Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F87A. Жена змея и ее дети: превращение в птиц.

.28.29.31.-.33.

Змей заползает на одежду купающейся девушки, слезает за обещание выйти за него замуж, уводит ее в подводный мир. Она там счастлива, рожает детей. Вместе с ними навещает родственников. Те вызывают из воды змея и убивают. После этого жена превращает детей и/или себя в птиц.

Русские (Терский берег, Заонежье, Вятская, Новгородская, Московская, Тульская, Брянская, Воронежская, Курская), белорусы, западные (Закарпатье) и восточные (Полтавская, Харьковская) украинцы, карачаевцы, вепсы, мари, чуваши, казанские татары, казахи.

Средняя Европа. Белорусы : Грынблат, Гурскi 1983, № 57 [девушки купались, одной уж заполз на одежду, обещал слезть, если та станет его женой; она обещала, он увел ее в море; через пять лет отпустил ее с тремя детьми повидать мать; велел вернуться через пять дней, позвать, "Якуб!" Если покажется кровь, то он умер, если пена, то жив; дома старших мальчиков били, но они ничего не сказали; а младшая дочь рассказала; ужа вызвали, убили; жена увидела кровь, стала кукушкой; сыновья стали березой и елкой, дочь – осиной], 63 [девушки купались, одной уж заполз на одежду, обещал слезть, если та станет его женой; она обещала, рассказала матери; уж со множеством ужей разбили окно хаты, забрали девушку; однажды она возвращается к матери, с ней сын и дочка от ужа; объясняет матери, что когда станет возвращаться к мужу, крикнет на берегу речки, чтобы Осип вышел и взял ее; мать уговорила дочь остаться на ночь, пошла на реку, позвала ужа, отрубила ему голову; дочь с детьми пришла, увидела мертвое тела; опрыскала себя и детей кровью ужа, стала кукушкой, дочь ласточкой, сын соловьем]: 62-63, 65-67; Добровольский 1891, № 40 (Смоленская) [дочь вышла за лесничего против воли матери; лесничиха поселилась с мужем за болотною речкою, переходом служил мостик, скрываемый от матери-колдуньи; она наказала сыну и дочке не говорить о мостике бабушке; однажды пришла бабушка, стала расспрашивать детей, где их отец переходит речку; внучек молчал, а внучка показала мостик; женщина бежит к мостику, видит там труп своего мужа Якуба, зарезанного матерью; лесничиха велит сыну стать соловьем, сама превращается в кукушку, дочке велит стать лягушкой, чтобы на нее все плевали; кукушка жалобно зовет, «Якуб. Якуб!»]: 277-278; Смирнов 1984, № 50 (Полесье) [девушки купались, на одежду одной заполз уж; уползает, когда она обещает стать его женой; через три года с сыном и дочкой приходит в гости к матери; отвечает, что вызывает мужа, кликнув на речке, Якуб ; мать приходит, зовет, отрубает ужу голову; жена зовет, видит плывущую голову; велит дочке стать ласточкой, сыну – соловьем, сама становится кукушкой («зовулькой»)]: 208; восточные украинцы : Булашев 1909 (Харьковская, Купянский у.) [к дочери лесника сватается красавец; увозит ее в карете во дворец на дне озера; он – уж; у них мальчик Вася и дочь Горпуша; муж соглашается отпустить жену и детей в гости к ее родителям; превращается в мост через реку; отец женщины выспрашивает у детей, кто их отец; Г. проговаривается, что он сейчас превратился в мост; старик рубит его топором; возвращаясь, жена видит на берегу кровь; женщина превращает дочь в крапиву, сына в василек, сама делается кукушкой]: 360-363; Драгоманов 1876, № 27 [девушки купались, на платье одной заполз уж; не слез, пока она не согласилась за него выйти; она звала его «куку, куку», он выходил; сказал, что если не захочет к нему, то все равно женщиной не останется, станет птицей; она решила стать птицей – кукушкой]: 8-9; Іоаніді 1985 (с. Велыка Обухивка Миргородского р-на Полтавской обл.) [мать с дочкой жали рожь; когда мать пошла домой, дочь задержалась помыть руки; идя к дому, постучала серпом по дубу, серп провалился под землю, она спустилась за ним, подружилась с Ужом, родила от него мальчика и девочку; соскучившись по матери, попросила мужа вывести их наверх навестить ее; женщина стала спрашивать внуков, девочка проговорилась; женщина побежала к дубу, стала стучать по нему, Уж высунул голову, думая, что это жена, женщина отрубила ее; узнав, что случилось, жена Ужа велела сыну стать соловьем, дочке – кукушкой, у которой нет своего дома]: 81; Кулиш 1857 (место записи не указано) [девушка полюбила Ужа, он увез ее в свой подземный хрустальный дворец; она родила близнецов – сына и дочь; она села в золотую карету, поехала в село крестить детей; мать женщины бросилась с косой ее убить (за то, что та сошлась с ужом); женщина велела сыну превратиться в соловья, дочери – в кукушку; те улетели, карета, кони, женщина пропали]: 33-34; западные украинцы (Закарпатье, запись автора) [мужем женщины был Уж; дети не любили его и убили; узнав об этом, мать прокляла их, велела сыну стать соловьем, дочери - крапивой]: Сокiл 1995: 45; русские (Терский берег) [дочь старушки пошла купаться с подружками; на ее платье заполз жук: если пойдешь за меня, верну платье; девки советуют соглашаться; ночью застучало заходило; после третьей ночи мать надела на дочь смертное платье, отпела и отпустила в озеро; там Осип-царевич; через три года жена отпросилась навестить мать, взяла с собой сына и дочь; мать расспросила, что по возвращении надо позвать, Осип, Осип, возьми меня; ночью мать пришла с топором, позвала, высунулась человеческая голова, мать ее отсекла; утром жена пошла звать, голова появилась и скрылась; мать велела сыну стать голубем, дочери – ласточкой, сама стала кукушкой; кукушка-вдова по чужим гнездышкам летает]: Балашов 1970, № 42: 137-139 (=1991: 102-106); русские (Заонежье) [девушки купались; 11 рубашки сложили, а 12-ая в сторонку кинула; на нее заполз змей; потребовал выйти за него, пришлось согласиться; девушка с матерью три ночи держали все щели в доме закрытыми, но гад так свистел, что пришлось выйти; днем он гад в реке, а вечером она его кличет: Выдь, мой любезный, гадом, стань парнем; у них уже двое детей, если бы третьего, то муж навсегда остался бы человеком; мать узнала, как дочь выкликает, вызвала гада, зарубила косой; дочь пустила детей белыми лебедями, а сама стала кукушкой]: Карнаухова 2009, № 59: 170-171; русские : Азбелев 1992, № 320 (Вятская губ.) [девочки пошли в пруд купаться; одна не нашла своей одежды; Змей выходит из воды, отдает одежду за обещание за него выйти; когда девочку стали выдавать замуж, Змей ее украл; она родила ему сына и дочь; попросилась навестить мать; та спрашивает, как она вызывает мужа; Змей, змей, отвори мне двери ! Мать идет вместо нее, говорит те же слова, отрубает Змею шашкой головы; дочь велит сыну быть раком, дочке – плишкой (?), порхать; сама превращается в кукушку]: 460; Власова, Жекулина 2001, № 43 (Новгородская обл.) [две девушки купались, змей сел одной на платье, она ответила, что пойдет за него замуж (не думая, что это серьезно); змеи утащили ее из дома; через пять лет она пришла в гости с матерью с двумя детьми; отвечает матери, что позовет "Осип, Осип, выдь сюды", чтобы вернуться; мать вызывает змея этими словами, отрубает голову топором; увидев кровь на воде, дочь становится кукушкой, ее дети пташками]: 80; Попов 1869 [Кукушка была девочка, рожденная от девки, жившей с змеем; за то, что она доказала бабушке своей, что мать ее живет с змеем, – мать прокляла её и сказала: «Чтоб тебе весь свой век куковати и своего роднаго гнездушка не свивати!]: 3; русские (Московская) [девки купались, уж («южик») лег одной на белье; пришлось согласиться пойти замуж, не нагой же в деревню идти; приползло множество ужей, увели девушку в подводное царство; там дворец; родились мальчик и девочка; муж отпустил повидать мать; мать зовет ужа, зарубила его; дочь плачет; велит сыну быть соловьем, дочери – ласточкой, сама стала кукушкой]: Ведерникова, Самоделова 1998, № 40: 95; русские (Тульская) [девушки пошли купаться, уж заполз на рубашку старухиной дочери; велит выйти за него замуж, иначе не слезет; та обещала; через неделю множество ужей ворвались в избу и унесли девушку в пруд; под водой они люди; через три года она просит мужа разрешить, взяв сына и дочь, навестить мать; тот учит: чтобы вернуться, надо покликать, Осип, Осип, выдь сюда; дома дочь обо всем рассказала матери; та наточила топор, стала кликать; уж вышел, она срубила ему голову, вода в реке покраснела; прийдя к плотине, жена ужа велит дочке стать птичкой подкрапивничкой, сыну – соловьем, сама стала кукушкой: Эрленвейн 1882: 169-172; русские (Брянская) [девушки пошли на речку, к Таисие уж заполз на рубашку; отдаст рубашку за обещание выйти за него замуж; вечером ужи увели невесту; они хорошо живут, но колдовство спадет через 4 года; через три жена отпросилась повидать мать и взяла детей; мать вышла на берег, вызвала ужа и зарубила косарем; жена нашла тело, велела дочке стать полевой пташкой, сыну – соловьем, сама стала кукушкой]: Глебов 2016, № 110: 177-179; русские (Воронежская, 1970, с. Стадница Семилукского района) [Маша отпрашивается у матери идти купаться на речку. Когда девочки выходят на берег Маша видит ужа на своей рубашке, не может его согнать. Уж спрашивает, выйдет ли она за него замуж, она жалеет рубашку и соглашается. Мать ругает Машу. Она вырастает, к ее дому приползают ужи и забирают. Она живет в пруду с ужом, рожает детей. Приходит навестить мать, рассказывает, как попадает в пруд – вызывает ужа, он выползает и забирает ее. Мать берет топор, приходит к пруду, вызывает ужа и разрубает его, вода в пруду становится красной. Маша зовет ужа, видит воду и понимает, что произошло, превращается в кукушку, «вечно горе куковать», дочь превращает в маленькую птичку, сына в соловья]: Кретов 1977, № 29: 50-51; русские (Курская) [девушки купались, у одной на белье оказался уж; подруги ушли; она сказала, Уж, уж, ты будешь мой муж, только отдай белье ; уж уполз; через 3 дня к дому девушки ползет вереница ужей; мать заперлась, но ужи ворвались, устроили пир, увели девушку в реку; на третий год жена уже просит отпустить ее к матери; муж велит завтра к вечеру вернуться; жена уже пришла с двумя детьми; сказала, что живет хорошо; мать попросила остаться еще на ночь; спросила, как зовет мужа; ночью пришла к реке, позвала теми же словами, отрубила ужу голову топором; жена уже приходит, видит голову, велит дочери стать ласточкой, сыну – соловьем, сама делается кукушкой]: Аристов, Павлов 1939: 68.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы / балкарцы [Ариука с подругами купалась на речке, на ее рубашку заполз уж; отдал рубашку за обещание выйти за него замуж; через две недели змеи унесли А.; однажды она вернулась с сыном и дочкой, сказала, что хорошо живет под водой; мать узнала, что та зовет мужа "Доммай, доммай" (слово означает "зубр", почему здесь – не ясно); мать вызвала змея, отрубила топором голову; А. увидела кровь и голову мужа, превратила дочь в ласточку, сына в соловья, сама стала кукушкой]: Джуртубаев 2007: 11-12.

Балтоскандия. Вепсы (северные) [сюжет «Жена змéя, гада» (425М) известен; пересказ отдельных эпизодов: змей женится на средней дочери старика и старухи; в качестве сватов к девушке приходят змеи; во время поездки к венцу невеста сидит между змеями; на венчании «поп — гад, дьяк — гад, одна невеста — человек»; во время первой брачной ночи змей превращается в молодца; через три года от такого брака рождается прекрасный сын — «волосок золотой, другой серебряный»; змей принуждает девушку стать его женой под угрозой убить всех ее родных; за малейшее неповиновение превращает жену на три года в кукушку, а сына — в соловья]: Винокурова 2015: 240 (со ссылкой на Setälä E.N., Kala J.H. Näytteitä Äänis - ja Keskivepsän murteista. Helsinki, 1951. № 22, 27, 32).

Волга – Пермь. Чуваши [уж садится на платье купающейся девушки, отдает в обмен на обещание выйти за него; на следующий день девушка зовет его, он приводит ее в подводный дворец, становится человеком; позволяет жене с детьми навестить родных; отправляет в золотой карете; возвращаясь, они додетьми навестить родных; одит ее в подводный дворец, ие икры; слишком выступающий живот; малозаметные женскиелжны крикнуть, Куку, выходи ; узнав, как вызывать зятя, завистливая сестра приводит к берегу мужа, зовет голосом жены ужа, муж отрубает ужу голову; жена находит ее, велит сыну быть жуком-рогачем, дочери стрекозой, сама делается кукушкой, с тех пор зовет мужа]: Данилов, Нечаев 1975: 67-75 (=Эйзин 1993: 217-224, =Юхма 1996: 122-124); мари : Акцорин 1984 [три сестры купаются, на одежду самой красивой улегся змей, слез за обещание выйти за него; змеевы сваты ворвались в дом, унесли девушку за море; через три года дочь приезжает в гости с сыном и дочкой; рассказывает, что мужа зовут Исан Исаныч; мать выходит к берегу, зовет зятя по имени, отрубает голову косой; когда выходит жена, волна шепчет, что муж убит; жена велит сыну стать жаворонком, дочке – кукушкой, сама скрывается в море]: 145-146; Калиев 2003 [Как-то девушка купалась в реке. Выйдя на берег, она обнаружила змея, лежащего на ее одежде. За то, что он отдаст ей одежду, змей предложил девушке выйти за него замуж. Девушка вынуждена была дать согласие. Придя домой, она поведала об этом матери. Та, схватив топор, стала дожидаться появления змея. Но змей было так много, что она побоялась отсечь голову змея-жениха. Спустя год-два дочь пришла в гости к своей матери. Мать, разузнав, как дочь вызывает из воды своего мужа-змея, пришла к реке и, позвав змея, отрубила ему голову. Дочь же, устав ждать у водоема своего суженого, превратилась в кукушку и до сих пор ищет и кличет его по белу свету]: 88 (цит. по Юзиева 2016: 124); казанские татары (зап. 1958; 3 записи в Поволжье, 1 в Тюменской) [пожилые родители неохотно отпускают Зухру купаться с другими девушками; Змей заползает на ее одежду, просит пойти за него, уползает, обещая явиться за З., когда той исполнится 18; Змей приползает с другими змеями, пери и джиннами, уводит З. в озеро; под водой превращается в красавца; он сам был похищен змеями, стал их Падишахом; З. с тремя детьми идет навестить родителей; мать выведывает у З., какими словами она вызывает мужа; идет с саблей к озеру, вызывает Змея, отрубает ему голову; З. с детьми хоронят его; З. превращает детей в соловья, ласточку, скворца, сама делается голубкой]: Замалетдинов 1992: 57 (=2008а, № 52: 233-238).

Туркестан. Казахи [девушки купаются, говорят Миржан, что сам хан бы попросил ее стать его женой; из воды слышится могучий голос, на одежду М. заползает змей, обещает вернуть, если М. станет его женой; М. соглашается; через неделю множество змей приползают к юрте, уносят М. под воду; через несколько лет М. приходит к матери с сыном и дочкой, говорит, что счастлива; отвечает матери, что вызовет мужа словами "Ахмет, Ахмет, приди, поднимись со дна"; ночью мать М. вызывает змея, убивает его топором, вода окрасилась его кровью; утром М. находит у реки голову мужа; велит дочке стать ласточкой, сыну – соловьем, сама превращается в кукушку]: Дауренбеков 1979: 103-106.