Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F100A. Целомудренная оживляет мужчину. .29.33.34.

Чтобы оживить мужчину или извлечь из его тела наконечник стрелы (пули), убитого или раненого должна коснуться (перешагнуть через него) целомудренная девушка или женщина.

Калмыки, киргизы, алтайцы.

Кавказ – Малая Азия. Калмыки [мальчику Джангару в лопатку вонзилась пущенная стрела; конь Аранзал принес его в ставку Шикширги; тот велел изрубить юношу; ханша Зандал Герел собиралась это сделать, но Хонгор бросился к матери и заслонил Дж.; попросил извлечь из его тела стрелу, т.к. только святая жена на это способна; ЗГ трижды переступила через Дж., стрела вышла, но наконечник застрял; ЗГ говорит, что на следующий год после замужества она бросила страстолюбивый взгляд на жеребца покрывшего матку; ЗГ стала молиться и стрела вышла]: Липкин 1977: 32-34.

Туркестан. Киргизы : Байджиев 2011 {резюме составлено Русланом Доуталиевым по киргизскому оригиналу} [Семетей, сын Манаса, продолжая дело своего отца, предпринимает вылазку к границам Китая. Опрометчиво оторвавшись от своих спутников, он подвергается нападению калмыцкого хана Конурбая, давнего врага его отца. Конурбай стреляет в Семетея из очогора (богатырского ружья). Раненого Семетея находят его спутники – это мудрый старик Бакай, бывший прежде советником Манаса, и дружинники самого Семетея, его молочные братья, сыновья дружинников его отца – Канчоро (Ханчоро) и Кулчоро (Гульчоро). Бакай, видя угрожающее состояние Семетея, останавливает Кулчоро, который собирается догнать Конурбая и отомстить за Семетея. Бакай призывает Кулчоро оседлать быстроногого коня Суркоёна и немедленно отправляться обратно в Талас к жене Семетея – Айчурек. Говорит, что пуля застряла в теле Семетея и нужно, чтобы Айчурек совершила обряд перешагивания, когда жена, верность которой не подлежит сомнению, перешагивает через раненого, чтобы пуля вышла из тела. При этом дружинники Семетея и Бакай решают – если Айчурек перешагнет через Семетея, но пуля не выйдет, что укажет на ее неверность, то они убьют Айчурек, перерезав ей горло, и попытаются сами ножом вскрыть рану Семетея и достать пулю. Кулчоро, благодаря резвости Суркоёна, который буквально летит по небу, прибывает в Талас за три дня и три ночи и сообщает Айчурек о случившемся. Айчурек, проливая слезы по мужу, превращается в белую лебедушку и летит к Семетею. Бакай тем временем разбивает над изнемогающим Семетеем шатер, Канчоро же, чтобы облегчить его страдания, отсасывает черную дурную кровь из раны с помощью картык, специальной банки из коровьего рога. Айчурек прилетев, превращается обратно в человека. Обрадованный Бакай призывает ее немедленно провести обряд перешагивания. Айчурек перешагивает через Семетея два раза, но пуля не выходит. Потрясенная Айчурек рыдает, начинает винить себя, что в пору своего девичества, Семетей, ухаживая за ней, поцеловал ее, от чего она тогда испытала сильное любовное чувство, говоря, что другой вины за собой не знает {В русском переводе АЧ говорит, что когда она превратилась в лебедь и летела к жениху в Талас, то увидела с высоты мужчину и решила, что это С.; но когда спустилась и увидела его лицо, то поняла, что это К. и полетела дальше; это и есть ее грех}. После перешагивает мужа в третий раз, отчего из раны вылетает огромный кусок свинца величиной с чашу. Обрадованные соратники Семетея начинают умащивать рану различными снадобьями, Семетей идет на поправку и вскоре полностью оправляется от раны]: 193-196; Фиельструп 2002 [Был такой обычай. Если во время битвы или при других обстоятельствах в человека попадала пуля из ружья и нельзя было ее вытащить, раненый ложился и через него просили перешагнуть женщину ("катын чин жолдаш" - "женщина - истинный спутник"). Если приглашенная женщина честная, верная жена, то от этого во 2-й или, по крайней мере, в 3-й раз пуля сама выскакивала из тела пациента. И все женщины на это соглашались, что (показывало. — Б.К., С.Г.) их высокую нравственность в прежние времена. Такая женщина ни девушкой, ни молодухой не гуляла ни с кем. Если пуля не выходит, то значит женщина нечестна. В таких случаях, чтобы не опозориться публично, неверная жена заблаговременно скрывалась]: 243.

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы [Верный конь убитого витязя Алтай Бучыя (АБ) по имени Темичи-ерен приходит к его матери Белой старухе (ак эмеген) и спрашивает - можно ли оживить богатыря. Белая старуха отвечает, что у Белого Бурхана есть три дочери, которые могут найти средство. Если одна из дочерей по имени Ак Таджи возьмется оживить умершего, то у нее получится. Далее Белая старуха садится верхом на Темичи-ерена и отправляется на небо. Там она демонстрирует невероятные способности своего коня дочерям Белого Бурхана, те в восхищении просят разрешения покататься на коне. Одна из дочерей, Ак Таджи, садится на коня. Две передние ноги у коня Темичи-ерена пляшут, а две задние ноги идут непрерывной иноходью. Обоими глазами играет, головой до ребер мотает. Девица Ак Таджи запела, как свирель (сыбыски). Опамятавшись, оказалась на семимесячном расстоянии. Конь Темичи-ерен удила из черной бронзы (кулер) заложил под корень семи клыков, а голову заложил между передних ног; вытянув тело, бежит на вершину Алтая. Девица потеряла чувства. Бежит конь быстрее пущенной стрелы, прямее птичьего полета; у костей АБ остановился. Девица Ак Таджи пришла в сознание. К костям АБ приехала. Конь Темичи-ерен говорит: Только ради души АБ я привез тебя. Дочь Ак Бурхана Ак Таджи брала золотой платок. — Я не знала греха, — говорит. Через лежащие кости Алтай Бучыя она туда и сюда, перешагивала. Умерший АБ встал, потирая две ладони, говорит: Аданын...! Ну и спал же я!]: Никифоров 1915: 18-19 .