Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A29A. Разорванный двумя женщинами. (.21.).27.35.72.

Небесная и земная женщины (демон) тянут мужчину в разные стороны. В результате он (или его половина) превращается в небесный объект.

(Лхота), молдаване, венгры, молдаване, тундровые ненцы (Нарьян-Мар), восточные ханты, южные и северные селькупы, кеты, мака.

( Ср. Тибет – Северо-Восток Индии. Лхота [Тигр хочет съесть женщину, она обещает ему свою дочь, когда та родится; когда девочка вырастает и может носить воду и топливо, Тигр забирает ее; жена Тигра рожает ему дочь, удивляется, почему оставшись с отцом, девочка плачет; видит, как тот бьет ее головой об очаг, лижет кровь; идет стирать, оставив отвечать за себя вошь и блоху; убегает; Тигр настигает ее у дома ее матери; мать не верит, что дочь жива, не открывает дверь; дочь лезет в отверстие для собаки; Тигр и мать тянут ее, разрывают пополам; Тигр плачет, хоронит свою половину; мать варит кусок мяса со своей половины, дает ему; тот ест, вырывает и съедает закопанное; с тех пор тигры едят людей]: Mills 1922: 190-193).

Балканы.Балканы. Венгры [юноша идет искать страну, где нет смерти; видит орла, старающегося сломать ветки дерева; тот превращается в человека, говорит, что умрет, когда сумеет выкорчевать дерево, это займет 600 лет; предлагает дочь в жены, но юноша говорит, что ему нужна не долгая, а вечная жизнь; дочь орла дает шкатулку со своим портретом, если взглянуть, перенесешься, куда нужно; лысый человек носит землю корзиной, умрет, когда снесет гору; дочь его дарит кольцо (если надеть, окажешься, где хочешь); дочь умершего короля предлагает юноше руку и трон; в ее комнате пол утыкан иголками, ее семья умрет, когда все иступятся; дарит золотой прутик (превратится во что пожелаешь); юноша идет вдоль реки, за которой небо примыкает к земле; входит в висячий замок, остается с королевой, в замке нет смерти; через тысячу лет юноша идет проведать родителей, королева дает бутылки с живой и мертвой водой; юноша оживляет уже умершую королевну с иголками (они все иступились), снесшего гору старика, вырвавшего дерево орла; где был родительский дом, его видит старуха Смерть, бросается в погоню; Смерть и королева Жизни обе претендуют на юношу, королева Жизни впускает Смерть к себе; договариваются, что королева Жизни бросит юношу на небо за спину Утренней звезды; если упадет к ней в сад, останется с ней, если за ограду – со Смертью; он падает на стену, но затем в сад, остается с королевой]: Гидаш 1953: 24-32 (=Ортутаи 1974, № 1: 63-72); молдаване [Когда блохе подковывали одну ногу 99 оками железа, другую — 99 оками (1 ок 1200 г) стали, а ей все казалось мало, у царя сын озорник. Он попал из рогатки в кувшин с водой, который несла бабка, та его прокляоа: «Чтоб ты пешим обошел землю и не успокоился, пока не попадешь в бессмертное царство, но и там не нашел покоя». Царевича одолевает тоска, он уходит искать бессмертное царство. Приходит к келье. Отшельник не знает о таком царстве, отправляет через лес, там встретятся звери — с каждым надо поздороваться. Дальше перед замком будет лежать змей головой на пороге – и его приветствать, он обрадуется, повернет голову — можно будет пройти. В замке скажут, куда идти дальше. Царевич так и делает. Во дворце старый как мир старик. За то, что парень поздоровался с его зверями, даёт клубок золотых ниток. Парень идёт за клубком, садится передохнуть под дубом. Жёлудь просит встать с него, предлагает жить с ним вместе, пока не станет он крепким и пышным дубом. А когда он состарится, упадет и ласточки начнут копошиться в его прахе, тогда и царевичу придет конец. Царевич присыпает жёлудь землей, чтобы рос, прощается с ним, идёт дальше за клубком. Приходит к виноградному кусту, увешанному гроздьями. Куст предлагает закопать виноградное зернышко и оставаться здесь, пока не разрастется виноград; сколько будет он жив — будет царевич пить вино и есть виноград. Царевич закопал зернышко, идёт дальше. Хочет подстрелить орла, толт просит не убивать, а вылечить. Если случится беда, надо подумать о нём, он придёт на помощь. Царевич перевязывает орлу раны, кормит, идёт дальше. Море отступило, а на песке мается царь рыб длиною в 12 шагов, высотою в человеческий рост, с серебряными крыльями, в золотой чешуе. Просит не есть его, а опустить в воду – если подумать, придет на помощь. Далее лиса просит защитить ее от собак (то же). Комар просит освободить из паутины (то же). Рассказывает, что будет замок, там надо идти к царю и просить в невесты младшую дочь. Пока он не женится, не завладеет бессмертным царством. Парень приходит к золоченым палатам, объясняет куда и откуда идет. Царь согласен отдать дочь, если парень сумеет спрятаться. Тогда он будет жить в замке, покуда стоит земля и светит солнце: от этих ворот и начинается бессмертное царство. Парень вспоминает про орла, орел уносит его к небесным вратам и прячет за 9 рядами туч. Три царевны выглядят одинаково. Старшая видит парня на небе. Царь собирается снести ему голову, дочь просит простить. Средняя видит парня во рту рыбы (то же). Младшая не видит только тень парня. Царь велит ему выйти и признаёт, что дочь его не увидела, но пусть узнает младшую. Комар садится ей на нос. Парень остается с ней в замке навечно. Царь запрещает ему выходить через те ворота, в которые вошел. Однажды его стрела летит за ворота. Он за ней, открывает ворота, видит блестящую нитку от золотого клубка, вспоминает дом, отца, мать. Царь отговаривает, но он уходит. По золотой нитке приходит к старой и длинной виноградной лозе, та узнаёт его, но он отказывается отдохнуть. То же с дубом. Доходит до замка, где ему дали золотой клубок, видит дракона, высохшего от старости, здоровается с ним. Дракон радуется, оставляет в живых. У хозяина замка успела вырости борода, половину которой он стелит под себя, а другой покрывается. Старик поднимает костылём себе веки, смотрит на парня, приглашает зайти на обратном пути. На месте кельи отшельника – роща, на месте отчего замка – развалины. Трехсотлетний старик слышал от дедов, будто стоял здесь замок царя, у которого был сын, и пошел тот сын по свету за жизнью без смерти, за молодостью без старости. А после в царстве все умерли от чумы. Царевич возвращается обратно, у развалин ворот пинает глиняную ступку, а из-под нее выползает смерть с косой на плече: ждёт его. Царевич убегает, смерть за ним. Он здоровается с драконом, входит в замок, старик даёт ему шерстяной пояс, велит отдать его смерти, пусть носит, пока не износит так, что целой нитки не останется, и только тогда пусть приходит. Дракон дышит на смерть жаром и смолой, не пускает за то, что не поздоровалась. Царевич даёт смерти пояс, бежит к дубу, дуб велит взять из дупла железный посох, дать смерти: пусть приходит, когда посох сотрется. Смерть пускается в путь стереть посох. Царевич доходит до виноградной лозы. Она обещает стать для него лодкой и мостом, велит бросить смерти саблю под ноги: пусть приходит, когда сабля проржавеет и рассыплется в прах. Сабля проржавела, смерть гонится, царевич подходит к замку, открывает ворота, жена навстречу, хватает за руку, а смерть – за ногу. Спорят. Жена предлагает превратить царевича в золотое яблоко, подбросить вверх: кто поймает — тому царевич достанется. Подбрасывает яблоко, оно превращается в вечернюю звезду. Царь и его люди превращают и девушку в золотое яблоко, подбрасывают, велят найти царского сына и вернуться с ним во дворец — смерть не сможет им ничего сделать. Яблоко становится утренней звездой. Смерть злится, растаптывает тени всех троих, превращаета царя и обеих его дочерей в каменные глыбы. С тех пор есть звезды на небе и каменные столбы у ворот]: Ботезату 1981: 27-37.

Западная Сибирь. Ненцы : Дранникова 2002, № 94 (Архангельская обл.; зап. в 1992 в Нарьян-Маре) [у остяка был божок сядэй; он его утопил, т.к. удачи нет; зашел к одной девушке, та отвечает, что жить будет недолго; такая жена не нужна, остяк ушел; то же у второй; третья говорит, что для нее смерти нет; жена не велит остяку идти в его прежний дом за оставленными там ножами и топорами, но он идет; в доме сюдэй, погнался; первые две девушки уже умерли; жена хватает за голову, а сядэй за ноги; оторвал их, унес и съел; в постели жены остяк превращается то в младенца, то в половину взрослого человека; через три года жена бросила его в небо, он стал месяцем], № 95: 191-194; Щербакова 1984 [мужчина рассердился, бросил в воду своего духа-помощника ( сядай ); тот погнался за ним, на пороге чума схватил его за ноги, жена схватила за руки, разорвали его пополам; заднюю часть сядай съел, переднюю жена бросила на постель, она превращалась то в младенца, то в полчеловека; жена бросила его в небо, он стал Месяцем, она – Солнцем]: 87 в Головнев 1995: 303-304; восточные ханты ; южные (р. Тым) и северные селькупы ; кеты {комм. Николаев 1985: 45; скорее всего, сюжет о солнце и месяце заимствован некоторыми группами кетов у предшествовавших им обитателей нижнеенисейской тайги и переработан на свой лад; именно поэтому имбатские кеты его не знают, а сымские утеряли первоначальный смысл; зато его хранят Дибиковы, которые являются смешанной кето-селькупской группой}.

Чако. Мака : Wilbert, Simoneau 1991a, № 84 [жена не любит некрасивого мужа; тот смотрит на небо, желает в жены маленькую звездочку; на охоте ранит оленя, тот превращается в женщину, она говорит, что и есть Звезда, которую он желал; в виде светлячка прячется в сумке мужа; окрывается его родственникам после того, как младшая сестра мужа попыталась заглянуть в сумку (Звезда чем-то поранила ей глаза, затем вылечила); когда сезон сбора стручков альгарробо (Prosopis nigra) уже кончился, ведет мужа собирать их, смачивает ему глаза своей мочой, после этого он видит на деревьях стручки; Звезда ведет собирать бобы альгарробо других женщин, тоже смачивает им глаза; поднимает мужа на небо к своему отцу-Морозу; когда признается, что муж с ней спит, тесть царапает тело зятя костями для нанесения ритуальных шрамов, тот умирает от потери крови; тесть велит дочери наступить на его могилу, дает гребень причесать труп, зять возрождается красавцем; тесть предупреждает, что на земле прежняя жена станет тянуть человека к себе, но супруги все-таки возвращаются на землю; сестра прежней жены видит, что человек стал красавцем; звезда и прежняя жена человека тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Звезда оживляет его, наступив на него; на следующую ночь – то же, повторно разорванного не оживить; звезда возвращается на небо, велев родственникам мужа запасти дров; остальных жителей селения Мороз убивает холодом; Солнце навещает Мороза, тот дает ему рыбу; сам навещает Солнце, тот дает ему боб альгарробы], 85 [жена бросает уродливого мужа; тот но ночам смотрит на небо, желает в жены Утреннюю звезду Foteki; на охоте ранит оленя, олень превращается в женщину, она говорит, что и есть Ф.; становится святлячком, велит мужчине спрятать ее в его сумке; мать мужчины по ночам слышит, что с сыном женщина; младшая сестра пробует заглянуть в сумку, выпадает игла, колет ее в глаз; Ф. лечит ей глаз, остается человеком; мажет мужу, свекрови глаза мочой, те теперь видят на дереве плоды, которых раньше не видели; поднимает мужа на небо навестить тестя; там холодно; отец Ф. – тоже звезда; долгое время Ф. отвечает ему, что муж с ней не совокуплялся; наконец, признается; тот зовет зятя, пронзает его острыми костями, зять умирает от потери крови; через некоторое время тесть велит дочери наступить на могилу, муж встает; жена причесывает полуразложившийся труп, тот оживает, делается красавцем; тесть ходит в гости к мужчине-Солнцу; зять скучает по земле; тесть говорит дочери, что та сможет еще один раз оживить мужа тем же способом, как она это уже сделала; супруги возвращаются на землю; прежняя жена видит, что тот стал красавцем; вместе со своими сестрами приходит за ним; Ф. и прежняя жена тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Ф. оживляет его; на следующую ночь то же, Ф. не может оживить мужа повторно; возвращаясь на небо, велит семье мужа запастись дровами, ибо ее отец в наказание пошлет холод; тесть убивает холодом остальных жителей селения]: 179-186, 187-191.