Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C28. Опрометчивое обещание. .27.28.32.-.36.

Демонический персонаж овладевает ценностью, без которой другой персонаж (и люди) погибнут. Демона хитростью вынуждают вернуть ценности.

Гагаузы, украинцы (западные?), мордва, киргизы, хакасы (сагайцы, качинцы), буряты (балаганские, кудинцы), восточные ханты (р. Пим), северо-восточные якуты.

Балканы. Гагаузы [Богородица сделала условие с Шейтаном, что ей будут принадлежать живые, а ему – мертвые; Бог понял, что раз все люди смертны, все они достанутся Шейтану; послал к Шейтану Св. Илью работником выкрасть договор, тот не смог; тогда Бог обещал устроить жар на земле, а Св. Илья пусть предложит Шейтану искупаться; когда Шейтан купался, Бог заморозил воду, Св. Илья взял условие, улетел на небо]: Мошков 2004: 208, 228 [такие же рассказы у малороссов и у мордвы ].

Средняя Европа. Украинцы (западные?) [см. гагаузы; «такие же рассказы у малороссов»]: Мошков 2004: 228.

Туркестан. Киргизы [Черт рассердился и спрятал солнце; все собрались на совет; мудрый Еж сказал, что беззащитен и не может прийти; ему дают новую шкуру с иглами; он предлагает попросить Черта сделать из песка кожу, а из масла дратву и к полудню сшить ичиги; Черту приходится освободить солнце]: Брудный, Эшмамбетов 1981: 347; 1989: 370-371; (ср. казахи : Потанин 1972, № 2 [Джалмаус ел людей; Еж дал себя сглотнуть, застрял в горле; Д. согласился не есть людей, если Еж даст ему золото; Муса-пейгамбар (пророк Моисей) дал Ежу глыбу золота с лошадиную голову, Еж отнес ее Д., тот перестал есть людей], 7 [Джебраил джалмаус пейгамбар переловил всех птиц, сделал им дырки в носу, навязал на аркан, собрался съесть; остался Байгус; предлагает Д. сделать аркан из солнечного луча и коровьего масла; Д. не может, отпускает птиц; байгуса казахи не ловят]: 47-48, 49-50).

Волга – Пермь. Мордва [см. гагаузы; «такие же рассказы у мордвы»]: Мошков 2004: 228.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы (сагайцы) [ Кудай обещает отдать солнце Эрлик -хану; созывает зверей, чтобы хитростью уклониться от выполнения обещания; Летучая Мышь не приходит; говорит, что она не зверь, т.к. летает, и не птица, т.к. имеет клыки; объясняет К., что по дороге к нему вела учет всему встреченному (больше растущих деревьев или поваленых, гальки или рыбы); оказалось поровну, ее проверили, оказалось верно; идя на суд, люди зашивают с тех пор под воротничек шкурку летучей мыши]: Алексеев 1980: 52-53; хакасы (качинцы) [Бог собрал птичий сход выбирать чиновника; Коростель явился последним, ибо плохо летает; сказал, что Журавля нельзя выбирать, он ничего не сделает; Журавль сломал ему ногу; выбрали большую пеструю птицу Ала-гус; Бог проспорил своему брату Нечистому много людей, снова собрал птиц; когда Коростель, хромая, вошел, Ала-гус засмеялся; Коростель обиделся и ушел; Бог посылает за ним Ласточку; на второй раз она подслушала, как Коростель бранится и говорит, что надо предложить Черту поймать отражение в зеркале или свою тень; Черту пришлось вернуть людей; Ала-гуса Бог превратил в сороку, ее сизые перья разделил между всеми птицами]: Кузнецова 1899, № 2: 148-149; буряты : Хангалов 1958a: 327-328 (балаганские) [хозяин земли—дадын-эжин Даба-нойон (но также и дэлхэн-эжин Дибэн-Саган-нойон) потребовал от неба Хан-Хурмас (или Хурмас-тэнгэри) лучи луны и солнца, обещая в случае неисполнения требования причинить людям зло; жалея людей, созданных им, при участии всех прочих западных тэнгриев, Хурмуста старался поймать солнечные и лунные лучи, но, потерпев неудачу, созвал на совет всех 55 западных тэнгриев; на совете присутствовал и Заря-Азарга (еж); так как совет тэнгриев не придумал, как исполнить требование хозяина земли (дадын-эжина), то ЗА ушел домой; по дороге говорил: «Западное небо Хурмуста собрал на совет всех западных тэнгэринов, а они не могут придумать средства, как поймать лучи солнца и луны, но сделать это невозможно, оттого, что на земле сделается тем­но; они должны придумать что-нибудь такое, что заставило бы хозя­ина земли отказаться от своего требования; если они потребуют от хозяина земли " дадын-жирэлгэ" и " далан миралга", то хозяин земли не сможет этого достать и откажется тогда от своего требованья». Посланные Х. подслушивать, что будет говорить ЗА, имевшего привычку думать вслух, донесли Х. слова ежа; западные тэнгрии последовали совету и потребовали дадын-жирэлгэ и далан миралга у хозяина земли; тот поручил царю вод Уха-Лобсону послать ему далан миралга, но тот отвечал, что сделать этого не может, а сам дадын-эжин не мог пой­мать дадын-жирэлгэ и должен был отказаться от своего требовании], 328 (кудинцы) [Эсэгэ-малан-тэнгэри и хозяин земли породнились между собою посредством брака своих детей; хозяин земли был в гостях у неба Эсэгэ-Малан-тэнгэри; при уходе домой попросил в подарок солнце к луну; ЭМТ не мог отказать; на земле стало темно; ЭМТ послал за Заря-Азарга, по последний был обижен насмешками 9 сыновей и 9 дочерей ЭМТ, которые смеялись над тем, что еж не ходит, потому что не имеет ног (?), а катается; ЗА ушел, по до­роге выболтал свою мысль, которою и воспользовался ЭМТ; он пошел сам в гости к хозяину земли; Что тебе подарить? говорит хозяин земли; Коня из весеннего отражения и стрелу из эха ; Хозяин земли не мог исполнить просьбу, вынул из ящика солнце и луну и передал гостю]; Ханталов 1903 в Шаракшинова 1980 [Высокое Небо ( ундэр тэнгэри ) за своего сына высватало дочь Широкой Земли ( улгэн дэлхэй ); Земля потребовала в калым за дочь Солнце и Луну, заперла их в ящик; на небе и земле стало темно; Небо не может придумать средство, как получить Солнце и Луну обратно; послало за мудрым Ежом Заря Азарга , приказало своим 9 сыновьям и 9 дочерям не смеяться, когда тот войдет; ЗА не имел ног, катился по земле; сыновья и дочери, увидев его, не могли удержаться от смеха; ЗА рассердился, укатил назад; Небо послало Зайца, Косуленка, Горностая, Белку, Хорька подслушать, что ЗА будет говорить; «Пусть сыновья и дочери Высокого Неба спустятся на землю и сделаются хатами и онгонами; для того, чтобы вернуть Солнце и Луну, надо попросить у Широкой Земли Эхо леса и Мерцание воды; та не в состоянии поймать их, будет принуждена отдать назад Солнце и Луну»; эти слова подслушал Заяц; в результате Небо получил светила назад, а его дети стали богами, заполнившими Саяны]: 34-36.

Западная Сибирь. Восточные ханты (р.Пим) [Бог обещает Черту то, что тот попросит; Черт забирает солнце и месяц; сын Бога велит отцу попросить у Черта тень; тот не может ее схватить, возвращает солнце и месяц]: Кулемзин, Лукина 1978, № 85: 69 (=Лукина 1990, № 3: 64).

Восточная Сибирь. Северо-восточные (колымские) якуты [ Улу-Тоëн посылает своего деда Сесена высватать Кюнь Кысъ (Солнце-дочь) у Аи-Тоëна ; тот просит взамен мираж и зыбь водяную; У. собирает зверей; Волк и Ворон обещают достать, получают за это первый длинный ноги, второй зоркость; но не достали]: Серошевский 1896: 655-666.