Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B75C. Звуки эпохи творения: шум воды..21.43.74.

Шум прибоя или воды на порогах слышится со времен творения.

Качин, нижние чинук, яганы.

Тибет – Северо-Восток Индии. Качин [старший брат богат, сеет на поле рис, кукурузу и пр.; у младшего нет зерна, сеет толченую кость буйвола, вырастают буйволы; старший ночью мажет их рисовым отваром; младший согласен, чтобы буйволы с белыми пятнами отошли к старшему, ибо знает, что все буйволы черные; старший провоцирует младшего приносить в жертву натам оставшихся ("Ты выглядишь больным", и т.п.); предлагает срубить дерево, сделать младшему кровать; предлагает младшему залезть в выдолбленную колоду, померить; выемка мала; когда больше, младший просит старшего показать, тот залезает, младший его закрывает крышкой, связывает, бросает в реку; на речных порогах дух старшего до сих пор стонет ; младший стал натом, прародителем принцев; братьев просят о плодовитости и здоровье скота]: Gilhodes 1909, № 30: 113-114

Побережье – Плато. Нижние чинук [младший из пяти братьев чувствует, что придет Прожора; братья бегут, вырывают дыру в земле, велят своей суке указать монстру другую дорогу; но тот догоняет, съедает четырех братьев; пятый бежит к реке; Гром протягивает свою длинную ногу как мост, когда человек называет его не дедом, дядей, а тестем; предупреждает, не касаться его ноги палкой; когда переходит монстр, он касается, Гром сгибает ногу, монстр падает, унесен к морю, превращается в шум прибоя во время бури ; человек женится на дочери Грома; тот не велит смотреть, как он ловит китов; человек смотрит, кит уходит из сети Грома; жена человека рожает двух мальчиков; Гром требует от зятя 1) привести волков (затем медведей; гризли), с которыми Гром играл в детстве (зять приносит, они кусают тестя), 2) помочь расщепить бревно (тесть вынимает клин, защемляет зятя, тот разрывает бревно), 3) принести меты, в которые стреляют могущественные люди (зять крадет меты ночью, его преследуют с факелами; дочь Грома велит детям бить деда; Гром мочится, идет дождь, факелы гаснут); зять уходит в селение, живет у двух старух-мышей; проигрывает местным людям соревнование в стрельбе; ему отрезают волосы, вешают в дымоходе; его дети приходят со своими метами и стрелами; побеждают; превращают местного вождя в осетра, его посланца в голубую сойку; оживляют отца]: Boas 1894a, № 2: 31-36.

Южный Конус. Яганы [шипенье воды, пролитой на очаг в ритуальной хижине в момент борьбы женских и мужских первопредков, слышится до сих пор во время прибоя ; сам прибой есть волны, покатившиеся вследствие тех событий]: Gusinde 1937: 1342; Wilbert 1977, № 65: 190.