Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C35. Космический брак не состоится.

(.12.).13.15.21.23.26.-.28.31.

Становится известно, что если персонажи, олицетворяющие явления природы и части мироздания, поженятся, это приведет к катастрофе. Брак расстраивается.

(Моси), мальгаши (мерина, сакалава), латиняне, миньонг, гонды, байга, пардхан, китайцы (Шэньси), болгары, (румыны), сербы, Древняя Греция, русская письменная традиция, литовцы, (шведы).

( Ср. Западная Африка. Моси [Ньяка (маленькая антилопа, наделенная в фольклоре моси умом и сообразительностью) обещает дочь тому, кто принесет молоко буйволицы, шкуру леопарда и бивень слона; заяц с помощью обманов и трюков все это достает; Ньяка отказывается дать ему дочь, чтобы потомок двух столь смышленых существ как он и Заяц не стал бы умнее самого Бога]: Frobenius 1986: 47-50).

Судан – Восточная Африка. Мальгаши : Molet 1979 (мерина) [Небо искало жену; птичка предложила ему высватать Землю; Земля начала соединяться с Небом, все испугались; птичка посоветовала Небу отказаться от брака; Земля сказала, что небо ее не уважает, каждый день мочит; некоторые части Земли успели подняться и остались горами, Небо украсило их растительностью]: 32-33; Haring 1982, № 1.5.09 (сакалава либо Tsimihety, запись начала 20 в.) [Небо искало жену; птичка вроде воробья предложила ему высватать Землю; Земля согласна, начала тянуться к Небу, чтобы соединиться с ним; все испугались быть раздавленными; тогда птичка посоветовала Небу отказаться от брака – мол, Земля подурнела; Земле сказала, что Небо каждый день на нее писает; некоторые части Земли успели подняться и остались горами, на них Земля вырастила деревья]: 163.

Южная Европа. Латиняне [басня Федра (I в.): «Соседа-вора видя свадьбу пышную, / Эзоп немедля принялся рассказывать: / Однажды Солнце взять жену задумало, / На что лягушки крик до неба подняли. / Спросил Юпитер, гамом потревоженный, / В чем дело? Молвят жители болотные: / “Оно и в одиночку сушит заводи, / Нас заставляя гибнуть на сухих местах; / Что ж будет, если оно еще детей родит?”» (пер. М.Л. Гаспарова)]: Phaedr. I. 6 (Гаспаров 1962: 10, =1991, № 6: 273).

Тибет – Северо-Восток Индии. Миньонг [земля Sedi и небо Melo вступили в брак; люди, животные и Wiyus (боги, первопредки) собрались решать, как не оказаться раздавленными; Sedi-Diyor, один из самых сильных Wiyus, оттолкнул Небо далеко от Земли; та родила двух девочек, но, горюя по утраченному супругу, не могла их воспитывать, для них нашли няню; та умерла, ее похоронили, сестры плакали, тоже умерли, исходивший от них свет пропал; решили, что няня что-то похитила у сестер, раскопали могилу, тело истлело, а глаза нет, в них были образы сестер; мастер извлек их, они превратились в живых девочек; старшая, Bomong, красиво оделась, ушла, не вернулась, она – солнце; младшая Bong пошла за ней, была столь же яркой и жаркой; ее решили убить, Лягушка подстрелила ее из лука, Крыса притащила тело старшей сестре; от страха и горя Бомонг положила на голову камень, свет померк; Nginu-Botte послала к Бомонг крысу, дикую птицу и петуха; огромные гениталии петуха мешали ему идти, его пенис отрезали, тот стал дождевым червем, а тестикулы ушли внутрь тела; Бомонг согласилась вернуться, если сестра оживет; мастер сделал образ Бонг, вдохнул жизнь, Бомонг сняла камень, на рассвете петух и птица запели, крыса запищала]: Elwin 1958a, № 16: 48-50.

Южная Азия. Гонды [Небо-мужчина позвал богов на свадьбу с Землей; Бхимсен украл для него жеребенка, которого родила кобыла Dano; решил, что если Земля и Небо поженятся, они всех раздавят; создал петуха, объявившего о начале Кали Юги; боги решили, что в эпоху тьмы брак состояться не должен; от упавшего на землю семени Неба родились птицы и насекомые, а коня-Радугу пустили на небо]: Elwin 1949: 105; байга : Elwin 1944 [=Coyaud 2013: 43; Шакал решил поженить Небо и Землю; позвал Dhulia (каста барабанщиков) бить в барабаны во время свадьбы; собрались шакалы, много выпили, Небо стало опускаться к Земле; боги испугались, попросили Шакала отменить свадьбу, иначе земля опустеет; Bhagavan за это дал Шакалу всю землю, поэтому шакалы везде]: 460; 1949, № 2 [Земля должна была выйти за Облако, всех пригласили на свадьбу; Chachahundarmal Raja отсутствует, Bhagavan посылает за ним; когда он приходит, то говорит, что боги, оказавшись между Облаком и Землей, будут раздавлены, если те обнимут друг друга; тогда Махадео создал Медведя и женил его на Земле; Медведь ласкает груди Земли - муравейники]: 207; пардхан [Небо и Земля должны были пожениться; боги боялись быть раздавленными; Guru Mahadeo шепнул на ухо (whispered a seed-charm) to Desphiri Mata, та родила Ветер; он пошел искать отца; Бхимсен назвался отцом, Ветер на него в гневе бросился, Б. выбил ему глаза; с тех пор Ветер слеп, повсюду ищет отца]: Elwin 1949, № 13: 87-88.

Китай – Корея. Китайцы (юго-запад Шэньси, у. Фэнсян) [Солнцу стало одиноко, и оно повелело животным найти ему жену. Все звери откликнулись на его зов, только петух, вместо того, чтобы помочь, отправился в пустыню клевать песок. Все звери удивились, а петух сказал им, что если солнце найдёт жену, у него родятся дети, и тогда жить на земле {из-за жары} станет невозможно. Поэтому петух клюёт песок, чтобы «принять меры предосторожности на предмет дальнейшей жизни» {привыкнуть питаться одним лишь песком}. Звери, услышав это, отказались искать для солнца жену, и солнце, узнав об этом, очень рассердилось, отказалось светить и укрылось в море. Звери стали обвинять в этом петуха. На следующий день небо так и не посветлело, и петух побежал к морю, встал на его берегу и закричал. Солнце услыхало его громкий крик, удивилось и выглянуло из воды. Увидев это, петух отбежал подальше и снова закричал; солнце никого не видело и вышло из воды целиком. Тогда петух снова отбежал подальше и закричал, а солнце поднялось ещё выше. Так солнце забыло о своём гневе и вернулось на обычный путь. Звери обрадовались, и только тогда солнце вспомнило, что отказалось светить, но ему было стыдно возвращаться обратно. С тех пор петух кричит каждое утро, а солнце восходит на востоке и садится на западе]: Zhou Yang et al. 1996, № 10: 12.

Балканы. Болгары : Кузнецова 1998 [1) Солнце объявил о свадьбе с Луной, пригласил всех зверей; Еж сидел грустный, грыз камень; ответил, что угощение ему нравится, но он хочет заранее научиться питаться камнями, ибо когда у Солнца появятся дети, на земле все сгорит; Солнце отказался от свадьбы; звери рассердились на Ежа, Солнце дал ему для защиты иголки; 2) Солнце собирается жениться на своей сестре-Луне; собрались «сваты» - все звери; Еж бросил коню еду в кормушку, сидел молча; ответил, что свадьба будет, если его конь съел свой корм; объяснил, что когда народятся маленькие солнышки, на земле все сгорит, поэтому он хочет заранее научить коня питаться камнями; звери решили сделать так, чтобы Солнце с Луной никогда не встречались]: 78; Маринов 2003 [Солнце решил жениться; приехавший на осле Еж положил тому в кормушку камни вместо сена; объяснил Солнцу, что когда у Солнца родятся дети, жар от многих солнц испепелит все, пусть осел привыкает есть камни; Солнце отказался от намерения жениться]: 29; Strausx 1898: 11, 37-38 в Hatt 1949 [Солнцу помещали выйти замуж, ибо люди (или Дьявол) стали думать, что будет, если она родит детей]: 73; македонцы : Ценев 2004 [1) на Петровден люди решили женить Солнце; только Св. Петр был грустен; сказал, что когда у Солнца родятся сыновья и дочери, мир сгорит; люди решили, что Солнце не может жениться; 2) Солнце собрался жениться, но Еж сказал, что когда родятся много Солнц, жить станет невозможно; животные решили, что Солнце не должен жениться; тогда тот погрузился в море; Петух стал петь, Солнце вынырнул и обвинил его, что он, Солнце, топится, а тот поет; с тех пор Солнце выходит, когда поет петух, а ежа он проклял, тот днем прячется; 3) Бог запретил Солнцу жениться, тогда тот погрузился в море; Петух стал петь, Солнце вышел посмотреть, почему он поет, и остался; 4) когда Солнце решил жениться, Мул сказал, что если будет два солнца, он сгорит; свадьбу отменили, а Солнце проклял мула, чтобы у тот не имел потомства]: 36-37; сербы [Солнце задумал жениться, всех пригласил на свадьбу; Еж дал своему ослу камни, сказал, что пусть учится ими питаться; когда у Солнца родятся дети, все сгорит; Солнце отказался от свадьбы]: Jанковић 1951: 63-64; Древняя Греция : Апол. 1972, 3, XIII, 5 [за право жениться на Фетиде спорили Зевс и Посейдон, но Фемида предсказала, что от Фетиды родится сын, который будет сильнее своего отца; некоторые же говорят, что когда Зевс вознамерился вступить в брак с Фетидой, Прометей предсказал, что тот, кого Фетида ему родит, воцарится над небом; следуя совету Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она не принимала, Пелей подстерег ее и унес; Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя, но Пелей не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе первоначальный облик]: 69 (пересказ в Ярхо 1982: 297); Гигин 2000, № 54 [Нереиде Фетиде было предсказано, что ее сын будет сильнее отца. Никто, кроме Прометея, не знал этого, а Юпитер хотел возлечь с ней, и Прометей обещал Юпитеру, что он предупредит его, если тот освободит его от оков. Тот пообещал, и Прометей дал ему совет не сочетаться с Фетидой, чтобы не родился сильнейший и не сверг Юпитера с царства так же, как он сам сделал с Сатурном. Тогда Фетиду отдали в жены Пелею, сыну Эака, и послали Геркулеса, чтобы он убил орла, который терзал сердце Прометея, а когда орел был убит, Прометей через тридцать тысяч лет <казни> был освобожден с горы Кавказ]: 75-76; Древняя Греция [Perry 1952, № 314; Однажды летом Солнце справляло свадьбу. Все животные были в восторге и лягушки тоже ликовали. Но одна из них сказала: «Чему радуетесь, глупые? Солнце и в одиночку сушит нашу тину; что же с нами будет, если оно в браке еще сына родит себе под стать?»]: Гаспаров 1991, № 289: 170; (ср. румыны : Beza 1928 [1) Солнце-мужчина просит Бога разрешить ему жениться на сестре-Луне; Бог показывает ему ад и рай, но Солнце готов лучше быть в аду, чем без возлюбленной; во время бракосочетания к Луне протягивается рука, бросает ее в море, где она превращается в рыбку (golden barbel); Солнце бросился к западу за невестой, но Бог схватил ее, подбросил, она стала луной; велел им смотреть друг на друга издалека, не сближаться; 2) Луна соглашается выйти за Солнце, если тот построит железный мост через Черное море и лестницу к небу; он это сделал, на небе Адам и Ева показали ему рай и ад]: 16-18; Mailand 1886 (Трансильвания, по G. Moldován) [1) сияющий юноша просит мать разрешить ему жениться на сестре; та согласна, если он построит восковой мост через мир с холодным родником в середине; каждый, кто попьет из него, попросит искупления грехов; 2) юноша просит мать разрешить ему жениться на сестре, ибо, обойдя мир, он не встретил девушки краше; та согласна, если он сделает железные башмаки и обойдет в них мир; сделает медный мост над землей и серебряный мост над миром; он выполняет условие, ведет невесту в церковь, та просит отпустить ее руку, бросается в Дунай; 3) сестра отвечает Солнцу, что выйдет за него, лишь если он построит железный мост к нему, серебряный над землей; 4) Солнце хочет взять в жены свою сестру Juana Cossinczana; в день свадьбы с неба протягивается рука, бросает невесту в море, а затем на небо, где та становится Луной; Бог говорит Луне и Солнцу, что те вечно будут следовать друг за другом]: 3).

Средняя Европа. Русская письменная традиция [«Езоп» симбирского ротмистра Петра Кашинского (1675 г., из двух дошедших до нас списков один датируется 1684 г., а другой – первой третью XVIII в.), который состоит из трех книг и является свободным переводом басен из сборника «Przypowieśći Aezopowe, z Łacińskiego na Polskie z pilnośćią przełozone. Przydane są k temu przypowieśći z Gabryela Greka y Laurenthego Abstemiusa», изданного в Кракове около 1600 г.: жабы были рады, когда услышали, что солнце берет себе жену; старая жаба сказала: «О, глупые, чему вы радуетеся?! Понеже вамъ луча одного солнца убытокъ приносятъ, что болота высушают. Что ж, разумѣете, лутши ли будет, когда ему таковыхъ детей много народится?» (кн. 2: «Притчи Гаврила Грека», по списку XVIII в.)]: Тарковский, Тарковская 2005, № 39: 418.

Балтоскандия. Литовцы [лягушки узнали, что Солнце женится; решили, что когда появятся дети, они иссушат все водоемы, все сожгут; пошли жаловаться Богу, но не застали его дома; Солнце узнало, что лягушки ходили жаловаться, лишило их своего тепла; лягушки стали бояться солнца, квакают лишь после заката; {об отмене свадьбы Солнца не говорится, но это логически следует из рассказа}]: Лëбите 1965: 400; (ср. шведы (Сконе) [Willand {т.е. Воланд} сошелся с сиреной (Naffru), связав ее; когда развязал, сирена сказала, что теперь их сын будет могущественным (très fort) на земле, а если бы не связал, то он был бы столь же могущественен и на море (рассказ о рождении сына Воланда по имени Widerich]: Runeberg 1902: 90).