Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B74A. Красные тряпочки на глазах..35.36.39.

Персонажу пришивают к глазам красные тряпочки (нитки, красят веки красным) или он сам это делает. Он видит все в красном цвете либо его глаза навсегда покраснели.

Энцы, эвены, чукчи, кереки, береговые коряки, ительмены.

Западная Сибирь. Энцы [куропатка зашла в дом – никого нет; увидела сумку, в нем кусок красного сукна; она его взяла; однажды женщина пошла проверять силки: на веках одной куропатки кусочки сукна висят; так веки куропаток стали красные]: Бармич 2014: 632.

Восточная Сибирь. Эвены [маленький мальчик живет с двумя сестрами; старик соглашается покачать его на качелях; тот приглашает его в юрту сестер; они кормят его мясом; когда он засыпает, приклеивают к ресницам покрашенную красным оленью шерсть; дома он кричит, что юрта загорелась, жена бросается ее тушить; обнаруживает шерсть на ресницах мужа; в следующий раз сестры раскрашивают лицо старика углем и красной краской; он смотрит в воду, принимает свое отражение за женщину; убивает жену, бросает в воду свое имущество, бросается сам, тонет]: Новикова 1958: 73-75 (=1987: 77-78).

СВ Азия. Чукчи : Португалов 2009 [девочки-мышата нашли нерпу, ворон ее запрал, велел Мити (Миттээй) сварить; они поели, заснули; девочки-мышата съели оставшееся мясо, навтыкали иголок, М. укололась; ворон хочет убить мышат, те предлагают расчесать ему волосы, завязывают глаза красным материалом, он думает, что пожар; расчесывают ворону волосы, делают на лице (наколки?), ведут на речку, он видит свое отражение, думает, что это красавица, поплыл к ней]: 10-11; Van Deusen 1999 [Мыши покрасили спящему Ворону веки красным, он проснулся, подумал, что пожар; нанесли ему на лицо девичью татуировку; он посмотрел в воду, решил, что там красавица, бросил ей ремень, затем шкуры для спанья, затем бросился сам; в устье реки поменялся головой с птицами; дома Мити спросила, откуда у него такая голова; он сказал, что умрет, велел похоронить в старой землянке, оставить с ним много икры; Лис говорит Мити, что ее муж жив и ест икру; Лис пошел, вымазал себя ольховым соком, притворился раненым; пришел Медведь, сказал, что он ранен, Лил ответил, что и он тоже; что вылечит Медведя, вкладывая ему в раны раскаленные камни; Медведь издох]: 68-69; кереки : Меновщиков 1974, № 119 [ Кукки отбирает у Мышей найденную ими нерпу; засыпает; Мыши испражняются ему в рот, уносят мясо из котла; К. приходит к ним, его кормят, он засыпает, они спутывают ему ресницы; он возвращается, кричит жене Мити , что пожар {очевидно, ресницы были покрашены красным}; М. срывает ему ресницы; в следующий раз Мыши его разрисовывают; он смотрит в реку, принимает свое отражение за женщину, бросает ей свое имущество, бросается сам; его выносит в море; М. находит его на берегу, приводит домой]: 374-378; Бабошина 1958, № 31 [у Ворона 11 сыновей и злой, сам старый и злой, но жена добрая; мышата играли на берегу, нашли нерпу, поволокли домой; увидев Ворона, зарыли ее в песок, но Ворон нашел, потащил к себе; бабушка мышат берет бубен – нет добра тем, кто у детей добычу отнимает; жена Ворона слышит, отказывается готовить ворованное; Ворон готовит сам, заснул; мышата унесли мясо, в котел положили старую собаку; Ворон прибежал с котлом к мышам; бабушка говорит, что приготовила для него еду; Ворон наелся и уснул, а мышата повесили ему на глаза красные водоросли; Ворон проснулся, решил, что земля горит; жена сняла водоросли; Ворон снова пришел к мышам, его снова кормит, он опять засыпает; ему разрисовали лицо; он наклонился над водой – женщина; говорит жене, что ее не бросит, но сейчас побежит жениться; жена дает с собой каменный молоток и камень разбивать кости, деревянный поднос, маленькую ярангу; Ворон бросает в воду подарки; только поднос не тонет – значит, не приняла? Ворон намотал на себя ярангу, бросился в воду; жена ее потом вытащила из воды; Ворон: не мешай мне жениться; жена: пошли, дурак, дети ждут]: 76-80; береговые коряки : Jochelson 1908, № 88 [Большой Ворон Киккиняку отнимает у Мышат нерпу; те перетаскивают мясо назад; кормят его ягодами, он засыпает; они в первый раз пришивают ему к заду пузырь (он не может найти свои экскременты), второй – к ресницам красную шерсть; он думает, что его дом горит, велит Мити разорвать пополам одного из их сыновей, тушить его кровью; она так и делает, затем замечает пришитые ресницы; теперь Мыши разрисовывают К. углем лицо; он принимает свое отражение за женщину, бросает в реку молоток, прыгает сам, унесен течением; его выхаживает девушка-сирота; он посылает сына Эмемкут а взять ее в жены], 130 [как в № 88; без убийства ребенка; К. тонет в реке]: 260-264, 324-326; ительмены : Меновщиков 1974, № 180 [Кутх и Эмемкут жили с женами; К. пошел посмотреть, как его внучки-мыши живут; те его накормили, он попросил искать у него в голове, заснул; мыши пришили ему ниже спины вещевой мешок; К. пошел, сзади что-то гремит, не знает, что это его помет в мешке; подбежав к дому, кричит Мити, что коряки его догоняют; М. чувствует вонь, показывает мешок; К. обещает перебить мышей; но мыши его опять накормили и усыпили, пришили красное к глазам; придя домой, К. думает, что пожар; на третий раз мыши разукрасили К. лицо; он видит в проруби свое отражение, думает, что там девушка, принес и бросил ей деревянный пестик, корыто; они плавают на воде; бросил каменный пестик; решил, что девушка приняла подарок, бросился в прорубь сам, утонул], 202 [Кутх отбирает у мышки нерпу, мыши перетаскивают мясо назад; К. приходит к мышам, они кормят его, пришивают к ресницам красные тряпочки; К. встречает своего сына, ему кажется, что сын горит; жена замечает тряпочки, отпарывает; теперь мыши раскрашивают ему лицо; он принимает свое отражение за женщину, бросается в воду с имуществом, тонет; =Орлова 1999: 154-155]: 538-540, 586-587; Стеллер 1999: 151-154.