Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B48C. Артефакты в щучьей голове. .16.28.31.34.-.36.

В голове щуки есть (видны) инструменты, которыми пользуются люди.

Немцы (Австрия и Германия), латыши, финны, карелы, (эстонцы), прибайкальские буряты, манси, северные ханты, восточные ханты, сымские эвенки.

Западная Европа. Немцы (Австрия: Вена) [«Hechtkopf enthält die Marterwerkzeuge Christi»]: Höfer 1928: 18; немцы [на морде щуки можно найти изображение орудий, которыми был замучен Иисус Христос – общеизвестное поверье как в Чехии, так и в Германии]: Громанн 2015, № 556: 109; немцы (Восточная Пруссия) [в голове щуки находится вся история распятия Христа; там есть крест, копье, три гвоздя и оба молотка; таковы знаки от начала творения и до вечности]: Lemke 1887, № 34: 19.

Средняя Европа. Чехи [на морде щуки можно найти изображение орудий, которыми был замучен Иисус Христов (общеизвестное поверье как в Чехии, так и в Германии]: Громанн 2015, № 556: 109.

Балтоскандия. Финны [змея жила в воде; договорилась со щукой: кто быстрее вплавь доберется до берега, тот будет жить на суше; щука: если я доберусь, то съем ребенка и овечку с хутора; змея: а я без повода не будут причинять зла; когда поплыли, у щуки переломилось весло и она отстала; в голове у щуки до сих пор кость, похожая на сломанное весло]: Рахимова 2000: 180; карелы [раньше щука гоняла людей и головой пробивала их тело; верхняя челюсть щуки загнута вверх, это она гонялась за человеком и врезалась в скалу; на голове щуки лопарь с ружьем, а также инструменты, лодки, ножи, плужный лемех, мотыга, топор; верхняя челюсть и язык шершавые как рука мачехи]: Pentikäinen 1978: 298; латыши [создав рыб, Бог назначил каждой, чем ей питаться, но щука об этом однажды забыла и проглотила рыбака; чтобы она более такого не делала, Бог поместил ей в голову рыбацкую снасть: верша (Setznetz) стала пастью, колющие части (Stechgerät) зубами, крючок – жабрами (Kiemenhaare); что в пасть попало, оттуда не вырвется, что в жабры – приклеится (was die Stecher fassen, sitzt fest, was die Kiemen erreichen, haftet)]: Dähnhardt 1910: 491; (ср. латыши [«Widerlegung der Abgötterei und Aberglaubens» Пауля Эйнхорна (1627 г.): «Of the aquatic animals (ex animalibus aqueis) he [the Devil] cannot take the form of a pike, and the reason here is – as they say – that pike wears the Passion in its head. If one breaks the head of a pike, one will find bones resembling a cross, bolt, whip, crown of thorns, etc. in it. <...> As regards the pike, its head contains no Passion of our Lord Jesus but only the symbols of the Passion and the instruments of his sufferings through which he was executed and suffered martyrdom which are reflected in the constitution of the pike»]: Valk 2001: 101-102; эстонцы (Lääne-Nigula, 1937 г.) [злой дух не может вселиться в щуку, потому что внутри ее черепа есть голубой крест]: Valk 2001: 102).

Южная Сибирь – Монголия. Прибайкальские буряты (балаганские, запись М.Н. Хангалова) [лошадь, запряженная в соху, со всей упряжью убежала и утонула в воде; сделалась щукой; поэтому в голове щуки все кости означают земледельческие орудия и сбрую]: Гомбоев 1890, № 26: 82.

Западная Сибирь. Северные манси [щука сделала себе голову (кости головы), проглотив снеговыбивалку, полозья нарт, весло, кукушку, ноготь невесты, нож в ножнах, ворона с добычей и берестяной ковшик]: Федорова 2005: 103; северные ханты (казымские) [голову щуки клали при еде старшему в семье, он должен был рассказать легенду о голове щуки и показать все косточки (сорт ух ӆўвәт), которые у нее есть; щука проглотила много предметов, людей и животных; одна из косточек в ее голове называется мощ хŏ ӆŏп ‘весло мужчины мощ’; эту косточку подбрасывают к потолку со словами: Мощ хŏ, ӆŏпен катӆэ ‘Мужчина мощ, держи весло’; если косточка прилипнет к потолку, это означает, что мужчина мощ (представитель фратрии мощ) поймал весло; значит, бросившему косточку будет удача; в щучьей голове есть кўрәӈ вой тŏпа ‘копыта лося’, хŏӆәх ики поӈхәӆ тŏӆ ‘ворон, несущий лопатку’, ныпәӈ ими ‘женщина со связкой дров’, мощ хŏ ӆŏп ‘весло мужчины мощ’, юрн ŏхәӆ шойт ‘шест ненецкой нарты’, кеши ‘нож’, аӆты кеши ‘меч’, щумпәл ‘ковшик’, нарєп (тăхты пăркатты ут) ‘палка для выбивания ненецкой нарты’, мень нє пєӈк ‘зуб невестки’, ваньщәсты сохәӆ ‘доска для кройки’, сотәп ‘ножны’, сот хот лопи (неодобр.) ‘девочка, которая за день обошла сто домов’, нянь омәсты сăр ‘лопата, которой ставят хлеб в печь’, вой поӈх ‘лопатка лося’ и др.]: Соловар и др. 2010: 64-65 восточные ханты : Головнев 1995 (р. Тромъеган)) [щука ползала как змея по земле, все пожирала; Посты-янг ики бросил ее в воду; семь костей у нее в голове – проглоченные ею вещи, люди и звери]: 567; Glavatskaya 2006 (р. Пим) [в голове щуки много костей и насчет каждой существует история; есть кость, напоминающая человеческую фигуру; это старая женщина, которая гуляла вдоль реки с корзиной за спиной; щука выпрыгнула из реки и проглотила ее; женщина по-прежнему находится в щуке вместе со своей корзиной и топором]: 138.

Восточная Сибирь. Сымские эвенки (р. Кеть) [щука держала оленей, жила в деревне; напали враги, она бросилась в воду, спрятав имущество в голове; стрелы врагов попали в спину, стали многочисленными костями; кости в голове похожи на оленье копыто, пальмý, борону и крест; поэтому щучью голову нельзя есть]: Лукина 2004, № 3.12: 72.