Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E36. Твердое покрытие тела.

.14.-.17.25.27.28.30.-.32.34.-.37.42.

Тело человека было или могло быть покрыто защитным слоем (костяным, редко – шерстью), но он сохранился лишь на ногтях (голове).

Арабы Туниса, баски, ирландцы, арабы Туниса, арабская литературная традиция (арабские и еврейские средневековые тексты), нгаджу, букиднон, маную, венгры, болгары, македонцы, чехи, русские (Архангельская, Саратовская, украинцы (Волынь, Подолия, Житомирская, Херсонская), белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, финны, персы, памирцы, коми, мари, мордва, алтайцы, хакасы, манси, восточные ханты, лесные ненцы, северные и южные селькупы, западные эвенки (киренские), байкальские эвенки (север Забайкалья), северо-восточные якуты (верхоянские), орочи, (чипевайян, бивер), цимшиан.

Северная Африка. Арабы Туниса [намереваясь создать Адама, Бог послал Джебраила принести землю, из которой будет создано существо, часть потомков которого отправятся в рай, а часть в ад; Земля отказалась дать землю с тем, что часть затем попадет в ад; Бог послал Михаила – то же; послал Ангела Смерти, Земля и ему отказала, но тот ответил, что он в любом случае должен выполнить приказ Бога; он взял четыре горсти из четырех углов земли, разного цвета, из разных местностей; по приказу Бога, Ангел Смерти смешал принесенное с горькой, сладкой и соленой водой; через 40 лет Бог вылепил человеческую фигуру и оставил на 40 лет перед дверями рай; велел душе через рот войти в тело; та трижды отказывалась, наконец вошла, постепенно проникая от головы к ногам; по мере этого, человек обретал способности и желания; когда встал, Бог покрыл его слоем, который сейчас сохранился лишь на ногтях, а на остальной части тела после грехопадения был заменен кожей]: Ayadi 2008, № 16: 25-27.

Южная Европа. Баски [ногти на руках и ногах – это то, что осталось от первоначального покрытия тела (azana)]: Roslyn 2008, личн. сообщ.

Западная Европа. Ирландцы (зап. 1933, в районе Корка) [в раю все тело Адама и Евы было покрыто ангельской красотой, она и была их одеждой; ногти на пальцах – последний ее остаток]: Muller 2006, № 61: 90.

Передняя Азия. Арабcкая письменная традиция : Holmberg 1927 [согласно средневековым еврейским и арабским письменным текстам, одежда Адама и Евы состояла из ногтей, а после грехопадения сохранилась лишь на руках; (in old Jewish and Arabian tales is related how the bodies of Adam and Eve in paradise were covered with a horny substance so that they did not need clothes; nor until the fall did they, with the exception of the finger-nails and toe-nails, lose their covering)]: 384; Мошков 1901 [еврейский писатель XIII столетия, Согар, говорит, что одежда Адама в раю состояла из ногтей, а после грехопадения осталась только на руках]: 48; Мошков 2004 ["Еврейский писатель XIII столетия, Согар, говорит, что одежда Адама в раю состояла из ногтей, а после грехопадения осталась только на руках"]: 250.

Малайзия – Индонезия. Нгаджу [Lahatala все создал, кроме земли и людей; Ramjing Pahatara нашел семь земляных яиц, сделал из них фигуры мужчины и женщины, пошел принести для них каменные дыханье и кости; в это время к его жене Andin Bamban пришел Peres (Raats 1970, p.40-41: pe – «хороший», res – «плохой»; ассоциируется с нижним миром), сказал, что люди с каменным дыханьем будут жить вечно, земля переполнится, надо взять дыханье от ветра, кости из дерева, кровь из воды; АБ согласилась, кости из дерева вырезал Angoi – дядя Rangang Tingang; вернувшись, РП застал оживших людей, из принесенного камня сделал им только волосы, зубы и ногти; люди вначале висели в воздухе, РП выловил морского змея, поместил на него людей, змей стал землей; вар.: РП насыпал землю на змея, когда тот шевелится, она трясется]: Schärer 1966: 144-146.

Тайвань – Филиппины. Букиднон [создатель (Harita mga) Magbabaya спустился с седьмого неба на землю, слепил из глины тела первых людей; прежде, чем вдохнуть в них душу, отправился на небо за твердым покрытием для тел; в это время его брат Mangilala поднялся из седьмого подземного мира, вдохнул в творения души; Magbabaya смог лишь покрыть твердым слоем ногти людей, кожа осталась нежной, непрочной]: Eugenio 1994, № 179: 302-303; маную [Manama создал существа, имевшие блестящий покров как у нас ногти; кожа была только на суставах; они не ели; затем М. положил крест накрест две стальные балки, засыпал их обрезками своих ногтей, создав землю]: Eugenio 1994, № 37: 93.

Балканы. Венгры [тело Адама было покрыто роговой коркой, утраченной после грехопадения; она осталась лишь на концах пальцев]: Kálmány 1893: 44-45 в Erdész 1963: 62; чехи [мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен]: Dähnhard 1907: 226; македонцы : Ortenzio 2008, № 7 [=Ценев 2004: 12; первые люди, Адам и Ева, были покрыты волосами; после того, как змей подговорил съесть яблоко, волосы остались только на тех местах, которые Адам и Ева прикрыли руками; после изгнания из рая, им пришлось работать, а кожи на стомакот и цревата не было; Бог дал, надо было ее спереди сшить; у А. оказалось слишком много, возник пенис, у Евы - мало, осталось отверстие, вульва], 8 [тело Адама и Евы было покрыто чешуей; после того, как они съели запретное яблоко, чешуя сошла как у змей и осталась лишь на кончиках пальцев в виде ногтей]: 40; (ср. болгары [Dähnhard 1907: 226 указывает, что мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен, но ссылается лишь на «Сборник за народни умотворения...» и на Schishmanoff 1896, № 29; в Schishmanoff 1896 материал взят из того же «Сборника...», а Ortenzio 2008 публикует ту же запись в переводе на французский как македонскую).

Средняя Европа. Русские : Белова, Кабакова 2015, № 370 (Архангельская, Верхне-Тоемский р-н) [у Адама и Евы кожа была как ногти; после изгнания из рая она осталась такой только на концах пальцев]: 423; Ивановский 1892 [первые люди ходили в раю нагишом, тело было покрыто твердой кожей, как ноготь; теперь она осталась лишь на ногтях]: 251; Заварицкий 1916 (Саратовское Поволжье), № 3 [у Адама вся кожа была как ногти, поэтому его не кусали насекомые; когда Бог выгнал его из рая, его шкура сменилась, а у детей осталась только на концах пальцев и то по просьбе Адама]: 71; белорусы [раньше у Адама и Евы тела были кожаные как ногти; когда согрешили, стали голые]: Добровольский 1891, № 16: 236; украинцы (Волынь, Житомирская), белорусы [у людей вся кожа была как ногти, им не было холодно; когда согрешили, эта кожа спала, остались одни ногти]: Белова 2004a: 239-242; Кузнецова 1998: 104; украинцы (Херсонская, Елизаветинский у.) [черт с богом дружили; черт владел громом, а бог – небом; чтобы завладеть громом, бог стал ходить по земле; у черта своей земли не было, одна вода, он просит научить его добыть землю; бог велит нырнуть, взять со дна земли, зажать в руке и ту, что останется хотя бы под ногтями, рассеять по воде; черт оставил свой гром на берегу на камнях и нырнул; бог архангелу Гавриилу: скорей хватай гром, он ведь на нашей земле, а что на нашу землю положено, то наше; Г. спрятался за камнем; черт нырнул, но вынырнул и смотрит: не взял ли кто гром – не взял; то же второй раз; черт решил, что бог забыл про гром и нырнул до дна; Г. схватил гром; видя, что черт поднимается к поверхности, бог заморозил море; черт лишь на третий раз головой лед пробил; погнался за Г., уже схватил за ногу и вырвал кусочек мяса – теперь у людей на ступне выемка; бог: да ты его громом-то стукни; Г. черту громом крылья обломал, теперь черти плохо летают; Г. отдал гром богу; потом бог спустился, черт землю уже создал; бог обмочил палец, брызнул водой позади себя, возник человек; черт тоже попробовал, но у него человек не говорит и не ходит, зато покрыт твердой кожей; тогда он его оплевал; бог: ты его выверни наизнанку; черт вывернул, слюни и сопли остались внутри, а та кожа – лишь на кончиках пальцев, это ногти; бог вернулся на небо, а черт понаделал людей; ему завидно, что у него людей много, но все на земле, а у бога мало, зато на небе; черт решил сам завладеть небом, а бога оттуда свергнуть; бог архангелу, который держит на своих руках небо: потряси; черти посыпались, где кто упал, там и остался; теперь хату не везде можно строить; построишь на чертовом месте, всю жизнь будешь работать; потом бог снова пришел к черту, тот что-то строит, одна хата очень большая – пекло; у черта тогда была расписка: после смерти все люди его; эту расписку порвал Христос, когда в ад ходил; бог черту: покажи, как в том пекле сидеть; черт залез, закрыл двери; бог: Во имя отца и Сына и Святого Духа! выходы напрочь закрылись; но одна рука черта осталась свободной; он просит других чертей его вызволить, а то пропадет; старший подошел, а сидевший в пекле швырнул его о скалу; поэтому теперь старший черт кривой, а тот первый так и сидит, выйти не может; на том дружба бога с чертом закончилась]: Ястребов 1894, № 1: 119-121; украинцы : П.И. 1892 [вначале было двое людей, Ева и Мария (так!), все их тело было как у нас ногти; они увидели на яблоне яблоки, одно съели вместе, их тела стали как теперь наши {с половыми признаками}, они согрешили, М. родила сына Мыколу]: 83; Франко 1898, № 63 (Галиция, с. Подгорье, Дрогобычский, Коломыйский, Стрыйский уезды) [в древности тело человека было целиком твёрдое, роговое, как теперь ногти. Но когда Адам согрешил, то Господь Бог отобрал у него то тело, а оставил только маленькие кусочки - ногти - на память]: 190; украинцы (Киевщина) [После падения ангелов Бог создаёт первых прародителей человечества. Бог делает первого человека, помещает его в раю, тот человек совершенно отличается по природе своей от людей нынешних тем, что имеет роговую шкуру. Затем Бог создаёт тому человеку женщину из цветка. Адаму она не нравится, он просит у Бога другую, не такую хрупкую и ближе ему по природе. Бог женщину из цветка забирает к себе, Адаму создаёт Еву – женщину из его вынутого ребра, как и он, с роговым телом. Адам берёт её в жёны. Вскоре прародители человеческого племени впадают в грех и оказываются изгнанными из рая. В наказание Бог лишает их рогового тела, которое было долговечным и не подлежало порче. Без этого тела прародители остаются обнажёнными, кроме ногтей. Женщина из цветка становится Богородицей, которую позже Бог сделал матерью своего сына]: Nowosielski 1857(2): 5-6; украинцы (Подолия) [на людях была роговая шкура; согрешив, они ее утратили]: Левченко 1928, № 4: 2; украинцы (Подолия) [Когда человек ещё был в раю, на всём теле у него был такой покров, из которого теперь ногти. Как он согрешил, тот покров спал; остался только как знак того, что было, и как надежда на то, что ещё будет, на концах пальцев]: Шейковский 1860: 26; чехи , белорусы [мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен]: Dähnhard 1907: 226.

Балтоскандия. Латыши [люди до грехопадения имели кожу, которую нельзя было ни прокусить, ни поранить; ее остаток – ногти на руках и ногах]: Вольтер 1890: 142; литовцы [Есть предание в Жемайтии и Пруссии, что Бог, сотворив первых людей в Раю Земном, тело их покрыл такой чешуей, которую теперь можно найти на ногтях, только после первой провины он содрал с них эту одежду, оставил только знаки этого райского украшения на концах пальцев рук и ног в память об их преступлении]: Jucewicz 1846: 142 {видимо, это источник Кербелите 2001: 107, =Balys 1936, № 3035: 185; Адам и Ева в раю согрешили – стали голыми; от всей роговой оболочки остались лишь ногти}; сету [Бог оставил собаку сторожить рай; черт посулил ей теплую шкуру, в которой зимой не холодно; проникнув в рай, черт подговорил женщину съесть яблоко с запретного дерева; женщина сама откусила и мужчине дала; до этого тело человека было покрыто твердым слоем, будто ногти, одежда не требовалась; Бог наказал людей, оставив лишь ногти на пальцах]: Säärits 2022: 203; эстонцы , финны [кожу людей покрывал роговой слой, после грехопадения сохранившийся только на ногтях]: Maasing 1998: 65-66.

Иран – Средняя Азия. Персы [многие верят, что до грехопадения тело Адама было покрыто материалом, из которого сейчас состоят только ногти; отрезанные ногти сохраняются и не гниют]: Donaldson 1938: 185; Западный Памир (Шугнан, Бартанг, Рушан и др.) [в раю тела Деда-Адама и Момо-Хавво были покрыты таким же твердым веществом, как ногти, оно заменяло им одежду; когда по наущению шайтана они съели зернышки пшеницы и были изгнаны из рая, ногтяной покров с тел пропал, остался только на ногах и руках; так как ногти не покинули человека, состриженные ногти надо хоронить в чистом укромном месте]: Мухиддинов 1989: 38.

Волга - Пермь. Коми : Конаков 1999 [=Konakov et al. 2004: 272; первоначально у людей вместо кожи было прочное роговое покрытие, теперь оставшееся только на ногтях; родители оставили ребенка под надзором собаки; Омöль, соблазнив собаку теплой шерстью, получил доступ к ребенку и обмазал его своими соплями и слюной; после этого роговое покрытие сохранилось лишь на ногтях]: 43; Fokos-Fuchs 1951, № 25.1 [крестьянин нанял в няньки собаку; леший обещал ей шубу, если даст осмотреть ребенка; оплевал ребенка, вывернул наизнанку, собаке дал шубу; хозяин вернулся, прогнал собаку на двор; раньше у ребенка была твердая кожа, теперь осталась лишь на ногтях]: 210-211 (=Лимеров 2005, № 52: 51, =Рочев 1984, № 107: 114); мари : Акцорин 1991, № 2 [Бог создал мужчину и женщину, у которых тело было покрыто ногтями; дьявол сказал, что Юмо велел есть яблоки; люди съели, их тело стало чистым], 3 [женщина родила, слышит голос, Этот ребенок сейчас же будет ходить ; она молчит; Будет ходить через год ; молчит; Через три года ; голос хотел сделать тело человека покрытым сплошь ногтями; Ногти оставим лишь на пальцах, будем носить одежду, постоянно ее менять ; здесь женщина ответила]: 30-31, 31; мордва [в отсутствие Шкабаваза Шайтан приходит к воротам рая, обманув собаку, проникает туда, оплевывает человека, кроме кончиков пальцев на руках и ногах; до этого кожа была роговая; Шкабавазу не удалось очистить плевки, он вывернул кожу человека наизнанку]: Девяткина 1998: 297-298 (то же в Седова 1983, № 135: 188; творец носит имя «вярдя шкай»).

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [после того, как первый человек съел плод с запретного дерева, роговое покрытие на его теле исчезло]: Bächtold-Stäubli 1931-1932: 122 в Erdész 1963: 62; хакасы [ногти считаются остатками древнего покрова тела предков хонгорцев; ногти рук стригли утром, а ног – вечером, поскольку жизненная сила человека днем прячется под ногтями ног, а ночью – под ногтями рук; состриженные ногти и волосы сжигаются на огне со словами: «Когда хвост верблюда дорастет до земли, когда рога горного козла достигнут неба, тогда встретимся!» (или «когда рога сохатого достигнут облаков»); кызыльцы состриженные ногти зарывали со словами, «Когда рога лягушки вырастут с топорище, тогда возьму! Когда рога марала вырастут с горный хребет, тогда возьму!»; ногти радуются смерти своего хозяина; «Наш хозяин, который нас резал, лег в землю и сгниет – теперь мы прорастем сквозь его сердце!» А волосы печалятся: «Наш хозяин, который нас прихорашивал, лег в землю и сгниет – теперь мы превратимся в гнездо для мышей!»]: Бутанаев 2003: 83; (ср. монголы [первые люди быи сильными и обросшими шерстью; Бог опасался, что они уничтожат всю дичь; он снял с человека шерсть, подрезал сухожилия; человек голову руками закрыл, волосы остались на голове и под мышками]: Скородумова 2003: 37-38).

Западная Сибирь. Южные манси : Лукина 1990, № 107 [Светлый-мальчик (СМ), сын Светлого Мужа-Отца ( Нум-Торума ) уходит с неба в средний мир; там везде вода; высморкался, создал из соплей тундровый холм; приплывает черт, пытается порвать холм, СМ вынимает из кармана двух гагар с железными клювами, они убивают черта; посылает их нырять за землей; первая выныривает через без семи месяцев семь лет, вторая через семь лет, отряхивается, появляется каменистая земля; ее жители смертны; СМ высмаркивается, возникает червь-змея, превращается в мужчину; встречает женщину Ерш ; они спрашивают друг друга, из чего каждый возник; он – из соплей Светлого мужа-отца, она – из черной земли; она ложится, тянет его к себе, у него гениталии под мышкой; она отрывает их и ставит на место, они совокупляются; мужчина покрыт кожистой, користой оболочкой; женщина Ерш велит ему найти трехлистное дерево, съесть с него три ягоды; оболочка сходит; они рожают целый род девочек и мальчиков]: 42 [остатки твердой оболочки на теле - ногти], 291-293; манси (Лосьва) [Нум-Торум сделал людей, смешав глину со снегом, покрыл тела твердой оболочкой; пошел за душой; в это время Шул-Атыр испортил фигуры, оболочка осталась только на ногтях; поэтому люди болеют]: Munkácsi 1908: 228; восточные ханты : Кережи 2000 (сургутские, р. Тромаган, зап. 1992) [хантыйский бог сделал мужчину и женщину из материала, из которого теперь только ногти; велел иметь только двух детей, жить до ста лет; ушел по делам; в это время русский бог обманул собаку, которая была сторожем, придал телу людей современный облик; велел иметь много детей; тогда люди будут быстро умирать, русский бог будет их съедать; хантыйский бог вернулся, решил отомстить; пошел в город, превратил там русских людей в муравьев; поэтому в лесах много муравейников; иначе бы русские заселили всю землю]: 185-186; Кулемзин, Лукина 1977 [человек произошел от рыбы и когда-то был весь в чешуе, которая осталась в виде ногтей]: 123 (краткий вариант происхождения человека от рыбы записан на р. Вах, Кулемзин, Лукина 1977, № 12: 18); лесные ненцы (род Айваседа) [тела людей были покрыты пленкой (нелаку); она защищала их от невзгод и болезней, обрекая на бессмертие; из-за коварства Кавшаh вэ'ку ("Черного мужика", духа болезней, обитающего в нижнем мире) люди лишились защитного покрытия, только ногти остались; ногти стряхивают в щели половых досок; один человек небрежно обстригал ногти, кусочек отлетел, это плохо отразилось на его дальнейшей судьбе]: Сподина 2008: 173; северные селькупы [тюнолы – первые люди, сотворенные богом, великаны выше деревьев, их тело было покрыто роговым панцирем, у современных людей его остатки сохранились в виде ногтей; они не носили одежды; Нум взял их по небу, теперь ходят в виде облаков]: Пелих 1998: 36; южные селькупы : Пелих 1972: 341 [у собаки была кожа, как у человека ногти; лоз (Черт) подошел, собака залаяла; он предложил ей поменяться шкурой; Бог проклял собаку, велел есть то, что человек бросит; теперь собака не лает на лоза, человек не знает, когда лоз приходит], 342 [у людей все тело было покрыто твердым блестящим как ногти покровом; люди были сильными; ложась спать, плевали в чашку и там заводился ребенок; нам от них остались лишь ногти на руках и ногах; те люди не ели, к запаху принюхивались, тем насыщались].

Восточная Сибирь. Западные эвенки (киренские) [в верхнем мире жили два брата; старший велел утке нырнуть на дно Байкала, достать песок; младший положил на море лист, на него землю; от ветра лист смялся складками, получились горы; младший сделал собаку и человека, покрыл его крепким панцирем, велел Собаке не давать старшему брату ключей от амбара, где человек; старший обещал сделать собаке теплую шкуру, получил от нее ключ, содрал с человека панцирь, оставил только на ногтях; за это младший лишил собаку дара речи]: Пинегина и др. 1952: 49-50; северо-восточные якуты (верхоянские) [Бог сотворил человека, сделал караульщиком своего дома ырей ; сатана попросил впустить, предложил белую, затем пеструю, наконец, черную шубу (черный мех якуты особо ценят), человек впустил, сатана все в доме изгадил; Бог вернулся, лишил человека покрывавшей его шерсти , пусть теперь ходит в шубе]: Серошевский 1896: 653-654; байкальские эвенки (север Забайкалья, 1951) [кругом вода; в верхнем мире два брата обсуждают, как делать землю; у старшего была утка; младший пустил ее достать песок со дна Байкала; утка принесла песок, младший положил на воду лист и сверху землю {песок}; подул ветер, лист смялся, возникли горы; младший сделал собаку и человека, всего человека покрыл панцирем – крепкий будет; положил человека в один амбар, собаку – в другой; пошел делать реки, собаке велел не давать ключи старшему брату; тот пришел, обещает собаке теплую пеструю шкуру; она открыла амбар; старший брат содрал с человека панцирь, оставил лишь ногти на пальцах ; младший брат вернулся, наказал собаку, лишив способности говорить]: Пинегина 2019: 70-71.

Амур - Сахалин. Орочи [Хадау создал человека, велел Собаке его не кормить, пошел за одеждой; Собака накормила человека; за это Х. сделал Собаку собакой, велел есть обглоданные кости; Х. хотел дать человеку твердую одежду, теперь не дал; остатки этой одежды - ногти; Х. убил стрелами два из трех солнц; родилась женщина; дети от ее брака с первым человеком стали предками отдельных родов]: Аврорин, Лебедева 1966, № 49: 195-196.

( Ср. Субарктика. Чипевайян : Lowie 1912 [все птицы белые; человек решает раскрасить их; красит Гагару в черную крапинку, других – в разные цвета; обещает Ворона разрисовать как Гагару, тому не нравится; тогда красит его целиком в черный цвет; убегает вместе с другими птицами, Ворон за ними, догоняет Грача, красит его черным; строит длинную изгородь, отгораживая оленей от людей; тот, кто раскрашивал птиц, посылает Сову проследить; люди приходят к загону; Ворон отгоняет каждого, приближающегося ко входу; Песцы проскальзывают, освобождают оленей; Ворон делает шкуры оленей неуязвимыми для стрел; снимает заклятье, когда ему обещают оставлять потроха убитых животных]: 184-185; Petitot 1986 [старуха-Ворон прячет животных; Сова их находит; Волк, Лис не могут проникнуть к ней; Голубая Сойка выпускает животных; старухе сохранили жизнь; за это она разбила костяной панцирь, покрывавший тела копытных], № 16: 379-281; бивер [Ворон загоняет животных под землю, держит за дверью из жира; Козодой следит за ним; люди ломают дверь, выпуская животных; Ворон покрывает тела животных костяным панцирем, лишь нос уязвим; но сам же страдает от голода; делает ребра животным]: Goddard 1916: 250-251).

СЗ побережье. Цимшиан [Ворон совокупляется с камнем и с бузиной; если бы Камень родила первой, люди были бы покрыты твердой чешуей и не умирали; первой рожает Бузина, поэтому люди смертны, а прочное покрытие только на пальцах (ногти)]: Boas 1895, № XXIII.2: 278; 1902: 72; 2002: 561; Deans 1891: 34.