Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C6c2. Наказанная гагара. .35.36.

Птицы должны нырять, чтобы достать со дна землю, из которой возникнет суша. Гагара не может достичь дня, отказывается нырять либо пытается утаить добытую землю (обычно за это наказана).

Лесные ненцы, манси, южные и северные селькупы, нганасаны, западные якуты, сымские и западные (подкаменно-тунгусские: Байкит) эвенки.

Западная Сибирь. Лесные ненцы [вначале везде вода; Нум послал лебедей и гусей искать землю; они вернулись, сказали, что земли нигде нет; послал гагару нырнуть; она вернулась на шестой день, сказала, что на дне что-то есть, но у нее не хватило сил; нырнула птица люри , на седьмой день вынырнула с землей и стебельком травы в клюве; сделала себе гнездо; его гоняло ветром от одного берега до другого; Н. велел люри нырнуть еще раз, та вернулась через семь дней; Н. сжал землю, сделав достаточно большой, чтобы построить жилище; пришел старик, стал просить пустить его, Н. нехотя согласился; утром увидели, что старик моет лицо у края земли, а в действительно пытается разрушить землю; Н. его прогнал; сделал землю еще больше; дал появиться различным народам, зверям, деревьям, рекам и пр.; старик вернулся, стал просить хотя бы столько земли, чтобы воткнуть палку; Н. согласился, старик вошел в дыру, сказал, что обманул Н., теперь будет красть у него людей]: Лехтисало 1998: 8-9; манси [вначале вода; Бог велит птице лула ( гагаре ) достать землю, та не достала; малая лула вынырнула через три дня, в клюве кровь с жидкой землей; земля стала расти, появились деревья; Бог создал мужчину («пырись») и женщину («эква»); чтобы узнать, насколько велика земля, пырись послал ворона, который был белым; пока варился котел, ворон облетел землю и вернулся; на другой день пырись снова послал ворона, тот вернулся лишь к вечеру; послал и на следующий день, ворон вернулся лишь на третий день и черным, т.к. увидел падаль и стал ее клевать; с этих пор ворон питается падалью; за то, что лула достала землю, вогулы ее не бьют, не едят; пырись сам пошел искать край земли, но устал и вернулся; сделал из дерева коня, но тот ему не понравился; тогда выковал коню 7 крыльев – конь летел кругами; выковал восьмое крыло, долго летел, края земли не нашел; вернувшись в юрту, пырись заметил, что на чувале едва тлеет огонь; он его загасил ногой; сидевшая в юрте эква успела стать старухой, стала кричать: зачем загасил огонь моего мужа, которого жду; пырись ударил ее об пол юрты, она стала молодой; от пырися и эквы произошли люди, разделились на роды и племена]: Дунин-Горкавич 1911: 41-43; южные селькупы [запись И.Н. Гемуева, 1980, информант в молодости шаманил; «Земля тонула ведь перво. Бог послал гагару , та ничего не достал. Гоголь ( порья ) достал песок. Это наша земля. Бог змею пустил, потом птицу, рябок. А раньше – копылуху. А рябок напугал копылуху. Копылуха стала его клевать, вот поэтому у рябка только немного белого мяса, остальное черное. А вперед всех – людей пустил. Люди передрались, он змею пустил, чтобы она их разгоняла. Собак пустил, как человека голого пустил. Она мерзнет – черт пришел. – Что случилось? Застываю. Ей шкуру черт дал. Вот теперь болеем – кашляем. Бог послал – сделал человека из глины, сидит как человек. А черт плевал – плевал. Вот за это болеем]: Бауло, Тучкова 2017: 11 северные селькупы Селькупская мифология. Томск. : Пелих 1998: 67-68 (Нижняя Баиха) [шаман Моньга на туче поднялся на небо, женился на Пумыль-нееля - дочери Пари-нума; стал перевозить на небо и свою земную семью; протаскивая нарты сквозь отверстие в небе, уронил маленького сына; успел вызвать силу земли, она удержала мальчика в воздухе; он долго провисел с раскинутыми руками; снизу от земли шел темный свет, с неба – белое сияние; спина мальчика стала черной, а брюхо – белым, руки превратились в крылья, он стал гагарой; Пари-нум велел гагаре нырнуть в море и достать землю, пообещав вернуть человеческий облик; гагара не смогла этого сделать, осталась птицей], 68 [шаман Моньга ушел жить на небо; его маленький сын Лючаку превратился в гагару, стал жить с отцом на небе; Нум спросил, хочет ли он быть человеком или птицей; Л. ответил, что человеком; Нум велел Моче-бо (=Лючаку) достать со дна моря утонувшую землю, обещал за это вернуть человеческий облик; Моче-бо нашел землю, но не смог поднять на поверхность; тогда Нум послал утку ; она тоже не смогла поднять землю, но догадалась отломить кусочек, вынести на поверхность; из кусочка выросла большая земля; Моче-бо остался птицей, от него происходят гагары; гагара до сих пор помнит, что раньше была человеком; пытается разговаривать с людьми, но они ее не понимают]; нганасаны : Долгих 1976, № 4 [ утка просит гагару нырнуть, найти землю; та всплывает на третий день мертвая; утка через семь дней приносит травы, мха ; говорит, что землю подняла вверх],: 50; Попов 1984 [вода доходила до неба, на ней лежала гагара ; голос попросил ее нырнуть за землей; она испугалась, не стала нырять; каменушка нырнула, всплыла на четвертый день с травинками, ягелем во рту; гагару наказали, велев ей вить гнезда на воде, нести только два яйца; Каменушка гнездится на сухом месте, имеет много птенцов; Нгуо создал солнце, гром с дождем, месяц, чтобы женщины высчитывали время родов]: 41-42.

Восточная Сибирь. Западные якуты (Туруханский край) [матерь божия сотворила белоносую гагару и длинноносого крохаля (т.е. утку), послала их за землей на дно; первым вынырнул крохаль, отдал принесенную землю; затем – гагара, которая, хотя земля у нее в клюве была, сказала, что не достала дна; матерь божия прокляла гагару, сказав, что дала ей "святое имя" и надеялась на нее, а она надежд не оправдала; обрекла гагару жить на воде и питаться дрянью; крохалю же было даровано проворство; затем Матерь Божия сделала из песка двух мужчин и женщину]: Третьяков 1871: 421 (цит. в Напольских 1991: 151 со ссылкой на Третьяков 1871: 207); сымские эвенки [вначале была вода и два брата; младший Экшэри заставил гагару нырнуть и достать со дна землю; гагара не смогла этого сделать, за это Э. надломил ей ноги (поэтому все гагары плохо ходят); Э. послал гоголя , тот нырнул и со дна захватил клювом землю; за это Экшери поцеловал его в голову (поэтому все гоголи имеют с тех пор на голове белые пятна); Э. положил кусочек земли на поверхность воды; земля стала расти, но была еще настолько мала, что на ней экшери но мог даже отдыхать; старший брат был зол на Э. ; когда тот спал, начал вытягивать из-под него землю, но земля только растянулась и стала очень большой]: Василевич 1936: 4; 1959: 173; западные эвенки (Байкитский район, река Чавида, зап. 1923 г.) [Амака сделал воду, пустил птиц; велел гагаре нырнуть, та достала песок, но не отдала его А., хотела сама сделать землю; тогда А. послал гоголя , тот принес песок, отдал А.; А. сделал землю, наказал Гагару, вырвав у нее ноги из живота и воткнув к хвосту, чтобы не умела ходить по земле; голову Гоголя украсил длинным перышком]: Ошаров 1936a: 15 (=1936b, № 11: 279-280).