Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E24. Колени и локти. .12.13.20.(.40.).59.70.

Суставы у людей появляются после того, как первопредок (или несколько первопредков) упал с высоты, сломав себе руки и ноги.

Догоны, хадза, Беллона, (чугач), трио, карири.

Западная Африка. Догоны : Griaule 1938 в Котляр 2009, № 265 [первый из восьми предков был кузнецом; спускаясь с неба на землю, он взял с собой кузнечные инструменты; у него не было огня, он украл кусок солнца в виде горячих углей и раскаленного добела железа из кузницы небесных кузнецов Номмо; когда стал спускаться, сперва женщина Номмо, затем мужчина бросили в него головешкой; эти головешки стали предметами женского и мужского культа; во время приземления молот и наковальня, которые держал кузнец, перебили ему руки и ноги; так появились суставы; сгибая руки, можно было трудиться]: 157-158; другой пересказ в Parrinder 1967 [Amma сошелся с землей, породив небесных кузнецов полулюдей-полузмей разнополых близнецов Nummo; человек украл у них кусок солнца развести огонь, прикрылся от пущенной молнии кожаными мехами, соскользнул на землю по радуге, поломав конечности; до этого они гнулись как у Нуммо, а теперь появились суставы]: 23.

Судан – Восточная Африка. Хадза [земля была наверху, небо внизу; солнце-Ишоко скатал землю, велел месяцу-Хайнэ скатать небо, они поменяли их местами и развернули; люди всегда стояли, ходили, не умели сидеть; ели сырое мясо, не имея огня; Х. разломал палку, из кусочков сделал женщине Шашайко колени, она села; взял в жены, дал огонь, научил готовить; Ш. сделала колени всем женщинам, Х. – мужчинам; те, кто не были родичами Ш., стали жирафами]: Коль-Ларсен 1962: 47-49).

Микронезия – Полинезия. Беллона [Mautikitiki возник из испражнений своего отца; его конечности не сгибались; отец велит ему спрыгнуть с дерева, он ломает руки и ноги, с тех пор у людей есть колени и локти]: Monberg 1966: 86 (=Elbert, Monberg 1965, № 32: 113).

( Ср. Арктика. Чугач [Медведь откусывает человеку руку, вешает у себя дома в дымовом отверстии; человек страдает; Ворон похищает руку, приносит назад, лечит пострадавшего]: Birket-Smith 1953: 165-166 [Ворон просит Медведя положить в огонь дымную кору, пользуясь этим, уносит руку; поскольку рука оказалась согнутой, люди теперь сгибают руки], 170 [(=Johnson 1984: 71-73); Ворон учит Медведей, как откусить человеку руку, когда люди приманивают медведей во время хода лососей; велит повесить в дымоходе, чтобы причинить раненому больше страданий; люди просят Ворона помочь; тот говорит Медведю, что если привязать руку травой, а не древесными корнями, боль владельца усилится; уносит руку; прикладывая ее назад, просит людей держать глаза закрытыми; один человек открыл глаза, поэтому у людей руки сгибаются; дальше см. мотив K52]).

Гвиана. Трио : Koelewijn, Riviere 1987, № 4 [Jaraware поднимается на небо по лиане "гамак козодоя", у нее отверстия как на плетеной лестнице; велит людям не лезть за ним, через несколько дней он даст им более прочную лестницу; люди лезут, Белка обрезает лиану, все падают, ломают ноги, с тех пор на коленях и лодыжках есть гнущиеся сочленения]: 31; Magaña 1987, № 77 [Белка-Звезда спускается по лиане на землю, говорит Ялавале (будущий Орион), что он может подняться на небо; тот боится, предлагает другим; лиана рвется, люди падают, ломают конечности, с тех пор у людей подвижные суставы; Белка дает Я. семена, учит выращивать кукурузу; Я. делает чересчур глубокие ямки, поэтому кукуруза низкая; Я. поднимается на небо, затем спускается]: 148; 1988b, № 5 [=1987]: 580.

Восточная Бразилия. Карири [Tuppart посылает Великого Отца жить среди карири; люди просят у него мяса свиней; тот превращает их детей в диких свиней; свиньи поднимаются на небо по огромному дереву, люди преследуют их, многих убивают; старик Великий Отец посылает красных муравьев перегрызть ствол; жабы пытаются защитить дерево, но муравьи их кусают (происхождение бородавок на коже жаб); дерево повалено; люди стали пускать в дерево стрелы, чтобы снова его поднять, но подняли лиш до половины, а потом оно снова упало; спускаются по веревке, она оказалась слишком короткой; люди падают и ломают ноги; так появились суставы; вернувшись домой, люди вдоволь наелись мяса своих детей, превращаенных в свиней; они попросили Великого Отца вернуться, но тот не захотел, вместо себя дал им табак Batzé; поэтому в соответствующих случаях они делают приношения табаком]: Martin de Nantes 1671-1688 в Lowie 1946: 559; в Wassen 1933: 125-126.