Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F9a1. Щучья пасть, ATU 1686A*. .15.16.27.28.31.32.36.39.

Девушка или молодая женщина говорит (делает вид), будто в вагине у нее хищная пасть. {В отличие от вариантов, характерных для циркумтихоокеанского региона, соответствующие тексты не предполагают, что женское лоно на самом деле опасно}.

Испанцы, португальцы (?), французы (Пикардия, Вогезы), голландцы, фризы, немцы (Австрия), сербы, болгары, русские (место записи не известно), украинцы (Львов, Полтавская, Харьковская, Курская), финны, мари, центральные(?) якуты, дальневосточные (?) эвенки (Якутия), лесные юкагиры.

Южная Европа. Испанцы (?) [{в тексте майя-цоциль в Чьяпасе дурак полагает, что в вагине есть зубы; сюжет может восходить к европейской традиции; сходный вариант у креолов Эквадора (пров. Гуаяс, Carvalho-Neto 1994: 356-360) явно не связан с индейским фольклором}]: Laughlin 1977, № 138: 56; Laughlin, Karasik 1988: 148-149; португальцы {мотив описан по указателю, подробности не указаны} [старуха подстраивает так, что лапу волка защемило в бревне; вырвавшись, волк убегает от другой женщины, чьи гениталии выглядят еще опаснее, чем щель в бревне; либо человек защемляет лапу льву, волку, лисе; затем они видят того человека с женой и думают, что он делает с ней то же, что сделал с ними]: Cardigos 2006, № 38: 26.

Западная Европа. Французы (Пикардия) [у отца три дочери возрастом 22, 21 и 18 лет; старшая попросила выдать ее замуж; отец обещал дать ответ через 8 дней; срок пришел и он вызвал всех дочерей по очереди, спрашивая каждую, сколько у нее ртов и какой из них старше; старшая: верхний, ибо в нем уже выросли зубы, а в нижнем еще нет; средняя: нижний, ибо окружен усами, а вокруг верхнего они еще не выросли; младшая: я уже все знаю; у меня верхний рот с зубами и без усов, а нижний – без зубов, но с усами; верхний старший, ибо уже не сосет, а нижний все время просит сосать; мой кузен вчера вечерам дважды давал ему грудь; после этого отец, заботясь о ее репутации, выдал младщую дочь раньше всех]: Kryptadia 1907, № 48: 87-89; французы (Вогезы) [трех девушек последовательно спрашивают: из двух ваших ртов, какой старше? первая: верхний – в нем уже есть зубы, а в нижнем пока нет; вторая: нижний – борода уже выросла, а у верхнего нет; третья: верхний – этой ночью этот младенец еще сосал]: Kryptadia 1898: 387; фламандцы [служанка кюре – его любовница; однажды он заболел и она попробовала использовать вместо пениса угря; но угорь так и остался у нее в вагине; и когда кюре выздоровел, откусил, угорь вцепился ему в головку члена и кюре вытащил его вместе со своим пенисом; «Я не спрашиваю, что делает угорь в твоей вагине, но протестую против того, чтобы ты использовала мой член в качестве удочки!»]: Kryptadia 1888: 315-317; немцы {только юг?}, голландцы , фризы : Uther 2004(2), № 1686A*: 373-374.

Балканы. Сербы [сидя у костра, пастух ел сыр; рядом сидела его сестра; юбка задралась и он увидел ее гениталии; спросил, что там; сестра: волк; пастух: прикрой его, а то мой член скинул сыр, лежавший у меня на коленях]: Краусс 2009(1), № 128: 352-353; сербы [парень приставал к тетке; та поместила между ног щучью голову и сжала бедра; парень пообещал, что больше не станет просить пизду; когда отец его женил, он сказал жене, что пизда кусается; жена: у нее нет зубов; парень привязал ноги жены к боковинам телеги, руки – сзади и увидел в пизде зуб; испугался и убежал; беспомощная жена въехала на телеге во двор родителей; ненасытную пизду называют щукой, а чаще карпом; вариант: жена подняла ноги и пернула; парень: у тетки хотя бы не лаяла]: Краусс 2009(1), № 200: 417-418 (сходный текст: № 202: 419-420); болгары [юноша и девушка хотели пожениться, но девушка уже потеряла невинность и опасалась скандала; мать научила ее вставить в вульву клюв утки; во время первой брачной ночи жених решил, что вульва его укусила, рассказал об этом друзьям]: Константин Рангочев и Росен Малчев, запись конца 1980-х годов (Рангочев, личн. сообщ., 15 мая 2017).

Средняя Европа. Русские (единственный вариант, место записи не указ.) [девушка и глупый парень разговаривают, находясь по разные стороны забора; в ответ на нескромное предложение девушка просовывает сквозь забор (тын) зубастую пасть щуки]: Афанасьев 1992, № 13: 8-19 (=СУС 1979, № 1425***: 299; =Успенский 1993: 125); западные украинцы (Львов) [Первая брачная ночь. Молодые лежат в постели. Жена просит: «Петро, давай, уже можно». Муж: «Нет, не буду». Жена: «Петро, мы уже венчаны». Муж: «Нет, не буду, мама говорит, что она кусается». Жена: «Ты какой-то странный. Давай пальчик. Коснись». Касается. Жена: «Ну что?» Муж: «Всё равно не буду». Жена: «Не бойся. Посмотри, зубы есть?» Смотрит. Жена: «Ну что?» Муж: «Зубов нет, но дёсна очень запущены»]: Кімакович 2005: 39-40; украинцы : Гриша 1899, № 60 (Полтавщина, село Ципки, Гадяцкий уезд) [женщины пели на свадьбе: "А у нашего свата лубяная хата, а за тим лубям пизда с зубям, я б iï узяв, да боюся приступити"]: 150 (=Вовк 1898: 158, =Сулима 2001: 158); Эварницкий 1906, № 671 (Харьковщина) [песня на свадьбах после ритуала дефлорации (перевод): "Сыр ела, сыр ела, зубы жирным замазала, если бы колбаса да печеный поросенок, еще бы ела"]: 577 (=Красиков 2003, № 265: 90); украинцы (Курская, Белгородский у., с. Шебекино) [Мать сидит на высокой завалинке, широко расставив ноги. Сын лет трёх-четырёх садится у ног матери, смотрит вверх, под юбкой видит гениталии. Говорит: «Мама, мама, закрой свою рытвину, а то я боюсь, она меня съест». – «Ты глупый, чего же ты боишься, она тебя родила». – «Ага, родила, хоть и родила, а я боюсь, она съест»]: Tarasevskyj 1909б № 29: 16.

Балтоскандия. Финны : Uther 2004(2), № 1686A*: 373-374.

Волга – Пермь. Мари [невинный парень просит молодую женщину дать ему то, что марийки дают; она делает вид, что не понимает; в конце концов велит прийти после темноты к изгороди; сама стоит с другой стороны, поднимает рубашку и приставляет к гениталиям щучью голову; когда парень вводит член, зажимает его зубами; он чуть жив от боли и ужаса; мать велит сыну жениться, находит невесту; после свадьбы он не касается жены; та жалуется своей матери; муж хочет убедиться, что у жены нет в вагине зубов; для этого кладет ее на телегу, связав по рукам и ногам, поднимает рубашку; кобыла потащила телегу и привезла к дому тещи; народ видит, смеется; теща зовет зятя в баню и велит с нею сойтись; ему нравится; затем посылает в баню дочь; он и с ней сошелся; все хорошо, у молодых много детей]: Lewy 1989, № 27: 42-45.

Восточная Сибирь. Центральные(?) якуты (место записи не указано) [женщина подошла к котлу и увидела в масле отражение страшной рожи; сразу догадалась, что это нэриэтинньик (дух мертвого) залез на юрту и заглядывает в дымоход; женщина сняла штаны, взяла ложку и стала делать вид, что кормит маслом свою вульву; сказала: «Ишь, какая! Опять закапризничала – подавай ей золотую ложку. Придется идти к соседям за золотой ложкой, иначе беда!»; затем оделась, ушла и собрала мужчин; они накинули на нэриэтинньика петлю, стащили его на землю и зарубили топором]: Жукова 2008: 40; (ср. якуты (место записи не указано; русское заимствование крайне вероятно) [младший брат был глуповат и приставал к жене старшего; старший перед отъездом дал жене высушенную голову зубастой щуки; когда младший ночью стал к ней приставать, подставила ему открытую щучью пасть; младший попал в нее пенисом, взвыл от боли, убежал; отец засватал за него девушку; младший боялся и дразнил ее вульву пальцем; девушка его прогнала; старший сказал, что у женщин зубы есть и между ног и посоветовал их выбить; младшего женили на другой девушке; он ударил ее деревянной табакеркой между ног; она его выгнала]: Жукова 2008: 40-41); дальневосточные (?) эвенки (Якутия; группа не указана; в корреляционной таблице отнесены к дальневосточным) [муж и дети ушли в лес, женщина осталась у чума; когда доила оленей, к ней пришел черт; она спросила, хочет ли он увидеть то, чего раньше никогда не видел; черт ответил, что да; женщина велела смотреть издали и залезла в заросли чертополоха; черт их боится; чтобы спасти оленей, женщина сняла свои ровдужные трусы и, раздвинув ноги, начала говорить: «Моя маленькая девочка, ты давно не ела, наверно, хочешь кушать. На, ешь понемножку, чтобы молока хватило до вечера»; затем стала, обмакивая палец в молоко, кормить свою вульву; черт начал смеяться и забыл про оленей; так продолжалось до вечера, пока не пришел муж женщины и не пристрелил черта заговоренной стрелой]: Жукова 2008: 50-51).

СВ Азия. Лесные юкагиры : Спиридонов 1996 [женщина варила еду в берестяном котле; с ней двое детей; вошел древний старик; женщина поставила мясо на стол, разделась и сделала вид, что кормит свою вульву; говорит, что опять без соли не очет есть, стал бить вульву талиной; сделала вид, что пошла за солью к соседям; те прибежали, связали сказочного старика и стали рубить и жечь; но вреда ему нанести не могли; отпустили, но с тех пор стал невидимым]: 50-51; (ср. Жукова 2008 (русское заимствование крайней вероятно) [купцы приехали торговать на рыболовный участок; один стал приставать к местной девушке; она завернула в тряпку живую щуку, только глаза и рот оставила; ночью пришел купец, полез к девушке; она подставила щуку; купец сунул свой пенис в ее пасть; с ревом выскочил, уехал; долго не женился, а женившись, жену не трогал – боялся зубов; потом все-таки завел от нее детей]: 30).