Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F73B. Медведь верит, что вульва есть рана, (ATU 153). .15.16.27.-.31.

Медведь (волк, дракон) верит, что вульва есть нанесенная человеку рана.

Испанцы, французы (Окситания, Ниверне), немцы (Шлезвиг-Гольштейн), сербы, венгры, русские, украинцы (русины), поляки, чехи, ингуши, буруши, финны, эстонцы, сету, вепсы, ливы, латыши, шведы, норвежцы, датчане, восточные саамы.

Южная Европа. Испанцы (Эстремадура) [лиса и волк спрашивают человека, который пашет на двух ослах; почему один из них упитанный, а другой тощий; пахарь: потому что упитанный холощен; лиса и волк просят сделать с ними то же; лиса первая, делает вид, что не больно, чтобы и волк позволил себя кастрировать; оба пришли к человеку посмотреть кастрирован ли он; тот выставил жену, волк и лиса поверили, что да, кастрирован]: Rodríguez Pastor 2000, № 67: 216-217 (пересказ в Camarena, Chevalier 1997, № 153: 265-266).

Западная Европа. Французы : Delarue, Tenèze 1976, № 38 (Арьеж) [жена пахаря объясняет медведю, что ооперация не болезненна и кастрирует его], 153 (Мец, Ниверне; волк) [человек отвечает волку или медведю, что его волы сильны потому, что кастрированы; тот позволяет себя кастрировать; когда приходит посмотреть, кастрирован ли сам человек, тот выставляет жену; волк (медведь) сокрушается: какая большая рана]: 200-201, 420-421; немцы (Шлезвиг-Гольштейн): Uther 2004(1), № 153: 106.

Балканы. Сербы [дракон в лесу всех съедал; три мужика пошли в лес; один боится дракона, второй говорит, что у него есть ружье, третий, что он его хуем проткнет; дракон слышит и в испуге бежит; спрашивает старуху, что такое хуй; та задирает юбку: 80 лет назад ее проткнул хуй и до сих пор не зажило; дракон больше не ел людей]: Краусс 2009, № 129: 353; венгры [человек говорит медведю, что конь или вол силен, потому что кастрирован; медведь позволяет себя оскопить и обещает завтра прийти, чтобы совершить ту же операцию с человеком; вместо мужа приходит жена; медведь решает вылечить «рану», которую видит, оставляет лису сгонять с раны мух, сам уходит за мазью; женщина громко пускает вытры, перепуганная лиса убегает и медведь тоже]: Kovács 1987, № 153: 276.

Средняя Европа. Русские (место записи не указано) [охотник дает лешему пулю вместо орехов; объясняет, что грызть может лишь тот, кто выхолощен; защемил между осин, оторвал лешему тустикулы, затем дал орех; дома велит жене пойти вместо него сушить овин; приходят двое леших посмотреть, вправду ли охотник сам холощен; уходят, увидев вульву женщины и решив, что рана охотника еще больше, чем та, которую он нанес лешему]: Афанасьев 1992, № 25: 37-38; украинцы (русины) [ Выхолащивание медведя : чтобы стать сильным, медведь, по словам человека, должен, как и конь, подвергнуться холощению; медведь требует, чтобы человек выхолостил и себя; человек посылает к нему вместо себя жену]: СУС 1979, № 153: 77; поляки [крестьянин холостит медведя, который поверил, что от этого станет сильнее; когда приходит к крестьянину, тот показывает ему жену]: Krzyżanowski 1962, № 153: 63; чехи : Uther 2004(1), № 153: 106.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [увидев пахаря, медведь увивился силе волов; крестьянин: они сильны потому, что выхолощены; медведь просит и его выхолостить; совершив операцию, крестьянин велит медведю до восхода бегать по росе, а затем лечь на спину на солнечном склоне; лиса обещала стонущему медведю отомстить за него, но ей крестьянин перебил лапу; отомстить решил овод, но ему крестьянин воткнул в зад соломинку; после этого медведи, лисы и оводы стали жить высоко в горах]: Мальсагов 1973, № 152: 289-290.

Балтоскандия. Эстонцы : Kippar 1986, № 153 (в т.ч. сету) [человек говорит медведю, что волы, на которых он пашет, сильны потому, что кастрированы; медведь просит и его оскопить; на следующий день хочет сделать то же с человеком, но тот посылает вместо себя жену; медведь принимает вульву за рану], 243.4 [Ворона видит спящую у изгороди (у стога) старую деву, пастушку, кобылу; кричит, Ой, рана! Сорока отвечает, что эту рану не заживить]: 111-121, 161; норвежцы [медведь позволяет человеку себя оскопить с условием, что затем он оскопит человека; тот посылает вместо себя жену]: Hodne 1984, № 153: 41; шведы [медведь (великан-людоед) верит, что вол и конь сильные, потому что кастрированы; медведь позволяет себя кастрировать]: Liungman 1961, № 153: 22; датчане , финны , ливы : Uther 2004(1), № 153: 106; вепсы : Kecskeméti, Paunonen 1974, № 153: 220; восточные саамы (инари): Qvigstad 1925, № 153: 11.