание превращает его в аиста и обрекает вечно ловит гадов, оставя ему надежду со временем, когда всех гадов соберёт опять в один мешок, возвратить ему прежний образ. Вот почему считается страшнейшим грехом убить аиста]: Трусевич 1865а: 202; украинцы (Бессарабия) [Аист был человеком. В начале мира Бог дал ему завязанный мешок да и говорит: «Смотри же, не развязывай мешка и не гляди в мешок, да отнеси его и брось в воду». Человек не утерпел и развязал мешок. Оттуда полезли жабы, ужи, гадюки, ящерицы, и с того времени стала на свете та нечисть. Тогда Бог обратил того человека аистом и велел ему есть ту нечисть, чтобы её не очень много плодилось в мире]: Левицький 1876: 70; украинцы (с. Шамовка Херсонской губ.) [Господь ходит по земле, большая грешница приходит к Господу, кается, плачет. Господь, смилостивившись, прощает ей, все грехи её делает гадами, лягушками, гадюками, велит ей собрать их в мешок и отнести в речку. С ней встречается соседка, просит сказать, что она несёт. Та молчит, как ей велел Господь. Любопытная соседка крадётся следом за грешницей, когда та высыпает гадов из мешка, бросается туда, думая, что это какое-то добро. Господь гневается на женское любопытство, делает её аистом, она до сих пор ест разных болотных гадюк и прыгает на длинных ногах]: Ястребов 1894: 18; поляки , белорусы , украинцы [Бог дает человеку (иногда Адаму, «апостолу Антону», женщине) мешок (горшок) с гадами, чтобы тот бросил его в море, в реку, иногда в огонь; тот из любопытства открывает мешок, гады расползаются; Бог превращает человека в аиста (в украинско-подольском варианте – скинув его с неба)]: Гура 1997: 647; поляки : Dähnhardt 1910 [Бог собрал гадов в мешок, дал Войтеку, велел утопить в море; тот из любопытства открыл, гады расползлись; Бог превратил Войтека в аиста]: 285; Spychalska 2009 (северо-восток Польши), № 1A [Бог дал Войтеку мешок с гадами, велел утопить; тот из любопытства открыл, гады вышли в мир; Бог велел ему собирать гадов и, чтобы ему было легче это делать, превратил его в аиста, велел собирать до конца света], 1B [Иисус собрал всех змей и лягушек, дал человеку мешок, но тот открыл, гады расползлись], 1C [Иисус дал Аисту мешок с лягушками, но тот его открыл, Иисус велел ему их теперь собирать]: 144, 144-145, 145; чехи [Stonelis – крестьянин, Бог дал ему мешок с лягушками, велел бросить в море; С. из любопытства открыл мешок, лягушки разбежались, С. превратился в аиста, стал их собирать]: Dähnhardt 1910: 288.
Балтоскандия. Литовцы : Вольтер 1890, № 4 [Бог собрал гадов в мешок, велел женщине отнести его на болото, не заглядывать по дороге; та открыла мешок, гады разбежались; Бог превратил ее в аиста, велел собирать их до судного дня]: 144-145; Dähnhardt 1910 [черт создал гадов и кровососущих насекомых; Бог собрал их в мешок, дал человеку утопить; тот из любопытства открыл мешок, гады разбежались; Бог вымазал ему ноги до половины смолой, превратил в аиста, велел собирать разбежавшихся; когда соберет, снова сделается человеком]: 285-286; латыши [1) Бог велел Зайцу утопить в реке мешок с комарами; тот развязал мешок посмотреть, комары разлетелись; Заяц пошел топиться, рак схватил его за губу, Заяц убежал в лес, губа осталась разорвана; 2) Бог велел человеку утопить мешок с гадами; тот открыл, гады разбежались; Бог вымазал ему смолой ноги, сделал Аистом, велел собирать гадов; когда всех соберет, станет человеком; вар.: дал девице; черные ноги – юбка]: Погодин 1895: 440; Лутси (записано только в Лутси, но не в Эстонии) [Бог велит человеку (Зайцу) утопить мешок с блохами и мухами; тот из любопытства развязывает его, насекомые выбираются наружу; Бог превращает любопытного в аиста и велит собирать площиц (Filzläuse, Phthirius pubis L.)]: Kippar 1986, № 281D: 172; эстонцы [Бог велит человеку (Зайцу) утопить мешок с блохами и мухами; тот из любопытства развязывает его, насекомые выбираются наружу; Бог превращает любопытного в аиста и (одна запись в Lutsi ) велит собирать Filzläuse (площица, Phthirius pubis L.)]: Kippar 1986, № 281D: 172.