Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F83A. Оскорбление передано через детей, ATU 36.

.15.-.17.21.22.27.-.31.33.34.

Один персонаж просит детей другого передать оскорбление их матери или отцу – обычно сообщает о своем намерении заняться любовью с их матерью. {данные ATU внесены в корреляционную таблицу, но не в текст}.

Испанцы (Галисия, Кадис, Эстремадура) [заяц и лиса], португальцы [заяц и Лиса], французы [вероятно, лис и медведица или львица], фламандцы, голландцы, фризы [лис и медведица], Оман, тибетцы [заяц и львица], карены [заяц и тигрица], албанцы [заяц и медведица], болгары [заяц и медведица], венгры, боснийцы, русские [заяц и лиса], украинцы (Курская), осетины, грузины, турки, таджики [лис и медведица], горные таджики [лис и волчица], ягнобцы [лис и медведица], латыши [заяц и волчица], финны [заяц и лиса], литовцы, ливы, эстонцы, казахи [лис и медведица], хакасы [заяц и лиса], тувинцы [заяц и медведица].

Южная Европа. Португальцы [лиса оказывается в ловушке, заяц ее насилует]: Cardigos 2006, № 36: 26; испанцы ( Галисия , Сьюдад-Реаль) [лиса приходит к зайчатам, просит передать их отцу, что съест его; заяц бежит в чащу, лиса за ним, застревает между стволами, заяц ее насилует]: Camarena, Chevalier 1997, № 36: 66-67; испанцы (Эстремадура) [кролик приходит к лисятам, когда лисы нет дома, и просит передать их матери, что он собирается заняться с нею любовью; лиса обещает детям поймать кролика и они хорошо пообедают; кролик приходит, лиса бросается, кролик скрывается в норе, лиса в ней застревает, кролик (выйдя через другой выход) осуществляет свои намерения]: Rodríguez Pastor 2000, № 32: 142-143.

Западная Европа. Французы [документировано с 12 в.; Лис (Заяц) говорит детям Медведицы (Лисы, Львицы), что хотел бы иметь любовь с их матерью; та узнает об этом, ждет Лиса (Зайца), чтобы убить его; убегая, тот проскакивает между деревьями, а преследовательница застревает; обидчик исполняет обещанное; возвращается, изменив свой облик; она спрашивает, видел ли он Лиса (Зайца); он спрашивает в ответ - того ли, который ее изнасиловал? Медведица (Лиса, Львица) думает, что о ее позоре уже всем известно]: Uther 2004(1), № 36: 35-36; фламандцы , голландцы : Uther 2004(1), № 36: 26; фризы [лис и медведица (застревает в расщепленном дереве)]: Kooi 1984, № 36: 287.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы [Лев ловит Зайца; тот говорит, что другой свирепый зверь живет в водоеме; Лев видит там свое отражение, прыгает, гибнет; Заяц говорит Львице, что сильно побил ее мужа; та бросается за ним, застревает в отверстии стены; Заяц подходит сзади, швыряет в нее камни, уходит; Львица умирает от истощения]: O'Connor 1906, № 9: 51-55.

Бирма – Индокитай. Карены [Заяц приходит к дочке Тигрицы, велит передать матери, что он собирается отхлестать ее палкой; Тигрица гонится за Зайцем, спрашивает, как тот пролез в заросли бамбука; он отвечает, что задом; Тигрица застревает, Заяц ее побил {возможно, в оригинале - изнасиловал}; в следующий раз Заяц отвечает, что он другой заяц, предлагает послушать скрипку дедушки, Тигрица защемила свой хвост между двух лиан; Заяц предлагает Тигрице спуститься в колодец послушать лягушек; щекочет Тигрицу, та машет лапами, выбрасывает Зайца, он засыпает колодец камнями; говорит белому буйволу, что черный хочет его убить, черному - что белый хочет убить; буйволы убивают друг друга; Заяц пляшет на трупах, напоролся на рог, умер]: Касевич, Осипов 1976, № 182: 492-494.

( Ср. Южная Азия. Хо [пока тигр с тигрицей охотятся, шакал приходит к тигрятам, называет себя чиновником раджи, отбирает мясо; так многократно; тигр видит его, гонится, застревает между двух скал; шакал говорит тигрице, что раджа посадил ее мужа в тюрьму, обещает заботиться о ней и тигрятах; тигрица гонит на него оленей, он не может их убить, делает вид, что внезапно заболел; в следующий раз шакал с тигрятами гонят оленей, тигрица убивает оленей; отослав ненадолго тигрицу с тигрятами, шакал съедает лучшие куски; так многократно]: Bompas 1909: 456-457).

Балканы. Албанцы [Заяц называет медвежат большеголовыми, обещает укусить; те рассказывают матери; она прячется; гонится за Зайцем; застревает между двумя деревьями; Заяц откусывает ей хвост, с тех пор он у медведей короткий]: Серкова 1989: 216-218; болгары [придя к медвежатам в отсутствие медведицы, заяц просит ей передать, что обесчестит их мать; медведица за ним гонится, застревает между деревьями, заяц забирается на нее]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 36: 47.

Средняя Европа. Русские (место записи не указано) [заяц подходит к дому лисы, та посылает детей сказать, что ее нет дома; заяц выражает сожаление: он собирался совокупиться с ней; лиса бросается в погоню за зайцем, застревает между двух берез, заяц ее насилует, убегает, вымазался углем; лиса подходит, принимает зайца за монаха, спрашивает, не видал ли тот зайца; мнимый монах: того, который тебя вчера поимел? лиса со стыдом уходит; «Ах, он подлец! Уже успел по всем монастырям расславить!»]: Афанасьев 1992, № 1: 10-11; украинцы (Курская, с. Шебекино) [Заяц прибегает к лисьей норе, спрашивает лисят, дома ли лисичка-сестричка, ему отвечают, что пошла гулять, детям корм добывать, спрашивают, зачем она ему. Отвечает, что хочет её поиметь. Лисята сообщают лисе, возмущённая лиса гонится за зайцем, тот прячется за куст, лиса застряёт в кусте. Заяц совокупляется с ней. Отбегает, купается в пруду, качается в пыли, становится чёрным. Взяв в руки палицу и нацепив чётки, изображает «монаха». Лиса спрашивает, не видел ли тот зайца. «Монах» осведомляется, того ли, что поимел её. Лиса подтверждает и бежит в указанном направлении, думая, что заяц уже по всем монастырям раззвонил; не столько совокуплялся, сколько славы наделал]: Гнатюк 1916, № 76: 102.

Иран - Средняя Азия. Таджики (Муминабад) [каждый раз лиса приходит к берлоге в отсутствие медведицы, спрашивает, медвежат, где их мать; медведица погналась за ней, лиса скрылась в мельничном желобе, медведица застряла, лиса сунула ей в зад палку; медведица попросила мужика освободить ее, стала приносить баранов, но обещала убить, если тот об этом расскажет; мужик рассказывает жене, медведица слышит; приходит на поле; в животе у мужика заурчало, он сказал, что это идут охотники, предложил спрятать медведицу в мешке, забил до смерти]: Левин и др. 1981, № 25: 133-134; горные таджики : Семенов 1900(1) (Каратегин) [Лис подходит к жилищу Волчицы, спрашивает Волченка, дома ли его мать; тот отвечает, что нет; Лис просит передать, что предастся с Волчицей любви; возвращается Волчица, ребенок говорит, что ее ожидает какой-то Лис; тот предлагает Волчице прогуляться, Волчица его съедает]: 23-24; 1900 (Дарваз, вверх по Пянджу) [Лис подходит к жилищу Медведицы, спрашивает Медвеженка, где его мать, он, мол, собирается ее изнасиловать; в следующий раз Медведица ждет Лиса, бросается за ним, тот пробегает через мельницу, Медведица застревает в дверях, Лис ее изнасиловал; взяв Медвежонка, Медведица ушла]: 22-23; ягнобцы [лис просит двоих медвежат передать их матери, что он будет с нею совокупляться; Медведица погналась за ним, лис проскочил через помещение для мельничного колеса, медведица застряла, он ее изнасиловал; медведица слышит, как пахарь со смехом рассказывает о случившемся сыну; медведица обещает его съесть; пахарь боится выйти в поле; лис велит идти, поднимет пыль, надо сказать, что это царский человек ищет шестилетнюю медведицу; медведица: положи меня в борозду; пахарь: быки раздавят; под сено – быки найдут; в мешок; медведица забирается в мешок, пахарь и лис забили ее до смерти]: Андреев, Пещерева 1957, № 18: 105-106.

Балтоскандия. Латыши [Заяц просит передать детям Волчицы, что он хочет ее отлупить {возможно, в оригинал – сойтись с ней}; так дважды; на третий раз Волчица прячется за печкой, гонится за Зайцем, тот пробегает между двумя сросшимися деревьями, Волчица застречает, Заяц ее лупит; убежал, вывалялся в золе; Волчица спрашивает "Хорька", не вид ли он Зайца; тот спрашивает – не того ли, кто ее отлупил между деревьями; Волчица стыдится и убегает]: Алксните 1958: 84-85; финны [заяц спрашивает лисят, где их мать; говорит, что хочет с ней переспать; лиса гонится за ним, он проскакивает через развилку дерева, лиса застревает, заяц совокупляется с ней; вымазался золой, встречает лису, та спрашивает, не видел ли он зайца; тот отвечает, что видел: сказал, что совокуплялся с лисой; лиса: о моем позоре уже все знают; заяц смеется, губа лопнула]: Рахимова 2000: 172-173.

Туркестан. Казахи : Каскабасов и др. 1979, № 39 [Лис встретил двух медвежат, говорит, что хочет иметь любовь с их матерью; Медведица в бешенстве гонится за Лисом, тот проскакивает через развилину дерева, Медведица застревает, Лис подходит к ней сзади, занимается с ней любовью, убегает; Медведица спрашивает пастуха, что тот видел; пастух отвечает, что ничего, лишь один лис имел любовь с медведицей; Медведица дала пастуху за молчание золото, тот принес золото, рассказал жене, Медведица слышала; Лис велит пастуху принести мешок, шило и кетмень; поднимает пыль, велит объяснить Медведице, что царевна больна, царские люди идут за медвежьей желчью; Медведица просит спрятать ее в мешок, Лис убивает ее шилом и кетменем; в награду Лис требует отдать ему одно из двух (видимо, тестикул) пастуха; у того бурчит в животе, он говорит, что проглотил собак и теперь те хотят выбраться и напасть на Лиса; Лиса убегает, пастух успевает схватить ее за хвост, убивает], 48 [Лис говорит медвежатам, что хочет иметь любовь с их матерью; в следующий раз Медведица бросается за ним, застрывает в отверстии в камне; Лис ее изнасиловал, Медведица с трудом выбралась; спрашивает пастуха, видел ли он что-нибудь; тот отвечает, что ничего особенного, только один лис изнасиловал одну медведицу; Медведица дает пастуху за молчание золото, а если тот проговорится, убьет; Лис подслушивал, обещает избавить пастуха от Медведицы, требует в награду возможность воспользоваться любой частью его тела; Лис поджег камыш, пастух сказал Медведице, что это слуги хана посланы достать медвежью печень как лекарство для жены хана; предлагает спрятать Медведицу в мешке; бьет ее там, убивает; пастух разделся, у него в животе стало урчать; он сказал, что в детстве проглотил двух маленьких кумаев (крылатая собака), они выросли и чувствуют близость лиса; Лис убежал], 49 [Медведица погналась за Лисом, тот в дом, она застряла в дверях, Лис вышел, изнасиловал ее; Медведица спрашивает пастуха, что тот видел; Что я мог видеть? Какой-то лис изнасиловал какую-то медведицу, только и всего; Медведица грозит убить пастуха, если тот расскажет; пастух рассказал в ауле, дети стали петь об этом; Медведица пришла за пастухом, тот попросил три дня попрощаться с родными; Лис предложил поднять пыль, будто ханский сын идет за медвежьим сердцем, чтобы жена поела; пастух предлагает Медведице спрятать ее в мешке, убивает; Лис требует за помощь почку пастуха; у того в животе урчит, он говорит, что проглотил щенка гончей; Лис убегает]: 80-81, 109-111, 113-114.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [заяц приходит к лисятам, говорит, что хотел бы совокупиться с их матерью; узнав об этом, лиса погналась за зайцем, тот проскочил под колодой, лиса застряла, заяц с ней сошелся; лиса пошла мыться, а заяц вымазалсяоб обгорелую колоду, поплыл по реке; ответил лисе, что новостей нет, только вот заяц с лисой совокуплялись; узнав, что ее позор известен, лисичка повесилась]: Катанов 1907, № 567: 493-494; тувинцы [заяц приходит к медвежатам; всячески поносит их мать, велит передать, что приходил и ругал ее заяц; дети передают; медведица идет по следам заяца, охотник ее подстрелил; умирая, медведица говорит, что нет сильнее человека; а заяц весной радостно поет – сколько у него крови и сколько мяса]: Самдан 1994, № 26: 393-397.