D7a. Паук и огонь. .31.48.
Паук владеет первым огнем либо похищает его у первоначального владельца (тексты, в которых паук действует вместе с другими животными и не играет главную роль, не включены).
Эстонцы, ливы, латыши, синкион, вайлаки, като, маттол, юки, береговые юки.
Балтоскандия. Эстонцы (Пярнумаа: Вяндра) [король говорит, что тот, кто добудет огонь, сможет вечно у него столоваться, и все потомки его тоже; это никому не удается; паук спускает свою нить в Ад, приносит оттуда огонь и засыпает; муха похищает у него огонь, приносит королю и получает разрешение столоваться; с тех пор паук смертельный враг мух]: Annom et al. 2020, № 375: 604 (=Kippar 1986, № 283 I*: 174); ливы [3 сходных варианта; Бог: тот, кто добудет из Ада огонь, может трапезовать, где захочет; паук спустился туда по нити, принес головню; заснул; муха ее взяла и доставила Богу, тот разрешил ей столоваться, где хочет; поэтому паук ненавидит мух; либо паук жалуется Богу и тот разрешает ему ловить мух; либо: теперь то паук вешает муху, то муха паука (т.е. они оба раскачиваются на паутине)]: Loorits 2000(4): 172-173; латыши [король мира обещает награду тому, кто раздобудет огонь; паук спускается по веревке в Пекло, достает головешку, возвращается на землю, засыпает; муха уносит головешку, получает от короля право есть и пить за любым столом; проснувшись, паук напрасно пытается доказать, что огонь добыл он; с тех пор пауки ловят мух]: Алксните и др. 1958: 93-95.
Калифорния. Паука смешат, неприлично танцуя перед ним, он выпускает огонь. Синкион [ребенок плачет, говорит, что боится огня ; люди-животные узнают, что Паук хранит огонь в своем теле; они пытаются его рассмешить; Скунс пляшет, задрав хвост; все, в том числе и Паук, хохочут; люди готовы поджечь смолу; eel-tail поджигает первым; бегуны уносят огонь; Стервятник летит зигзагом над сухой травой]: Kroeber 1919, № 4: 347; вайлаки [(текст труден для понимания; ясно, что солнце похищают у первоначальных владельцев)]: Goddard 1923, № 8: 102-104; като [сирота замечает вдали огонь; вождь посылает бегунов его принести; Паук обхватил огонь обеими руками; он начинает смеяться, когда Койот, танцуя перед ним, облизывает свои гениталии; Колибри хватает и уносит огонь]: Goddard 1909, № 5: 195-197; маттол [2 вар.; Койот оставляет ребенка на солнцепеке, тот умирает; Койот идет убивать Солнце, оказывается на небе, не может спуститься; Паук трижды начинает его спускать, каждый раз веля не открывать глаз и не смеяться; Койот видит зад Паука, смеется; тот его сбрасывает; Койот разбивается, две девушки пинают его кости, он оживает]: Nomland 1938: 119-120; юки : Curtis 1976(14) [начало как в Kroeber; Мышь и Скунс пляшут, волоча по полу свои потроха; Паук захохотал, огонь полыхнул, Голубь сунул в огонь палку, поджег траву, все убежали; по горящей траве Паук не смог их преследовать]: 170; Kroeber 1932b [люди живут в темноте, едят мясо сырым; Паук владеет огнем, сидя на нем; люди выгоняют на улицу сироту Кролика; тот замечает отблески огня; Койот ведет своих людей к Пауку; они танцуют, чтобы его рассмешить; Мышь чешет себе зад; Паук смеется, приподнимается, Голубь сует под него гнилушку, уносит огонь, поджигает растительность; Паук сгорает в мировом пожаре; люди спасаются в озере; многие обгорели; с тех пор у Дятла красная голова, у Койота желтоватая шерсть и т.п.]: 918-919; береговые юки [маленький Саламандр плачет, родители выбрасывают его из дома; Койот различает в его крике слова, Огонь там на другой стороне ; люди приходят к Пауку, прячущему огонь в своем теле; все пляшут, смешно двигаются; наконец, Койот делает что-то очень смешное; Паук хохочет, огонь вываливается у него изо рта, Койот хватает огонь; так люди обретают огонь; ребенка родители забирают назад]: Gifford 1937, № 8: 121.