Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C29. Подслушанный секрет. .13.26.27.29.31.-.34.

Люди (Бог) узнают секрет, подслушав (подсмотрев), как некий персонаж разговаривает сам с собой или с родственниками (или исполняет действия, которые следует запомнить). Добытые знания имеют отношения к космогонии или к обретению культурных ценностей.

Билин, намузи, лоло, мяо (Гуйчжоу), болгары, македонцы, сербы, румыны, крымские татары, калмыки, ногайцы, адыги, латыши, сету, мари, чуваши, мари, казанские татары, каракалпаки, хакасы (сагайцы и качинцы), алтайцы, телеуты, челканцы, тубалары, шорцы, прибайкальские (балаганские, аларские) и забайкальские (селенгинские) буряты, ойраты.

Судан – Восточная Африка. Билин [люди пришли к Богу узнать, как заниматься земледелием; тот велел распахать поле, но дальше объяснять отказался, послал к черту; черт согласился объяснить при условии, что люди отпадут от Бога, но те отказались, снова пришли к Богу; Бог посоветовал понаблюдать за чертом тайком; люди увидели, как надо пахать, сеять и пр., с тех пор занимаются земледелием]: Reinisch 1883, № 4: 70-73.

Китай – Корея. Намузи [трое братьев обрабатывают землю, утром земля снова не тронута; они застают старика, который мотыгой поворачивает обратно пласты земли; двое старших хотят его убить, младший – выслушать; старик говорит, что будет потоп, работать нет смысла; велит старшему брату сделать лодку из металла, среднему из дерева, младшему из кожи; младший берет в свою лодку младшую сестру, лодки старших братьев утонули; вода сошла, остальные люди утонули; брат и сестра видят два столба дыма; сестра берет флейту, идет в одну сторону, брат берет нож, идет в другую; заходит в дом, там человеческие кости; дети людоедов объясняют, что родители ушли выловить трупы брата и сестры, остальные трупы уже достали; брат убегает; приходит туда, где сестра вышла замуж; она велит есть мало, брат не слушает; его убивают; но только он знал, как разжигать огонь, носить воду, молоть зерно, пасти коз (вороны, лягушки, драконы, павлины знают, но не все умеют); поэтому брата приходится оживить; прилетают купаться семь дочерей отца-Неба, снимают крылья, юноша прячет крылья младшей; говорит, что их погрызли мыши; дева обещает выйти за того, кто вернет ей крылья; она нашла свои крылья, вернулась на небо; он забрался за ней; тесть и теща стали обваривать с него шерсть, ибо раньше тела людей были покрыты шерстью; жена вмешалась, волосы остались только на голове; тесть требует 1) вскопать девять полей (жена велит оставить у каждого поля по мотыге, они работают сами); 2) сжечь срубленную растительность (оставить девять факелов); 3) снова вскопать мотыгой (то же); 4) посеять гречиху (оставить сосуды с семенами у края полей); 5) снова собрать семена (оставить мешки у поля); но трех семечек не хватает; их унесла горлинка, жена велит утром ее подстрелить, он достает семена из зоба, приносит тестю; 6) узнать тещу в образе животного, привести (жена велит схватить первую овцу); 7) узнать тестя (это будет як); юноша получает жену, скот, их отправляют на землю; теща велит не петь, юноша запел, скот разбежался, жена часть успела накрыть своей юбкой, эти животные стали домашними, остальные сделались дикими; супруги ничего не умеют, бедны, послали Ворона (Crow) с девятью чашами слез на небо к родителям жены; Ворон по дороге почувствовал жажду, выпил слезы, сказал тестю и теще, что их дочь и зять богаты и благоденствуют, что топят очаг свининой, подтираются зерном; тесть разгневался, послал на землю тигров и вепрей, те разорили немногие поля, которые у молодых были; Летучая Мышь предложила принести 9 слезинок небесным родителям; но небесные тесть и теща не ответили, что надо делать, чтобы жить на земле нормально; Летучая Мышь сказала, что устроится спать на улице, а сама спряталась за кроватью; услышала, как теща говорила: разве они не знают, что на очаг следует положить три камня, тогда станут рождаться дети; крышу дома класть на столбы; проводить к полям оросительные канавы; когда теща закончила, тесть заметил Летучую Мышь, швырнул в нее пест, с тех пор ее нос расплющен; Летучая Мышь принесла эти три известия на землю, люди стали жить нормально]: Lakhi 2009(1): 67-152; лоло [двое братьев обрабатывают участок, утром на этом месте опять целина; они остаются стеречь, видят, как старик мотыгой восстанавливает нетронутое поле; двое старших хотят его убить, младший их останавливает; старик говорит им, что будет потоп; старший брат должен сделать железную лодку, средний – бронзовую (brass), младший – деревянную, взять в нее по паре всех живых существ; лодка причаливает на горе; звери и птицы радуются, но Лягушка спрашивает, почему Ворон (Crow) задумчив; тот отвечает, что царь неба поднимет воды до неба, а царица неба не станет ему мешать; звери посылают на небо Ворона, Пчелу, Змею верхом на Гусе и Лягушку на другой птице; Пчела, затем Змея кусают царицу неба; Лягушка известен как лекарь; соглашается вылечить царицу, если ее муж пообещает отдать дочь за Ch'iao-mu-shih-ch'i (младшего брата); тот отвечает неопределенно, но дочь сама выражает желание выйти за юношу; спускается на землю, у них трое сыновей, но они немы и проказливы; желтый Воробей летит на небо и подслушивает, как Мотылек (moth) говорит, что если сжечь три коленца бамбука и они с шумом лопнут, братья заговорят; Небесная Мать посылает гонца схватить Воробья, но тот лишь оторвал ему хвост; с тех пор у воробьев хвост короткий; бамбук сожгли, братья заговорили на лоло, тибетском, китайском, стали предками народов]: Graham 1961: 85-88; мяо (Гуйчжоу) [Jang Vang и Бог Грома – братья; у ЯВ нет вола, он попросил его у Грома взаймы, вспахал поле, а затем зарезал вола и съел; хвост воткнул в грязь, сказал, что вол провалился; Гром стал тянуть и упал в грязь; в бешенстве он поднялся на небо и послал дождь и град утопить ЯВ; тот посадил тыкву-горлянку, она тут же выросла и принесла плод; потоп залил землю, калебаса {в которой, очевидно ЯВ} всплыла до неба; Гром послал гуся узнать, что это; гусь вернулся, сказал, что одна гора еще над водой; Гром ударил гуся, с тех пор у него шишка на клюве; послал утку – то же, Гром наступил ей на клюв, расплющив его; послал барана – то же, Гром скрутил ему рога; петух же не решился сказать правду, сказал, что внизу только море; за это Гром дал ему хороший клюв, которым удобно клевать зерно; воды сошли, ЯВ вышел на землю, но одинок; бамбук подсказал взять в жены сестру; ЯВ в гневе разрубил его на куски, обещав соединить их, если он на сестре все же женится; по прошествии времени решил жениться; сделал 9 железных клеток, посадил в них дроздов, попросил сестру их достать; клетка защемила ей руку; обещает освободить, если сестра согласится стать его женой; сестра: спусти с двух гор по паре жерновов, если лягут друг на друга, выйду за брата; жернова легли; сестра предложила скакать на конях, пусть ЯВ ее догонит; тот обскакал гору с другой стороны и встретил сестру; она и тут не согласна; тогда сделал капкан, поймав ее ногу, когда сестра рушила рис; ей пришлось согласиться; она родила комок мяса, шар с глазами, без рук, но на ножках; ЯВ в бешенстве порубил его на кусочки, из них возникло множество людей, но они не умели говорить; Бог Земли пришел к Грому, тот молчит; а когда вышел, Гром сказал самому себе: надо поджечь бамбук и когда тот станет с треском раскалываться, люди заговорят; Бог Земли это подслушал и передал ЯВ; тот сжег рощу бамбука, люди разных племен заговорили на своих языках]: Bender et al. 2006: 160-168.

Балканы. Болгары : Драгоманов 1892 (Бессарабия) [Дьявол достает ил со дна моря; Бог творит из него сушу, делает вид, что ложится спать; Дьявол тащит, якобы, спящего Бога в разные стороны (стремясь его утопить), но вода отступает, земля вырастает; Бог говорит, что он уже благословил землю крестным знамением; обиженный Дьявол уходит; Бог не знает, как остановить рост земли; посылает пчелу, та садится Дьяволу на плечо, подслушивает, как тот говорит сам себе: надо всего лишь сотворить крестное знамение на четыре стороны, велеть земле перестать расти; Бог так и делает, велит экскрементам пчелы (т.е. меду) быть слаще всего]: 257-259 в Johns 2005: 264; Кузнецова 1998 (=Johns 2005: 268; источник: Ivanov 1970: 336) [Бог посылает пчелу подслушать, что говорит дьявол ежу, и узнать, как уменьшить землю, которая была так велика, что не могла поместиться под небесами – 1) взять прут и бить им по земле; 2) Бог, по совету ежа, подвигает землю здесь-там, но на ней образуются горы]: 78; Johns 2005 [Солнце просит у Бога разрешения выйти замуж; Бог советуется с Чертом, тот отвечает, что он Бог, ему и решать; Бог посылает к Черту пчелу; та подслушивает, как Черт велит своему ослу напиться из реки, изо когда Солнце родит детей, реки высохнут; Бог отказывается дать разрешение на свадьбу]: 268; македонцы [когда Бог создал землю, она оказалась больше неба и он не знал, как поступить; пчела подслушала разговор ежа с чертом; еж: Бог не знает, что землю надо бить палкой, она станет меньше, образовав долины и горы; Бог наградил пчелу способностью производить воск и мед]: Ortenzio 2008, № 11: 24; сербы [Бог сотворил овцу, Дьявол – козу; Бог вола, Дьявол коня, Бог пса, Дьявол волка и так всю живность; Бог создал ангела по своему подобию, а Дьявол из земли и воды слепил подобное ангелу существо, но не смог оживить; стал дуть в него, воздух вырвался, образовав анальное отверстие; стекшая вода проделала борозду в земле, она стала змеей; Дьявол не мог оживить человека, Бог вложил в него душу; они договорились, что живые будут принадлежать Богу, а мертвые Дьяволу; все умершие стали идти в ад; их стоны услышал Бог; стал посылать разных животных служить Дьяволу, чтобы узнать, как нарушить договор; Дьявол их отсылал; Пчела служила не три года, а девять лет; Дьявол сказал ей, что если Бог родит сына, то тот не будет связан с Дьяволом договором; пчела полетела к Богу, Дьявол успел разрубить ее попалам, Бог сложили половинки, но все насекомые стали с тонкой талией; Мария забеременела, понюхав данный ангелом Гавриилом базилик; родила Иисуса; спрятала от Иуд в сене; вол, овца прикрывали младенца, а лошадь съела почти все сено едва не открыв Иудам ребенка; Богородица прокляла лошадь, велев быть сытой лишь раз в году накануне дня Св. Георгия; когда Христос вознесся, Иуды стали бросать веревки с крюками, оторвали кусок ноги; поэтому у людей на ступне вмятина; ангел открыл дверь ада, души вышли оттуда, поднялись на небо]: Вукичевич 1915: 109-114; румыны (Банат) [Собираясь создавать мир, Бог послал пчелу к черту, чтобы та узнала его мнение, создавать много солнц или одно; пчела незаметно села черту на голову и слушала, как он разговаривает вслух сам с собой; «Нельзыя много солнц все сгорит, а люди на такой жаре перестанут бояться адского огня; так что лучше, чтобы солнце было одно»; пчела взлетела и полетела назад; черт понял, что она подслушивала, стал бить ее кнутом; поэтому на теле пчелы черные полосы, а раньше она вся была белого цвета]: Schott, Schott 1846, № 34: 283-284 (=Johns 2005: 257-258 со ссылкой на Gaster 1915: 71); румыны [создавая землю, Бог взял клубок нитей утка и другой клубок нитей основы; пока мерил небо, дал клубок основы Ежу, тот его уронил, в результате земля оказалась больше неба; Бог стал думать, что делать; Пчела полетела к Черту, подслушала, как он сам себе говорит, что надо всего лишь сжать землю руками; Бог так и сделал, образовались горы; Черт успел ударить Пчелу кнутом, едва не разрубив пополам (тонкая талия)]: Beza 1928: 123-124; румыны [сперва одна вода, по ней ходят Бог и Дьявол; через семь лет Бог посылает Дьявола нырнуть достать семена сделать землю; Дьявол берет землю во имя себя, ее вымывает из его рук; когда берет во имя Бога, приносит земли под ногтями; поэтому человек принадлежит Богу, а черное под ногтями – Дьяволу, готовя умершего к погребению, грязь из-под ногтей надо удалить; Бог взял из принесенного Дьяволом три песчинки, сотворил из них плоскую землю; Дьявол попытался утопить заснувшего Бога, но таща его тело, лишь растянул землю в разные стороны; она стала шире неба; Бог послал Пчелу подслушать Дьявола; тот говорит сам себе, что надо сжать землю, создав долины и горы; увидев улетающую Пчелу, Дьявол ударил ее кнутом, почти разорвав надвое; у нее остались черные синяки]: Murgoci, Murgoci 1929: 135-137; румыны [Бог родился из ничего; сделал бабочку из древесного червя, человека из бабочки; Tartar возникает из мысли Бога; Бог посылает его нырнуть, Т. приносит земли, Бог на шестой день соткал землю; суша чересчур велика; Бог посылает пчелу, она подслушивает, как Еж вслух размышляет, что надо сделать долины и горы, размеры земли уменьшатся; Т. делает человека из глины, просит его оживить, тот оживляет; они договариваются, что Богу достанутся живые, а Т. мертвые; Бог узнает, что мертвых больше; посылает архангела узнать, как разорвать договор; для этого нужен цветок, который понюхала Мария; Мария зачинает, рожает Иисуса Христа, договор разорван]: Murgoci 1929: 137-139 (пересказ в Johns 2005: 269).

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары [Сулейман велел джиннам построить дворец из алмазов и рубинов; они построили; люди спросили, не собирается ли С. жить вечно; С.: есть средство от смерти? ему посоветовали выпить живой воды; С. созвал народ; еж пришел последним; почти поднявшись по ступеням, покатился вниз, поскольку был стар; С. велел муравью подслушать, что еж станет говорить сам с собой; еж: он собирается выпить живой воды; когда станет таким же старцем, каке я, люди будут смеяться над ним; птица Зюмранка принесла С. живут воду, но он отослал ее назад; она полетела назад, выронила пузырек и он разбился над Йеменом; С. послал ее посмотреть, что там выросло; оказалось, что кофе (происхождение кофе)]: Радлов 2021, № 22; калмыки [(Народное творчество Калмыкии 1940: 277); люди женились на родственниках; хан созвал обитателей земли, чтобы решить, как выйти из этого положения; последним явился Еж, перелезая через порог кибитки хана, упал; две взрослые дочери хана расхохотались; Еж обиделся и ушел; хан послал за ним птицу, умевшую бесшумно летать; та подслушала, как Еж по дороге говрорит сам с собой; Надо сделать пестрое и выделить инопеченочных ; хан понял, что надо приготовить приданое и выдавать замуж за представителей чужих родов]: Басаев 2004, № 168: 270; ногайцы [люди и животные питались травой, животные сказали, что всем не хватит, люди стали выращивать злаки, но не знали, как собрать урожай; старик посоветовал послать за Ежом; он придет, ляжет клубком, нельзя смеяться над ним; молодые стали смеяться, Еж обиделся и ушел; старик сказал, что по пути Еж станет сам с собой разговаривать; Кот тихо пошел следом, подслушал, как Еж объяснял, как надо изготовить железный серп; с тех пор злаки жнут]: Ганиева 2011а, № 100: 243-244 (=Ногай 1979, № 3: 13-14); адыги : Керашев 1957 [великаны не знали, как сделать серп, послали за карликом-испом; исп споткнулся о порог, упал, великаны рассмеялись, исп обиделся и ушел; великаны послали человека подслушивать за ним; тот шептал, Подобно петушиному хвосту согнете, подобно рту змееныша насечете ; великаны так и сделали серп, от них научились люди]: 108-109; Липкин 1951 [=Андреев-Кривич 1957: 266-268; парты посеяли просо, но не знают, как собрать урожай; послали за старушкой Уорсар, она отказывалась; юноши ее принесли, она оступилась, молодежь стала смеяться; старушка ушла; кузнец Тлепш: она все расскажет по дороге, надо подслушать; старушка говорит сама с собой, объясняет, как изготовить серп; Т. выковал серп]: 313-316.

Балтоскандия. Латыши [огонь был у Черта, он отказался дать его Богу, спрятал; Бог поставил шалаш-кухню, стал бить там палкой сухие дождевики, пыль поднялась, будто дым; подосланный к Черту человек подслушал, как Черт вслух размышляет и удивляется, что Бог достал огонь из камня и железа, куда он, Черт, его спрятал; Бог добыл огонь, отдал человеку]: Анцелане 1962: 21; сету [Иуда был старшим братом Бога; забрал у людей огонь и спрятал; люди три года ели мясо сырым; у Бога был умный батрак; собрал грибов-дождевиков и стал толочь; Иуда увидел дым и решил, что огонь у людей остался; говорит (вслух), что спрятал я огонь в трухлявую древесину, в камни и в железо, а батрак все равно нашел; батрак это услышал и научился добывать огонь]: Säärits 2022: 233.

Волга - Пермь. Мари : Тудоровская, Эман 1945 [у царя заболела дочь; лишь солдат вызвался вылечить; заказал кузнецу чугунного человека; остается на ночь в комнате царевны; приходит черт; солдат предлагает щелкать орехи, дает черту чугунные; обыграв в карты, собирается по уговору трижды щелкнуть черта, но соглашается, чтобы это сделал его хромой брат; чугунный человек щелкает, черт от щелчка вылетел вон; на следующую ночь то же с тремя чертями, еще на следующую – со всеми 12; царевну больше не мучают, она выздоровела; царь наградил солдата, тот спился и умер; Киямат савус (помощник начальника загробного мира) привел его в ад, черти испугались, не приняли; в рай тоже не пускают, сделали сторожем при райских дверях; Азрен (смерть) всегда приходит к Богу, если кто умер; солдат его не пустил; тот на спор залез в табакерку, солдат закрыл ее; 7 лет никто не умирает; Бог собрал всех животных, никто не знает, где Азрен; еж идет медленно, упал на пороге, все засмеялись, он повернул назад; один из ангелов пошел следом, подслушал, что еж бормочет; «Хоть и святые, не понимаете; если А. пропал ночью, то месяц видел, а если днем – солнце»; месяц: А. в табакерке; солдата уволили из часовых; тело А. изъедено табаком, остался скелет, поэтому смерть изображают в виде скелета]: 83-90; Ögöd 1937, № 1.4 (восточные) [Юмо указывает всем живым существам, каковы должны быть их особенности и повадки; собирает всех на совет; Еж приходит последним, спотыкается о порог, падает вниз головой; все смеются, обиженный Еж уходит; звери посылают Лису подслушать, что тот будет говорить; Еж бормочет, Пусть реки, дороги, изгороди, деревья, улицы в селениях будут кривыми, пусть лес будет кривой ; все так и устроилось]: 141-142 (=Акцорин 1991, № 1: 29-30); чуваши [ Турă созвал птиц и животных, чтобы придумать способ обработки земли; Еж опоздал, за ним послали Мышь; входя в собрание, он поскользнулся, упал, над ним стали смеяться; он обиделся и ушел, а только он знал, что делать; за ним послали Свинью; та подслушала, как он говорит, что надо иметь соху, борону, телегу (и т.д.); Свинья вернулась и рассказала; рассерженный на мышей, еж их ест, обиженная на ежа, свинья ненавидит его]: Магницкий в Ашмарин 2003: 286; в Егоров 1995: 130; казанские татары : Замалетдинов 2010, № 10 (1 запись) [царевич Кулаф, царство которого захватили враги, берется ответить на вопросы царевны Турандук; не ответивших убивают; 1) какая мать рожает детей, выпускает на свет, а затем поглощает – море и реки; 2) без чего не было бы ни живого, ни неживого – солнце; 3) у какого дерева одна сторона листьев белая, а другая черная – год; К. сам задает вопрос – как звать такого-то царевича (имея в виду себя); Т. подослала служанку, К. стал размышлять вслух, назвав свое имя; Т.: я имею право не выходить за К., но выйду за него по любви; отец Т. отвоевал царство К.]: 49-54.

Туркестан. Каракалпаки []: Рахно : 96.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы (сагайцы) [см. мотив H40; сотворив землю и человека, Бог отдает луну и солнце Эрлик-хану ; делается темно; Бог собирает птиц, велит не смеяться, если придет Коростель; глава птиц Аист рассмеялся; Коростель обиделся и ушел; послали Сову подслушать, что Коростель говорит дома; Пусть Эрлик-хан поймает эхо скал, свою тень, топот ста лошадей ; Э. вынужден вернуть солнце и луну, т.к. не мог выполнить просьбы Бога]: Катанов 1963, № 582: 156-157 (перепеч. в Трояков 1995: 9); хакасы (качинцы) [Бог собрал птичий сход выбирать чиновника; Коростель явился последним, ибо плохо летает; сказал, что Журавля нельзя выбирать, он ничего не сделает; Журавль сломал ему ногу; выбрали большую пеструю птицу Ала-гус; Бог проспорил своему брату Нечистому много людей, снова собрал птиц; когда Коростель, хромая, вошел, Ала-гус засмеялся; Коростель обиделся и ушел; Бог посылает за ним Ласточку; на второй раз она подслушала, как Коростель бранится и говорит, что надо предложить Черту поймать отражение в зеркале или свою тень; Черту пришлось вернуть людей; Ала-гуса Бог превратил в сороку, ее сизые перья разделил между всеми птицами]: Кузнецова 1899, № 2: 148-149; Миндибаева и др. 2016, № 18 (качинцы) [птицы собрались на совет, сорока будто в шелковое одета, она была главой птиц; никто не знает, как добыть огонь; решили позвать крота; перешагивая порог, крот упал навзничь; когда упал, сорока засмеялась; крот рассердился и обратно вышел; совет решил вывести сороку из главы; сороку вывели, послали сову за кротом; пусть подслушает, что крот жене говорит; сова слышит, как крот кипятится; сколько птиц собралось, а как огонь развести не знают; нужно взять самое твердое из железа, самое твердое из камней, самым гнилым деревом тереть о камень до появления искры; потом, оттуда вернувшись, крот рассказал (оговорка рассказчика: сова рассказала) об этом всем собравшимся птицам; вариант: сову отправили послушать, что знает крот; крот дома сказал жене: «Ночью горящую осеннюю траву не знают; ее в руках держать невозможно; гора эхом отзывается на звук»; сова подслушала это и рассказала остальным; это был секрет добывания огня]: 131, 335 (комм.); Сагалаев 1992: 39 в Бутанаев 2003 [Ах-Худай создал тело человека из глины, но не знал, где найти душу; зашел к своему младшему брату Ирлик-хану, тот играл на хомысе; не замечая присутствия АХ, пропел: Даже если он и умный, но мысли не хватило. Разве нельзя взять душу человека от ветерка, исходящего от выбивающегося из-под земли водного источника?»; услышав подсказку, АХ отправился за душой, поручив сторожить творение собаке и кошке; собака была без шерсти; И. подошел, собака не подпускает; И. создал мороз, обещал собаке шубу, собака согласилась показать ему человека; собака велела не трогать человека руками и И. не тронул, но плюнул на человека; кошка стали слизывать слизь, а собака – прикрывать человека своим телом; с тех пор у кошки рот грязный, а шерсть чистая, ее можно гладить, а у собаки рот чистый, но шерсть грязная; АХ вернулся, вывернул человека наизнанку, слизь осталась внутри в виде слюны и соплей; собака была поставлена служить человеку и зависеть от него]: 110-111; алтайцы [все обсуждают, как добыть огонь; Коростель пришел лишь после третьего приглашения; Яячи предупредил, чтобы никто не смеялся над его походкой; Сорока расхохоталась, обиженный Коростель ушел; он имел привычку разговаривать сам с собой; послали Стрижа, Коростель услышал шум его крыльев, замолк; тогда Сову, она подслушала, что надо ударить камень о камень, будет огонь; за упрямство Я. превратил Коростеля в птицу]: Вербицкий 1893: 163-164; телеуты [звери собрались на совет, как достать огонь; сыч Колборхы (летающий, опускаясь ребром вниз то вправо, то влево, откуда имя), которого прежде звали алу-куш (глупая птица), говорит, что он хоть дурак, а знает – разве нет губы на дереве, в скалах камней? Его не поняли, он объяснил, как высечь огонь]: Потанин 1883, № 82в: 331; челканцы : Кандаракова 1988: 157-158 [раньше журавль был зайсаном, дергач – приказчиком, кулик – десятником, а зяблик – учетчиком; когда журавль кричал «Кокой-Калак!», люди собирались и все понапрасну; за это дергач сделал журавлю выговор, а тот его толкнул, у дергача поясница вывихнулась, дергач стал горбатым; идет и сам с собой разговаривает: «Твердость камня не знаете, плотность железа не понимаете»; десятник Кошперюк ударил железо о камень – полетели искры; люди журавля от зайсанства отстранили, а филина назначили зайсаном, он до сих пор глава птиц], 174-176 [Бог все создал, но не создал огонь; собрал птиц – кто добудет огонь? дергач пришел позже, журавль ударил его по спине, вывихнув ему поясницу; дергач не может взлететь, ругает журавля; сова подслушала, что он говорит: «Огонь-то добыть не умеет, не знает твердость камня, нее знает твердость железа; огонь добыли, а журавлю велели при перелетах носить дергача у себя на спине]; тубалары [ Кудай создал человека; три дочери Улгöна не смогли сделать огня; К. пришел дать огонь, наступил на свою длинную бороду, споткнулся; девушки стали насмехаться над ним, он ушел; они спрятались у него на пути, услышали, как он говорит, Им самим не найти остроты камня и твердости железа ; делают огниво]: Радлов 1989: 221; шорцы : Дыренкова 1940, № 55 [Ульгень сотворил живые существа, но не дал людям огня; люди попросили огня у птиц; птицы полетели в разные стороны (искать огонь); птица огня, оставшись одна, сказала, Нет разве на березе гриба, нет разве в скале камня, нет разве у человека стали? Если два камня взяв, друг о друга ударить, огонь будет ; с тех пор люди научились высекать огонь]: 285; Хлопина 1978 [1) люди ели сырую пищу, обратились к Ульгеню, тот сказал, что птица чер-тарт-куш умеет добывать огонь, велел птичьему старосте Журавлю разыскать ее; лишь после посещения третьего гонца она прилетела; Журавль стал ее бить по ногам, его клюв покраснел, чер-тарт-куш с тех пор хромает; обиделась, улетела; Журавль подослал к ней Коршуна, тот услышал, как она сказала, Добыть огонь можно, ударив два камня один о другой ; птицы добыли огонь; 2) люди попросили Ульгеня научить их добывать огонь; сойдя на землю, тот запутался в бороде, упал; дети стали смеяться; У.: Неужели люди такие глупые, что не могут найти кусок железа и камень ; люди услышали, добыли огонь]: 73; прибайкальские буряты : Хангалов 1958a: 327-328 (балаганские) [хозяин земли—дадын-эжин Даба-нойон (но также и дэлхэн-эжин Дибэн-Саган-нойон) потребовал от неба Хан-Хурмас (или Хурмас-тэнгэри) лучи луны и солнца, обещая в случае неисполнения требования причинить людям зло; жалея людей, созданных им, при участии всех прочих западных тэнгриев, Хурмуста старался поймать солнечные и лунные лучи, но, потерпев неудачу, созвал на совет всех 55 западных тэнгриев; на совете присутствовал и Заря-Азарга; так как совет тэнгриев не придумал, как исполнить требование хозяина земли (дадын-эжина), то ЗА ушел домой; по дороге говорил: «Западное небо Хурмуста собрал на совет всех западных тэнгэринов, а они не могут придумать средства, как поймать лучи солнца и луны, но сделать это невозможно, оттого, что на земле сделается темно; они должны придумать что-нибудь такое, что заставило бы хозяина земли отказаться от своего требования; если они потребуют от хозяина земли " дадын-жирэлгэ" и " далан миралга", то хозяин земли не сможет этого достать и откажется тогда от своего требованья». Посланные Х. подслушивать, что будет говорить ЗА, имевшего привычку думать вслух, донесли Х. слова ежа; западные тэнгрии последовали совету и потребовали дадын-жирэлгэ и далан миралга у хозяина земли; тот по­ручил царю вод Уха-Лобсону послать ему далан миралга, но тот отвечал, что сделать этого не может, а сам дадын-эжин не мог поймать дадын-жирэлгэ и должен был отказаться от своего требовании], 328 (кудинцы) [Эсэгэ-малан-тэнгэри и хозяин земли породнились между собою посредством брака своих детей; хозяин земли был в гостях у неба Эсэгэ-Малан-тэнгэри; при уходе домой попросил в подарок солнце и луну; ЭМТ не мог отка­зать; на земле стало темно; ЭМТ послал за Заря-Азарга, по последний был обижен насмешками 9 сыновей и 9 дочерей ЭМТ, которые смеялись над тем, что еж не ходит, потому что не имеет ног (?), а катается; ЗА ушел, по дороге выболтал свою мысль, которою и воспользовался ЭМТ; он пошел сам в гости к хозяину земли; Что тебе подарить? говорит хозяин земли; Коня из весеннего отражения и стрелу из эхо ; Хозяин земли не мог исполнить просьбу, вы­нул из ящика солнце и луну и передал гостю]; Ханталов 1903 в Шаракшинова 1980 [Высокое Небо ( ундэр тэнгэри ) за своего сына высватало дочь Широкой Земли ( улгэн дэлхэй ); Земля потребовала в калым за дочь Солнце и Луну, заперла их в ящик; на небе и земле стало темно; Небо не может придумать средство, как получить Солнце и Луну обратно; послало за мудрым Ежом Заря Азарга , приказало своим 9 сыновьям и 9 дочерям не смеяться, когда тот войдет; ЗА не имел ног, катился по земле; сыновья и дочери, увидев его, не могли удержаться от смеха; ЗА рассердился, укатил назад; Небо послало Зайца, Косуленка, Горностая, Белку, Хорька подслушать, что ЗА будет говорить; Пусть сыновья и дочери Высокого Неба спустятся на землю и сделаются хатами и онгонами; для того, чтобы вернуть Солнце и Луну, надо попросить у Широкой Земли Эхо леса и Мерцание воды; та не в состоянии поймать их, будет принуждена отдать назад Солнце и Луну ; эти слова подслушал Заяц; в результате Небо получил светила назад, а его дети стали богами, заполнившими Саяны]: 34-36; Sandschejew 1928 (аларские) [зав. автором в селе Булут в 1926 г.; Сагадай – старик, главный дух огня, все духи огня в очагах – его потомки; Эсеге-Малан-тенгри высватал сыну Сагадаю дочь господина земли Баян-Хангай; тот потребовал в калым луну и солнце; ЭМТ послал за мудрецом Sara-Sargaschi, предупредив своих детей не смеяться над тем, когда он придет; с третьего приглашения СС пришел; но дети стали смеяться, СС обиделся и ушел; стал вслух размышлять, почему ЭМТ не догадается попросить в качестве приданого все бегущие по воде волны; это услышал Орел, передал ЭМТ; тот попросил такое приданое, БХ не смог собрать волны, ему пришлось вернуть солнце и луну]: 969-970; забайкальские буряты (селенгинские: атаганы) [люди не могли согреться; на собрании тенгри один из присутствовавших вспомнил о еже ( зара ), который считался умным и изобретательным; за ежом послали, он явился; его встретили с почетом; на собрании присутствовали и женщины, занимавшиеся шитьем платьев и рубашек; еж, перелезая через порог, опрокинулся и упал, свернувшись клубком; женщины засмеялись и сказали: «Этого лишь не доставало для совета»; еж оскорбился и перед уходом сказал: «Хотя вы и шьете платья, но целые века будете ходить в длинных и путаться в них, будете носить одежду с наставленными рукавами и полами и не из цельной материи, а составленной из кусков»; одному из присутствовавших на собрании было поручено пойти к ежу, чтобы просить его явиться вторично; посланный, подойдя к жилищу ежа, подслушал, что тот рассказывал своей семье: «И глупые же эти “тенгри”, что не умеют добыть огня, а дело это очень простое, нужно лишь взять кусок стали и камень, а с березы сорвать губку (грибы-паразиты), положить ее на камень и сталью тереть, вот и получится огонь»; посланный рассказал об услышанном собранию; так научились добывать огонь; еж до сих пор пользуется большим почетом; считается не только изобретателем огня, но и приносящим счастье на суде]: Смолев 1902b, № 5: 56-57; ойраты [(начало на отсутствующей странице; видимо, как у шорцев)]; Стрижа, других птиц посылали послушать, что Коростель сам себе бормочет, но он замолкает при их приближении; Сова подлетает бесшумно, слышит, как Коростель говорит – дураки смеются, а не знают, что получить огонь можно ударив камень о камень; Сова передает птицам, как разводить огонь]: Попов, Басангов 1936: 30-31.