Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B1A. Три мира: дележ вселенной. .12.17.20.27.36.

Антропоморфные персонажи договариваются разделить между собой ярусы мироздания – небо, землю и нижний мир.

Фон, Шумер, финикийцы, Ламотрек, Ифалук, Тонга, Древняя Греция, центральные(?) якуты.

Западная Африка. Фон [глаза женской половины создателя - луна Mawu, глаза мужской - солнце Lisa; М. родила близнецов - мальчика Da Zodji и девочку Nyohwé Ananu, затем So - андрогина, как его отец-мать; затем опять близнецов - мальчика Agbé и девочку Naété; затем сына Agé; затем сына Gu (у него тело из камня, вместо головы меч); затем Djo (воздух, атмосфера); и седьмым сына Legba; Маву-Лиза собрал(а) детей, разделил(а) мир; первой паре близнецов дал(а) все богатства и землю; Согбо оставил(а) на небе; второй паре близнецов отдал(а) море; Агбе получил животных и птиц, Гу - способность расчищать лес; Джо получил пространство между землей и небом, благодаря ему боги невидимы; Легба всех посещает, сообщает Маву-Лиза о происходящем]: Herskovits, Herskovits 1958, № 1: 125-126.

Передняя Азия. Шумеры : Афанасьева 1997 [(начало повествования о дереве Хулуппу, Инанне, Гильгамеше, спуске Энкиду в подземный мир); когда небеса от земли отделились, когда земля от небес отодвинулась, когда Ан себе небо унес, когда Энлиль себе землю забрал, когда Эрешкигаль подарком брачным миру подземному подарили, когда Отец миром подземным поплыл, когда Энки миром подземным поплыл..., тогда, в те дни, одно древо, единственное древо, хулуппу -древо (ива или тополь), на брегу Евфрата чистого посажено, воды Евфрата пьет оно, ветер южный с силою налетает, корни его вырывает, ветви его ломает, Евфрат волною его сбивает; жена, Ана словам покорная, идет, Энлиля словам покорная, идет, древо рукою своею берет, в Урук приносит, в сад цветущий Инанны его вносит...; пять лет прошло, десять лет прошло, древо взросло, кору его не расколоть, в корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила, в ветвях его Анзуд-птица птенца вывела, в середине его Лилит-дева жилье себе соорудила; далее И. просит помочь своего брата Уту, тот не отвечает; просит Гильгамеша; тот опоясался, взял бронзовый топор, убил змею, прогнал Анзуд-птицу, дева Лилит дом свой разрушила; ветви он расщепил сделать ложе Инанне, из корней сделал волшебный барабан, из ветвей палочки]: 215-219; Крамер 1965 [после того, как небо было отделено от земли, бог неба Ан поднял небеса, а бог воздуха Энлиль опустил землю]: 205-206; 2000 [мир был разделен между Ан (небо), Энлилем (земля, воздух) и Эрешкигаль ( Кур - преисподняя)]: 55; финикийцы (Библ) [Эл передал землю Баалу, подземный мир Моту, море Йаму]: Циркин 2004: 41.

Микронезия – Полинезия. Ламотрек [вначале в мире темно, небо вплотную к воде; в море скала-мать, породившая трех богов; это Saulal (обитает в нижнем мире Ilal, господин моря и рыбы), Sauaur (Souiaur; господин водуха, отвечает за плоды хлебного дерева) и Alúelap, верхнее, верховное божество, его жена Limarauarau - Небосвод]: Krämer 1937: 143-146; Ифалук [Aluelap создал небо, затем землю и острова; у него братья Saulan, Autran (по другой версии, это женщина, она создала людей) и Meta ("что"); Алуэлап стал жить на небе, С. под водой, Аутран в воздухе, а М. – в словах людей; но чаще М. – жена Алуэлапа; С. обитает в нижнем мире Ilal, где нет светил, только вода; его обитатели - смертные люди, живущие в водонепроницаемых домах; С. заведует рыбой; чтобы человек умер, Алуэлап и С. должны оба согласиться на это; если один не согласен, человек продолжает жить; А. решает, сообщает С., а тот сообщает Мете, которая (который?) извлекает душу из тела]: Burrow, Spiro 1957: 209-211; Тонга [плававшие на воде водоросли и грязь сбились к островку Тотаи в Булоту (рай), разделились, из них воздвиглась скала, из нее вышли четыре пары супругов; их дети поделили мир; Vele-lahi и братья Tangaloa взяли небо, Hikuleo – Bulotu и всю землю (earth), Hemoana – море, Lube – землю (land) и леса; если Hikuleo придет с Булоту на землю, он разрушит ее; поэтому Тангалоа с неба и Мауи из подземного мира удерживают его на веревке]: Collocott 1924: 275-276.

Балканы. Древняя Греция [Зевс взял себе небо, Посейдон море, Аид подземный мир].

Восточная Сибирь. Центральные (?) якуты [за обладание лучшими странами шла война между тремя племенами – Üрюнг Аар Тойона (Белого Престарелого Господина), Улуу Тойона (Великого Грозного Господина) и Арсан Дуолай 'я; воюющие согласились разделить вселенную на три мира; верхний был заселен племенами ЮАТ и УТ, средний – 35 племенами, в числе которых якуты; нижний был отдан племенам АД]: Эргис 1974: 107-108; (ср. центральные якуты (материалы 1741-1745 гг., место записи не указано, скорее всего Якутск) [«Ar-Tojon, Urung Tojon и Suga Tojon единодушно согласились создать небо и землю и, как они говорят: Sir Tangara ödübita, Kuin, Cui, U, Kisi, bari Kamnür Kara ongnorbutag – “Земля, небо началось. Солнце, месяц, вода, человек и все движущие черны сотворены”. Adsjarai bögo же создал метеоры, так как он хотел иметь весь мир под своей властью, как и предыдущие, но Ar-Tojon и его братья прокляли его и ввергли в преисподнюю – Ödangnia, вследствие чего он стал врагом человеческого рода и животных и по временам мучает их морозом, снегом и дождем. У якутов относительно этого имеется сказание. Он, Adsjarai bögo, потребовал только для себя солнце и воду, которые ему и хотели дать при условии, если бы он схватил отблеск – Dsergelgen, но так как он этого сделать не смог, то все осталось по-старому. Мир, который они создали, состоял сначала из неба, которое было как маленькое кольцо, и земли, которая была похожа на Tellak {ковер из конской шкуры в форме продолговатого четырехугольника}, но только она была большая. Позже она еще значительно увеличилась. По мнению якутов, этот мир будет стоять еще два поколения, 200 лет, после чего он погибнет от огня. Останутся только двое детей – мальчик и девочка, а небо опять будет как кольцо, а земля как Tellak. Мир будет отдан этим детям и будет опять расширяться, как было раньше»]: Линденау 1983: 44-45).