Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C31. Мудрый еж (космология). .27.29.-.34.

Еж оказывается мудрее или хитроумнее всех богов и животных; он обладает знаниями, жизненно важными для существования людей.

Болгары, македонцы, гагаузы, сербы, румыны, крымские татары, калмыки, кабардинцы, ногайцы, осетины, пуштуны, ингуши, литовцы, латыши, удмурты, мари, чуваши, казахи (Семиречье, Тарбагатай), киргизы, прибайкальские и забайкальские буряты.

Балканы. Болгары : Ковачев 1914 [1) везде вода; Бог и дьявол гуляли по небу, утомились; дьявол предложил Богу, что он нырнет, принесет твердь со дна, чтобы можно было отдохнуть; дьявол вынес кусок земли, он начал увеличиваться; ту землю, которая была под когтями дьявола, Бог начал мять пальцами и она стала незаметно расти; так Бог устроил место для отдыха и они сели; дьявол хотел утопить Бога, чтобы стать повелителем мира; начал тянуть землю, на которой сидел Бог, земля стала очень большой, небо уже не могло ее покрыть; тогда Бог созвал на совет всех животных; по совету ежа, взял и стянул немножко земли на другое место, получились долины и горы]: 49 (пер. К. Рангочева); Кузнецова 1998 [1) Бог посылает пчелу подслушать, что говорит дьявол ежу, и узнать, как уменьшить землю, которая была так велика, что не могла поместиться под небесами – взять прут и бить им по земле, либо Бог, по совету ежа, подвигает землю здесь-там, но на ней образуются горы; 2) Солнце объявил о свадьбе с Луной, пригласил всех зверей; Еж сидел грустный, грыз камень; ответил, что угощение ему нравится, но он хочет заранее научиться питаться камнями, ибо когда у Солнца появятся дети на земле все сгорит; Солнце отказался от свадьбы; звери рассердились на Ежа, Солнце дал ему для защиты иголки; 3) Солнце надумал жениться на своей сестре-Луне; собрались сваты - все звери; Еж бросил коню еду в кормушку, сидел молча; ответил, что свадьба будет, если его конь съел свой корм; объяснил, что когда народятся маленькие солнышки, на земле все сгорит, поэтому он хочет заранее научить коня питаться камнями; звери решили сделать так, чтобы Солнце с Луной никогда не встречались]: 78; Маринов 2003 [Солнце решил жениться; приехавший на осле Еж положил тому в кормушку камни вместо сена; объяснил Солнцу, что когда у Солнца родятся дети, жар от многих солнц испепелит все, пусть осел привыкает есть камни; Солнце отказался от намерения жениться]: 29; македонцы : Ценев 2004 [Солнце собрался жениться, но Еж сказал, что когда родятся много Солнц, жить станет невозможно; животные решили, что Солнце не должен жениться; тогда тот погрузился в море; Петух стал петь, Солнце вынырнул и обвинил его, что он, Солнце, топится, а тот поет; с тех пор Солнце выходит, когда поет петух, а ежа он проклял, тот днем прячется; см. также другие тексты с мотивом A2C]: 36-37; Ortenzio 2008, № 11 [когда Бог создал землю, она оказалась больше неба и он не знал, как поступить; пчела подслушала разговор ежа с чертом; еж: Бог не знает, что землю надо бить палкой, она станет меньше, образовав долины и горы; Бог наградил пчелу способностью производить воск и мед]: 24; сербы [Солнце задумал жениться, всех пригласил на свадьбу; Еж дал своему ослу камни, сказал, что пусть учиться ими питаться; когда у Солнца родятся дети, все сгорит; Солнце отказался от свадьбы]: Jанковић 1951: 63-64; румыны : Müller 1857, № 208 (Трансильвания) [пересказ в Johns 2005: 268; Бог посылает архангела Гавриила принести песок из-под вод; находит несколько песчинок у него под ногтями, помещает на воды, творя сушу; в кустах еж, велит Богу проверить, достаточно ли толст слой земли; Бог проверил; так получилась земля]: 162; Murgoci 1929: 137-139 в Johns 2005 [Татарин приносит землю со дна из-под вод; суша чересчур велика; Бог посылает пчелу, она подслушивает, как Еж вслух размышляет, что надо сделать долины и горы, размеры земли уменьшатся; Татарин делает человека из глины, просит его оживить; они договариваются, что Богу достанутся живые, а Дьяволу мертвые; Бог узнает, что мертвых больше; посылает архангела узнать, как разорвать договор; для этого нужен цветок, который понюхала Мария; Мария зачинает, рожает Иисуса Христа, договор разорван]: 269; (ср. Beza 1928 [создавая землю, Бог взял клубок нитей утка и другой клубок нитей основы; пока мерил небо, дал клубок основы Ежу, тот его уронил, в результате земля оказалась больше неба; Бог стал думать, что делать; Пчела полетела к Черту, подслушала, как он сам себе говорит, что надо всего лишь сжать землю руками; Бог так и сделал, образовались горы; Черт успел ударить Пчелу кнутом, едва не разрубив пополам (тонкая талия)]: 123-124); трансильванские саксы [сперва везде вода; Бог послал архангела Гавриила достать со дна песок; когда тот вынырнул, песчинки остались лишь под ногтями; Бог бросил их на воду и возникла и расширилась суша; еж под кустом сказал, что Бог мог бы сделать ее достаточной толщины; Бог это сделал и так возникла земля]: Müller 1857, № 208: 162.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары [Сулейман велел джиннам построить дворец из алмазов и рубинов; они построили; люди спросили, не собирается ли С. жить вечно; С.: есть средство от смерти? ему посоветовали выпить живой воды; С. созвал народ; еж пришел последним; почти поднявшись по ступеням, покатился вниз, поскольку был стар; С. велел муравью подслушать, что еж станет говорить сам с собой; еж: он собирается выпить живой воды; когда станет таким же старцем, каке я, люби будут смеяться над ним; птица Зюмранка принесла С. живут воду, но он отослал ее назад; она полетела назад, выронила пузырек и он разбился над Йеменом; С. послал ее посмотреть, что там выросло; оказалось, что кофе (происхождение кофе)]: Радлов 2021, № 22; калмыки [(Народное творчество Калмыкии 1940: 277); люди женились на родственницах; хан созвал обитателей земли, чтобы решить, как выйти из этого положения; последним явился Еж, перелезая через порог кибитки хана, упал; две взрослые дочери хана расхохотались; Еж обиделся и ушел; хан послал за ним птицу, умевшую бесшумно летать {видимо, сову}; та подслушала, как Еж по дороге говорит сам с собой; Надо сделать пестрое и выделить инопеченочных ; хан понял, что надо приготовить приданое и выдавать замуж за представителей чужих родов]: Басаев 2004, № 168: 270 (=Басангова 2019: 114-115); ногайцы [люди и животные питались травой, животные сказали, что всем не хватит, люди стали выращивать злаки, но не знали, как собрать урожай; старик посоветовал послать за Ежом; он придет, ляжет клубком, нельзя смеяться над ним; молодые стали смеяться, Еж обиделся и ушел; старик сказал, что по пути Еж станет сам с собой разговаривать; Кот тихо пошел следом, подслушал, как Еж объяснял, как надо изготовить железный серп; с тех пор злаки жнут]: Ганиева 2011а, № 100: 243-244 (=Ногай 1979, № 3: 13-14); осетины (Грузия, Ганиси, Гудское ушелье) [жена Афсати долго болеет; её навещают зэды и другие небожители, но никто не способен найти средство от болезни; ей всё хуже, уже не встаёт с постели; зовёт Афсати, велит отправиться к лекарю Хакиму, который живёт за семью перевалами – он наверняка знает средство; Афсати садится на своего золотого оленя и в мгновение ока оказывается возле дома Хакима; Хаким гадает на бобах и даёт совет собрать весь скот, который у него есть, то есть всех лесных зверей, кроме волков, и зарезать их, тогда его жена поправится; Афсати приезжает домой, приказывает слугам созвать всех зверей; в это время Уастырджи приходит проведать больную, видит толпу зверей и спрашивает Афсати, зачем они здесь собрались; тот рассказывает о рекомендации лекаря Хакима; Уастырджи: «Скажи мне, кого больше – живых или мёртвых?» Не успевает Афсати и рта раскрыть, как из-под куста выходит ёж: «Мёртвых больше!» Афсати удивляется: ведь и у людей, и у зверей детенышей рождается больше, чем умирает; ёж смеётся: покойниками можно считать и тех, кто взялся выполнять все женские прихоти; Афсати отпускает зверей восвояси, жена поправляется; Афсати старается меньше прислушиваться к советам жены. Уастырджи за смелый ответ дарит ежу кольчугу, которую тот носит и по сей день]: Гадиев 2008, 130-131; осетины [Святые (изэды), собравшись вместе, строят дом; нигде в мире нет лучшего дома. Устраивают пир. Собирается народ, ходит по дому, смотрит и удивляется. Позже всех приходит ёж. Долго осматривает дом, а когда заканчивает, его спрашивают, как ему понравился дом. Ёж замялся: "Какой дом? Там, где нет Сафа и нет Майран, разве дом?". Все удивляются: о чем он говорит? Один человек понимает, что ёж оказался умнее их, Сафа – это цепь над очагом, Майран – это женщина в доме, хозяйка, а здесь их нет. Все признают, что ёж оказался умнее]: Хамицаева 1998, № 111: 474; осетины [жена алдара заболела, попросила искупать ее в крови людей; алдар отправил человека по имени Уызын ("еж") к Богу за советом; тот задал Уызыну три вопроса, У. удачно ответил; люди были спасены, но Бог проклял У., превратив в ежа]: Чибиров 2008: 178; осетины (дигорцы, Задалеск) [Уадзафтауа рождается в семье бедного нарта и от рождения отличается красотой. Её сватают ещё с колыбели. Когда У. вырастает, то, отличаясь остроумием, порицает и высмеивает всех, кто добивается её благосклонности. Ставит себе башню на распутье семи дорог и через глашатая даёт едкие характеристики всем прохожим. Сослан называет её «шайтанкой» (сайтан) и пробует привлечь внимание, согнав под её башню стадо туров и перебив их, но удостаивается за это комментария: «Кроме как быть могильщиком женщин, ни на что ты не годишься!». Дабы поставить на место У., Сослан обращается к вещунье (къулбадаг ус), а та отвечает: «Я ничего не могу поделать, но посреди леса есть поляна, там под валежником ёж, его и спросите». Сослан вместе с двумя другими нартами идет туда, дважды зовёт: «Где ты ёж, сидящий в валежнике?». Наконец, тот отзывается и советует нартам собраться посреди семи дорог и начать танец симд с тазами и другими предметами, не подходить к красавице самим, а танцевать усердно до тех пор, пока она сама не выйдет и не схватит кого-либо за плечо. Один нарт даже приносит 12 плугов, которыми пахал. Пляска продолжается до тех пор, пока вечером У. не выходит и не берёт за плечо вождя нартов Урызмага. Тот оставляет своего коня как плату за заключение брачного соглашения, а сам взваливает седло на плечи и идёт домой. Но после того, как Ахсина (Сатана) высмеивает своего старого мужа, он отказывается заключать брак и забирает коня. Удалой нарт Крым-Солтан, сын Крым-Саухала, сватается к У. По наказу У. он угоняет стада кабардинского княжеского рода Биаслановых, пролив свою кровь, и тогда гордая девушка становится его женой]: Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос 2010, № 122: 468-470 (текст перевел Таймураз Кокойти для Костянтина Рахно); осетины (дигорцы, Махческ) [Сослан обращается к ворожее, чтобы воздействовать на гордую красавицу Тизмуду, живущую в башне посреди семи дорог и высмеивающую недостатки всех путников. Ворожея говорит: «Я ничем не могу помочь тебе, но среди дремучего леса есть поляна, а посреди её обвалившееся дерево, а под ним сидит ёж, и спроси его, и он тебе скажет определённо». Сослан находит указанное место, трижды вызывает ежа: «Кто обитатель этого места, выгляни к своему гостю!» Наконец ёж выходит и советует каждому из нартов положить на плечи то, чем он работает, и в таком виде должны плясать симд и девицы, и женщины, и старики, и молодые посреди семи дорог под башней Тизмуды, тогда она явится к ним. Нарты танцуют. Нарт Хумбар при этом берёт на плечи сто лемехов и сто резцов. Тизмуда выбирает Урузмага, тот уже заключает сговор и оставляет своего белого богатырского коня, но Ахсина (Шатана) срывает свадьбу, превратив стены дома в звёздное небо и задержав мужа. Тизмуда соглашается выйти замуж за удалого Крым-Солтана, чьи жилище и владения находятся возле Чёрного моря, при условии, что он поймает чёрную лисицу и её хвост воткнёт себе в шапку, приведёт пленёнными 20 чеченских красавиц и 20 ногайских молодцов. Тот все выполняет, но умирает от полученных ран. Тизмуда раздевается донага. исцеляет его, выходит за него замуж]: Дзагуров 1927, № 22: 59-63; осетины [царь собирает людей и животных и задаёт им вопросы: что лучше всего на свете, что красивее и что богаче всего. Льстецы отвечают, что лучше всех царь, богаче и красивее тоже он. Царю приятно, но он задаёт вопрос ещё раз – вдруг, кто-нибудь думает по-другому или нет здесь того, кто бы дал другой ответ? Царю отвечают, что все подвластные здесь присутствуют. Но тут является запыхавшийся ёж. Отвечает, что хороша земля, которая кормит людей, красива весна, которая наряжает землю, а богата осень, которая наполняет закрома хлебом. Царь удивлен умному ответу и задаёт ему еще один вопрос: кого больше, живых или мёртвых? Еж: «Мёртвых больше, потому что к ним следует отнести и тех из живых, кто не имеет зимой шубы, а летом – бурки». Царь говорит ежу: «Ты сказал правду, но за то, что ты ничего хорошего не сказал обо мне, с сегодняшнего дня жить тебе в норе, и чтобы шкура твоя была колючая». С тех пор ёж колюч]: Калоев 1976: 34-36; ингуши [Сулейман не знает, умереть ли ему или попросить Бога продлить жизнь, решает спросить у ежа; послал за ним лошадь, кошку – еж не пришел; пришел, когда послал собаку; еж объяснил, что и лошадь, и кошка будут служить новому хозяину, а собака верна одному; продления жизни стоит просить, лишь если есть силы; за мудрость Сулейман дал ежу для защиты колючки]: Дахкильгов 2006: 315-316.

Иран – Средняя Азия. Пуштуны [Соломон сомневается, должен ли он выпить воды бессмертия, зовет зверей на совет; нет одного Ежа; за ним посылают лошадь, ястреба, он приходит лишь после того, как послали собаку; Соломон недоволен, почему Еж проигнорировал благородных животных, но послушался низкой собаки; тот отвечает, что лошадь и ястреб служат любому, а собака верна хозяину; не советует пить воду бессмертия, ибо плохо долго быть стариком; Соломон выливает воду]: Thornburn 1876: 219.

Балтоскандия. Латыши : Бривземниакс 1887, № 36 [1) создавая землю, Бог велел Адаму произнести названия всего созданного; но тот не мог вспомнить слова «камень» (akmins); камни стали расти и плодиться; лишь еж случайно произнес ak, min («ох, гадайте!); 2) у ежа была нарядная одежда, всякий норовил его поймать; земля была больше неба; лишь еж нашел выход, предложив ее «стянуть в кучки»; за это получил одежду, на которую никто не позарится]: 40-41; Lajoye 2013 [созданная земля не помещалась под небосводом; еж посоветовал Богу ее сжать; так появились горы; Бог наградил ежа колючей шубой; есть вариант, где вместо еда – черт (Vels)]: 123; литовцы [Бог сотворил небо меньшим, чем земля; по совету ежика, Бог сжал землю, она стала неровной]: Кербелите 2001: 45.

Волга – Пермь. Удмурты [люди получили огонь трением из кленового пня; клен израсходовался, огонь погас; все собрались на совет; Еж не хотел идти, ибо когда он станет перелезать через порог, все будут смеяться; так и случилось, но Ежа уговорили остаться; он научил взять камень, кусок железа и березовый трут]: Мошков 1900: 201; мари : Тудоровская, Эман 1945 [у царя заболела дочь; лишь солдат вызвался вылечить; заказал кузнецу чугунного человека; остается на ночь в комнате царевны; приходит черт; солдат предлагает щелкать орехи, дает черту чугунные; обыграв в карты, собирается по уговору трижды щелкнуть черта, но соглашается, чтобы это сделал его хромой брат; чугунный человек щелкает, черт от щелчка вылетел вон; на следующую ночь то же с тремя чертями, еще на следующую – со всеми 12; царевну больше не мучают, она выздоровела; царь наградил солдата, тот спился и умер; Киямат савус (помощник начальника загробного мира) привел его в ад, черти испугались, не приняли; в рай тоже не пускают, сделали сторожем при райских дверях; Азрен (смерть) всегда приходит к Богу, если кто умер; солдат его не пустил; тот на спор залез в табакерку, солдат закрыл ее; 7 лет никто не умирает; Бог собрал всех животных, никто не знает, где Азрен; еж идет медленно, упал на пороге, все засмеялись, он повернул назад; один из ангелов пошел следом, подслушал, что еж бормочет; «Хоть и святые, не понимаете; если А. пропал ночью, то месяц видел, а если днем – солнце»; месяц: А. в табакерке; солдата уволили из часовых; тело А. изъедено табаком, остался скелет, поэтому смерть изображают в виде скелета]: 83-90; Ögöd 1937, № 1.4 (восточные) [Юмо указывает всем живым существам, каковы должны быть их особенности и повадки; собирает всех на совет; Еж приходит последним, спотыкается о порог, падает вниз головой; все смеются, обиженный Еж уходит; звери посылают Лису подслушать, что тот будет говорить; Еж бормочет, Пусть реки, дороги, изгороди, деревья, улицы в селениях будут кривыми, пусть лес будет кривой ; все так и устроилось]: 141-142 (=Акцорин 1991, № 1: 26-30); чуваши : Магницкий в Ашмарин 2003 [ Турă созвал птиц и животных, чтобы придумать способ обработки земли; Еж опоздал, за ним послали Мышь; входя в собрание, он поскользнулся, упал, над ним стали смеяться; он обиделся и ушел, а только он знал, что делать; за ним послали Свинью; та подслушала, как он говорит, что надо иметь соху, борону, телегу (и т.д.); Свинья вернулась и рассказала; рассерженный на мышей еж их ест, обиженная на ежа свинья ненавидит его]: 286 (=Егоров 1995: 130); Месарош 2000 (северные, д. Пысăк Карачора Чебоксарского у. Казанской губ., 1906-1908 гг.) [раньше люди не умели пахать, не знали огня; старики собрались и начали думать, как бы обработать землю; никто не смог придумать; позвали ежа, чтобы узнать у него; еж, подойдя к дому, где собра­лись старики, хотел было зайти, но не смог, так как порог оказался высоким; когда карабкался, понатужился и выпустил газы; старики высмеяли его; еж рассердился и постыдил их: «Смеяться умеете, а пахать нет»; тем не менее рассказал им: в расколотый конец сог­нутого дерева надо прикрепить железо и перед этим между дву­мя жердями запрячь лошадь; кроме того научил их добывать огонь: надо стукать кремень о кусок железа, пока не начнет искриться, и подложить под кремень трут]: 60-61; Рекеев 1896 [Бог сотворил людей бессмертными, одряхлевшие старики стали просить его о смерти; он послал есрейлĕ (Смерть), та должна была резать старикам затылок, но лишь с их согласия; один старик несколько раз просил е. прийти позже; сделал железный гроб, предложил е. самой померить, запер ее в гробу, бросил в озеро; Бог созвал всех тварей, но нет Окуня; Еж сообщил, что в одном озере бурлит вода; Окунь пришел, сказал, что замаялся, у него потекли слюни (текут до сих пор), так как на пути оказался железный сундук; Еж был всех хитрее, догадался, что в сундуке е.; ее вынули, е. сказала, что еще немного, она бы задохлась; Бог велел ей убивать людей независимо от возраста согласно надписи на лбу, которую он, Бог, станет наносить при рождении; Ежа за услугу одарил колючей одеждой]: 3-5.

Туркестан. Казахи (Семиречье) [Черт затмил солнце; все собрались на совет, Еж не пришел; к нему послали Льва. Тигра, Шакала; Еж согласился прийти, если ему дадут надежную шкуру, если мыши перестанут его есть, а он сам станет есть мышей; все попросили Бога исполнить желание Ежа, он явился на совет в новой шкуре; Еж предложил велеть Черту сделать из песка кожу, из масла дратву, к полудню сшить сапоги; Черт не смог, вернул солнце; с тех пор ежа считают священным]: Поярков 1891: 39-40; казахи (Тарбагатай) [Джалмаус-пейгамбар истреблял людей и скот; бии собрались на совет; вспомнили, что есть умный еж (кэрпэк-шэшэн); за ним послали; он сказал, что у него нет ног; ему дали ноги; он вошел в юрту Д., тот его проглотил, но еж застрял в горле; спросил, что нужно, чтобы Д. более не бесчинствовал; тот потребовал золота; еж пошел искать; Муса-пейгамбар привел его к большой воде, поковырял палкой, вынул кусок золота размером с лошадиную голову; еж отнес золото Джалмаусу и тот успокоился]: Потанин 1972, № 2: 47-48; казахи (Тарбагатай) [Джебраил джалмаус пейгамбар переловил всех птиц, сделал им дырки в носу, навязал на аркан, собрался съесть; остался Байгус; предлагает Д. сделать аркан из солнечного луча и коровьего масла; Д. не может, отпускает птиц; байгуса казахи не ловят]: Потанин 1972, № 7: 49-50; казахи (место записи не указано) [Шайтан предлагает своему другу хану попросить все, что тот хочет; хан просит пастбищ, Шайтан согласен, отдает людям всю землю; в ответ просит Луну и Солнце; никто не знает, что теперь делать; приходит старуха-Ежиха, спотыкается, над ней смеются, она уходит, что-то бормоча; хан посылает визиря подслушать; Ежиха говорит, что надо попросить Шайтана сделать веревку из масла и поймать в степи мираж; Шайтан не может исполнить условие, в наказание превращает старуху в ежа]: Бозинген 1985: 85-87; киргизы [Черт рассердился и спрятал солнце; все собрались на совет; мудрый Еж сказал, что беззащитен и не может прийти; ему дают новую шкуру с иглами; он предлагает попросить Черта сделать из песка кожу, а из масла дратву и к полудню сшить ичиги; Черту приходится освободить солнце]: Брудный, Эшмамбетов 1981: 347; 1989: 370-371.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты : Хангалов 1958a: 327-328 (балаганские) [хозяин земли—дадын-эжин Даба-нойон (но также и дэлхэн-эжин Дибэн-Саган-нойон) потребовал от неба Хан-Хурмас (или Хурмас-тэнгэри) лучи луны и солнца, обещая в случае неисполнения требования причинить людям зло; жалея людей, созданных им, при участии всех прочих западных тэнгриев, Хурмуста старался поймать солнечные и лунные лучи, но, потерпев неудачу, созвал на совет всех 55 западных тэнгриев; на совете присутствовал и еж Заря-Азарга; так как совет тэнгриев не придумал, как исполнить требование хозяина земли (дадын-эжина), то ЗА ушел домой; по дороге говорил: «Западное небо Хурмуста собрал на совет всех западных тэнгэринов, а они не могут придумать средства, как поймать лучи солнца и луны, но сделать это невозможно, оттого, что на земле сделается темно; они должны придумать что-нибудь такое, что заставило бы хозяина земли отказаться от своего требования; если они потребуют от хозяина земли " дадын-жирэлгэ" и " далан миралга", то хозяин земли не сможет этого достать и откажется тогда от своего требованья». Посланные Х. подслушивать, что будет говорить ЗА, имевшего привычку думать вслух, донесли Х. слова ежа; западные тэнгрии последовали совету и потребовали дадын-жирэлгэ и далан миралга у хозяина земли; тот поручил царю вод Уха-Лобсону послать ему далан миралга, но тот отвечал, что сделать этого не может, а сам дадын-эжин не мог поймать дадын-жирэлгэ и должен был отказаться от своего требовании], 328 (кудинцы) [Эсэгэ-малан-тэнгэри и хозяин земли породнились между собою посредством брака своих детей; хозяин земли был в гостях у неба Эсэгэ-Малан-тэнгэри; при уходе домой попросил в подарок солнце к луну; ЭМТ не мог отказать; на земле стало темно; ЭМТ послал за Заря-Азарга, по последний был обижен насмешками 9 сыновей и 9 дочерей ЭМТ, которые смеялись над тем, что еж не ходит, потому что не имеет ног (?), а катается; ЗА ушел, по дороге выболтал свою мысль, которою и воспользовался ЭМТ; он пошел сам в гости к хозяину земли; Что тебе подарить? говорит хозяин земли; Коня из весеннего отражения и стрелу из эхо ; Хозяин земли не мог исполнить просьбу, вы­нул из ящика солнце и луну и передал гостю]; Хангалов 1960 (балаганские) [Высокое Небо ( ундэр тэнгэри ) за своего сына высватало дочь Широкой Земли ( улгэн дэлхэй ); Земля потребовала в калым за дочь Солнце и Луну, заперла их в ящик; на небе и земле стало темно; Небо не может придумать средство, как получить Солнце и Луну обратно; послало за мудрым Ежом Заря Азарга , приказало своим 9 сыновьям и 9 дочерям не смеяться, когда тот войдет; ЗА не имел ног, катился по земле; сыновья и дочери, увидев его, не могли удержаться от смеха; ЗА рассердился, укатил назад; Небо послало Зайца, Косуленка, Горностая, Белку, Хорька подслушать, что ЗА будет говорить; «Пусть сыновья и дочери Высокого Неба спустятся на землю и сделаются хатами и онгонами; для того, чтобы вернуть Солнце и Луну, надо попросить у Широкой Земли Эхо леса и Мерцание воды; та не в состоянии поймать их, будет принуждена отдать назад Солнце и Луну»; эти слова подслушал Заяц; в результате Небо получил светила назад; 9 сыновей Высокого неба спустились на землю, стали западными хатами, а 9 дочерей – онгонами]: 11-12; ойраты [раньше не знали о браке, девушки сидели дома до старости, пока зубы не пожелтеют; пригласили Мудрого ежа; Еж: девушку нужно отправлять к чужим людям, поев ножку барана, выпив голубоватой водки; с тех пор юношей женят, девушек выдают замуж]: Осорин 2011 в Басангова 2019: 146-147.