Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32d2. Человек с вилами на луне. .15.16.28.29.31.

Человек с вилами в руках различим в силуэте лунных пятен.

Итальянцы (Тироль, Тоскана), французы (Дофине), валлоны, голландцы, немцы (весь север?), поляки, лужичане, украинцы (Гуцульщина, Холмская, Волынь, Киевская, Херсонская, Полтавская, Екатеринославская), белорусы, литовцы, осетины, терские казаки.

Южная Европа. Итальянцы (Южный Тироль) [вор ходил с вилами на плече; луна увидела его и забрала]: Schneller 1861, № 7: 220; итальянцы (Южный Тироль: Arco) [ночью человек воровал персики; заметив яркую луну, начал ее ругать; взяв лежавшие у стены вилы, стал набрасывать на себя колючки {видимо, колючие ветки, используемые как топливо} из находившейся рядом кучи, чтобы луна его не заметила; в наказание вместе с вилами и колючками виден теперь на луне]: Schneller 1861, № 7: 221; итальянцы [на луне виден Каин с грудой колючек (терновником) на вилах]: Dante в Grimm 1883(2): 719.

Западная Европа. Французы : Joisten 2005 (Дофине): 71 [на луне виден человек, держащий на вилах горящую вязанку хвороста], 355 [жадный человек в ночь на Ивана Купалу (Saint-Jean) пошел воровать заготовленный другими для костров хворост, полез на гору, там его проглотила Луна, он теперь виден на ней в полнолуние, когда она красная)], 504 [детям показывают на луне Сатану с вилами]; валлоны [человек по имени Фараон ночью пошел красть у соседа репу; чтобы луна не светила на него сквозь дыры в плетне, он, подцепив на вилы кучу хвороста, попытался прикрыть ее; Бог поместил его на луну]: Sébillot 1904: 18-19; голландцы (Лимбург) [человек хотел закрыть луну грудой хвороста, которую поднял на вилы; имени у него нет, просто «человек на луне»]: (?) 1908: 8; немцы (видимо, север) [в воскресенье мастер по изготовлению метел делал метлу (либо женщина пряла), либо человек разбрасывал навоз, либо человек воровал капусту; теперь виден на луне со связкой прутьев (женщина с веретеном), с вилами , с кочаном капусты]: Grimm 1883(2): 718.

Средняя Европа. Поляки (Мазуры, польская Вармия, Быдгощ, север Великопольши [на луне работавший в праздник крестьянин, несет на спине хворост или дрова; крестьянин, повешенный дьяволом на вилах за то, что тряс ими солому на Рождество]: Гура 2004b: 151; поляки (повсеместно) [пятна на луне: в воскресенье человек разбрасывал навоз; иногда уточняют, что вилами]: Knoop 1903, № XI.2: 5; поляки , лужичане [на луне крестьянин с лопатой или с вилами, которыми он в воскресенье разбрасывал навоз, либо только его голова, либо этот крестьянин, которого Дьявол повесил на вилах]: Гура 2006: 466-467; лужичане : Kuchta 1926: 38 [на луне виден крестьянин с лопатой или с вилами, которыми он в воскресенье разбрасывал навоз, либо только его голова, либо этот крестьянин, которого Дьявол повесил на вилах (то же у поляков)]: 38; Schulenburg 1880 (Шпреевальд) [Один человек в воскресенье разбрасывал навоз. Тогда к нему пришёл маленький человечек и сказал: «Что ты разбрасываешь навоз в воскресенье», и спросил, куда он желает: на солнце или на луну? Человек поразмыслил и подумал, на солнце будет слишком жарко и пожелал лучше на луну. Тогда они оба отбыли. Так он прибыл на луну, и с тех пор у Луны есть лицо. Там вполне явственно можно видеть человека, опершегося на вилы, как он разбрасывал навоз. Жена человека пошла на Солнце, где она сгорела, и её больше не видать]: 58; украинцы (гуцулы) [на луне старший брат держит младшего на вилах]: Кайндль 2003: 132; украинцы (Подолия) [двое братьев поехали в ночь по сено, поссорились, один другого поднял на вилы; Бог: раз так, пусть вечно ходят по небу (они видны на луне)]: Левченко 1918: 8; украинцы : Гура 2004b (Киевская) [на луне Каин, заколовший вилами брата Авеля, когда тот накладывал снопы на воз]: 152; Зiнчук 2008 (Гуцульщина) [раньше месяц был ясным; два брата поссорились из-за отцовского наследства; однажды ночью старший убил мшладшего вилами; взглянул на месяц – там увидел как в зеркале себя и брата на вилах]: 434; Кравченко 1920 (Волынь) [«брат брата заколол {вилами?} и держит на месяце»]: 2; Новицкий 1912: 161 [Екатеринославская, Мариупольский у.; старший брат Кавель заколол вилами младшего Вавеля, хотел спрятать; Бог велел ему вечно держать тело на вилах, поместил на луну, чтобы все видели], 162-162 (Полтавская) [в Пасху до рассвета даже скотине запрещено есть; человек в темноте пошел дать сена волам, под сеном спал его брат, он случайно заколол его вилами; чтобы люди каялись за такой грех, Бог поместил убийцу с телом на вилах на луну]; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [темные пятна на луне – борьба двух братьев – сыновей Адама, один вилами колет другого]: 258; Чубинский 1872 (Холмская губ., Грубешовский у.; также вообще "Холмская Русь"; Волынская губ., Литинский, Луцкий, Новоград-Волынский уезды) [на луне Каин держит Авеля на вилах]: 7-9; Rulikowski 1853 (Васильковский у. Киевской губ.) [В пятнах на поверхности луны в полнолуние народ видит человека, который должен держать в воздухе другого, свесившегося на вилах, и толкует это так, что когда-то давно брат вилами пробил брата, и тому убийце было сказано Богом оставаться вечно в той позе на луне]: 173-174; украинцы (Херсонская) [1) в праздник два брата возили солому, старший нечаянно поднял на вилы младшего; в назидание людям, что в праздник работать нельзя, Бог поставил их на луне; 2) старший брат вернулся ночью с гулянки и, желая набрать сена скоту, по нечаянности наколол на вилы младшего; в наказанье Бог поставил его на луне; 3) два брата поссорились и старший поднял на вилы младшего; Бог велел ему находиться в таком положении до страшного суда]: Ястребов 1894: 3; белорусы : Avilin 2011: 180 (Витебская, Минская) [на луне виден старший брат, убивший младшего и держащий в руках ведро с его кровью], 180-181 (северо-запад, ближе к Литве и Польше) [на луне виден чернокнижник Твардовский (до судного дня; поднят чертом на вилы; Иуда и рядом Твардовский)], 182 [на луне Твардовский с вилами; он убил брата, а растекшаяся кровь – лунные пятна], карта 20 [мотив представлен практически на всей террритории Белоруссии].

Кавказ – Малая Азия. Осетины [луна – большая свеча, перед которой стоит Каин и держит на вилах убитого им Авеля]: Святский 1913: 22; терские казаки (станица Ардонская) [на луне находятся два брата. Разругавшись, они вступили в драку: младший брат поднял на старшего топор, а старший схватил его на вилы. Предполагают, что эти братья – Каин и Авель. Иначе говорят, что месяц есть большая свеча, перед которой стоит Каин и держит на вилах Авеля]: Гусев 1893: 317-318 (цит. в Белова, Кабакова 2014, № 91: 85).

Балтоскандия. Литовцы [на Месяце виден Каин, несущий в ведрах на коромысле кровь брата; или он держит Авеля на плечах либо на вилах]: Лауринкене 2002: 391.