Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G25. Злаки рассеяны над миром. .15.27.29.31.(.35.)

Семена злаков рассеяны над миром, упали на землю, теперь люди выращивают хлеба.

Латиняне, Древняя Греция, (осетины), лаки, литовцы.

Южная Европа. Латиняне [«Мифы», приписываемые Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеже эр, но датирующиеся, скорее всего, I-II вв.: «Когда Церера искала свою дочь Прозерпину, она пришла к царю Элевсину, жена которого Котонея родила мальчика. Церера притворилась кормилицей, у которой есть молоко, и царица охотно взяла ее к своему сыну. Желая сделать своего воспитанника бессмертным, Церера днем кормила его божественным молоком, а ночью тайно погружала в огонь. Поэтому он рос быстрее, чем растут смертные. Родители удивлялись этому и наблюдали за ней. Когда Церера хотела положить его в огонь, отец ужаснулся. Разгневавшись, она лишила Элевсина жизни, а Триптолема, своего воспитанника, одарила вечным благодеянием, ибо дала ему колесницу, запряженную драконами, чтобы он распространил злаки, и он, путешествуя на ней, засеял злаками весь мир» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 147.

Балканы. Древняя Греция [Триптолем – сын царя Элевсина Келея (Hymn. Hom. V 153, 474); Деметра подарила ему золотую колесницу, запряженную крылатыми драконами, дала зерна злаков; разъезжая по всему свету, Т. засеял землю и обучил людей земледелию (Apollod. I 5, 2; Hyg. fab. 147); за свою праведность Т. вместе с Миносом, Радамантом и Эаком судит в аиде мертвых (Plat. Apol. 41a)]: Мифы народов мира 1982(2): 525; также Гигин 2000, № 147 [когда Церера искала свою дочь Прозерпину, она пришла к царю Элевсину, жена которого Котенея родила мальчика; Церера притворилась кормилицей, у которой есть молоко, и царица охотно взяла ее к своему сыну; желая сделать своего воспитанника бессмертным, Церера днем кормила его божественным молоком, а ночью тайно погружала в огонь; поэтому он рос быстрее, чем растут смертные; родители удивлялись этому и наблюдали за ней; когда Церера хотела положить его в огонь, отец ужаснулся; разгневавшись, она лишила Элевсина жизни, а Триптолема, своего воспитанника, одарила вечным благодеянием, ибо дала ему колесницу, запряженную драконами, чтобы он распространил злаки, и он, путешествуя на ней, засеял злаками весь мира; когда он вернулся домой, Келей вместо благодарности приказал убить его; но узнав, кто он, он по велению Цереры отдал Триптолему царство, которое тот по имени своего отца назвал Элевсином, и установил священнодействия в честь Цереры, которые по-гречески называются Фесмофориями]: 148-179.

Балтоскандия. Литовцы : Мицкевич 1955, кн.8 [Кружок на севере – светящееся Сито, / Бывало, сквозь него создатель сеял жито, / Которое бросал Адаму с состраданьем / В те дни, когда его он покарал изгнаньем]: 434; Непокупный 2004 [А. Мицкевич, "Пан Тадеуш": На север светит кружок звездного Сита, через которое Бог (как говорят) просеял зернышки ржи ; Плеяды – сито (металлическое, с пробитыми отверстиями) – литовцы, также древние пруссы ; у Мицкевича именно литовские представления]: 65, 74-77.

Кавказ – Малая Азия. (Ср. осетины [громовник Уацилла хранит хлебные зерна в своей сумке; Сослан просит его подарить их людям, тот соглашается]: Либединский 1978: 121); лаки [собранный урожай Зал просеивает сквозь сито – Плеяды; когда туман и тучи, З. пропускает через сито воду, чтобы разогнать тучи; тучи удерживают зерна божественных хлебов; некоторые семена упали на горы и оттуда распространились по миру; люди просят З. дать воду, чтобы семена росли, он посылает струйки воды]: Халидова 1984: 160.

( Ср. Западная Сибирь. Южные селькупы [«дыра с головку веретена» - отверстие, через которое Ном посылает семена съедобных ягод и шерстинки животных; когда оно открыто, в него можно сверху посмотреть и узнать, что делается на земле]: Тучкова 2004: 254).