Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32J. Шаман на луне. .34.35.(.67.)

Шаман с бубном поднимается к луне и там остается, различим в силуэте лунных пятен.

Хакасы, ненцы (тундровые и лесные), энцы, нганасаны, (ашанинка).

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [колдун поспорил с простым человеком, что закроет луну; воткнул в стол нож, поднялся с лезвия, луна потемнела; человек спрятал нож, колдун назад не вернулся; от рукоятки до луны протянулась дорога, наподобие аркана или шелковой нитки; (пересказ в Унгвицкая, Майногашева 1972: 27-28; эта дорога – Млечный Путь)]: Катанов 1907, № 370: 375.

Западная Сибирь. Ненцы : Лабанауская 2001 [жили двое мужчин с женами, у одного девочка, у другого мальчик; договорились, что их надо сделать солнцем и месяцем; входит мужчина, говорит, что умеет послать детей на небо; они взлетели туда птичками, стало светло; мальчик стал Месяцем, взял в жены Солнце; у них родилась дочь; шаман поднялся на ней жениться; Месяц отверг жениха, велел ему прилипнуть к луне, теперь он там виден]; шаман предрекает, что родившиеся мальчик и девочка станут месяцем и солнцем; родители дают посланцу небесного отца вместо детей идольчиков; небесный отец снова посылает его, тот дует на детей, они взлетают на небо птичками, превращаются в светила]: 257-258; Лехтисало 1998: 13-14 {по-видимому, лесные} [в темноте жили две супружеские пары, у одной был сын, у другой - дочь; они хотели, чтобы те превратились в солнце и луну; дети полетели на небо птицами и стали светилами; побывав на небе, ворожей сказал, что у детей родилась дочь и что он хотел бы взять ее в жены; родители были рады, т.к. надеялись увидеть внука; но Месяц сказал, что родители их не любили, раз услали на небо, поэтому не отдаст своего ребенка; ворожей остался прилипшим к луне], 14 (Мезень) [ворожей Урер семь дней бил в бубен, надел новую одежду, вместе с женой стал подниматься на небо; жене пришлось остаться на земле, т.к. на ее одежде оказалась старая бечевка; ворожей виден на луне в обуви из шкур и c бубном в руке]; Попов 1944 [шаман камлал, желая достать луну; его унес на небо гром и притянула к себе луна; на луне виден шаман с бубном]: 85; Третьяков 1871 [великий шаман вздумал вступить в борьбу с луной; когда прикоснулся к ней, прилип вместе с бубном; виден на луне до сих пор]: 415; Хомич 1976 [темные пятна: 1) ноги лунного человека ( ирий хасава ), голова которого на другой стороне лунного диска; 2) шаман с бубном, во время камлания взлетевший на луну и прилипший к ней]: 19; энцы : Долгих 1961: 24 [см. мотив B2A; Диа (сплетник, лжец; Ёмбу у ненцев) идет по небу на лыжах (его след – Млечный Путь), узнает от Ирио-каса (Месяца, точнее прилипшего к луне шамана, которого видно на диске), что звезд 7000, но тот не учел 7 звезд Большой Медведицы и 7 – Плеяд], 68 [шаман говорит, что на солнце он сгорит, а будет на луне; за это женщины станут рожать и людей станет больше; шаман умирает и виден теперь на луне со своим бубном]; Гемуев и др. 2005 [звезды – озера на нижнем ярусе неба; это народ Ирио-каса; Солнце – женщина, у него дочь; Месяц – мужчина; пятна – Луны-муж с колотушкой для бубна в руках; его народ - звезды]: 534; Прокофьева 1953 [Солнце – женщина (общесамодийское представление); ее дочь вместе с Дья меню'у (Мать-земля) растит деревья и травы; во время затмений Солнце само временно умирает; луна плоская, пятна – фигура притянутого к ней шамана; видны его ноги, а верх тела перекинут через лунный диск, на его другой стороне]: 205, 219; нганасаны : Бармич 2014 [шаман добрался до луны; она прибежала к матери: что будем делать, назад его отправить? мать луны: если пришел, обратно не пускай, теперь будет твоим мужем; шаман прилип к луне, с тех пор виден там; иногда луны на не беде не бывает, она уходит к своей матери]: 628; Долгих 1968: 222 [на луне находится трикстер Дяйку; когда бегает там, делается светло; просто так, играя , шаманил, заявил, что пойдет в гору , на луну; луна схватила его и держит], 223 [один шаман пошел к луне узнать время, когда женщины будут рожать; мать-луны велела луне сделать этого шамана своим мужем; теперь мы видим его на луне; когда луны нет, она ушла к своей матери (то же в 1976, № 17: 61)]; Попов 1984 [1) один шаман хвастал, что спустит солнце, другой – что луну; оба поднялись на небо; первый сгорел, второй прилип к луне, виден там (=Бармич 2014: 628-629); 2) шаман увидел под луной что-то светлое, стал камлать, чтобы подняться к луне; прилип, виден там со своим бубном]: 47; Третьяков 1869 [великий шаман вздумал вступить в борьбу с луной, но едва успел до нее прикоснуться, как тотчас прильнул к ней вместе с бубном; изображение шамана видно и поныне на луне; ущерб этой планеты самоеды объясняют похищением ее подземным дьяволом, называемым сыр-нянда ( Сырада ?)]: 415 в Долгих 1968: 222.

( Ср. Монтанья. Ашанинка [Aróši и его брат Taanilireá оставляли на участке мачете, те сами рубили лес; Колибри украл серебряное ожерелье А.; чтобы его заменить, А. поднялся к Месяцу взять от него кусочек; Месяц его проглотил; ноги А. в чреве Месяца видны до сих пор (лунные пятна)]: Weiss 1975: 268-269).