Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33A. Восстановленная цепь. .16.27.-.31.

На протяжении года некто пытается распилить, разорвать цепь или веревку, удерживающую его самого или другого персонажа. В определенный день года, когда цепь уже совсем истончилась, она восстанавливается в прежнем виде, либо столб, к которому прикреплена цепь, вновь входит в землю. Ср. мотив G8d.

Французы (Гасконь), немцы (Тироль, Бавария), македонцы, албанцы, сербы, поляки, украинцы (Гуцульщина, Галиция, Черниговщина, Киевская, Полтавская), белорусы, адыги, абхазы, осетины, ингуши, лаки, сваны, грузины, мегрелы, армяне, персы, финны, сету, Лутси, (латыши), литовцы, норвежцы.

Западная Европа. Французы (Гасконь) [дьявол прикован цепью; в Чистый Четверг во время службы, по мере того, как свечи гаснут одна за другой, дьявол рвет одно звено цепи за другим; но когда остается лишь одна свеча, ее вносят в ризницу, и дьявол вновь скован как был; поэтому после службы прихожане ударяют в ладоши]: Dardy 1891, № 77: 291-293; немцы (Тироль) [вечером накануне праздников кузнецы ударяют три раза по наковальне, чтобы прикрепить цепи Луцифера, который иначе может вырваться наружу и перевернуть мир; в Вильдшёнау место Луцифера заступает волк, сидящий на тройной железной цепи за девяться железными дверями]: Миллер 2013: 835 (=2008: 835); немцы (Нижняя Бавария, Вальдкирхен) [последний оставляющий кузницу кузнец ударяет три раза по наковальне, чтобы черт не мог перепилить свои цепи; он пилит постоянно, так что ко дню св. Иакова (25 июня) цепь становится тонка, как нитка. Но в этот день, если исполняется обряд, цепь снова утолщается]: Миллер 2013: 835.

Балканы. Македонцы [земля покоится на столбе, за который привязан вол или буйвол; когда он чешется, происходят землетрясения; вол лижет столб, тот истончается, но на Спириден кузнецы ударяют по наковальне и столб вновь восстанавливается]: Ценев 2004: 23; албанцы [черт прикован огромною цепью к скале; он гложет цепь в течение целого года, и к великой субботе звенья ее тонки, как бобовые листья; но в Светлое воскресенье приходит Спаситель и приковывает диавола новою цепью]: Миллер 2013: 835; сербы [царь Дуклян (Дуклянин), ненавистник и враг Бога; имя возводят к имени императора Диоклетиана, гонителя христиан; прикованный Д. все время грызет свои цепи и накануне Рождества они оказываются совсем тонкими; но тут кузнецы-цыгане бьют молотами по наковальне, и цепи Д. становятся прочны, как прежде]: КулишиЋ и др. 1970: 122.

Средняя Европа. Поляки [крестьянин ночует в корчме; приходят разбойники; увидев постороннего, атаман бьет его, но оказывается, что человек покрыт броней; на следующий день разбойники его напаивают, он перед сном прочитал лишь половину молитвы, покрыт броней наполовину; на следующий вечер вообще не прочитал; атаман не убивает его, а просит за него молиться; уродилась пшеница, крестьянин везет ее продавать, застревает в болоте, говорит, что и черт не поможет; появляется черт, вытаскивает воз за обещание отдать то, что дома не знает; юноша вырастает, идет в ад вернуть договор с чертом; в лесу его встречает тот атаман разбойников; просит узнать, что его ждет в аду; в аду Вельзевул прикован 12 цепями, горит в огне; черти пилами пилят цепи, уже почти распилили, но наступает Пасха и при возгласе "Христос воскрес" цепи восстанавливаются; юноша очертил себя мелом, стал кропить святой водой; одна капля попала на лоб Вельзевула; тот велит трубить в трубы; после третьего раза является хромой черт, возвращает договор; ему показывают ложе разбойника; оно сокращается и удлиняется, сверху огненный серный дождь, вокруг огонь и ножи; вернувшись в лес, юноша накладывает на разбойника епитимью; он должен раздать богатства, будет прощен, когда его дубинка даст ростки; юноша рукоположен в священники; однажды в лесу видит яблоню, она выросла из дубинки; священник велит вспомнить все грехи; после каждого названного одно яблоко падает; выясняется, что разбойник спас тогда отца юноши; когда говорит, что убил своих отца и мать, падают два последних яблока, старец умирает, прощен]: Домбровский 1992: 52-67; украинцы (Галиция, Гуцульщина, Полтавская), белорусы (Добровольский; Романов) [ Цепь сатаны : Христос освобождает из ада грешников, но оставляет там царя Соломона; тот приковывает Сатану (Люцифера) к цепи, которую он непрестанно грызет, но каждый год после пасхи она становится такой же]: СУС 1879, № 803: 202 {русские упомянуты, но ссылка только на Чернышев 1936, где мотива прикованного сатаны нет}; белорусы []: Добровольский 1891, № 32: 258-266; (ср. русские (из «Цензурные изъятия из сказок А.Н. Афанасьева) [до рождества Христова все умершие сидели в аду; Анна-пророчица тоже, пророчила, что Христос их выведет; когда Иисус с апостолами зашел в ад, ад затрещал; Сатанаил закричал: «Аде, крепися!»; Христос всех вывел, а Соломона оставали: ты сам хитер-мудер, дак и выходи на свои мудрости; Соломон стал размеривать ад и говорить: тут будет церковь, тут часовня; Сатанаил: зачем ты меня теснишь? Соломон: будет с тебя трех аршин в углу; Сатанаил рассердился и выгнал Соломона из ада; тот стучится в Царствие Небесное и спрашивает, там ли лучше или в аду; ему говорят, что в Царствие Небесном; Соломон: покажите немного; засунул ногу; стали Рай затворять, Соломон в крик: прижали ногу; дверь приоткрыли и Соломон проник в Рай]: Чернышев 1936: 311); украинцы (Галиция, Косивский повит) [Сатана-Ирод собрался заковать Бога, предложил сесть в кресло; но Бог не хотел, уговорил его самого сесть и тут же сатана оказался закован; Бог велел ему быть в оковах до конца света; когда в ад приходит грешник, сатана спрашивает, скоро ли Пасха; в этот будет конец света; но кузнецы бьют молотами {и цепи восстанавливаются}]: Гнатюк 1902(2), № 389: 223; украинцы (Черниговщина) [закованный Христом черт пытается перегрызть железные оковы; ему это почти удается, но когда произносятся слова «Христос воскрес», железо восстанавливается]: Чубинский 1872: 195; украинцы (Киевская, Звенигородский у.) [Христос воскрес, спускается в ад выкупить грешные души. Нечистый запирает все врата, каждые на три замка и железные шпуги, делает кресло с тайными кандалами на руки и ноги. Христос благословляет – замки лопаются, врата сами открываются. Нечистый выходит навстречу, кланяется, приглашает в гости, предлагает сесть на сиденье. Христос предлагает показать, как это делается. Нечистый садится, Христос благословляет – кандалы сковывают руки и ноги нечистого. Христос освобождает души, среди них великий грешник Касьян. Христос спрашивает, когда тот хочет искупить свои грехи: теперь или после Страшного суда. Касьян решает искупить теперь. Христос даёт ему молот и велит забивать столб, к которому прикован нечистый, не смотреть никуда, и не прекращать бить денно и нощно до самого Страшного суда. Касьян говорит, что не сможет вовсе не смотреть на мир, просит разрешить хоть немного смотреть, иначе устанет и не выдержит. Христос разрешает бросить один взгляд раз в три года. Касьян до сих пор бьёт тот столб, а нечистый пытается его расшатать. За неделю это почти удается, но в субботу, когда звонят на вечерню, столб опять погружается глубже. Касьян не прекращает бить, но у него вырос долгий чуб: так и висит над глазами. И когда он через каждые три года смотрит через чуб, так сразу беда: в какую сторону обратится, в том краю мор или голод]: Кримський 1931: 283-284; украинцы (Полтавская, Лубенский р-н) [Касьян и Микола идут неизвестно куда. В помощи нуждается вдова, которая въехала в грязь и завязла. Касьян не хочет пачкать своей одежды, Микола помогает вдове. Бог говорит, что Миколу будут праздновать раз в году, а Касьяна три года подряд будут бить в кузнице молотком, и только на четвёртый год он сможет взглянуть. Взгляд Касьяна губителен, на чтобы он ни посмотрел]: Назаревский 1963: 69.

Кавказ - Малая Азия. Кузнецы ударяют молотами по наковальне, цепь восстанавливается. Адыги (темиргоевцы) [нарт Насырен проклят богом, прикован к горе; его пес пытается перегрызть цепь, но когда она делается толщиной с иглу кузнецы каждый раз ее вновь смыкают; орел прилетает, садится на столб, Н. бросает камень, попадает в столб, каждый раз лишь загоняет его глубже в землю]: Алиева и др. 1974: 273-274; абхазы : Гарцкия 1892, № 2 [девушка обещает не выходить замуж; рожает мальчика по имени Абрскил; он могуч, убивает рыжеволосых и голубоглазых людей, рубит виноградные лозы, если они мешают проехать, чтобы не преклонять голову; Бог послал ангелов его поймать; А. на коне прыгает то с горы к морю, то обратно; старуха посоветовала положить на гору смазанные жиром шкуры; конь А. поскользнулся, ангелы приковали А. в пещере; Бог велел старухе его стеречь, та стала тайком приносить ему пищу, Бог превратил ее в собаку; конь А. лижет его цепь, доводя до толщины шелковой нити; в это время мучимый голодом щенок раскрывает рот и насыщается, цепь восстанавливается; однажды группа людей пришла к А. в его пещеру, но не увидела его; А. сказал, что по мере того, как они к нему приближаются, его удаляют от них; люди сказали, что в Абхазии все по-прежнему и вернулись назад]: 34-38; Зухба 1995 [демон совратил деву, родился Абрскил; возомнил себя богом; на своем коне носился в небе, рубил шашкой облака, высекая молнии; наполнив камнями сухие коровьи шкуры, привязывал их к седлу, камни сталкивались, звуча как гром; Бог велел ангелам схватить его; те смазали жиром шкуры, положили на берегу, конь поскользнулся, А. упал; его приковали в пещере к железному столбу; либо дятел продырявил клювом посох А., с помощью которого он прыгал с горы на берег; он упал; каждый год А. почти вытаскивает столб; на него садится трясогузка, А. пытается ударить ее молотом, столб входит в землю]: 242-250; Лукьянов 1904, № 3 [великан прикован к скале; его любимая собака лижет цепь; как только цепь перетрется, великан встряхнется, разрушит землю]: 29; Хварцкия 1994: 8-11 [], 12-16 [княжна Мегри рожает А. от злого духа; Бог посылает ангелов его усмирить; конь гложет цепь прикованного А.; каждый раз, как отходит попить воды, цепь вновь становится толстой], 17-22 [девушка Астана рожает А.; тот называет творца товарищем, а не повелителем; Бог посылает ангелов усмирить А., те приковывают его к железному колу; каждый раз, когда А. расшатывает кол, на кол садится птичка, молот вгоняет кол в землю]; Чурсин 1957 [Абрскил убивал всех рыжих и голубоглазых, а также фамилию Эшба; люди растянули на дороге бычью шкуру, насыпали на нее проса, А. упал, Бог приковал его в пещере; кошка и собака лижут цепь; каждый раз, когда она истончается, старуха-сторож велит ей снова стать крепкой]: 244; осетины (Южная Осетия, одна запись начала 19 в.) [Бог создал четырех добродетельных, это Артавыз, мужчина, овца, пшеница; и для каждого по злому существу: женщину для мужчины, козу для овцы, горький сорняк сысылы для пшеницы; А. должен был быть добродетелен, а стал учить злому; Бог велел Уацилле (громовник) схватить его и тот прибил его к луне железными гвоздями; если он освободится, то съест всех людей; чтобы этому помешать, каждый кузнец обязан лишний раз ударить по наковальне; А. вызывает и лунные затмения]: Gevorgian 2007: 102-103; ингуши [Амиран заключен в горе за дерзость против творца; его собаки грызут железные цепи, которые в день Нового Года готовы распасться; но тут кузнецы трижды ударяют молотами по железу и оковы восстанавливаются]: Дахкильгов 2003: 108; лаки [богатырь Амир вызвал на состязание верховного бога Зала; тот стал бросать в него камни, но А. их отбрасывал; З. бросил такую скалу, за которую А. не мог ухватиться; тогда А. обвил скалу канатом, а З. превратил канат в цепь и А. оказался прикованным к скале; он плачет, от слез цепь истончается; приступая к работе, каждый кузнец должен трижды ударить молотом по наковальне, после чего цепь Амира становится толще; А. прикован где-то в горах]: Халидова 2012, № 61: 80-81; сваны : Ломинадзе 1903, № 1 [кузнец Дареджиани с вершины Ялбуза (Эльбруса) видит в пропасти на золотой тахте плачущую красавицу, кругом груды золота; спускается к ней, она рассказывает, что она жена Самого Бога, низвергнувшего ее за какое-то преступление; жена Д. подсматривает за ним, отрезает красавице волосы; когда приходит Д., та вспарывает себе живот, отдает ему их ребенка, велит оставить на перекрестке, умирает; Иисус Христос, св. Георгий и один из ангелов дают мальчику имя Амиран ; если он трижды нарушит данное слово, то попадет под власть дьявола; умирающий богатырь велит А. воспитать двух его сыновей; те стали сильными, А. их убил, черти стали его преследовать; в следующий раз он побил своего коня; после третьего нарушения слова черти приковали его к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див; оба пытаются дотянуться до шашки А.; А. сможет дотянуться, если у него отрастут ногти; поэтому сваны не отрезают ногтей в течение первых четырех дней недели; в это время они растут и у А.; приставленная чертями птичка каждый раз сообщает, черти обрезают ногти; однажды А. завладеет шашкой, убьет дива, настанут золотые времена], 2 [у бедных родителей на старости лет рождается сын; Христос назвал его Амираном; он победил всех дэвов, вызвал на состязание самого Бога; тут же оказался на дне пропасти прикованным к железному столбу; его нашли девять охотников; он сжал их хлеб, потекла кровь, свой – молоко; сказал, что так различается жизнь теперь и при нем; сваны не могли поднять его шашку, чтобы подать ему; ремень оборвался; они пошли за прочным ремнем, но не могут больше его найти; он пытается вырвать столб; каждый раз птичка садится на кончик столба, кричит, Амиран уходит ; А. замахивается на нее, всаживает столб в землю]: 141-144, 145-147; грузины : Джанашвили 1903b [Амиран – сын Сулкалмаха и Дареджаны, его старшие братья Бадри (похож на девушку) и Усип (похож на хрустальную крепость); его кум – Иисус Христос; А. находит усопшего Цамцума, внука Усипа; тот убил всех великанов, одного не смог; братья встречают этого деви, тот отвечает, что идет пожрать Цамцума, внука Усипа; А. убивает его, тот успевает рассказать о девице Камар за морем; из его трех голов выползают белый, красный, черный черви, превращаются в драконов; черный проглатывает А., братья отсекают ему хвост, А. рассекает его изнутри, выходит лысым; Игри сделал ему волосы; у К. А. разбивает чашку, вся посуда летит к небу к ее отцу; погоня; А. всех убивает, ударив отца К. по ногам, но его братья погибли, он убивает себя; мышонок облизывает кровь, К. убивает мышонка, мышь его лечит, К. той же травой оживляет А.; А. всех побеждает, вызывает Иисуса Христа; тот предлагает ему вытащить из земли кол; кол превращается в дерево до небес, А. привязан к нему; ворон доставляет ему каждый день хлеб и вино; пес пытается перелизать цепь; в утро страстного четверга все кузнецы ударяют три раза молотами о наковальню, цепь восстанавливается; в судный день А. освободится]: 158-167; Стамболиев 1896, № 13 [пастух находит пещеру, где прикован Амиран; тот рассказывает, что он украл для людей с неба огонь; пришел старик с ним сражаться, он потерял сознание, проснулся прикованным; раз в семь лет ангел приносит ему пищу и воду, открывает стену пещеры; пастух побежал принести цепи и веревки, чтобы А. смог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; группа охотников задержала его; когда пастух добрался до пещеры, вход в нее оказался закрыт]: 91-95; Степанов 1893 [Амиран – крестник Бога; хочет идти сразиться с богатырем Амбрием; чтобы избавить крестника от позора, Бог насылает на Амбрия смерть; вдова того просит Амирана поправить руку покойного, Амиран не может ее поднять; Амиран предлагает самому Богу сразиться с ним; Бог предлагает ему привязать шнурком ногу к колу, попробовать порвать; шнурок превращается в железную цепь; в руках Амирана неистощимые хлеб и кувшин с водой; поодаль меч, до него не дотянуться; собака лижет цепь, к Великому Четвергу она готова порваться, но утром все кузнецы ударяют молотом, цепь восстанавливается; однажды охотник забрел к Амирану; не смог поднять его меч; Амиран послал его за ремнем, чтобы за него подтянуть меч, велел по пути не проговориться женщине (все кузнецы и женщины – враги Амирана, ибо делают цепи и шнурки); тот проговорился, вход в пещеру закрылся]: 135-139; Чиковани 1986 [охотник Дарджелан слышит женский крик, забирается на скалу, там Дали, он остался у нее; его хромая жена забралась на скалу, отрезала косы Д.; та сказала, что теперь ей не жить, попросил вынуть из ее чрева их сына Амирана; если бы он пробыл в чреве до срока, то победил бы Бога; ребенка надо три месяца держать в телячьей требухе, затем оставить на берегу реки Иамана; ангел его окрестил, положил ему в ноговицу кинжал, сказал, что на земле его никто не поборет; А. встал из колыбели, побил слуг Иамана, которые смеялись над ним; И. взял его товарищем своим сыновьям Усиби и Бадри; все трое выросли, задирают людей; те советуют лучше отомстить обидчику, из-за которого И. лишился глаза; мать не хочет говорить, братья приложили к ее груди горячие хачапури; дэв хотел отнять У. и Б., И. отдал взамен свой глаз; дэв запирает братьев у себя; его сестра прикована в углу; засыпая, обещает съесть А.; сестра учит дать ей цепь, она подтянет за нее хранящийся в масле меч дэва (сам А. его из масла не вытащит), пусть А. приложит его к шее спящего дэва; А. убил дэва; нарушив клятву, не освободил, а убил его сестру; братья встречают дэва, который сучит шерсть, веретено – жернов; он проглатывает А.; У. отрубает ему хвост; братья кричат Амирану, что его кинжал в ноговице; А. колет дэва изнутри; не хочет выходить через рот или зад, проделывает дыру в боку; один его глаз остается внутри дэва; тот велит помазать глазницу кусочком своей печени и легкого, глаз восстанавливается; А. заложил бок дэва деревянной заслонкой, велел вернуть глаз И.; глаз в ящике на столбе, братья возвращают его Иаману; дэвы предлагают Амирану добыть Кету, дочь Кеклуц-царя, она в башне, подвешенной к небу; женщина-дэв делает мост через море из своей косы, А. клянется, что возьмет ее с собой; братья перешли, когда женщина была на середине моста, А. перерубил косу, женщина упала в море; так А. второй раз нарушил клятву; Андрероба везут хоронить живого, мертвого бы не довезли; одна нога свесилась с арбы, пропахивает землю, А. забросил ее на арбу; Андрероб просит дать руку, А. дает скалу, Андрероб выжимает ее своей рукой; Андрероб просит А. взять с собой его сына, тот взял; боясь, что станет слишком сильным, убил; так в третий раз нарушил клятву; А. обрубил цепи башни, Кету и он полюбили друг друга; К. учит, как найти щель в доспехах ее отца, А. отрубает тому голову; Кету оживляет убитых ее отцом У. и Б.; А. воевал даже с Богом; тот приковал его к железному столбу; с ним прикован пес Курша; оба тащат столб, вот-вот вырвут; каждый год Бог посылает птицу; та сядет на столб, А. замахнется, ударит столб, тот снова входит в землю; Курша – щенок орлицы Орби; у нее каждой весной вместе с птенцами рождается один щенок; у Курши по бокам орлиные крылья; Бог приковал его вместе с А., т.к. тот истреблял много туров; у сванов есть плач о Курше]: 284-294; Машурко 1894: 379 (по вып. 9, отд. 2, с. 179, Имеретия) [царица ведьм Рокапи привязана Богом железной цепью к железному шесту; она старается его вырвать; каждый раз появляется трясихвостка и садится на шест; Р. пытается убить ее молотом, но птичка улетает, а от удара шест входит глубже в землю], 379-381 [Амиран обещал победить Бога; старик предложил ему вдеть нитку в иголку, иголку воткнуть в скалу, а нить набросить на себя; иголка стала железным колом, а нить – цепью; пришел пастух, А. просит принести ему цепь, чтобы с ее помощью он мог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; пастух принес цепь, но жена шла за ним и окликнула; пастух обернулся, бросил в нее цепь, А. исчез с глаз; собачка Амирана лижет цепь; в Великий четверг она должна разорваться; тогда кузнецы ударяют по наковальне и цепь восстанавливается; если А. освободится, он уничтожит всех женщин и кузнецов]; мегрелы [Амиран – крестник Христа, предложил тому с ним бороться; тот предложил ему сперва порвать нитки; наложил нитки, они превратились в цепи; А. дергает кол и тот приподнимается; каждый год прилетает синица-трясихвостка, которую мингрельцы считают священной, и садится на кол; А. пытается ударить ее дубиной, птичка улетает, а он вгоняет кол глубже в землю]: Машурко 1894: 378-379; армяне : Арутюнян 2004 [храброго Артавазда по проклятию его отца царя Арташеса каджи заключают в оковы в пещере горы Масис; белая и черная собаки грызут его цепи, чтобы освободить; под Новый Год оковы утончаются, однако от ударов молота кузнецов по наковальне опять восстанавливаются; если бы Артавазду удалось освободиться, он разрушил бы мир]: 199; Ганаланян 1979, № 750 [Артавазд прикован в пещере; две собаки грызут цепи; от звуков кузнечных молотов оковы восстанавливаются; поэтому кузнецы в воскресенье ударяют три-четыре раза по наковальне; иначе А. уничтожит мир], 811 [у Артавазда бесноватый сын Шидар; А. передал царство не ему; когда Ш. с всадниками ступил на мост, злые духи его сбросили, он погиб; воины разнесли слух, что Ш. прикован внутри горы; две собаки лижут цепи, к концу года те делаются как волос; если порвутся, Ш. разрушит мир; в начале года кузнецы и другие ремесленники трижды ударяют своими орудиями, цепи восстанавливаются]: 241, 261; Шахназарян 1988 [сын Давида Сасунского младенцем разорвал цепи, которыми его оплели; его назвали по имени деда Мгером; его родители вскоре умерли; брат Д. Чинчхапорик взял его имущество, стал воспитывать М.; его жена боится силы М., советует от него избавиться; он отправляется в землю деда, живет там; ему советуют лучше вернуть себе Сасун; дядя его прогоняет, М. не решается его убить; М. нанимается работником, убивает, обижавших его; убивает тигра; разделяет реку надвое, чтобы она не залила берега; строит крепость; громит Сасун; люди его проклинают; он входит в Воронову пещеру у озера Ван, она смыкается; в ней немного воды и хлеба, клевер коню; в день вознесенья люди боятся, что М. выйдет; однажды выходит, старик отвечает, что мир все прежний; М. обещает выйти, когда народ его позовет]: 61-86.

Иран – Средняя Азия. Персы [обрядовые удары исфаханских кузнецов по наковальне с целью укрепить оковы скованного великана]: Миллер 2008: 835.

Балтоскандия. Норвежцы : Kvideland 1972, № 33 в Uther 2004(1), № 803: 447; (ср. латыши [черт в пекле проверяет выкованные парнем кандалы, достаточно ли крепки; в конце концов сам оказывается закованным]: Арийс, Медне 1977, № 803: 322); литовцы [на Пасху при возгласе Аллилуйя! цепь Люцифера восстанавливается]: Balys 1937, № 803: 83; финны : Uther 2004(1), № 803: 447; Лутси [Соломон год делал прочные кандалы; три года играл с чертом в карты и, когда выиграл, заковал черта; но тот порвал цепь; снова стал ковать цепь, снова выиграл и на этот раз заковал так, что черт до сих пор в кандалах; кто точит нож в воскресенье, тот истончает чертовы цепи; кто что-то рубит, рубит их; к пасхальной ночи цепи становятся совсем тонкими, но когда ксендз в костеле провозглашает, Аллилуя, цепи на черте становятся такими же прочными, какими Соломон их когда-то сделал]: Annom et al. 2018: 46-47; сету [когда Христос спустился в ад вывести грешные души, троих самых умных оставил: сами выберутся; они стали мерить ад: собираемся строить церковь; нечистый: мало ли что собираетесь; тогда попросили у нечистого железа: скуем кандалы и наденем на Христа; нечистый доволен, разрешил выковать; они предлагают ему подставить шею: если порвет цепь, то и Христос порвет; тот дважды рвет; на третий раз куют с молитвой и Божьим именем; нечистый не смог порвать, его приковали к столбу, поставили Касьяна (Võssakos, от «високосный») стеречь; тот сильнее всех в мире, но в свой день идет в церковь, оставив взамен себя невесть кого, тот плохо приглядывает; поэтому в високосный год то лес обледеневает и трещит, то мор; если кто в воскресенье что-нибудь рубит или пилит, то тем утоньшает цепь на шее нечистого; к Пасхе цепь уже не толще волоса, но тут Христос ударяет молотом и цепь восстанавливается]: Säärits 2022: 193-195 (то же на lk. 421).