Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C6A. Ныряльщик – черепаха/лягушка.

.19.21.23.27.34.36.42.-.48.50.61.

Желанный объект приносит со дна (или из нижнего мира) либо преграду для стока вод разрушает черепаха, жаба/лягушка или броненосец. См. мотив C6.

Меланезия. Сан-Кристобаль [беременная Saumamaruitaaru и ее муж Bworouharimamu находят выброшенный морем плод; плывут в лодке искать, с какого дерева он упал; заплывают в устье реки; муж велит не заходить за дерево, бежать к лодке, если пойдет грибной дождь; жена заходит за дерево; дух Warungarae спускается с дерева, превращается в женщину, садится в лодку вместо нее, уплывает с B.; S. зовет мужа, тот не верит; она снимает с шеи ожерелье из зубов, последовательно бросает зубы в воду; каждый раз появляются рыбы определенного вида, S. отвергает их, говоря, что они ее бросят, увлекшись добычей; соглашается плыть на черепахе; та выныривает с S. среди моря; многократно ныряет, принося камни и создав из них островок; по желанию женщины, на нем вырастают все виды культурных и полезных растений; черепаха велит сделать дом из куска ее панциря, высечь огонь о другой кусок; S. рожает сына, отдает черепахе нянчить; та увозит его в море (текст обрывается)]: Fox, Drew 1915: 180-181 (=Fox 1924: 131-133).

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы [вначале вода; 1) Черепаха достает со дна кусочек земли, из него вырастает наш мир; 2) бодисатва Манчжушри создал чудовищную Черепаху, пустил в воды; выстрелил в нее золотой стрелой; полыхнул огонь, потекла кровь, вылились испражнения; Черепаха перевернулась на спину; на ее грудном панцире стоит мир]: Hermann 1946-1949: 833.

Южная Азия. Гонды (Мадхья-Прадеш) [бог Тхакур Дев плавал на глади вод на цветке лотоса; послал Ворона искать землю; через шесть месяцев тот встретил черепаху Чакармал Чатри; она стояла одной ногой в воде, голова до неба; рассказала Ворону, что землю проглотил подводный червь Гична Раджа; Черепаха и Ворон прибыли к Логанди Радже, рассказали о желании ТД достать землю; тот велел своему двенадцатому брату Лохасуре сделать лодку-плетенку; тот изготовил ее с помощью одного из младших братьев; Черепаха и Ворон нырнули с нее, Черепаха схватила червя за шею, тот 21 раз срыгнул; первой отдал Дхарти Маи (Землю Мать), затем Махамунди Дхарти (большеголовую Землю), Пан Дхарти (Грешную Землю), Желтую Землю, Черную Землю, наконец, Кумари Дхарти (Девственную Землю); Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, ЛР вытащил их наверх; Ворон отдал землю ТД, тот скатал шар, поместил на воду, возникла суша]: Parmar 1960, № 12: 50-51 (перевод в Кудинова, Кудинов 1995: 29-30); байга [Черепаха и Ворона]; бхумия [мать пятерых братьев-Пандавов Котма жалуется небесному богу Бхагавану, что на земле одни скалы; Б. предлагает Пандава спуститься в подземный мир царя змей Бурха-Нанга; по трещине в земле спускается царь черепах Кичхул, с ним земляная оса, земляной червь, белый муравей; Оса переправила всех на другой берег реки; царь змей поставил семь капканов, рядом краб Какрамал; одна его клешня в подземном мире, другая достает небо; краб спит, Кичхул со спутниками проходят; Земля-Мать согласна отправиться наверх, прячется во рту Кичхула; спутники К. наглотались белой глины, красной глины, черной почвы; выходя, К. запутывается в капкане; К. со спутниками кладут под пресс, выжимают из них землю; несколько крупинок застряли у К. между зубами; Земляной Червь срезал их ножом, нашел крупинки; Оса возвращает Землю-Мать к жизни; сын Котмы Бхимсен делает из Питона мутовку, обернул вокруг Каменную змею, Котма стала сбивать землю в каменном котле; на землю надо вылить опьюняющий напиток; он в дупле дерева, его перегоняют в бочонки два Голубых Скворца; они дают Бхимсену пить вволю, дают с собою кувшин с напитком; его выливают на землю, она перехлестывает через край котла, разливается по земле; Нанга-Байга становится ее мужем; отрезает себе шестой палец, четыре куска прибивает в четырех концах земли]: Фукс 1970: 16-22.

Балканы. Румыны [в роли ныряльщика за землей выступает жаба или лягушка].

Южная Сибирь - Монголия. Забайкальские (?) буряты [землю находят в лапах убитой в воде Черепахи; Черепаха поддерживает землю]; монголы [Лягушка не достает землю, но первая, кто ныряет, а земля утверждается на ней].

Восточная Сибирь. Дальневосточные эвенки (орочоны)[были вода и небо, в воде жили змея и лягушка; на небе светили солнце, луна, звезда Чолбон (Венера), энекан буга ; змея была старой, уставала и мерзла в воде; попросила лягушку достать земли, укрепить ее на воде, чтобы змея могла отдыхать и греться на солнце; Лягушка нырнула, достала землю; когда начала ее укреплять, земля стала тонуть; в это время подплыла змея, Лягушка испугалась, что змея будет ругать ее за беспомощность, перевернулась, стала лапами поддерживать землю; так и осталась до настоящего времени; когда появилась земля, то энекан буга поселила там мамонта сэли; Змее это не понравилось, она начала изгонять мамонта с земли; они дрались до тех пор, пока не провалились под землю; после этого помирились, стали духами-охранителями в нижнем мире; кучи земли, которые они наворотили во время драки, превратились в горы, углубления — в реки и озера]: Мазин 1984: 19-20; эвенки района Нерчи-Читы [помощником творца была лягушка; она вынесла землю в лапах на поверхность воды, но злой брат творца (по позднейшим вариантам – небесный шаман) выстрелил в нее; она перевернулась, и с тех пор стала лапами поддерживать нашу землю среди водного пространства (опись МАЭ № 1879); шаманы ее изображение как символ земли подвешивали к своему костюму; от южных соседей заимствована легенда о пожаре: земля разрослась, долго горела, на гарях появились реки и озера (илимпийские, аянские, забайкальские эвенки)]: Василевич 1969: 214-215; эвенки района Нерчи-Читы (конные) [Вначале одна вода. И были Буга и Бунинка (два брата). Буга послал на воду огонь, который частично уничтожил ее. Тогда образовалась земля. Буга создал свет и отделил его от тьмы. Потом он сошел на землю и здесь встретил Бунинка, который стал претендовать на роль творца земли. Между ними завязалась борьба. Бунинка испортил гусли – 12-струнный музыкальный инструмент Буга. Разгневанный Буга предложил состязание: нужно вырастить сосну со дна озера. Не умеющий это сделать должен признать свое поражение. По приказу Буга сосна тотчас зарождается со дна озера и поднимается над водой. Сосна Бунинка не может стоять и падает. Но Бунинка не хочет признать свое поражение. И тогда в наказание Буга сделал его череп железным. Бунинка тяжело носить на плечах голову из железа, и он просит освободить его от мучения. Буга взамен требует не мешать ему, когда он будет делать человека. Чтобы сделать человека, Буга взяли железо на востоке, огонь на юге, воду на западе, землю на севере. Эти элементы он превратил соответственно в сердце, теплоту, кровь, мясо и кости. Так Буга создал мужчину и женщину. Когда люди стали размножаться, Бунинка потребовал себе половину. Тогда Буга пообещал ему порочных людей после их смерти, а добродетельно живших на земле он брал себе]: Спасский 1822: 54-55 (пересказ Е.С. Новик).

СЗ Побережье. Тлинкиты [Тюлень ныряет, получает от Лягушки песок; Ворон делает Лягушку Хранительницей сокровищ земли ].

Побережье - Плато. Кликитат [Черепаха достает со дна женщину]; якима [Черепаха достает со дна женщину]; оканагон [Черепаха и Лягушка достают со дна голову вождя]).

Средний Запад. Кикапу [черепаха].

Северо-Восток. Гуроны [женщина плавает на черепахе; жаба ныряет]; сенека [люди жили на небе под началом великого вождя; дочь вождя заболела; рядом с домом стояло дерево, на котором созревала кукуруза; один человек сообщил вождя, что видел во сне, как вылечить его дочь; надо положить ее рядом с деревом, а дерево выкорчевать; подошел юноша и сказал, что дерево – их единственный источник существования, пусть не выкапывают; а дочь вождя столкнул в образовавшееся под корнями отверстие; внизу лишь вода и водоплавающие птицы; они подхватили женщину; устав, передали ее черепахе; та тоже устала; решили, что для женщины и всех остальных надо достать со дна землю и положить ее черепахе на спину; послали жабу; она нырнула и принесла землю; земля выросла; женщина построила себе хижину, родила дочь, та выросла; мать велела ей, копая дикие клубни, всегда смотреть на запад; но она посмотрела на восток и поэтому забеременела от Западного Ветра; близнецы спорят в утробе: один хочет выйти из-под мышки матери, другой обычным путем; первым {через подмышку} вышел Кремень, Othagwenda, красного цвета, затем {обычным путем} Росток, Djuskaha, светлый; бабушка любила Д. и ненавидела О.; поэтому его засунули в дупло подальше от дома; Д. подрос, стал охотиться с луком и стрелами; каждый день просил дать ему новые; на вопрос ответил, что в дупле живет другой мальчик, которому стрелы тоже нужны; мать сходила за ним и привела в дом; братья выросли и решили расширить землю; пошли, создавая леса и озера; О. создал овраги (ledges), разбросал камни и сделал огромного комара; увидев, что тот сможет убить людей, Д. сделал его маленьким; исправил и другие создания О.; а Д. сделал больших жирных животных; сахарный клен, из которого тек сироп; сикамор (Platanus occidentalis) с прекрасными плодами; реки, в которых половина воды текла вверх, а другая вниз; О. решил, что жизнь людей будет слишком легкой; стал трясти животных, те стали меньшего размера {и тощие}; в клене лишь чуть сладковатый сок; плоды сикамора мелкие и несъедобные; реки текут в одну сторону; в результате братья стали драться и О. был убит]: Curtin Hewitt 1918, № 98: 460-462; делавары [черепаха].

Юго-Восток США. Чироки [черепаха].

Равнины. Черепаха. Черноногие ; гровантр ; арапахо ; тетон.

Калифорния. Обычно черепаха. Помо [вначале везде вода; Безымянный принял форму черепахи, она нырнула ко дну океана, принесла глину, слепила из нее землю, под действием землетрясений и бурь земля выросла, Безымянный придал ей нынешний вид и продолжает менять]: Clark, Williams 1954: 99; винту ; патвин : Kroeber 1932a, № 1 [Сокол, Старик Койот, Черепаха с неба следят за потопом; Черепаха ныряет, привязав веревку к ноге; выныривает; Сокол соскребает у нее грязь из-под ногтей; кладет на воду; земля высыхает]: 304-305; Powell 1877 [вначале лишь океан, в нем плавает старая черепаха; она нырнул, принесла со дна землю, создала сушу]: 226; майду [вначале темно и одна вода; с севера приплыл плот, на нем Черепаха и Отец-Тайных-Обществ (ОТО); затем с неба спустилась веревка из перьев, по ней – Основатель-Земли (ОЗ, Earth-Initiate); его лицо закрыто, а тело сияет как солнце; Черепаха просит его помочь создать сушу; предлагает привязать ее за веревку и к ней для тяжести камень; через 6 лет черепаха вынырнула, покрытая зеленым илом, но его смыло и осталось лишь чуть под ногтями; он выскреб из из-под ногтей ножом, скатал катышек, положил на корму плота; два раза взглянул – ничего; на третий – руками обхватить; на четвертый – плот на суше, возник весь мир; Черепаха просит создать свет; ОЗ: смотрите на восток, я вызову свою сестру; ОТО стал кричать и солнце взошло; затем закатилось; ОЗ: теперь вызову моего брата; месяц взошел; затем вызвал звезды, называя их имена; затем вырастил дерево, на нем 12 разных видов желудей; посидев два дня под деревом, все трое пошли на запад; а из земли вышли Койот и его собака гремучая змея; ушедшие вернулись и ОЗ сделал из глины разных животных, начав с оленя; смешал с водой красную глину и вылепил мужчину и женщину; они были белокожими, черноволосыми и красивыми; женщина щекочет его, он не смеется; Койот хотел, чтобы руки были как у него лапы, но ОЗ сделал людям руки по образцу своих рук; первый мужчина был Куксу, а первая женщина – Утренняя Звезда; ОЗ велел Куксу привезти людей к озеру; за это время К. состарился, но окунувшись, снова помолодел; так будет со всеми; женщины выставляли вечером корзины, а утром они полны еды; Койот устроил соревнования в беге; Гремучая Змея его укусила и он умер – единственный сын Койота; Койот бросил тело в озеро, но ничего не случилось; Куксу вырыл первую могилу и похоронил юношу; люди заговорили на разных языках, только Куксу понимал все; сперва ушла жена Куксу, затем он сам; пришел к духам, там сын Койота; Койот пришел туда по следам; Куксу не дал ему поесть пищи мертвых; Койот спрыгнул с дерева, чтобы разбиться насмерть и увидеться с сыном; но дом духов был пуст; Койот пошел на запад и больше его не видели]: Dixon 1902, № 1: 39-45; горные мивок : Barrett 1919, № 1 [Лягушка предлагает Койоту создать землю; Койот ищет лучшего ныряльщика; Утка, другая Утка, Водяная Змея не доныривают; Лягушка сама приносит две горсти песка; Койот разбрасывает песок, возникает земля]: 4-5; Wilson 1922 [Койот и Лягушка (мужчина) плавали на плоту на востоке; Койот велел Лягушке нырнуть и достать землю со дна; тот достал, Койот создал сушу; Койот хотел сделать людей по своему подобию, но Ящерица (мужчина) не согласилась: пусть будут пальцы, как у нее; они послали мышь украсть огонь у людей Долины; когда за нею гнались, мышь спрятала огонь в деревьях конского каштана и в кедрах; оттуда огонь полыхнул в небо, став солнцем, а часть осталась в деревьях, откуда его добывают трением; Койот шел и втыкал по две палочки там, где желал, чтобы были люди, давая названия этим местностям; велел Ящерице и остальным превратиться в животных; койот до сих пор ловит ящериц, ибо тогда ящерица его переспорила; женщина-Звезда, любившая раковины абалона, превратилась в звезды; и так все первопредки]: 91-94; йокуц.

Большой Юго-Запад. Черепаха. Сери.

Северные Анды. Юпа [черепаха, броненосец, кайман].

Западная Амазония. Сиона , секоя [броненосец].