Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G4. Гора изобилия. .22.52.59.

Культурные растения найдены на горе или внутри горы.

Бирма – Индокитай. Ва : Obayashi 1964a [среди записанных автором – сюжет о происхождении риса; птица либо муравей находит рис внутри горы и приносит людям; rice was brought to mankind from a mountain either by a bird or an ant]: 205; 1962b [(перевел с японского А.М. Соколов). В далекие времена рис у лава отсутствовал. Однако лава знали, что рис есть в камне на горе. Гора была слишком высока, а вход в камень слишком мал. Тогда лава договорились с птицей нок-пи о том, что та принесет рис. Птица добыла сокрытый в камне рис и принесла его лава. Лава стали выращивать рис. У Pa-Pä еще есть предание о том, что рис произошел из воздуха, но не прилетел с неба. Подробности не известны]: 117.

Мезоамерика. См. мотив G3. Ацтеки ; науатль р-на Уастека; науат Пуэблы; тотонаки ; текистлатеки [кукурузы не было; люди увидели муравья (hormiga-arriera), тащившего зернышко кукурузы, пошли за ним, пришли к пещере, где сложены початки; ее хозяин – Ворон (Crow); каждые 20 дней он не известно откуда приносил початок; люди любят Crow, т.к. благодаря ему, узнали о кукурузе]: Carrasco 1960: 110; соке [муравей обнаружил в горе маленькое отверстие и достал оттуда кукурузу; первопредки (los viejitos) стали допытываться, откуда кукуруза, перетягивали муравью талию, пока он не расскалаз, талия стала узкой; попытались взорвать гору динамитом – не удалось; тогда ее разбил Гром, кукурузу достали]: Baez-Jorge 1983: 392-393; цельталь ; ишили ; тохолабаль ; покомчи ; кекчи ; кекчи , мопан ; мам ; какчикели ; пипили ; мам [росли на склонах]: Oakes 1951: 244; шинка [муж каждый день уходит есть плоды сапоте, а беременной жене приносит только одну; она спрятала нить, незаметно привязала ее к мужу и пошла за ним по нити; увидела, как он забрался на дерево, но у него не голова и руки, а лапы и клюв; он попросил ее открыть рот, чтобы бросить в не спелый плод; затем бросил второй и убил ее; закопал; в могиле родились 13 близнецов; они подросли и жили в прудах, питаясь рыбой и креветками; муж женщины попросил их вернуться домой, ибо он их отец; они ответили, что он им не отец, что он убил их мать; продолжали жить одни, забираясь ночью на сейбу; они нашли крокодила, отрезали ему язык, разделили на 13 частей и из каждой получился гром; старший из них Cumiche, который родился последним; попросил разрешения у хозяина горы уcтроить кукурузное поле; тот согласился с условием, что земля будет пожирать умерших; кукуруза была в закроме на небе; el comuturro вынул из носа засохшие сопли и сделал из этого птичку cheje, чтобы та нашла вход внутрь горы, где семена кукурузы; за это К. попросил у братьев капли крови и каждая превратилась в закром с кукурузой; громы проникли в гору, но Кумиче досталось лишь 4 початка; однако его поле обработали животнеы: zompopos и taltuzas и лишь он собрал урожай; ибо они спросили, как он готовит зерно для посева; а он ответил, что жарит его, толчет и т.п.]: López Ramírez et al. 2019: 13-14.

Гвиана. Хишкарьяна [зап. 1961 г.; маниок был на недоступной вершине скалистого острова; там же бананы, ямс, батат и другие културные растения; Белка обрубила лиану, которая их удерживала (информант поправил себя: нет, Белка испугалась, обрубил Колибри); люди посадили растения]: Derbyshire 1965: 15; апараи [ Квайкё просит убить его в лесу, прийти через некоторое время; Кужули находит на этом месте высокую скалу, маниок, бананы, перец и другие культурные растения у ее подножья; сперва пробует их сырыми; дух убитого учит его земледелию]: Rauschert 1967, № 6: 182-183.