Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E5. Полуготовый человек пытается встать. .14.16.(.23.).29.33.

Бог делает человека из глины. Тот должен ждать, пока высохнет, но пытается встать раньше.

Арабы Алжира, фламандцы, (бирхор), ингуши, дунгане.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [когда человек был изгнан из рая, это был нематериальный дух; Бог сделал человека из глины; Сатана спустился на землю посмотреть, что за форму придаст человеку Бог; вид человека показался ему столь отвратительным, что он плюнул в его сторону; плевок попал туда, где сейчас пупок; когда ангелы принесли (душу) человека, чтобы поместить ее в тело, они увидели на теле пятно; один из них соскреб испачканную глину с этого места и бросил в сторону; вмятина на этом месте осталась; выброшенный кусок Бог превратил в собаку; поскольку собака создана из слюны Дьявола, мусульмане считают ее нечистой, но поскольку также и из части тела самого человека, собака есть его лучший друг; внедрять душу ангелы начали с ног; когда она достигла коленей, человек попытался подняться, ангелы помешали; то же, когда душа достигла талии; и лишь когда душа достигла головы, ангелы разрешили человеку встать; нетерпение – характерная черта человека]: Aceval 2005: 10-11.

Западная Европа. Фламандцы [вылепленные из глины люди должны были три дня лежать; пытавшиеся встать раньше времени оказались деформированы: у них плоскостопие или кривые ноги]: Van den Berg 2000, № 38: 49.

( Ср. Южная Азия. Бирхор [вначале везде вода, на воде лотос, великий дух Sing-bonga вышел на поверхность по сердцевине стебля, велел Черепахе принести со дна глину; черепаха: а дом где оставлю? С.: возьми с собой (это ее панцирь); вода смыла глину с панциря черепахи; Краб также не смог принести; Пиявка достала, проглотив глину; С. выдавил из нее глину, бросил в четырех направлениях, создав сушу; земля была влажной и неровной, С. начал ее ровнять, но местами остались горы; бросил семена, возникли леса; затем С. создал крылатую лошадь, а затем вылепил фигуру человека и оставил сохнуть; лошадь пришла и растоптала ее, опасаясь, что человек ее запряжет; тогда С. сделал собаку и новую фигуру человека; когда ночью лошадь опять пришла растоптать человека, собака лаем ее отогнала; фигура высохла и С. ее оживил, но суставы не гнулись; С. забрал жизнь и сделал нового человека с гнущимися суставами]: Roy 1925: 398-402).

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [Бог создал ангелов, показал им разные вещи, они ничто не смогли назвать; тогда Бог замесил глину и вылепил человека; послал Джабраила в рай поймать душу, но души не давались; то же с другими ангелами; Азраил привел одну душу; Бог стал вкладывать ее в человека и, когда душа дошла до поясницы, человек попытался встать, но побежать не смог; если бы в тот момент душа достигла ног, то человек убежал бы далеко; Бог же оживил человека медленно; показал ему овцу, буйвола, собаку, человек всех назвал; поскольку с ангелами он ужиться не мог, Бог спустил человека с неба, дал скот и овец; Джебраил же дал плуг и ячмень]: Дахкильгов 1991: 106-107 в Цароева 2016: 170.

Туркестан. Дунгане [Аллах создал из пламени четырех ангелов, послал одного из них принести глину (землю) пяти цветов (красную, желтую, синюю, белую, черную) создать человека; глины отказались – они запачканы нечистотами и не годятся для этого; то же со вторым посланцем; третий, Авраам (Yinbolaxi), заставил глины явиться к Аллаху; Бог смешал их с водой, создал Адама, оставил сохнуть, велел самому не вставать; но А. попытался встать сам; его череп раскололся, жизненная сила вырвалась наружу, из нее возникли птицы в небе, животные на земле, рыбы, крабы и пр. в озерах и реках; левой рукой А. взял глины с подошвы правой ноги, правой – с подошвы левой ноги, залепил дыру в черепе; поэтому в подошвах у людей вогнутость, а люди не стали бессмертными, как хотел Аллах]: Shujang Li, Luckert 1994: 79-80.