Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33. Прометей (прикованный силач). .27.-.29.

Силач-богоборец на долгие века прикован к скале или к столбу.

Древняя Греция, украинцы (Галиция, Киевская), адыги, абхазы, кабардинцы, осетины, ингуши, ногайцы, лаки, сваны, грузины, мегрелы, армяне.

Балканы. Древняя Греция [Прометей разрезал тушу быка; в одну сторону положил мясо и потроха, завернутые в шкуру и покрытые бычьим желудком, в другую – белые кости, покрытые жиром; предложил Зевсу сделать выбор; Зевс выбрал жир, затем увидел под ним кости и разгневался; с тех пор люди сжигают на алтарях для богов лишь кости; после того, как Зевс решил ни за что не давать людям огонь, Прометей украл его, «спрятавши в нарфексе полом»; когда Зевс увидел у людей свой огонь, он разгневался и приказал Гефесту и Афине создать «подобие девы стыдливой» {Пандору, имя которой в «Теогонии» прямо не названо}; от этой девы происходят женщины, живущие на земле; Прометея Зевс приковал к «средней колонне» и послал к нему орла; тот ежедневно пожирал печень Прометея, за ночь она вырастала вновь; впоследствии Геракл убил этого орла и освободил Прометея]: Hes. Theog. 521-616; [трагедия «Прометей прикованный», приписываемая Эсхилу и поставленная не позднее 430 г. до н.э.: Прометей похищает у богов огонь, отдает его людям; Гефест по приказу Зевса приковывает Прометея к скале; Гермес предупреждает Прометея, что каждый день к тому будет прилетать орел, чтобы выклевывать печень]: Aesch. Prom.; [«Аргонавтика» Аполлония Родосского (первая половина III в. до н.э.): «Вот уж плывущим явилась вдали извилина Понта, / И постепенно стали расти высокие кручи / Гор Кавказских. Там к нерушимым скалам прикручен / Медными узами был Прометей, и питал он своею / Печенью птицу большую. Орел прилетал беспрестанно. / Вечером вдруг орла увидали герои в испуге. / Над кораблем к облакам пролетал он высоко. Но все же / Парус стал колыхаться от веянья крыльев широких. / Птица такая несхожа по виду с орлом поднебесным, / Быстро крыльями машет она, подобными веслам. / Громкий стон Прометея затем услыхали герои; / Печень орел пожирал, куски вырывая. От вопля / Весь Эфир содрогнулся. А вскоре орел возвращался / Тем же путем, и опять увидали кровавую птицу» (пер. Н.А. Чистяковой)]: Apoll. Rhod. II. 1238-1251; [«Вырос этот цветок оттого, что упали на землю / Капли божественной крови того Прометея страдальца, / Тело которого рвал на куски орел сыроядный. / Ростом в локоть растет цветок по склонам Кавказским, / На корикийский шафран похожий яркостью цвета» (пер. Н.А. Чистяковой)]: Apoll. Rhod. III. 846-850; [«Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.): «Прометея, который передал людям огонь, Зевс заковал в цепи и насылал орла, пожиравшего его печень. Геракл же, видя, что Прометей покаран за благодеяния, оказанные людям, убил орла стрелой из лука и, убедив Зевса унять свой гнев, спас благодетеля всего человечества» (пер. О.П. Цыбенко)]: Diod. Sic. IV. 15. 2; [«Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь, скрыв его в полом стебле тростника. Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Хребет этот находится в Скифии. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь. Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь, пока позднее его не освободил Геракл, о чем мы расскажем в главе о Геракле» (пер. В.Г. Боруховича)]: Apollod. Bibl. I. 7. 1; [Геракл «на Кавказе застрелил из лука орла, клевавшего печень у Прометея: этот орел был порождением Ехидны и Тифона. Геракл освободил Прометея, возложил на себя вместо снятых оков венок из оливы и предоставил Зевсу Хирона, который согласился стать смертным вместо Прометея» (пер. В.Г. Боруховича)]: Apollod. Bibl. II. 5. 11; [«Мифы», приписываемые Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеже эр, но датирующиеся, скорее всего, I-II вв.: «Нереиде Фетиде было предсказано, что ее сын будет сильнее отца. Никто, кроме Прометея, не знал этого, а Юпитер захотел возлечь с ней, и Прометей обещал Юпитеру, что он предупредит его, если тот освободит его от оков. Тот пообещал, и Прометей дал ему совет не сочетаться с Фетидой, чтобы не родился сильнейший и не сверг Юпитера с царства так же, как он сам сделал с Сатурном. Тогда Фетиду отдали в жены Пелею, сыну Эака, и послали Геркулеса, чтобы он убил орла, который терзал сердце Прометея, а когда орел был убит, Прометей через тридцать тысяч лет <казни> был освобожден с горы Кавказ» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 54; [«Люди прежде просили огонь у бессмертных и не умели долго сохранять его. Потом Прометей принес его в стебле фенхеля на землю и показал людям, как сохранять его, засыпав золой. За это Меркурий по приказу Юпитера приковал его железными гвоздями к утесу на горе Кавказ и приставил к нему орла, который выедал его сердце – сколько он днем съедал, столько ночью отрастало. Этого орла через тридцать тысяч лет убил Геркулес и освободил Прометея» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 144.

Средняя Европа. Украинцы (Галиция, Косивский повит) [Сатана-Ирод собрался заковать Бога, предложил сесть в кресло; но Бог не хотел, уговорил его самого сесть и тут же сатана оказался закован; Бог велел ему быть в оковах до конца света; когда в ад приходит грешник, сатана спрашивает, скоро ли Пасха; в этот будет конец света; но кузнецы бьют молотами {и цепи восстанавливаются}]: Гнатюк 1902(2), № 389: 223; украинцы (Киевская, Звенигородщина) [Христос воскресает, спускается в ад выкупить грешные души. Нечистый запирает все врата, каждые на три замка и железные шпуги, делает кресло с тайными кандалами на руки и ноги. Христос благословляет – замки лопаются, врата сами открываются. Нечистый выходит навстречу, кланяется, приглашает в гости, предлагает сесть на сиденье. Христос предлагает показать, как это делается. Нечистый садится, Христос благословляет – кандалы сковывают руки и ноги нечистого. Христос освобождает души, среди них великий грешник Касьян. Христос спрашивает, когда тот хочет искупить свои грехи: теперь или после Страшного суда. Касьян решает искупить теперь. Христос даёт ему молот и велит забивать столб, к которому прикован нечистый, не смотреть никуда, и не прекращать бить денно и нощно до самого Страшного суда. Касьян говорит, что не сможет вовсе не смотреть на мир, просит разрешить хоть немного смотреть, иначе устанет и не выдержит. Христос разрешает бросить один взгляд раз в три года. Касьян до сих пор бьёт тот столб, а нечистый пытается его расшатать. За неделю это почти удается, но в субботу, когда звонят на вечерню, столб опять погружается глубже. Касьян не прекращает бить, но у него вырос долгий чуб: так и висит над глазами. И когда он через каждые три года смотрит через чуб, так сразу беда: в какую сторону обратится, в том краю мор или голод]: Кримський 1931: 283-284.

Кавказ – Малая Азия. Адыги : Алиева и др. 1974 (темиргоевцы) [нарт Насырен проклят богом, прикован к горе; его пес пытается перегрызть цепь, но когда она делается толщиной с иглу кузнецы каждый раз ее вновь смыкают; орел прилетает, садится на столб, Н. бросает камень, попадает в столб, каждый раз лишь загоняет его глубже в землю]: 273-274; Лопатинский 1891а (кабардинцы) [богатырь с одним глазом во лбу дерзнул проникнуть в тайны Tha (Бог) и пробрался в расщелину между вершинами Эльбруса; Тха приковал его за шею к скале; богатырь состарился, борода до колен; коршун Тха прилетает к нему каждый день и клюет сердце; богатырь наклоняется к роднику, но коршун успевает выпить всю воду; выпивший этой воды проживет до конца света; когда Тха рассердится на людей, он освободит одноглаза, и тогда горе людям]: 38; абхазы : Гарцкия 1892, № 2 [девушка обещает не выходить замуж; рожает мальчика по имени Абрскил; он могуч, убивает рыжеволосых и голубоглазых людей, рубит виноградные лозы, если они мешают проехать, чтобы не преклонять голову; Бог послал ангелов его поймать; А. на коне прыгает то с горы к морю, то обратно; старуха посоветовала положить на гору смазанные жиром шкуры; конь А. поскользнулся, ангелы приковали А. в пещере; Бог велел старухе его стеречь, та стала тайком приносить ему пищу, Бог превратил ее в собаку; конь А. лижет его цепь, доводя до толщины шелковой нити; в это время мучимый голодом щенок раскрывает рот и насыщается, цепь восстанавливается; однажды группа людей пришла к А. в его пещеру, но не увидела его; А. сказал, что по мере того, как они к нему приближаются, его удаляют от них; люди сказали, что в Абхазии все по-прежнему и вернулись назад]: 34-38; Зухба 1995 [демон совратил деву, родился Абрскил; возомнил себя богом; на своем коне носился в небе, рубил шашкой облака, высекая молнии; наполнив камнями сухие коровьи шкуры, привязывал их к седлу, камни сталкивались, звуча как гром; Бог велел ангелам схватить его; те смазали жиром шкуры, положили на берегу, конь поскользнулся, А. упал; его приковали в пещере к железному столбу; либо дятел продырявил клювом посох А., с помощью которого он прыгал с горы на берег; он упал; каждый год А. почти вытаскивает столб; на него садится трясогузка, А. пытается ударить ее молотом, столб входит в землю]: 242-250; Лукьянов 1904, № 3 [великан прикован к скале; его любимая собака лижет цепь; как только цепь перетрется, великан встряхнется, разрушит землю]: 29; Хварцкия 1994: 8-11 [], 12-16 [княжна Мегри рожает А. от злого духа; Бог посылает ангелов его усмирить; конь гложет цепь прикованного А.; каждый раз, как отходит попить воды, цепь вновь становится толстой], 17-22 [девушка Астана рожает А.; тот называет творца товарищем, а не повелителем; Бог посылает ангелов усмирить А., те приковывают его к железному колу; каждый раз, когда А. расшатывает кол, на кол садится птичка, молот вгоняет кол в землю]; Чурсин 1957 [Абрскил убивал всех рыжих и голубоглазых, а также фамилию Эшба; люди растянули на дороге бычью шкуру, насыпали на нее проса, А. упал, Бог приковал его в пещере; кошка и собака лижут цепь; каждый раз, когда она истончается, старуха-сторож велит ей снова стать крепкой]: 244; осетины [чудовищный Самели был Богом прикован железными цепями к луне; поэтому на луне пятна; сыновья С. в виде щенят пытаются освободить отца и начинают есть луну; с освобождением С. мужчины превратятся в ослов, женщины в ослиц; избегнет этой участи только род самого С.; роды, считающие себя его потомками, ежегодно чтут его память специальными обрядами]: Миллер 1882: 299; ингуши : Далгат 1972 [на Казбеке в пещере лежит юноша, прикованный к скале за какое-то преступление; он стонет от боли, потому что хищная птица клюет ему сердце]: 51 (=2004: 159); Дахкильгов 2003 [Амиран заключен в горе за дерзость против творца; его собаки грызут железные цепи, которые в день Нового Года готовы распасться; но тут кузнецы трижды ударяют молотами по железу и оковы восстанавливаются]: 108; Светлов 1903 [Курюко похищает у громовника Селы для передачи людям овец, воду, тростник для строительства жилищ; ему помогают 7 сыновей С., которые должны были охранять вход к нему; С. приковал К. железными цепями к горной скале (или к вершине Казбека); ежедневно орел прилетает клевать сердце К.; стеречь К. С. велел своей жене Фурки; она очертила на снежном конусе горы магический круг; его нельзя перейти под угрозой быть сброшенным в пропасть; сыновей С. в наказание подвесил к небу, они стали Большой Медведицей] в МНМ 2: 30; Танкиев 1997 [нарт Пхармат похитил огонь из очага бога грозы Селы, принес людям; за это С. приказал одноглазому Уже приковать П. бронзовыми цепями к вершине Казбека; каждый день прилетает птица Ида и клюет его печень]: 45; ногайцы (запись Тахира Акманбетова) [близ берега моря жил Топекоз с одним глазом во лбу; во рту один зуб, под ним его душа; любил пить кровь живых существ, особенно людей; люди остановились поблизости; батыры стали стрелять; те, кто с левой стороны, выбили Т. глаз, а с правой – зуб; Т. упал, выпил море; Тангри обвязал его цепью, приковал к снежной вершине Аскар-тау, куда может долететь только каракус; предки караногайцев поселились на высохшем дне моря, которе стало равниной; около прикованного Т. Тангри оставил плеть, чтобы, когда разум Топекозу вернется, он смог бы взять ее зубами, хлестнуть, цепь порвется; но Т. проглотил плеть; если старик увидит Т., он помолодеет, а молодой – постареет; когда Т. гневается и гремит цепью, изо рта его вылетает сазаган (огненная змея с головой, похожей на голову оленя с рогами), начинает плясать среди туч, гремит гром]: Капаев 2012: 351-354; лаки [богатырь Амир вызвал на состязание верховного бога Зала; тот стал бросать в него камни, но А. их отбрасывал; З. бросил такую скалу, за которую А. не мог ухватиться; тогда А. обвил скалу канатом, а З. превратил канат в цепь и А. оказался прикованным к скале; он плачет, от слез цепь истончается; приступая к работе, каждый кузнец должен трижды ударить молотом по наковальне, после чего цепь Амира становится толще; А. прикован где-то в горах]: Халидова 2012, № 61: 80-81; аварцы : Халидова 2012, № 57 [в селении Мачада есть место, откуда виден небесный всадник; на острии его меча огонь; этот всадник добыл для людей огонь], 60 (с. Нитаб Шамильского р-на, 1957 г.) [богатырь не желал признавать Аллаха и принимать его религию; в наказание за это его приковали к скале; каждое утро прилетал орел и выклевывал его сердце; после того, как орел улетал, сердце вновь вырастало и богатырь оживал; так ежедневно]: 77, 79-80; сваны : Ломинадзе 1903, № 1 [кузнец Дареджиани с вершины Ялбуза (Эльбруса) видит в пропасти на золотой тахте плачущую красавицу, кругом груды золота; спускается к ней, она рассказывает, что она жена Самого Бога, низвергнувшего ее за какое-то преступление; жена Д. подсматривает за ним, отрезает красавице волосы; когда приходит Д., та вспарывает себе живот, отдает ему их ребенка, велит оставить на перекрестке, умирает; Иисус Христос, св. Георгий и один из ангелов дают мальчику имя Амиран ; если он трижды нарушит данное слово, то попадет под власть дьявола; умирающий богатырь велит А. воспитать двух его сыновей; те стали сильными, А. их убил, черти стали его преследовать; в следующий раз он побил своего коня; после третьего нарушения слова черти приковали его к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див; оба пытаются дотянуться до шашки А.; А. сможет дотянуться, если у него отрастут ногти; поэтому сваны не отрезают ногтей в течение первых четырех дней недели; в это время они растут и у А.; приставленная чертями птичка каждый раз сообщает, черти обрезают ногти; однажды А. завладеет шашкой, убьет дива, настанут золотые времена], 2 [у бедных родителей на старости лет рождается сын; Христос назвал его Амираном; он победил всех дэвов, вызвал на состязание самого Бога; тут же оказался на дне пропасти прикованным к железному столбу; его нашли девять охотников; он сжал их хлеб, потекла кровь, свой – молоко; сказал, что так различается жизнь теперь и при нем; сваны не могли поднять его шашку, чтобы подать ему; ремень оборвался; они пошли за прочным ремнем, но не могут больше его найти; он пытается вырвать столб; каждый раз птичка садится на кончик столба, кричит, Амиран уходит ; А. замахивается на нее, всаживает столб в землю]: 141-144, 145-147; Чиковани 1954, № 32 []: 173-181; грузины : Джанашвили 1903b [Амиран – сын Сулкалмаха и Дареджаны, его старшие братья Бадри (похож на девушку) и Усип (похож на хрустальную крепость); его кум – Иисус Христос; А. находит усопшего Цамцума, внука Усипа; тот убил всех великанов, одного не смог; братья встречают этого деви, тот отвечает, что идет пожрать Цамцума, внука Усипа; А. убивает его, тот успевает рассказать о девице Камар за морем; из его трех голов выползают белый, красный, черный черви, превращаются в драконов; черный проглатывает А., братья отсекают ему хвост, А. рассекает его изнутри, выходит лысым; Игри сделал ему волосы; у К. А. разбивает чашку, вся посуда летит к небу к ее отцу; погоня; А. всех убивает, ударив отца К. по ногам, но его братья погибли, он убивает себя; мышонок облизывает кровь, К. убивает мышонка, мышь его лечит, К. той же травой оживляет А.; А. всех побеждает, вызывает Иисуса Христа; тот предлагает ему вытащить из земли кол; кол превращается в дерево до небес, А. привязан к нему; ворон доставляет ему каждый день хлеб и вино; пес пытается перелизать цепь; в утро страстного четверга все кузнецы ударяют три раза молотами о наковальню, цепь восстанавливается; в судный день А. освободится]: 158-167; Стамболиев 1896, № 13 [пастух находит пещеру, где прикован Амиран; тот рассказывает, что он украл для людей с неба огонь; пришел старик с ним сражаться, он потерял сознание, проснулся прикованным; раз в семь лет ангел приносит ему пищу и воду, открывает стену пещеры; пастух побежал принести цепи и веревки, чтобы А. смог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; группа охотников задержала его; когда пастух добрался до пещеры, вход в нее оказался закрыт]: 91-95; Степанов 1893 [Амиран – крестник Бога; хочет идти сразиться с богатырем Амбрием; чтобы избавить крестника от позора, Бог насылает на Амбрия смерть; вдова того просит Амирана поправить руку покойного, Амиран не может ее поднять; Амиран предлагает самому Богу сразиться с ним; Бог предлагает ему привязать шнурком ногу к колу, попробовать порвать; шнурок превращается в железную цепь; в руках Амирана неистощимые хлеб и кувшин с водой; поодаль меч, до него не дотянуться; собака лижет цепь, к Великому Четвергу она готова порваться, но утром все кузнецы ударяют молотом, цепь восстанавливается; однажды охотник забрел к Амирану; не смог поднять его меч; Амиран послал его за ремнем, чтобы за него подтянуть меч, велел по пути не проговориться женщине (все кузнецы и женщины – враги Амирана, ибо делают цепи и шнурки); тот проговорился, вход в пещеру закрылся]: 135-139; Чиковани 1986 [охотник Дарджелан слышит женский крик, забирается на скалу, там Дали, он остался у нее; его хромая жена забралась на скалу, отрезала косы Д.; та сказала, что теперь ей не жить, попросил вынуть из ее чрева их сына Амирана; если бы он пробыл в чреве до срока, то победил бы Бога; ребенка надо три месяца держать в телячьей требухе, затем оставить на берегу реки Иамана; ангел его окрестил, положил ему в ноговицу кинжал, сказал, что на земле его никто не поборет; А. встал из колыбели, побил слуг Иамана, которые смеялись над ним; И. взял его товарищем своим сыновьям Усиби и Бадри; все трое выросли, задирают людей; те советуют лучше отомстить обидчику, из-за которого И. лишился глаза; мать не хочет говорить, братья приложили к ее груди горячие хачапури; дэв хотел отнять У. и Б., И. отдал взамен свой глаз; дэв запирает братьев у себя; его сестра прикована в углу; засыпая, обещает съесть А.; сестра учит дать ей цепь, она подтянет за нее хранящийся в масле меч дэва (сам А. его из масла не вытащит), пусть А. приложит его к шее спящего дэва; А. убил дэва; нарушив клятву, не освободил, а убил его сестру; братья встречают дэва, который сучит шерсть, веретено – жернов; он проглатывает А.; У. отрубает ему хвост; братья кричат Амирану, что его кинжал в ноговице; А. колет дэва изнутри; не хочет выходить через рот или зад, проделывает дыру в боку; один его глаз остается внутри дэва; тот велит помазать глазницу кусочком своей печени и легкого, глаз восстанавливается; А. заложил бок дэва деревянной заслонкой, велел вернуть глаз И.; глаз в ящике на столбе, братья возвращают его Иаману; дэвы предлагают Амирану добыть Кету, дочь Кеклуц-царя, она в башне, подвешенной к небу; женщина-дэв делает мост через море из своей косы, А. клянется, что возьмет ее с собой; братья перешли, когда женщина была на середине моста, А. перерубил косу, женщина упала в море; так А. второй раз нарушил клятву; Андрероба везут хоронить живого, мертвого бы не довезли; одна нога свесилась с арбы, пропахивает землю, А. забросил ее на арбу; Андрероб просит дать руку, А. дает скалу, Андрероб выжимает ее своей рукой; Андрероб просит А. взять с собой его сына, тот взял; боясь, что станет слишком сильным, убил; так в третий раз нарушил клятву; А. обрубил цепи башни, Кету и он полюбили друг друга; К. учит, как найти щель в доспехах ее отца, А. отрубает тому голову; Кету оживляет убитых ее отцом У. и Б.; А. воевал даже с Богом; тот приковал его к железному столбу; с ним прикован пес Курша; оба тащат столб, вот-вот вырвут; каждый год Бог посылает птицу; та сядет на столб, А. замахнется, ударит столб, тот снова входит в землю; Курша – щенок орлицы Орби; у нее каждой весной вместе с птенцами рождается один щенок; у Курши по бокам орлиные крылья; Бог приковал его вместе с А., т.к. тот истреблял много туров; у сванов есть плач о Курше]: 284-294; Машурко 1894: 379 (по вып. 9, отд. 2, с. 179, Имеретия) [царица ведьм Рокапи привязана Богом железной цепью к железному шесту; она старается его вырвать; каждый раз появляется трясихвостка и садится на шест; Р. пытается убить ее молотом, но птичка улетает, а от удара шест входит глубже в землю], 379-381 [Амиран обещал победить Бога; старик предложил ему вдеть нитку в иголку, иголку воткнуть в скалу, а нить набросить на себя; иголка стала железным колом, а нить – цепью; пришел пастух, А. просит принести ему цепь, чтобы с ее помощью он мог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; пастух принес цепь, но жена шла за ним и окликнула; пастух обернулся, бросил в нее цепь, А. исчез с глаз; собачка Амирана лижет цепь; в Великий четверг она должна разорваться; тогда кузнецы ударяют по наковальне и цепь восстанавливается; если А. освободится, он уничтожит всех женщин и кузнецов]; мегрелы [Амиран – крестник Христа, предложил тому с ним бороться; тот предложил ему сперва порвать нитки; наложил нитки, они превратились в цепи; А. дергает кол и тот приподнимается; каждый год прилетает синица-трясихвостка, которую мингрельцы считают священной, и садится на кол; А. пытается ударить ее дубиной, птичка улетает, а он вгоняет кол глубже в землю]: Машурко 1894: 378-379; армяне : Арутюнян 2004 [храброго Артавазда по проклятию его отца царя Арташеса каджи заключают в оковы в пещере горы Масис; белая и черная собаки грызут его цепи, чтобы освободить; под Новый Год оковы утончаются, однако от ударов молота кузнецов по наковальне опять восстанавливаются; если бы Артавазду удалось освободиться, он разрушил бы мир]: 199; Ганаланян 1979, № 750 [Артавазд прикован в пещере; две собаки грызут цепи; от звуков кузнечных молотов оковы восстанавливаются; поэтому кузнецы в воскресенье ударяют три-четыре раза по наковальне; иначе А. уничтожит мир], 811 [у Артавазда бесноватый сын Шидар; А. передал царство не ему; когда Ш. с всадниками ступил на мост, злые духи его сбросили, он погиб; воины разнесли слух, что Ш. прикован внутри горы; две собаки лижут цепи, к концу года те делаются как волос; если порвутся, Ш. разрушит мир; в начале года кузнецы и другие ремесленники трижды ударяют своими орудиями, цепи восстанавливаются]: 241, 261; Шахназарян 1988 [сын Давида Сасунского младенцем разорвал цепи, которыми его оплели; его назвали по имени деда Мгером; его родители вскоре умерли; брат Д. Чинчхапорик взял его имущество, стал воспитывать М.; его жена боится силы М., советует от него избавиться; он отправляется в землю деда, живет там; ему советуют лучше вернуть себе Сасун; дядя его прогоняет, М. не решается его убить; М. нанимается работником, убивает, обижавших его; убивает тигра; разделяет реку надвое, чтобы она не залила берега; строит крепость; громит Сасун; люди его проклинают; он входит в Воронову пещеру у озера Ван, она смыкается; в ней немного воды и хлеба, клевер коню; в день вознесенья люди боятся, что М. выйдет; однажды выходит, старик отвечает, что мир все прежний; М. обещает выйти, когда народ его позовет]: 61-86.

Балтоскандия. Сету [когда Христос спустился в ад вывести грешные души, троих самых умных оставил: сами выберутся; они стали мерить ад: собираемся строить церковь; нечистый: мало ли что собираетесь; тогда попросили у нечистого железа: скуем кандалы и наденем на Христа; нечистый доволен, разрешил выковать; они предлагают ему подставить шею: если порвет цепь, то и Христос порвет; тот дважды рвет; на третий раз куют с молитвой и Божьим именем; нечистый не смог порвать, его приковали к столбу, поставили Касьяна (Võssakos, от «високосный») стеречь; тот сильнее всех в мире, но в свой день идет в церковь, оставив взамен себя невесть кого, тот плохо приглядывает; поэтому в високосный год то лес обледеневает и трещит, то мор; если кто в воскресенье что-нибудь рубит или пилит, то тем утоньшает цепь на шее нечистого; к Пасхе цепь уже не толще волоса, но тут Христос ударяет молотом и цепь восстанавливается]: Säärits 2022: 193-195.