Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B52C. Земля больше неба..21.24.26.-.29.31.34.

При создании земля и небо оказались разного размера. Землю сжали, так появились горы. См. мотив B52.

Бугун, ака, ангами, черные таи Лаоса, даяки (Саравак), ибаны, дусун, мурут, западные тораджа, китайцы (Сычуань), лаху, ачан, (лоло), болгары, македонцы, боснийцы, сербы, румыны, русские (Саратовская, Симбирская, Орловская), (украинцы), ингуши, чеченцы, грузины, литовцы, латыши, эстонцы, прибайкальские буряты (р. Каха).

Тибет – Северо-Восток Индии. Бугун [у Zongma были сыновья Nipu и Nili; они не имели формы, были как скалы; Нили создал землю, а Нипу небо; земля оказалась меньше неба; Нили сжал ее, поэтому появились горы]: Elwin 1958a, № 3: 9; ака : Elwin 1958a, № 9 [вначале лишь два яйца, они столкнулись, разбились, из одного возникла Земля, из другого ее муж Небо; Небо попросил Землю уменьшиться, чтобы он мог ее обнять; она сжалась, появились долины и горы; Небо с Землей породили всех живых существ и растения]: 15-16; Pandey 1999 [Mung Saslung создал двух мужских и двух женских духов, по два для земли и для неба; с их помощью создал большую птицу; она стала рыть землю, но не могла взлететь, т.к. небо было слишком низкой; чтобы дать ей возможность взлететь, небо отодвинулось от земли; затем МС с четырьмя духами попросили небо и землю расти; земля выросла больше, чем небо, они попросили ее сжаться, так появились горы]: 112-113; ангами [вначале Небо сказал Земле: ты слишком большая, я не вижу тебя, подожми ноги; Земля сжалась, образовались долины и горы; одно место, Whedzura, осталось за пределами Неба; там свет как от бледной луны, люди быстро стареют; женят детей, когда им один год, а еще через год не могут их узнать; чтобы успеть туда дойти, надо начать путь сразу после рождения]: Hutton 1914, № 5: 485-486.

Бирма – Индокитай. Черные таи Лаоса [земля была с лист фикуса, небосвод с раковину улитки; земля пыталась расшириться, а небо пыталось ее сжимать; (поэтому появились горы?)]: Bourlet 1907: 921.

Малайзия – Индонезия. Даяки (Саравак) [была вода, по ней плавали два похожих на птиц духа, Ара и Ирак ; они спикировали, подхватили из вод два комочка тверди, величиной и формой с куриное яйцо каждый; из одного А. создал небо, из другого И. - землю; оказалось, что край земли выдается за край неба; они сдавили землю, возникли долины и горы; деревья и прочие растения выросли сами; А. и И. долго искали такое дерево, сок коротого бы напоминал кровь; когда нашли, не смогли превратить дерево в человека; тогда вылепили из глины мужчину и женщину - предков даяков]: Dunn 1906: 16 (пересказ в Золотарев 1964: 220; в Hatt 1949: 32); ибаны (морские даяки): Jensen 1974: 73 [Rajah Gantallah создал двух птиц; они создали небо, землю, затем Batang Lupar (начало вод, мать рек); земля оказалась больше неба, они сжали ее, получились горы; человека сделали из дерева, затем из камня; оживить не смогли; тогда из глины, вены из смолы дерева кумпанг (оно красного цвета); человек ожил], 74-75 [(по Sandin 1962: 5-6; краткий пересказ также в Laubscher 1977: 227-228); Raja Entala и его жена думают создать мир; скатали грязь со своих тел, из этого сделали землю, затем небо, оно оказалось меньше земли; сжали землю, создав горы, долины, реки; банан Rura соблазнил птицу Ири (Iri), от них происходят рыбы; RE сделал фигуру человека из стебля банана bangkit, кровь – сок дерева кумпанг; жена RE нарядила фигуру в ритуальную тканую одежду; когда RE крикнул в третий раз, фигура ожила; так возникли Telichu (предок ибан, взявший в жену дочь духа Sengalang Burong) и Telichai (предок демонов)]; Ling Roth 1896 (даяки на р. Sakarran, западный Саравак) [безвидный Rajah Gantallah находился на lumbu; lembu по-малайски «бык» или «корова», но у даяков за этим понятием нет конкретного образа; по его желанию возникли две птицы, самец и самка, создавшие небо, землю, небо и реку Батанг Лупар – мать рек, первая вода; летая, увидели, что земля больше неба; поэтому собрали ногами землю в кучи, т.е. в горы; создали деревья, из них попытались сделать людей, но неудачно; тогда из камня – люди не говорили; тогда из глины (earth), а в вены смолу дерева кумпанг, она красная; окликнули – человек ответил, порезали – потекла кровь; они назвали его Tannah Kumpong, «слепленный из глины» (Moulded Earth)]: 299; даяки (р. Сакарран, запад Саравака) [в начале есть только бесплотные Одиночество и Soutan (малайское слово для «человек», «душа»; они создали двух птиц – bullar и erar; птицы летали и создали небо, землю и реки; земля оказалась больше неба, они собрали лапами землю в кучи, создав горы; создавая людей, сперва сделали их из деревьев, но неудачно; из камней – люди как статуи; тогда смешали глину с водой, вылепили человека и тот ожил; имя его – Tanacompta; он создал (brought to life) девочку, а та родила людей; небо было низко; эта женщина оттолкнула его рукой и подперла столбиками]: Labuan 1863: 27 (пересказ в Ling Roth 1896: 300); даяки (Саравак) [в начале есть только бесплотные Одиночество и Soutan (малайское слово для «человек», «душа»; они создали двух птиц – bullar и erar; птицы летали и создали небо, землю и реки; земля оказалась больше неба, они собрали лапами землю в кучи, создав горы; создавая людей, сперва сделали их из деревьев, но неудачно; из камней – люди как статуи; тогда смешали глину с водой, вылепили человека и тот ожил; имя его – Tanacompta; он создал (brought to life) девочку, а та родила людей; небо было низко; эта женщина оттолкнула его рукой и подперла столбиками]: Labuan 1863: 27; дусун (Tempasuk) [скала в море раскололась, из нее вышли мужчина Kinorohingan и женщина Warunsansadon; В. создала землю, скатав комочек из грязи на своем теле; К. выковал небо из железа; земля оказалась шире неба, В. уплотнила ее как ткань ткацким мечом, появились горы]: Evans 1953: 15, 372-387 в Stöhr, Zoetmulder 1965: 43; мурут : Rutten, Pagan Tribes: 227-228 в Fischer 1932 [земля была размером с колено, небо с яйцо; Земля предложила Небу расшириться, так и случилось, но Земля оказалась шире Неба; тогда Земля сжалась, образовались долины и горы]: 233; Wooley 1928, № 8 [Kaulung держал небо, оно было с кулак, Bulumanok держал землю, оно было с яйцо; Б. расправил землю, сделав ее плоской, К. расправил над нею небо; когда они пригнали небо и землю друг к другу, земля сморщилась, появились долины и горы]: 267; западные тораджа (бада) [в начале мира Земля хвастается, что Небо не сможет ее охватить; раскрывается; Небо также раскрывается, оказывается меньше Земли; ему приходится ее сжать, так появляются долины и горы; от брака Неба и Земли родились Солнце и Луна, а от их брака - звезды]: Kruyt 1938, № 1: 1 (=Fischer 1932: 11).

Китай – Корея. Китайцы (Сычуань): Zhou Yang et al. 1998b, № 1a (у. Басянь) [сперва не было неба и земли, их создал царь Паньгу; у него была голова дракона и тело змеи; он рос он очень быстро, в день по чжану ; рос 18 тысяч лет, вырос огромным, и тогда стал создавать небо и землю; сначала создал землю, и она была плоской; потом торопливо создал небо, которое было похоже на крышку от котла: в центре выгнутое наверх, а по краям низкое, оно накрывало землю; создавая небо, П. забыл сравнить размеры, небо вышло маленькое и покрывало не всю землю; П. сжал землю, и по размеру она подошла, но на ней образовались складки; с тех пор есть горы и ущелья, но есть и равнины; царь Паньгу встал на землю, широко расставив ноги, один глаз открыл, а второй закрыл; его глаза – это солнце и луна; он вздохнул, и его вздох превратился в ветер и тучи, вскрикнул, и его голос превратился в гром; смахнул пот, и он превратился в дождь, дождь пролился в ущелья на земле, так получились реки; П. бросил на землю несколько волос с головы и тела, они превратились в деревья и травы, бросил паразитов, живущих на его теле, и они превратились в людей и диких животных], 1c (у. Пиншань) [Небо создано царём Паньгу, а земля – царём Бяньгу. Перед созданием неба и земли они договорились: кто закончит работу первым, станет старшим братом, а кто вторым – младшим. Паньгу был способнее, чем Бяньгу, и легко мог закончить раньше, и потому то работал, то спал. Бяньгу был человеком простым и знал, что Паньгу не воспринимает его всерьёз, и потому работал без остановки, и закончил землю за несколько дней. Паньгу увидел, что Бяньгу вот-вот закончит работу, дождался, пока тот заснёт, и позвал Ганьшаньгао (Шест, управляющий горами), чтобы тот сморщил землю. Тот взял бамбуковый шест, управляющий горами, трижды взмахнул им, и плоская земля сморщилась. Так на земле появились горы, ущелья и равнины. Бяньгу проснулся и увидел, что сморщившаяся земля такого же размера, что и небо и понял, что царь Паньгу обманул его, но ничего не сказал. Ночью он пригласил Течжуганя (Железный и бамбуковый шест) и велел ему проткнуть небо. Тот взял оружие и наделал в небе множество дыр, поэтому на небе появились звёзды и луна, и с тех пор небо и земля так и выглядят], 2 (у. Юньлянь) [Давным-давно небом и землёй управляли Чжан-лан и Ли-лан. Чжан-лан стал управлять небом, а Ли-лан – землёй. Они выяснили, что земля намного больше неба, и оно покрывает её не полностью. Тогда Ли-лан придумал сморщить землю, и так на ней появились горы и озёра. Чжан-лан сказал Ли-лану: «Земля стала меньше, но что ты будешь делать с водой, когда пойдёт дождь?» Ли-лан сказал, что проделает в земле несколько пещер. Поэтому теперь во всех низинах есть пещеры]: 21-22, 23, 24; лаху (север Таиланда) [вначале лишь G’ui-sha в центре мира как паук в паутине; он соскреб грязь со своих рук и ног, сделал из нее четырех рыб: золотую, серебряную, медную и железную; поставил на них по столбу; положил 4 балки неба и 4 земли; из той же соскобленной грязи сделал обрешетины (poutrelles), создав небо и землю, но земля шаталась; из той же грязи Г. скатал 70000 шариков, заполнив ими ячейки (mailles) земли; из костей своих рук сделал кости неба, а из костей ног – кости земли; чтобы узнать, какова толщина земли и толщина неба, создал из грязи двух муравьев; один полез сквозь небо, другой сквозь землю; вернувшись, они сказали, что толщина одинакова; у Г. два помощника: Ca Law, мужчина, которому он велел сделать небо, и Na Law, женщина, которой велел сделать землю; НЛ работала день и ночь, а КЛ пил чай, поэтому небо и земля оказались неодинаковы по размеру: небо как большой балдахин, а земля узкой, морщинистой; из-за того, что земля оказалась сжатой, появились долины и горы; чтобы земля не раздулась, Г. положил на нее скалу, но та соскальзывала; птичка бюльбюль (Hypsipetes mcclellandii) велела ей не скользить; Г. поместил огонь в Солнце, светлячков в Луну; но те не выходят на небо, боятся людей; тогда Г. дал им иголки {очевидно, лучи, которые колят глаза}; тигр Солнцу: ты слишком яркое; он его укусил, отсюда затмения; лягушка Луне: ты слишком холодная; она попыталась ее проглотить, поэтому на луне пятна; пустив на небо тигра с лягушкой, Г. заставил солнце уйти на восток, а луну на запад, а то они постоянно были на небе; из соскобленной с рук и ног грязи Г. создал звезды, а также курицу с петухом; петух трижды пропел и восток озарился; так свет отделился от тьмы; Г. луне: в году будет 12 месяцев]: Coyaud 2009, № 1: 9-12; ачан (Юньнань) [небо было больше земли {без подробностей, но ср. лаху}; небо-Zhepama пошел на юг чинить небо; земля-Zhemima осталась ткать; в это время демон Lahong поместил на вершину горы в середине земли два лишних солнца; настоящие солнце и луна тоже не двигались, все светили; земля горела; свинья, собака, бык и лошащь стали плавать, ушли в воду, а рыбы и крабы вышли на сушу; вернувшись, Zhepama хотел уничтожить Л., отравив воды, либо горы, но Zhemima сказала, что тогда погибнут и люди, животные; лучше подружиться с Л. и затем убить его; Zhepama так и делает; выигрывает состязания: Л. иссушает персиковое дерево, а Zhepama льет на него дождь, оно вновь расцветает; видит лучший сон, чем Л.; тот в отчаянии теряет силы; (очевидно, Zhepama уничтожает лишние солнца; в других вариантах, записанных от того же информанта, говорится только об одном солнце)]: Richtsfeld 2000: 305-309; ачан [сперва возник свет, а затем тьма; от их взаимодействия возникли Zhepama (отец-небо, ЖМ) и Zhemima (мать-земля, ЖМ); у ЖМ был волшебный бич; им он создал солнце и луну; оторвал себе груди (поэтому у мужчин их нет) и превратил их в две горы, на которые поместил солнце и луну; между горами поместил дерево таким образом, что солнце и луна постоянно следуют друг за другом; затем создал облака и звезды; ЖМ связала (nitted) землю из своих волос и наполнила моря своей кровью; из своей плоти сделала корабль, на котором покоится земля; земля оказалась больше неба; ЖМ ее сжала, создав горы, после чего небо с землей оказались одинаковой величины; ЖМ и ЖП вступили в брак и через 9 лет родилась огромная тыква; на ней появился единственный цветок; еще через 9 лет цветок сам превратился в тыкву и она росла; могла разорвать мир; ЭП ударил ее бичом, проделав в ней отверстие; из тыквы вышли 9 детей; они стали предками всех народов; ЖМ и ЖП научили их обязанностям мужчин и женщин; начался потоп; ЖП попросил ЖМ зашить мир; она зашила его с востока, севера и запада, а на юге остались Южные Ворота Неба; обитатели юга попросили ЖП и особенно Богиня Соли не покидать их; ЖП взял ее в жены; пока ЖП на юге, демон засухи остановил солнце в небе; все горело; без ЖП ЖМ не могла победить демона засухи; кот отправился на юг и сообщил ЖП о происходящем; ЖП вернулся и они вступили с демоном засухи в противостояние; демон сжег лучём персиковое дерево: кто не боится смерти? ЖП залил дерево водой, оно ожило: любящий жизнь не боится смерти; ЖП увидел блаженный сон, а демон – кошмар, поэтому признал свое поражение; решили вместе поесть; ЖМ подложила яд демону и он умер; ЖМ разрубила его тело и бросила в колодец]: The Achang Myth 2022; (ср. лоло [A-chi работал добротно, сделал небо ровным; A-li проснулся, увидел, что небо уже готово, стал в спешке делать землю, нагромоздил горы; луна и солнце сперва были мутными; две небесные девы вымыли их и они засияли]: Henry 1903: 105).

Балканы. Болгары : Кузнецова 1998 [(=Стойнов 2006: 260-261); Бог посылает пчелу подслушать, что говорит дьявол ежу, и узнать, как уменьшить землю, которая была так велика, что не могла поместиться под небесами – 1) взять прут и бить им по земле; 2) Бог, по совету ежа, подвигает землю здесь-там, но на ней образуются горы]: 78; Johns 2005 (СЗ Болгария, Видин) [Дьявол ныряет, приносит со дна земли под ногтями, Бог творит из этого сушу; Дьявол, пытаясь утопить спящего Бога, тянет его во все стороны, но земля от этого вырастает, становится больше неба; животные созваны на совет; Еж советует местами приподнять землю, местами утрамбовать; образуются долины и горы, земля становится по размеру неба]: 264; македонцы : Цепенков 1972: 5 в Рахно 2016 [Бог сотворил землю плоской; изготовил небо и положил его на землю сверху, как глиняную крышку на форму для выпекания хлеба; земля оказалась больше неба; Бог сжал ее руками со всех сторон, чтобы она стала круглой, приложил сверху небо, земля и небо совпали; затем повесил на небе Солнце, Месяц и звезды]: 254 (=Ortenzio 2008, № 1: 10); Ortenzio 2008, № 1 [Бог создал землю и накрыл ее небом, но земля оказалась больше неба, пришлось ее сжать; повесил солнце, луну и звезды как лампы], 11 [когда Бог создал землю, она оказалась больше неба и он не знал, как поступить; пчела подслушала разговор ежа с чертом; еж: Бог не знает, что землю надо бить палкой, она станет меньше, образовав долины и горы; Бог наградил пчелу способностью производить воск и мед]: 10, 24; боснийцы [небо было сотворено позже земли, оказалось меньше ее; Бог стал ее пинать (вар.: бить цепью), земля стала меньше, но на ней вздыбились горы]: Jанковић 1951: 18; сербы [земля сперва была меньше неба; сперва на ней не было морей, а когда Бог ее сжал, нашлось место и для моря; вар.: по приказу Бога ветры сжали землю с четырех сторон]: Jанковић 1951: 18, 34; румыны : Beza 1928 [создавая землю, Бог взял клубок нитей утка и другой клубок нитей основы; пока мерил небо, дал клубок основы Ежу, тот его уронил, в результате земля оказалась больше неба; Бог стал думать, что делать; Пчела полетела к Черту, подслушала, как он сам себе говорит, что надо всего лишь сжать землю руками; Бог так и сделал, образовались горы; Черт успел ударить Пчелу кнутом, едва не разрубив пополам (тонкая талия)]: 123-124; Murgoci, Murgoci 1929 [сперва одна вода, по ней ходят 116

Бог и Дьявол; через семь лет Бог посылает Дьявола нырнуть достать семена сделать землю; Дьявол берет землю во имя себя, ее вымывает из его рук; когда берет во имя Бога, приносит земли под ногтями; поэтому человек принадлежит Богу, а черное под ногтями – Дьяволу, готовя умершего к погребению, грязь из-под ногтей надо удалить; Бог взял из принесенного Дьяволом три песчинки, сотворил из них плоскую землю; Дьявол попытался утопить заснувшего Бога, но таща его тело, лишь растянул землю в разные стороны; она стала шире неба; Бог послал Пчелу подслушать Дьявола; тот говорит сам себе, что надо сжать землю, создав долины и горы; увидев улетающую Пчелу, Дьявол ударил ее кнутом, почти разорвав надвое; у нее остались черные синяки]: 135-137.

Средняя Европа. Русские : Заварицкий 1916, № 1 (Саратовское Поволжье) [Бог сотворил небо и воды, едет по воде на камне, плюнул, из пропасти явился Титан; говорит, что его имя Титаниил, но можно его звать попросту: Гоголь; готов слушать приказу; Бог велит слетать на небо, принести земли; тот принес, но спрятал щепотку за щеку; Бог раскидаел землю по воде, стала суша; чтобы ее держать, создал трех китов, на них каменную плиту, на нее землю; Бог видит распухшую щеку Гоголя, велит выплюнуть землю, возникла земля с долинами и горами; из зависти Гоголь уперся, сжал и божью землю, она тоже сморщилась; Гоголь утверждает, что так красивее; мужик будет поминать Господа, когда едет в гору, и шута, когда под гору; Бог велит принести из рая семян, отдал Богу из правой руки, оставил себе из левой; из посеянного Богом выросли полезные растения, из посеянного Гоголем – бесполезные, колючие, ядовитые]: 67-69 (кратко в Кузнецова 1998: 146); Кузнецова 1998 [1) Орловская губ.; Бог сотворил землю ровной, но жидкой; попросил Гогóлю пойти с запада, сам пошел с востока и давай жать землю, отчего она стала твердой, но с горами и оврагами; 2) Симбирская губ.; сотворенная Богом земля была несколько велика, тогда с одной стороны Бог, а с другой – Сатана взялись и сжали ее, отчего и произошли горы и долины; 3) Саратовская губ., см. Заварицкий]; (ср. украинцы (Харьковская губ.) [Черт зашел с конца земли и двинул ее, оттого пошли по земле горы и долины; Бог спросил, для чего он это сделал – чтобы люди поминали и Бога, и черта]: Кузнецова 1998: 146).

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [когда бог создал небо и землю, земля оказалась втри раза больше неба; Бог ее сжал, образовались горы; земля шаталась, Бог создал больше гор; Бог спросил, кто будет держать землю; явились быки, согласились с условием, что по вторникам их не будут запрягать для работы, а во время езда разрешат мочиться стоя; на таких условиях они держат землю]: Дахкильгов 2003: 22; чеченцы [Бог создал землю втрое больше неба, тогда сжал ее, появились земляные горы; чтобы ее укрепить, Бог создал каменные горы; быки согласились держать на рогах землю, если по вторникам они не будут работать (по вторникам работать запрещено), а во время езды им будет можно мочиться стоя]: Далгат 2004: 177; грузины : Вирсаладзе 1973, № 3 [при творении у Бога земля получилась больше неба; дьявол посоветовал ему сжать землю; Бог обнял землю и сжал; небо село на место, но на земле появились ущелья, моря, озера и пр.]: 48; Степанов 1893 [Бог создал землю, стал делать над ней крышу-небо; оно получилось меньше; Дьявол создал из ниток сетку, чтобы предложить Богу для пополнения недостающей части неба, но Бог создал мышей, которые разгрызали и портили сетку; тогда Дьявол предложил Богу сжать землю; так появились горы, ущелья]: 124-125.

Балтоскандия. Литовцы [созданная земля не помещалась под небосводом; еж посоветовал Богу ее сжать; так появились горы; Бог наградил ежа колючей шубой; есть вариант, где вместо еда – черт (Vels)]: Lajoye 2013: 123 (кратко в Кербелите 2001: 45); латыши : Бривземниакс 1887, № 36 [у ежа была нарядная одежда, всякий норовил его поймать; земля была больше неба; лишь еж нашел выход, предложив ее «стянуть в кучки»; за это получил одежду, на которую никто не позарится]: 40-41; Lajoye 2013 [созданная земля не помещалась под небосводом; еж посоветовал Богу ее сжать; так появились горы; Бог наградил ежа колючей шубой; есть вариант, где вместо еда – черт (Vels)]: 123; эстонцы : Laugaste, Liiv 1970 [Vanapagan недоволен тем, что земля слишком велика; не в силах сделать ее меньше; предлагает Богу навалиться с разных сторон и сжать ее; Бог поначалу согласен; В. давит со стороны Вырумаа, там образовались крутые холмы; Бог чуть нажал с севера и решил, что так не годится, пусть земля будет как есть]: 266-267; Loorits 1934, № 3 [Бог раскрутил колесо, оно разлетелось на части, из осколков возникли солнце, луна, звезды; осталась земля, Бог решил, что она чересчур велика, позвал Иуду помочь ее сжать; тот нажал со всей силы, поэтому со стороны Rõuge получились крутые холмы]: 50-51.

Южная Сибирь - Монголия. Прибайкальские буряты (идинские, р. Каха, Осинский район Бурятии) [существовали две плоскости, верхняя и нижняя, верхняя больше нижней; на нижней находилось четыре счастья (зол); из одного образовалось море, из второго – золотая ива, из третьего – человеческая форма, из четвертого – свет огня; из человеческой формы образовалась Эхе бурхан (Богиня-Мать); под золотой ивой создала сына по имени Бударга , из коры ивы – друга для него птицу Анхата шубуун ; в море сотворила рыбу Абарга зага h ан , из света огня создала солнце; из морской пены вышел демон Арханг-Шотхор ; он не достал землю.; птица АШ принесла в когтях со дна моря горсточку глины, ЭБ на спине АЗ сделала из нее землю; ночью демон АШ стал тянуть спящих в воду, но лишь растянул землю, ставшую большой; предложил сдавить землю, так появились горы; стал просить себе долю; ему согласились дать столько, чтобы поставить трость; из дыры выползли насекомые, змеи, черви и пр.; см. мотив B3B]: Хадахнэ 1926: 32-33.