Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C32C. Ногти надо хранить. (.13.-.15.17.26.-.35.)

Ногти (и волосы) имеют особое значение для судьбы человека, его души или мира в целом. (Сборный мотив).

Судан – Восточная Африка. Тигре : Littmann 1910, № 115 [обрезанные ногти надо закапывать под зеленым деревом; если их съест животное, унесет ветер – дурной знак; на том свете Бог спросит, почему человек не собирал свои волосы; волосы маленького ребенка берегут родители, а когда он подрастет, отдают ему], 117 [обрезанные ногти надо тщательно собирать и закапывать; их спросят у человека на том свете]: 312-313, 315.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [обрезанные волосы и ногти надо закапывать; они части нашего тела и, как и оно, должны вернуться в землю]: Aceval 2005, № 44: 52.

Южная Европа. Баски : Мошков 2004 [ногти нельзя бросать, дьявол сделает себе из них чашу]: 250; Barandiaran 1962a, № 23 [двое бедных братьев встречают дьявола; тот обещает дать мешок золота, если через год они скажут ему, из чего сделан сосуд, иначе заберет их души; в последний вечер перед окончанием срока один из братьев оказывается у пещеры, слышит, как дьявол говорит ведьме, что сосуд сделан из ногтей, обрезанных в пятницу и субботу; на следующий день дьявол вынужден отдать юноше золото]: 93-95; латиняне [согласно Annales Фабиуса Пиктора, обрезки ногтей надо прятать в земле под счастливым деревом]: Basset 1893: 376; (ср. итальянцы (Абруццо) [святое семейство бежит в Египет; в пятницу Мария просит заплетающую косы женщину спрятать ребенка у себя в волосах; та отказывается, М. проклинает тех, кто заплетает косы в пятницу; на следующий день другая женщина соглашается спрятать, но говорит, что ее волосы очень коротки; М. делает ее волосы длинными до пят; женщина отвечает фарисеям, что видела беглецов, когда ее волосы были длиной с палец; фарисеи уходят; в следующую пятницу М. просит старуху, стригущую ногти, спрятать ребенка у себя под ногтями; та отказывается; М. проклинает тех, кто стрижет ногти по пятницам]: Kabakova 2006, № 31: 65-67).

Передняя Азия. Саудия (Мекка) [женщины в Мекке всегда закапывают остриженные ногти, чтобы они не послужили для нанесения порчи; этот обычай есть у многих мусульманских народов]: Basset 1893-1894: 252.

Китай – Корея. Китайцы [за обрезанные ногти и волосы будут поднимать на небо]: Мошков 1901: 49.

Балканы. Албанцы [остриженные ногти надо бросать за спину, с ними вместе выбросишь зло]: Pedersen 1898: 113; румыны [сперва одна вода, по ней ходят Бог и Дьявол; через семь лет Бог посылает Дьявола нырнуть достать семена сделать землю; Дьявол берет землю во имя себя, ее вымывает из его рук; когда берет во имя Бога, приносит земли под ногтями; поэтому человек принадлежит Богу, а черное под ногтями – Дьяволу, готовя умершего к погребению, грязь из-под ногтей надо удалить; Бог взял из принесенного Дьяволом три песчинки, сотворил из них плоскую землю; Дьявол попытался утопить заснувшего Бога, но таща его тело, лишь растянул землю в разные стороны; она стала шире неба; Бог послал Пчелу подслушать Дьявола; тот говорит сам себе, что надо сжать землю, создав долины и горы; увидев улетающую Пчелу, Дьявол ударил ее кнутом, почти разорвав надвое; у нее остались черные синяки]: Murgoci, Murgoci 1929: 135-137 (пересказ в Johns 2005: 258-259); гагаузы [если обрезать ногти и бросить на пол, на том свете их не найдешь; бросать надо себе сзади за воротник]: Мошков 1901: 21 (=2004: 218).

Средняя Европа. Поляки [обрезанные ногти и падающие волосы нужно сохранять, засунув в стенные щели; на том свете их надо будет отдать Богу; кто их не сохраняет, тому придется разыскивать]: Вольтер 1890: 142; украинцы , поляки [на том свете каждого заставят собирать свои ногти]: Мошков 1901: 49; украинцы : Белова 2004a, № 535 (Волынь) [ногти надо собирать, чтобы после смерти влезть с их помощью на гору; из обрезанных ногтей черт сделает себе шапку-невидимку; когда наденет ее, Бог не сможет ударить в него молнией]: 240; Лепкiй 1888 (Рудецкий, Самборский, Равский, Жовковский у.) [В самой середине моря возносится огромная золотая (местами меловая) гора, по которой души покойников должны добираться на тот свет. Которая душа на земле не чтила свои ногти и, срезая их, не прятала за пазуху, так скоро не вылезет на ту высокую гору]: 142; Мошков 1901 [черт сделает из обрезков ногтей себе шапку-невидимку]: 49; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [Отрезанные ногти кладут в рубашку (за пазуху), чтобы на том свете было чем держаться за гору, когда придётся на неё всходить]: 265; украинцы (Тернопольщина, Гусятинский у.) [Обрезая себе ногти, дуют на них и прячут за пазуху, потому что на том свете спросят о них]: Галько 1862: 41; Трусевич 1865б (Полесье) [По словам простого народа, не годится, обрезывая ногти, бросать их на пол, а нужно всегда класть их за пазуху, потому что во время Страшного Суда, когда человек должен будет явиться со всем своим телом, ногти, как частицу тела, он найдёт за пазухой; в противном случае, собирая их разбросанных по всем местам, он опоздает на суд и должен будет один скитаться вечно в тёмном и беспредельном пространстве этого света]: 457; Чубинский 1872 [Будаевка: нельзя выбрасывать состриженные ногти, Черт сделает из них себе шапку-невидимку; Проскуровский уезд: когда на Страшном суде душу будут переводить через тонкий как соломинка мост, то спросят, где ногти; придется искать, пока всех не подберешь]: 87; Шейковский 1860 (Подолия) [Когда умирает ребёнок, баба (повивальная бабка) его одевает и подпоясывает. Мать ребёнка просит бабу, чтобы та немного узлов вязала, потому что сколько она завяжет узлов, столько она ещё родит детей. Если у ребёнка уже срезали ногти, их кладут за пазуху, потому что на том свете спросят: «А где твои ногти?» Кто бросал их на землю и не прятал в пазуху, того пошлют собирать их. Рассказывают, что на том свете надо будет драться на стеклянную гору: для этого и нужны большие ногти]: 24; белорусы : Мошков 1901 [обрезки ногтей надо хранить, на том свете из них придется делать лестницу для восхождения на небо]: 49; Романов 1912 [остриженные ногти нужно хранить; старики и старухи носят их за пазухой; после смерти они все отрастут у них и при их помощи легко будет забраться на какую-то стеклянную гору; а кто разбросал свои ногти где попало, упадет в пекло]: 31; русские (Казанская, Козьмодемьянский у., старообрядцы) [рукопись Спиридона Михайлова «Описание быта раскольников в Козмодемьянском уезде, составленное в 1858 году»: «остригаемые у рук ногти кладут в пазуху, чтобы на том свете удобнее было перелезать ту гору, на которой устроены мытарства бесов»]: Зеленин 1915, № 16: 496; (ср. русские [то же, что про белорусов, но без ссылки на источник и без указания места записи)]: Мошков 1901: 49).

Кавказ – Малая Азия. Даргинцы (мюрегинцы) [обрезав ногти, следует их завернуть в тряпку и спрятать в трещину земли, камня, стены или дерева и запомнить место; на страшном суде придется отвечать за трату тела]: Ханагов 1892: 154; сваны [кузнец Дареджиани с вершины Ялбуза (Эльбруса) видит в пропасти на золотой тахте плачущую красавицу, кругом груды золота; спускается к ней, она рассказывает, что она жена Самого Бога, низвергнувшего ее за какое-то преступление; жена Д. подсматривает за ним, отрезает красавице волосы; когда приходит Д., та вспарывает себе живот, отдает ему их ребенка, велит оставить на перекрестке, умирает; Иисус Христос, св. Георгий и один из ангелов дают мальчику имя Амиран ; если он трижды нарушит данное слово, то попадет под власть дьявола; умирающий богатырь велит А. воспитать двух его сыновей; те стали сильными, А. их убил, черти стали его преследовать; в следующий раз он побил своего коня; после третьего нарушения слова черти приковали его к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див; оба пытаются дотянуться до шашки А.; А. сможет дотянуться, если у него отрастут ногти; поэтому сваны не отрезают ногтей в течение первых четырех дней недели; в это время они растут и у А.; приставленная чертями птичка каждый раз сообщает чертям, те обрезают ногти; однажды А. завладеет шашкой, убьет дива, настанут золотые времена]: Ломинадзе 1903, № 1: 141-144; грузины [дьявол собирает обрезанные ногти]: Мошков 1901: 49; армяне : Бунатов 1893 [ногтей в чужом доме нельзя обрезать; отрезанные ногти надо собрать и спрятать, на том свете за них взыскивают]: 184; Григоров 1892 (Зангезур) [отрезанные ногти и остриженные волосы спрячь, иначе заболит голова; кто в воскресный день обрезывает ногти, у того на пальцах рук новые вырастут с раздвоенными концами]: 113; Мошков 1901 [обрезанные ногти прячут, чтобы не заболеть какою-нибудь болезнью]: 49.

Иран – Средняя Азия. Персы [отрезанные ногти с пальцев ног зарывают у порога дома или у входа в храм, т.к. они потом засвидетельствуют, что их владелец совершал паломничества; когда придет al-Dajjál, все выбегут на улицу посмотреть на него; зарытые у порога ногти правоверных вопьются им в ноги и в одежду в виде колючек; люди начнут их вынимать и не последуют за А.; остальных же он уведет в ад]: Donaldson 1938: 185; зороастризм : Чунакова 2004: 42 [птица Ашозушт (авест. аша зушта, "любимец богини Аша") передала людям Авесту "на своем языке"; она хватает и проглатывает состриженные ногти, над которыми прочитана молитва; если молитва не прочитана, дэвы и колдуны пускают эти ногти как стрелы в эту птицу, чтобы ее убить], 106 [птица Ашозушт пожирает обрезанные ногти человека, если над ними прочитана молитва; если молитва не прочитана, дэвы используют их в качестве стрел (Бд, 6)]; Западный Памир (Шугнан, Бартанг, Рушан и др.) [в раю тела Деда-Адама и Момо-Хавво были покрыты таким же твердым веществом, как ногти, оно заменяло им одежду; когда по наущению шайтана они съели зернышки пшеницы и были изгнаны из рая, ногтяной покров с тел пропал, остался только на ногах и руках; так как ногти не покинули человека, состриженные ногти надо хоронить в чистом укромном месте]: Мухиддинов 1989: 38.

Балтоскандия. Скандинавы [Когда будет гибель богов, поплывет корабль Naglfar из ногтей мертвецов, поэтому умирающим надо стричь ногти; кораблем правит великан Хрюм; волк Фенрир проглатывает Одина; Видар наступает ногой на нижнюю челюсть волка; башмак Видара сделан из обрезков от кройки всех башмаков (кто хочет помочь асам, должен бросать эти обрезки)]: Младшая Эдда 1970: 51-53; исландцы [ногти надо разрезать на три куска, прежде чем их бросить, потому что Бог обещал дьяволу все ногти, не разрезанные на три части]: Мошков 2004: 249; финны [из остриженных в воскресенье ногтей злой дух делает корабль, на котором отвозит к себе умерших]: Holmberg 1927: 75; карелы : Михайловская 1925 [стриженные ногти надо положить за пазуху; умрешь, так в рай поднимаясь будешь ими держаться]: 622; Пунжина 2001, № 68 (тверские карелы) [у покойника не срезали ногтей; на том свете всех заставят подниматься в гору; с ногтями легче цепляться; когда ногти стригут, их кладут за пазуху, чтобы после смерти доставать, когда надо будет забираться на гору]: 150; Haavio 1952 (Salmi, Западная Карелия) [ногти стригут после бани, когда они размягчаются, и складывают в кармашек рубашки около шеи; с их помощью можно будет забраться на гору, а иначе сорвешься в реку Туонела полную змей]: 95; вепсы [загробное путешествие на небо представлялось как тяжелое преодоление большой крутой горы; карабкаться по ней помогают ногти, поэтому старые люди, как правило, их не стригли; обрезанные ногти принято прятать за пазухой, чтобы после смерти можно было найти их]: Винокурова 2015: 45; эстонцы : Мошков 1901 [из обрезков ногтей черт сделает себе козырек для шапки]: 49; Masing 1998 [1) из обрезков ногтей черт сделает себе шапку-невидимку; 2) (Саарема); из обрезков ногтей черт сделает себе корабль; раньше, чтобы разделить Саарема на части, он прокопал реку Маадевахе, поплыл на корабле, но колдун утопил корабль; чтобы черт не построил новый, ногти надо сжигать]: 70; литовцы [«Обрезанные ногти литовцы не бросают на землю, чтобы (согласно их мнению) черт не сделал себе из них шляпы, но ложат за пазуху, считая, что творец напомнит о них на Страшном суде. Там будет легко их достать из-за пазухи, а взятых чертом никто не отберет»]: Jucewicz 1846: 141-142 {видимо, это источник для Вольтер 1890 [отрезанные ногти сжигают или кладут за пазуху; иначе черт их соберет и сделает себе шляпу]: 141}; латыши [из обрезанных ногтей черт сделает шапку-невидимку, ногти надо прятать за пазуху]: Вольтер 1890: 142.

Волга – Пермь. Мари [иногда во время погребальной церемонии режут курицу; она должна подобрать обрезки ногтей пальцев рук и ног, утерянные покойным при жизни, ибо он не должен без них явиться перед хозяином мертвых Kiamat töra]: Sebeok, Ingemann 1956: 111; чуваши [у умерших проверяют наличие состриженных ногтей и волос; при жизни состриженные волосы и ногти собирают и оберегают; дорогой на тот свет служит нитка, оставленная в роднике при зачерпывании воды для обмывания; курица или яйцо, пожертвованные при отделении души, служат откупом злым духам; объяснение, что курица эта водит умершего на том свете, неверно; он едет на коне, зарезанном в его честь во время поминальной церемонии Юпа]: Салмин 2004: 147; башкиры [ногти надо собирать, сжечь или закопать в укромном месте; иначе на том свете будешь ходить и собирать свои разбросанные ногти]: Хисамитдинова 2011: 341; коми -зыряне: Налимов 1907: 14-15 [остриженные ногти кладут в гроб - надо будет взбираться на крутую железную гору]; Уляшев 2011 [знахари не выкидывали зубы, волосы и остриженные ногти – по пути на тот свет они пригодятся]: 286.

Туркестан. Киргизы [обрезанные ногти закапывают в землю вместе с мелко накрошенной травой, чтобы ногти соединились с прежним владельцем в загробной жизни, а трава была свидетелем]: Поярков 1900: 40-41.

Южная Сибирь. Хакасы [ногти считаются остатками древнего покрова тела предков хонгорцев; ногти рук стригли утром, а ног – вечером, поскольку жизненная сила человека днем прячется под ногтями ног, а ночью – под ногтями рук; состриженные ногти и волосы сжигаются на огне со словами: «Когда хвост верблюда дорастет до земли, когда рога горного козла достигнут неба, тогда встретимся!» (или «когда рога сохатого достигнут облаков»); кызыльцы состриженные ногти зарывали со словами, «Когда рога лягушки вырастут с топорище, тогда возьму! Когда рога марала вырастут с горный хребет, тогда возьму!»; ногти радуются смерти своего хозяина; «Наш хозяин, который нас резал, лег в землю и сгниет – теперь мы прорастем сквозь его сердце!» А волосы печалятся: «Наш хозяин, который нас прихорашивал, лег в землю и сгниет – теперь мы превратимся в гнездо для мышей!»]: Бутанаев 2003: 83.

Западная Сибирь. Манси : Gondatti в Munkácsi 1905 [по пути в загробный мир душа преодолевает огненную реку, взбирается на крутую гору; поэтому человек хранит свои обрезанные или выпавшие ногти и волосы; после его смерти их сжигают весной, чтобы они попали к умершему; с новыми ногтями он заберется на гору, на волосах перелетит реку]: 112-113; Karjalainen 1921 [в мире мертвых души карабкаются на гору, переходят огненную реку; мост через нее строят из обрезанных при жизни ногтей и волос]: 187-188; восточные ханты : Кулемзин, Лукина 1978, № 65 (Тромъеган) [вечером нельзя обстригать ногти, а то они на кладбище уйдут], 66 (Нижневартовский р-н) [ногти с рук надо класть за пазуху, ногти с ног в обувь; если бросить где попало, на том свете будешь их искать], 67 (Вах) [волосы нельзя бросать, нужно хранить в одном месте; бросить – на том свете будешь ездить искать их]: 188; ненцы (Ямал) [Нум сделал оленя, Нга – волка, и т.д.; Нга сделал огромных пауков, они плели сети из человеческих волос, ловили и ели людей; Нум сделал пауков маленькими; людям не велел разбрасывать волосы (паук сплетет сеть), не убивать пауков (Нга сделает их снова большими); теперь люди сжигают свои волосы]: Лар 2001: 286-287; лесные ненцы (род Айваседа) [тела людей были покрыты пленкой (нелаку); она защищала их от невзгод и болезней, обрекая на бессмертие; из-за коварства Кавшаh вэ'ку ("Черного мужика", духа болезней, обитающего в нижнем мире) люди лишились защитного покрытия, только ногти остались; ногти стряхивают в щели половых досок; один человек небрежно обстригал ногти, кусочек отлетел, это плохо отразилось на его дальнейшей судьбе]: Сподина 2008: 173.