Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C26. Страж на краю чужого мира.

.14.17.(.23.).27.28.30.31.34.-.37.44.45.61.

Чудовища готовы вторгнуться в наш мир из иного, но могущественный персонаж охраняет людей от нашествия.

Северная Африка. Арабы Египта : El-Shamy 1980, № 24: 139 [Александр построил стену против Гога и Магога; те по ночам лижут ее, чтобы проделать дыру, но после восхода солнца стена восстанавливается], 273 [стена восстанавливается еженедельно после пятничной молитвы]; (ср. Марокко (Риф): Coon 1931: 155-156 [под землей живут карлики ростом с двухлетних детей, старые с рождения, нагие, горбатые; каждый день роют выход на землю, чтобы уничтожить людей и жить на земле вместо них; каждый вечер говорят, что осталось немного, надо отдохнуть; за ночь ход засыпает землей; это потому, что они не говорят In sh'a Allah; если догадаются сказать, закончат работу, уничтожат людей], 156 [эти карлики hajuj u majuj живут на востоке за железной стеной; если прорвутся в наш мир, уничтожат людей]).

Передняя Азия. Арабская письменная традиция [глава «Ibn Khurradādhbib on Sallām the Interpreter and Alexander’s Wall», p. 94-104; ибн Хордадбех (ок. 820 – ок. 911 г.), «Китаб ал=масалик ва-л-мамлик», первый вариант закончен в 846/847, второй дополненный – не позднее 885/886 г. (возможно, только он и был); аббасидский халиф Wāthiq послал знавшего 30 языков толмача Саллама проверить состояние стены, построенной Александром против Гога и Магога; описание ее железных ворот; трижды в день начальник стражи ударяет по железному болту молотом, слышится звон, как от жужжания ос; это для того, чтобы Гог и Магог знали, что стража на месте, и не пытались бы прорваться в мир людей]: Lunde, Stone 2012: 99-104.

( Ср. Южная Азия. Север Индии, хинди [чтобы саранча не разоряла поля, некое индуистское божество заключило саранчу в глубокой долине в западных Гималаях; скворцы следят за тем, чтобы саранча оттуда не вырвалась; если же это случается, скворцы следуют за саранчей и пожирают ее]: Crooke 1892-1893, № 258: 64).

Балканы. Древняя Греция [разделив ложе с Ураном, Гея рождает сторуких и пятидесятиглавых Котта, Бриарея и Гиеса; впоследствии они помогают богам одержать победу в титаномахии]: Hes. Theog. 147-152, 617-725; [в Тартаре «под сумрачной тьмою подземною боги Титаны / Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных / В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной. / Выхода нет им оттуда – его преградил Посидаон / Медною дверью; стена же все место вокруг обегает. / [Там обитают и Котт, Бриарей большедушный и Гиес, / Верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса]» (пер. В.В. Вересаева)]: Hes. Theog. 729-735; [комментарий к Hes. Theog. 734-745: «Стихи находятся под подозрением у филологов. Во-первых, о Сторуких сказано иначе в ст. 815-819; во-вторых, 736-739 = 807-810; в-третьих, за позднюю интерполяцию принимают и стихи 740-745»]: Гаспаров 1999: 434.

Средняя Европа. Материал собрал К.Ю. Рахно. Западные украинцы (Холмщина; Залуше Люблинского у., ныне Залуче и Новое Залуче Влодавского у.) [Есть один остров вблизи Франции, где вылупляются змеи крылатые, очень вредные для людей; они чрезвычайно ядовиты, и тем вреднее при этом, что имеют крылья, поэтому легче им настичь того, кого хотят убить. Но там также такие сильные и очень хорошие люди, «богатыря», которые уже взяли на себя задачу и посвятили себя тому, чтобы защищать бедных людей и вести постоянную войну с этими змеями и убивать их. Спят, следовательно, они, эти богатыри, на том острове, на камнях, будто мертвые, но следят постоянно: только какая-то змея крылатая вылупится и полетит в мир вредить людям, тогда один из них вскакивает с притворного сна и, догоняя ее, убивает. Иногда он догоняет ее далеко, только в чужих краях, потому, что она ускользает от него в полете, но он всегда всеми силами пытается догнать ее и убить. Раз я сам видел, как пролетела мимо моего дома такая страшная крылатая змея, с ужасным шелестом, а тут вскоре приезжает измученный, почти на падающем уже коне казак, так мне показалось, и просит меня дать ему поесть. Я дал ему поскорее, видя его усталость, он съел за одну волну столько, сколько было бы на восемьдесят человек. Это был именно такой богатырь, он имел в себе необычайную силу, как у восьмидесяти человек была бы, и только спросил, в какую сторону полетела страшная змея, и помчался за ней, как ветер. Сейчас эти богатыри не действуют, не вольно им, они обессиленные, потому что сейчас такие времена и поэтому так плохо на свете во всем, но опять наступят времена, когда они снова возобновят свою силу и тогда будут снова истреблять зло, и людям хорошо будет на мире]: Kolberg 1890b: 258-259; северные украинцы (начало 1870-х, Дроздивцы, Нежинский у., Черниговщина) [человек, вернувшийся с заработков на Черном море, рассказал односельчанам, как ничем на вид не примечательному работнику удалось приручить богатырского коня; увидев коня, человек обратился к нему: «Здорово, друг! Долго я тебя ждал – теперь не разлучимся»; конь в ответ заржал; работник рассчитался с хозяином, объяснил, что должен идти туда, куда его Бог посылает, одним махом выпил полуведерный штоф водки, и уехал, оставляя глубокие следы; а потом след оборвался – видимо, богатырский конь имел крылья и полетел; на вопрос, где богатыри живут и что у них за служба, рассказчик ответил: Святой Бог знает; говорят, что на границе – то ли змеев стерегут, то ли Бог знает]: Драгоманов 1876: 251-254; восточные украинцы (Херсонский у., с. Дудчина, и Мелитопольский у.; такие же рассказы в селах Зикрачи Киевского у. и Пироги Кобеляцкого у., а также в городе Глобино Кременчугского у.) [богатыри есть и сейчас, и всегда были, потому что они - самые верные защитники родного края, «и без них нас заняли бы всякие враги». Богатырь рождается между обычных людей от тайной связи красивой на красоту, а также чистой и непорочной душой женщины, обычно вдовы, и отца-богатыря, но ни силы своей, ни ума не смеет проявлять до 20, реже до 30 лет. Одновременно с ним рождается для него и конь, потому что обычные кони его не в силах выдержать. Также одновременно рождается для него и змей. Когда богатырю исполнится 20 лет и к тому времени никто не узнает, кто он есть, то для его богатырской силы наступает экзамен: он должен сесть на коня, который сам к нему в то время прибежит, и ехать на какую-нибудь могилу (курган). Там его будет ждать змей. Когда богатырь помчится драться со змеем, то змей, зная, что ему не миновать смерти, часто убегает, летит в воздухе, и люди часто его видят. Если богатырь достиг необходимого возраста, тогда он непременно одолеет змея, но если случилось, что он не уберегся и стало известно, кто он такой, то в тот час, когда его узнали, он должен сразу идти драться со змеем. Тогда поединок может стать для него роковым: «Идя на борьбу со змеем, богатырь вырвал себе из земли тридцатипудовый якорь, обломал ему лапы и этим дрался со змеем. Но ему не было еще 20 лет, и не судьба ему была побить змея. Бились они так, что земля тряслась, рыбаки всю ночь не спали, молились за богатыря Богу. Но когда пошли, взошло солнце, то увидели, что могилу враги разрыли до самого низа и тут же лежали оба мертвые». Видеть богатыря можно только тогда, когда он сам этого захочет. Когда же он пожелает быть невидимым, то так же, как святой, может быть таким. Его не берет никакая пуля. Как только богатырь убьет змея, то тогда он летит просто «на горы», где собираются все богатыри и где находится их двор. Горы эти такие высокие, что с них бывает видно всю страну, за жизнью которой они следят. На войнах они воюют за украинцев]: Смола 1911: 202-204; восточные украинцы (Екатеринославщина, Бердянский и Александровский уезды, 1880-х - начало 1890-х годов) [«Богатыри живут где-то там, где пущи, и стерегут нашу землю от змеев; вот который змей прорвется, то богатырь погонится за ним да и вбье». Охранять родную землю от змей и другой темной силы, что гнездится по окрестностям, является их предназначением. В детстве богатырь живет среди обычных людей, но, выразив себя, он должен уйти от них. Увидеть богатыря можно редко, потому что он «все равно как святой». Он может искать своего богатырского коня или заехать в шинок выпить, а тем временем привязанный конь раздробит камень в пыль. «Богатырь как стоит у пущей, то ему коня не надо, а уж как погонится за змеем, то его конь сам найдет»]: Манжура 1888, 52-53 (=1890: 8-9).

Иран – Средняя Азия. Персы [Majlisi пишет, что народы Yájúj и Májúj живут по другую сторону окаймляющей мир горы Каф; у них языки как пилы или напильники; каждую ночь они пролизывают проход в горной цепи, но каждое утро гора восстанавливается; они бы прорвались, если бы Александр Великий не построил сто стен, чтобы их удержать; люди, жившие близ гор, попросили его о защите; по его указанию они приготовили огромное количество раскаленного железа и еще 7 металлов; из этого он сделал стену (отдельную, либо поверх гор Каф); эту стену Yájúj и Májúj не могут пропилить, и она слишком скользкая, чтобы на нее забраться; в конце мира они прорвутся; среди них есть великаны, есть люди, чья ширина в поясе равна их высоте, и есть большеухие, подкладывающие одно ухо под себя, укрывающиеся другим]: Donaldson 1938: 90-92; иранская письменная традиция [общее число демонов, дэвов, колдунов и колдуний, что пребывают в аду – 99999, и к вратам ада приставлено 99999 бессмертных душ праведных, чтобы не допустить выхода злых сил (МХ 52)]: Чунакова 2004: 94.

Балтоскандия. Эстонцы [русские сдерживают собакоголовых там, где небо сходится с землей; если те прорвутся, то уничтожат людей]: Eisen 1919: 234-238.

Южная Сибирь - Монголия. Кумандинцы [изображение на бубне с комментарием шаманов; в центре нижней части бубна изображен кер-бос (он же кер-балык , улу-арджан ; кëр – "огромный, чудовищный") - покрытое шерстью чудовище с открытой пастью, в которой торчат острые зубы; нарисован с четырьми или шестью ногами, иногда без ног; замыкает собою отверстие, ведущее в нижний мир, откуда на землю могли проникнуть злые духи]: Иванов 1954: 660; прибайкальские буряты : Хангалов 1959c: 282-291 (балаганские) [живущий на СЗ стороне Лобсогой обратился в звезду, изучил волшебства Гэсера , превратил его в неутомимого осла и пахал на нем; Алма-Мэргэн-хатан приняла облик старшей сестры Л., выпросила осла, вернула Г. его облик; отправляясь на войну с Л., Г. и его воины гонят трех диких быков – сестер Л.; двух убивают, старшая прибегает во дворец Л., принимает человеческий облик, глотает Г.; тот режет ее изнутри, заставляя сказать, что ее брат бессмертен, но может быть побежден; Г. убивает ее, отрезав сердце; с помощью АМх, посылающей стрелы в Л., побеждает его, запирает в каменном тама на тысячу веков; ставит каменного батара его стеречь], 323 [другие говорят, что Г. бросил Л. в яму и поставил двух батыров с железными молотами; когда Л. показывается из ямы, они бьют его по голове; Л. падает в яму, от этого происходят землетрясения; некоторые говорят, что созданные Г. мальчики стреляют в Л., обессиливая его, он падает назад в яму; вар.: Г. придавил Л. тремя горами, пригвоздил их копьем; батыр приколачивает копье железным молотом; когда кончится мир, Л. встанет и победит Абай-Гэсэр-богдо-хана ].

Западная Сибирь. Северные селькупы : Прокофьева 1949a [рогатый мамонт охраняет землю умерших]: 159; 1976 [мамонт является охранителем входа в подземный мир, где находится земля умерших; его изображали сходным с медведем без хобота и клыков]: 116.

( Ср. Восточная Сибирь. Эвенки (какие?) [по шаманской реке энгдекат проходит граница между верхним и нижним мирами; на ней стоят дарисал (букв. «ряды») — ряд духов «железных» и «костяных» с вытянутыми в стороны руками, которые стоят, «как забор» или как «отряд воинов»; на обязанности их лежит охрана прохода из мира мертвых от проникновения вверх по реке шамана и дальше на землю душ умерших; Дарисал это второй ряд стражи; первый ряд должен был быть при входе с земли на собственную реку шамана; на обязанности этих стражей лежала охрана душ людей, живущих на земле, от проникновения их вниз по эледскат ]: Василевич 1936: 170 – ошибка, здесь этого нет; возможно, в Василевич 1959).

Амур - Сахалин. Удэгэйцы [люди не умирали; мужчины превращались в тополя, женщины в березы; старший брат Егдига охотился, младший Уза сидел дома; У. видит раковину на озере, она велит ему рыть дыру в нижний мир там, где обычно сидит Е.; иначе Е. перебьет всех зверей; Е. проваливается в нижний мир, но возвращается, отправляет туда У.; с тех пор туда идут души мертвых; обратно их не выпускает собака]: Подмаскин 1991, № 8: 120.

Средний Запад. Саук [на севере страна великанов Айямавук отделена морем от нашего мира; когда они пытаются его пересечь, огромный рак щиплет их за ноги, загоняет назад; они - остатки расы, которую уничтожил Висякя ]: Skinner 1928, № 20: 159; меномини [как у саук]: Skinner 1928: 59, прим. 1.

Северо-Восток. Сенека [ Белые Бизоны живут под землей; карлики следят, чтобы они не вырвались на поверхность, принеся людям бедствия]: Cornplanter 1938, № 8: 84; онондага [рогатые змеи живут под землей; Громы не дают им выйти наружу; они выйдут при конце мира]: Hewitt 1928: 805-806.

Западная Амазония. Секоя [на небе поперек дороги мертвых в гамаке лежит Пёэ-циэро ; он не позволяет мертвым вернуться назад]: Cipolletti 1988, прим. 21: 255.