Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A39. Каждый день новое солнце. .10.12.13.18.26.27.31.

Солнца рождаются и умирают, каждый день на небо выходит новое.

Бушмены нхаро, нзема, лоритья, алуриджа, Древний Китай, болгары, македонцы, эстонцы.

ЮЗ Африка. Бушмены нхаро [в стороне, где заходит солнце, живут великаны-людоеды; когда солнце садится, оно превращается в носорога (вар.: в слона, антилопу гемсбок и др.), великаны убивают его и съедают; утром с первым криком петуха они бросают в небо на восток лопатку носорога, та превращается в солнце; все повторяется]: Guenther 1989: 55, Schmidt 2001: 11 в Котляр 2009, № 90a: 95.

Западная Африка. Нзема [Edenkema создал небо-Nyamele и землю-Azele; та хвалились своим могуществом; когда Н. остался один, Смерть схватил его за руку; сказал, что все его дети будут умирать; также Месяц, который будет умирать и возрождаться; Солнце будет умирать каждый день, а утром рождаться новое]: Grottanelli 1967: 36-37.

Судан – Северо-Восток Африки. Занде [каждый день новое солнце; куда исчезает после заката прежнее, не известно]: Larken 1926: 42.

Австралия. Лоритья [несколько Солнц по очереди поднимаются в небо]: Strelov 1908: 8 в Dixon 1916: 275; алуриджа [каждое утро новая Солнце-женщина отправляется по небу]: Basedow 1925: 267.

Китай – Корея. Древний Китай [десять солнц - дети Сихэ , жены восточного небесного божества Ди-цзюня. В бурлящем море растет дерево фусан в несколько тысяч чжанов высотой и толщиной в тысячу чжанов; на нем живут десять сыновей-солнц; девять находились на верхних ветвях, одно на нижних (В Книге Гор и морей – наоборот); появляются на небе по очереди; ездят на колеснице, ею правит С.; хотя солнц десять, люди видят на небе всегда одно; десять солнц под наблюдением матери каждый день выходят по очереди; путь повторяется изо дня в день, надоедает; сыновья-солнца договариваются вылететь вместе, не желая садиться в надоевшую колесницу; люди бедствуют; перед тем, как отправить стрелка И к людям (полая шелковица родила И Иня, с. 216-217), Ди-цзянь дарит ему лук и стрелы; видимо, И должен лишь попугать солнца; И сочувствует людям, поражает солнца стрелами, каждый раз на землю падает трехногая золотая ворона; мудрый Яо велит вынуть одну стрелу из колчана И., одно солнце остается в живых]: Юань Кэ 1987, гл.6: 139-148; “Хуайнань-цзы”, “Книга гор и морей”, Цюй Юань “Вопросы к Небу”.

Балканы. Болгары , македонцы [каждый вечер солнце умирает, чтобы утром вновь родиться]: Чёха 2014: 103; (ср. сербы [загадка: отца-матери нет, а всякое утро рождается]: Jанковић в Чёха 2014: 103).

Балтоскандия. Эстонцы (Laiuse) [после заката старое солнце сгнивает, а утром восходит новое]: Kuperjanov 2003: 63.