Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C31a. Светила или огонь обещаны черту. .31.33.-.35.

Хозяин (хозяйка) нижнего мира получает (должен получить) небесные светила или огонь. Благодаря уловке или случайности, они ему все же не отданы либо возвращены назад.

Шведы, норвежцы, латыши, сету, казахи, хакасы, буряты, восточные ханты (р. Пим).

Балтоскандия. Шведы [легенда о церкви в Лунде, опубл. 1868; великан Jӕtten Finn обещает Св. Лаврентию построить церковь; когда церковь готова, требует отгадать его имя, иначе тот должен отдать ему солнце с луной или оба глаза; перед наступлением срока, Св.Л. слышит, как мать говорит ребенку: если будешь умницей, твой отец Jӕtten Finn скоро вернется и принесет солнце с луной либо глаза Св. Лаврентия]: Cosquin 1886: 271; норвежцы (южная Норвегия, Seljord) [тролль обещал построить за определенный срок церковь, но если св. Олав не отгадает его имя, то он заберет солнце, луну и голову самого Олава; в последний день, когда троллю осталось водрузить шпиль и флюгер, Олав услышал из горы голос: Спи, малыш; Скаане скоро принесет голову Олава, солнце и луну, чтобы ты ими играл; когда Олав назвал тролля по имени, тот упал с церкви и развился, а церковь Св. Олава стоит по сей день]: Christiansen 1964, № 2a: 6; норвежцы (Трондхейм) [св. Олав построил местный собор, но не мог увенчать его шпилем; тролль обещал сделать это, если Олав угадает его имя, а иначе заберет солнце; Олав услышал, как женщина баюкает младенца, обещая, что скоро его отец Твестер принесет ему «небесное золото»; услышав свое имя, тролль упал с собора и разбился]: Christiansen 1964, № 2b: 7; латыши [огонь был у Черта, он отказался дать его Богу, спрятал; Бог поставил шалаш-кухню, стал бить там палкой сухие дождевики, пыль поднялась, будто дым; подосланный к Черту человек подслушал, как Черт вслух размышляет и удивляется, что Бог достал огонь из камня и железа, куда он, Черт, его спрятал; Бог добыл огонь, отдал человеку]: Анцелане 1962: 21; сету [Иуда был старшим братом Бога; забрал у людей огонь и спрятал; люди три года ели мясо сырым; у Бога был умный батрак; собрал грибов-дождевиков и стал толочь; Иуда увидел дым и решил, что огонь у людей остался; говорит (вслух), что спрятал я огонь в трухлявую древесину, в камни и в железо, а батрак все равно нашел; батрак это услышал и научился добывать огонь]: Säärits 2022: 233.

Туркестан. Казахи : Бозинген 1985 [Шайтан предлагает своему другу хану попросить все, что тот хочет; хан просит пастбищ, Шайтан согласен, отдает людям всю землю; в ответ просит луну и солнце; никто не знает, что теперь делать; приходит старуха-ежиха, спотыкается, над ней смеются, она уходит, что-то бормоча; хан посылает визиря подслушать; Ежиха говорит, что надо попросить Шайтана сделать веревку из масла и поймать в степи мираж; Шайтан не может исполнить условие, в наказание превращает старуху в ежа]: 85-87.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы (качинцы) [сначала была утка; сделав другую товарищем, послала ее за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в нее; оставшаяся отправляет ласточку за душой человека, велев собаке караулить и лаять на Эрлик-хана; Э. сотворил зиму, дал собаке шубу, оплевал человека; Бог вылил на человека душу, сделал ему жену из ребра; велел есть красную смородину на восходе, но не на заходе солнца; жена нарушила запрет и поела, Бог записал это в книгу; женщина с ребенком и кобыла с жеребенком питаются травой, женщина перевалила через семь горок, кобыла через одну; Бог решил, что если люди станут питаться травой, то съедят ее всю; Бог отдает луну и солнце Эрлик-хану ; делается темно; Бог собирает птиц, велит не смеяться, если придет Коростель; глава птиц Аист рассмеялся; Коростель обиделся и ушел; послали Сову подслушать, что Коростель говорит дома; Пусть Эрлик-хан поймает эхо скал, свою тень, топот ста лошадей ; Э. вынужден вернуть солнце и луну, т.к. не мог выполнить просьбы Бога; Бог послал Ласточку украсть у Эрлик-хана огниво; та украла, на обратном пути встречает Комара; он рассказывает, что послан Э. узнать, чья кровь слаще, оказывается человеческая; Ласточка просит его показать язык, откусывает; Комар только жужжит; Э. преследует Ласточку, отрывает ей середину хвоста; она бросила половину кремня на скалу; юноша караулил дверь к Богу; пришел Эрлик-хан: что мне есть? Бог отвечает, что стариков и старух, а юноша передал, что гнилые деревья; в следующий раз: детей – молодые ветки ивы; молодых людей – высохшие и отвердевшие деревья; на четвертый раз Э. врывается к Богу; все разъяснилось, Э. ест теперь всех, а юношу прогнали на землю]: Катанов 1907, № 582: 522-527 (=1963: 154-156; перепеч. в Трояков 1995: 6-7); прибайкальские буряты : Хангалов 1958a: 327-328 (балаганские) [хозяин земли—дадын-эжин Даба-нойон (но также и дэлхэн-эжин Дибэн-Саган-нойон) потребовал от неба Хан-Хурмас (или Хурмас-тэнгэри) лучи луны и солнца, обещая в случае неисполнения требования причинить людям зло; жалея людей, созданных им, при участии всех прочих западных тэнгриев, Хурмуста старался поймать солнечные и лунные лучи, но, потерпев неудачу, созвал на совет всех 55 западных тэнгриев; на совете присутствовал и еж Заря-Азарга; так как совет тэнгриев не придумал, как исполнить требование хозяина земли (дадын-эжина), то ЗА ушел домой; по дороге говорил: «Западное небо Хурмуста собрал на совет всех западных тэнгэринов, а они не могут придумать средства, как поймать лучи солнца и луны, но сделать это невозможно, оттого, что на земле сделается темно; они должны придумать что-нибудь такое, что заставило бы хозяина земли отказаться от своего требования; если они потребуют от хозяина земли " дадын-жирэлгэ" и " далан миралга", то хозяин земли не сможет этого достать и откажется тогда от своего требованья». Посланные Х. подслушивать, что будет говорить ЗА, имевшего привычку думать вслух, донесли Х. слова ежа; западные тэнгрии последовали совету и потребовали дадын-жирэлгэ и далан миралга у хозяина земли; тот поручил царю вод Уха-Лобсону послать ему далан миралга, но тот отвечал, что сделать этого не может, а сам дадын-эжин не мог поймать дадын-жирэлгэ и должен был отказаться от своего требовании], 328 (кудинцы) [Эсэгэ-малан-тэнгэри и хозяин земли породнились между собою посредством брака своих детей; хозяин земли был в гостях у неба Эсэгэ-Малан-тэнгэри; при уходе домой попросил в подарок солнце к луну; ЭМТ не мог отказать; на земле стало темно; ЭМТ послал за Заря-Азарга, по последний был обижен насмешками 9 сыновей и 9 дочерей ЭМТ, которые смеялись над тем, что еж не ходит, потому что не имеет ног (?), а катается; ЗА ушел, по дороге выболтал свою мысль, которою и воспользовался ЭМТ; он пошел сам в гости к хозяину земли; Что тебе подарить? говорит хозяин земли; Коня из весеннего отражения и стрелу из эхо ; Хозяин земли не мог исполнить просьбу, вы­нул из ящика солнце и луну и передал гостю]; Хангалов 1960 (балаганские) [Высокое Небо ( ундэр тэнгэри ) за своего сына высватало дочь Широкой Земли ( улгэн дэлхэй ); Земля потребовала в калым за дочь Солнце и Луну, заперла их в ящик; на небе и земле стало темно; Небо не может придумать средство, как получить Солнце и Луну обратно; послало за мудрым Ежом Заря Азарга , приказало своим 9 сыновьям и 9 дочерям не смеяться, когда тот войдет; ЗА не имел ног, катился по земле; сыновья и дочери, увидев его, не могли удержаться от смеха; ЗА рассердился, укатил назад; Небо послало Зайца, Косуленка, Горностая, Белку, Хорька подслушать, что ЗА будет говорить; «Пусть сыновья и дочери Высокого Неба спустятся на землю и сделаются хатами и онгонами; для того, чтобы вернуть Солнце и Луну, надо попросить у Широкой Земли Эхо леса и Мерцание воды; та не в состоянии поймать их, будет принуждена отдать назад Солнце и Луну»; эти слова подслушал Заяц; в результате Небо получил светила назад; 9 сыновей Высокого неба спустились на землю, стали западными хатами, а 9 дочерей – онгонами]: 11-12.

Западная Сибирь. Восточные ханты (р. Пим; зап. В. Кулемзиным в 1973 г.) [черт попросил Бога отдать то, что у него есть; Бог согласился; черт попросил солнце и луну; (черт – Куль, Бог – Торум); стало темно; сын Бога (это Кон-ики-пах) пришел к Богу: зря отдал солнце с луной; попроси у черта тень; если не отдаст, заберешь солнце с луной назад; Бог пришел к черту, попросил отдать то, что у него есть; указал на тень; черт ловил ее, не поймал; отдал солнце с луной]: Лукина 1980, № 3: 64.