Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A29. Солнце и демон соперничают из-за героя.

.27.-.29.35.72.

Персонаж, связанный с верхним миром, и персонаж, связанный с землей или нижним миром, каждый стремится овладеть человеком и тянет его к себе. Один или оба соперника – женщины. Персонаж верхнего мира и/или тот, из-за которого ведется борьба, связаны со светилами – солнцем, луной, Венерой.

Венгры, молдаване, украинцы (западные?), осетины, абхазы, абазины, ингуши, (башкиры), ненцы, восточные ханты, южные и северные селькупы, кеты, мака. Ср. мотивы A29A, A29B.

Балканы. Венгры [юноша идет искать страну, где нет смерти; видит орла, старающегося сломать ветки дерева; тот превращается в человека, говорит, что умрет, когда сумеет выкорчевать дерево, это займет 600 лет; предлагает дочь в жены, но юноша говорит, что ему нужна не долгая, а вечная жизнь; дочь орла дает шкатулку со своим портретом, если взглянуть, перенесешься, куда нужно; лысый человек носит землю корзиной, умрет, когда снесет гору; дочь его дарит кольцо (если надеть, окажешься, где хочешь); дочь умершего короля предлагает юноше руку и трон; в ее комнате пол утыкан иголками, ее семья умрет, когда все иступятся; дарит золотой прутик (превратится во что пожелаешь); юноша идет вдоль реки, за которой небо примыкает к земле; входит в висячий замок, остается с королевой, в замке нет смерти; через тысячу лет юноша идет проведать родителей, королева дает бутылки с живой и мертвой водой; юноша оживляет уже умершую королевну с иголками (они все иступились), снесшего гору старика, вырвавшего дерево орла; где был родительский дом, его видит старуха Смерть, бросается в погоню; Смерть и королева Жизни обе претендуют на юношу, королева Жизни впускает Смерть к себе; договариваются, что королева Жизни бросит юношу на небо за спину Утренней звезды; если упадет к ней в сад, останется с ней, если за ограду – со Смертью; он падает на стену, но затем в сад, остается с королевой]: Гидаш 1953: 24-32; молдаване [царевич разбивает камнем кувшин старухи, та велит ему обойти землю, попасть в бессмертное царство, но и там не найти покоя; старик велит здороваться по дороге с животными, приветствовать змея, тот пропустит в замок; в замке другой старик дает клубок, велит идти за ним; желудь обещает, что юноша умрет, когда сгниет дуб, выросший из этого желудя; то же – виноградная косточка (будет пить вино, пока жив виноград, который из нее вырастит); орел просит не стрелять в него, вылечить; царь рыб – столкнуть его в воду; лиса – спасти от собак; комар – вынуть из паутины; нить оканчивается у замка; невесту отдадут, если юноша спрячется; орел прячет за облаками (старшая дочь находит), рыба - в море (средняя находит), лиса среди цветов (младшая срывает цветок, кладет в корзину, не узнает); царь отдает ее, если юноша опознает среди троих (комар садится младшей на нос); царь не велит выходить за ворота, через которые юноша вошел; тот выходит, видит нить своего клубка, решает идти навестить родителей; лоза разрослась, дуб огромен, дракон состарился, замок отца развалился (прошло много лет); трехсотлетний отшельник говорит, что когда-то все умерли от чумы; юноша идет назад, видит ступку, из-под нее выходит Смерть; юноша убегает, старик дает ему пояс, дуб – железный посох, лоза – саблю, тот отдает их Смерти, пусть придет, когда износит, когда сабля проржавеет; время приходит, юноша бежит к жене, та хватает его за руку, Смерть – за ногу; жена превращает его в золотое яблоко, бросает в небо, это Вечерняя Звезда); сестры превращают и ее в яблоко, бросают - Утренняя Звезда; царя и сестер Смерть превращает в каменные столбы]: Ботезату 1981: 27-37.

Средняя Европа. Украинцы (западные? из неопубликованных материалов, собранных редакцией журнала «Основа») [человек решает искать страну, где нет смерти; встречает волка, тот говорит, что умрет, когда перепилит хвостом дуб; затем к панночкам; те отвечают, что будут жить пока не поломают все иголки в корзинах; приходит к Месяцу, тот отвечает, что когда месяц на небе старится, то и он стар, а когда юный, то и он молод; человек лет сто живет у Месяца; приходит Смерть, требует человека, Месяц предлагает ей взять человека за ноги, а сам возьмет за голову, куда полетит, тому и достанется; человек полетел вверх, стал звездою около месяца]: Афанасьев 1994(3): 271-272.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [семь братьев пошли на покос, в это время их мать родила клыкастую девочку; она тут же пошла за матерью к братьям; младший увидел, что она съела пол-лошали, ушел; встретил девушку в башне, стал жить с ней; пошел навестить семью; жена дает с собой гребень, уголь, оселок; сестра приветствует брата, дает фандыр (струнный инструмент), уходит точить клыки; мышь велит бежать через заднее окно, бегает по струнам фандыра; сестра возвращается, многократно глотает мышь, та выскакивает у нее сзади; брат бросает предметы, они превращаются в кустарник, лес, гору; сестра прогрызает дорогу; брат добегает до башни, жена подает ему руку, сестра хватает снизу; женщины договариваются, чтобы каждая владела им по две недели; юноша стал Месяцем; когда в руках сестры, она постепенно съедает его, а жена снова выкармливает]: Миллер 1882: 297-299; абхазы : Бгажба 1983: 31-33 [юноша обещает жениться на той, кто за день сошьет ему полный комплект одежды; девушке не хватает немного времени пришить застежки; она просит бога чуть вернуть солнце назад; когда после свадьбы молодые ложатся в постель, кто-то зовет юношу; он возвращается утром усталый; сестра, мать следят, не могут схватить его, ибо он превращается в змею, лягушку, в пламя; жена удерживает; этот юноша – Амыз (месяц); его прежняя жена Амра (солнце) говорит, что новая разлучила их, но она не даст осуществиться их браку; так и забирает его каждый вечер], 33-35 [у князя три сына; он вымолил у бога дочь; отстрелил волку палец, дома дочь плачет, он приложил палец к ее руке, это она была оборотнем; сестра погналась за младшим братом; дятел ему не помог, сказал, что должен добывать пищу детям, юноша сделал гнилое дерево молодым, твердым; колдунья Арупап направила его по дороге, он пришел к Луне, женился; пошел искать родителей и братьев, Луна дала кольцо; дома все в запустении, живет лишь сестра; последовательно съедает ноги коня, идет к кузнецу точить зубы; крыса велит юноше бежать; дятел, А. посылают ведьму по ложной дороге, но она опять нагоняет; юноша бросает кольцо жене на небо; собаки бросаются на ведьму, юноша взбирается к жене по лунной дорожке; ведьма отрывает брату ногу до колена; на луне виден одноногий человек]; Очиаури, Сургуладзе 1980 [солнце Амра – прекрасная женщина, ее муж – Амза, его преследует его сестра-дьявол; догнав, начинает есть; в этот момент появляется Амза, тянет в свою сторону, сестра – в свою; спор между ними разрешает божество: на 15 дней отдает Амзу сестре, которая за этот срок почти целиком сжирает луну, а на 15 дней - Амре]: 604; Чурсин 1956: 149-150 [А. Иоакимов, 1874, № 54; в семье три брата; родилась дочь; в тот же день унесла младшего брата на облако, но тот отрубил ей палец и спасся; выйдя замуж, сестра съела мужа; младший брат приехал в гости; сестра съела ногу его лошади, другую, третью, всю лошадь; брата завязала в кожаный бурдюк, пошла точить зубы; крысы прогрызли бурдюк, брат убежал; бросил позади горсть пшеницы (лес), соли (море); сестра пробралась, переплыла, у дома схватила брата, а жена брата стала тянуть его к себе; решили, что сестра будет есть брата-Месяца, а жена откармливать], 150 [Н. Джанашия; 7 богатых братьев хотели сестру, она родилась, скот стал пропадать; младший Амзу (Месяц) предлагает ее убить, другие не соглашаются; он уходит, женится на солнце-Амра; приезжает навестить братьев; там лишь одна сестра, съела его лошадь, пошла точить зубы; брат побежал, Амра тянет к себе, сестра к себе; Бог предоставил Месяц на 15 дней жене-Солнцу, а на другие 15 – сестре-дьяволу], 150-151 [Гудаутский уезд; двое холостых братьев, третий старший женатый; видит, как невидимая сила с неба каждый день уносит барана; средний – то же; младший стреляет, с облака падает окровавленный палец; дома у дочери старшего брата в люльке оторван палец; брат приложил ей палец, он прирос; братья ушли, младший последним; просит дятла задержать ведьму; тот отвечает, что ему надо добывать пищу; брат ударяет дерево, оно делается молодым; Баба-яга велит идти прямо, он приходит к девице-Луне; живет с ней; идет искать братьев, Луна дает кольцо; дома племянница (вар.: сестра); съедает одну, вторую, третью, четвертую ногу лошади, всю лошадь; сажает юношу в бурдюк, идет точить зубы; он убегает; дятел, Баба-яга помогают; он бросает кольцо Луне, собаки бросаются на ведьму; та успевает оторвать ему ногу; на луне виден человек с оторванной ниже колена ногой]; абазины [после семи сыновей рождается дочь; младший брат не рад, его прогоняют; девочка съедает скот и людей, когда возвращается младший брат, уходит точить зубы; младшему женщина дает зеркало, гребень, наперсток, велит выучить клички их собак; Мышь велит ему бежать, остается за него дергать струны пхярцы (инструмент типа скрипки), чтобы сестра думала, что он здесь; сестра пожирает мышь, гонится за братом; тот бросает предметы, они превращаются в ледовое поле, лес, железный столб до луны; он поднимается на луну, зовет собак, те съедают преследовательницу, голова остается; во время затмений пытается съесть находящегося на луне брата; люди стреляют, будят собак спасти луну, собаки отгоняют голову]: Тугов 1985, № 36: 91-93; ингуши [в семье семеро сыновей; все хотят девочку; после рождения девочки пропадают яблоки; вора ранят в палец; всех проверяют, палец ранен у девочки, мать просит ее не убивать; тогда младший брат уходит; вернувшись через много лет, находит пустое село; муравей рассказывает, что девочка всех съела, велит не соглашаться есть, просить ее принести решетом воды; сестра отъедает коню брата ноги одну за другой, каждый раз спрашивает, сколько ног было у коня; брат отвечает, что три, две, одна, что конь приполз; что он пришел пешком без коня; пока сестра носит воду, муравей велит взять гребенку, купорос, уголь; брат бежит; гребень превращается в лес, купорос в купоросное поле, уголь в черный туман; брат просит Месяц его спасти; Месяц поднимает его, ведьма успевает оторвать одну ногу коню; Месяц и брат теперь вместе]: Мальсагов 1983, № 138: 297-299; (ср. также "Дунганские народные сказки и предания", № 16 и комм.).

( Ср. Волга – Пермь. Башкиры [у стариков три сына и дочь, младший – плешивый лентяй; по ночам пропадает скотина; братья по очереди сторожат, старшие засыпают; Плешивый видит спускающийся огонь, выстрелил, отстрелил палец; утром у сестры перевязанная рука; родители не верят ему; он уходит, женится в разных царствах на двух царевнах; они советуют ему навестить родных; он приезжает на Кук-тулпаре, оставляет поодаль, въезжает на кобыле, везде запустение; у печки сестра, вылетела в трубу, вернулась, спрашивает, приехал ли брат на трехногой лошади; затем на дву-, одноногой, пришел пешком; брат бросается прочь, скачет на Кук-тулпаре, сестра следом, жены наготове с саблями, изрубили ее]: Бараг 1989, № 19: 116-117).

Западная Сибирь. Ненцы [мужчина рассердился, бросил в воду своего духа-помощника ( сядай ); тот погнался за ним, на пороге чума схватил его за ноги, жена схватила за руки, разорвали его пополам; заднюю часть сядай съел, переднюю жена бросила на постель, она превращалась то в младенца, то в полчеловека; жена бросила его в небо, он стал Месяцем, она – Солнцем]: Шербакова 1984: 87 в Головнев 1995: 303-304; восточные ханты : Кулемзин, Лукина 1977 (васюгано-ваховские) [Месяц ( ики – "старик") имел две жены, Солнце ( сюнк ) и подземного злого духа; жены повздорили, разорвали мужа на части; ту, где находится сердце, схватило Солнце, остальное досталось злому духу, поэтому под землей тоже есть луна]: 122; Лукина 1990, № 5 (р.Вах) [дочь старика и старухи всех глотает; сын спрашивает мать, кто ей больше нравится; она отвечает, что дочь; сын надел шкуру лебедя, пришел на озеро, куда прилетали купаться дочери Солнца; они взяли его к себе, он на одной женился; плачет, скучая по дому; жена дала ему гребень и камушек; дома сестра играет черепами съеденных ею родителей и соседей; хотела съесть ногу лошади; брат скачет прочь на коне, бросает гребень, камень; они превращаются в лес, в скалу; сестра и жена хватают его, жена получает часть без сердца; жена лечит мужа, он то умирает, то оживает; это Месяц]: 65; Пелих 1972: 368 (Нижне-Вартовск) [Месяц решил навестить родителей; его жена Солнце предлагает взять ее лошадь, но Месяц берет свою; Солнце дает три камня; если бросить, они превратятся в гору, в огонь, в поваленный лес; Севес (великанша) съела родителей Месяца, гонится за ним; тот бросает предметы; С. догоняет, съедает его лошадь; Солнце и С. тянут Месяц в разные стороны, разрывают; Солнце качает его, периодически оживляет], 369 [Месяц ночует одну ночь у чертовки, другую у Солнца; чертовка обещает его съесть, когда воткнутая над койкой пешня оборвется; оборвалась, чертовка и Солнце тянут Месяц, разрывают; сердце и легкие достались Солнцу; Солнце сходится с Месяцем в полнолуние; велит ему ходить впереди нее, прокладывать ей дорогу]; Кулемзин, Лукина 1978, № 6 (р.Тромъеган) [человек приходит сперва к одному дому, женится на его хозяйке; затем к другому; к третьему; идет посмотреть, на месте первых изб ничего нет; его первые две жены гонятся за ним, он вбегает к третьей; преследовательницы отрывают его половину, другую половину третья жена бросает вверх; он – Месяц, жена – Солнце]: 16-17 (Лукина 1990, № 6: 66-67); южные селькупы (р. Тым) [Чели (солнце) собралась выйти за Арет (месяц), но пришедшая из-под земли старуха Ло стала оспаривать выбор; они подрались, разорвали Месяц пополам; Ч. досталась сторона без сердца, она сделала из нее себе мужа; поэтому месяц светит тускло, периодически исчезает; Ло из своей половины тоже сделала мужа, поэтому в нижнем мире есть свет]: Тучкова 2004: 305; южные селькупы [у Кандальдука было две жены – небесное и подземное солнца (см. мотив A2D); он жил с ними по очереди, но подземная захотела оставить его себе; стала тянуть его за ноги вниз, небесная тянула за руки вверх, они его разорвали; небесная жена положила верхнюю половину в колыбель, стала укачивать; Месяц стал расти, вырос в полную луну]: Пелих 1998: 42, 63; северные селькупы : Прокофьева 1976 [Солнце решила взять себе мужа; протянула к земному мужчине руки-лучи; Ылынта-кота (Нижняя старуха) тоже схватила его, они разорвали его пополам; Солнцу досталась половина без души; Солнце вкладывала ему сердца разных светлых птиц, но он оживал лишь ненадолго; Солнце бросила его далеко от себя; появился Месяц, на нем темные пятна]: 107; Тучкова 2004: 126 и 241 [(зап. Л.А. Варковицкой на Баихе); спасаясь от дьявола, человек прыгнул на небо, дошел до чума дочери Солнца, женился на ней; спустился на землю, дьявол опять погнался за ним, схватил; дочь Солнца схватила мужа за другую половину; дьявол съел половину с сердцем, а свою половину дочь Солнца положив в зыбку, стала качать; день прошел, муж стал половиной человека; жена велела ему быть ночным солнцем, сама стала дневным], 126 [(зап. Г.Н. Прокофьев); старший брат черта на белом коне поднялся на небо, женился там; пошел вниз навестить родителей; брат-черт его схватил, жена схватила с другой стороны, муж был разорван; жене досталась половина без сердца и печени; жена давала ему сердце и печень зверя; муж возрождался, но во время убывания месяца снова превращался в половину человека; жена бросила его, велела стать Месяцем; черт сказал, что бог будет брать человека с душой вверх, а он будет брать половину людей вниз]; кеты : {комм. Николаев 1985: 45; скорее всего, сюжет о солнце и месяце заимствован некоторыми группами кетов у предшествовавших им обитателей нижнеенисейской тайги и переработан на свой лад; именно поэтому имбатские кеты его не знают, а сымские утеряли первоначальный смысл; зато его хранят Дибиковы, которые являются смешанной кето-селькупской группой}; Алексеенко 1976: 83 [зап. от П.Н. Каменского; Солнце и Месяц были муж и жена; Месяц спустился на землю посмотреть, как там люди живут; кынсь ( Хоседам ) погналась за ним; он поднялся вверх к Солнцу, где их чум стоит; Солнце своего волка на помощь послало; Месяц только успел тиску (покрытие чума) над дверью содрать, наполовину вошел; Солнце его за одну половину схватило, кынсь – за другую; половина Месяца с сердцем осталась у нее; Солнце пыталось сделать Месяцу новое сердце из угля – не получилось; тогда велело ему уйти; Солнце всегда впереди, а Месяц сзади], 83-84 [зап. от К.М. Тыганова; Месяц родился на земле, звали его Бангдэхып' (сын земли); Х. разорвала его пополам; Солнце качало мужа, но не оживило; днем он как человек, а ночью – только половина; Солнце велело ему ночью хоть половиной светить]; Дульзон 1966, № 47 [старик не велит сыну убивать седьмого налима - это дочь чертовки; тот убил; женился на Солнце; пошел навестить родителей; чертовка съела их и его сестру, надела ее кожу; отрезала ногу его коню; он вытащил эту ногу из костра, прилепил коню, доехал до колодца Солнца; чертовка схватила коня за ногу; юноша нырнул в колодец, чертовка вытащила его, съела половину, где сердце; Солнце его оживляет, но он каждый раз умирает вновь, становится Месяцем]: 113-115; Николаева 2006 [брат и сестра – сироты, брат хочет повидать мир; женщина-Солнце поднимает его своими руками-лучами на небо; он хочет навестить сестру, Солнце дает ему оселок и гребень, отправляет на крылатом коне; Хосядам съела сестру, приняла ее облик; внешне приветлива с братом, но тот видит, что она варит отрезанную у его коня заднюю ногу; он выхватывает ногу, наспех прикрепляет коню, скачет прочь; бросает оселок, тот превращается в гору, Х. прогрызает ее зубами; гребень – лес, Х. пробирается; Солнце и Х. хватают человека за разные ноги, разрывают; Солнцу досталась половина без сердца; человек поживет неделю, снова умирает; Солнце говорит, что они будут видеться раз в году в самый длинный день; бросает человека на темную половину неба, это Месяц]: 123-126; Ошаров 1936a: 111-115 [Старший и средний братья шаманы, младший нет; в их землянку вбегает мырак, велит делать гроб; утром старший мертв, его положили в гроб; то же со средним; младший не умирает, мырак с ним борется, падает в гроб, крышка захлопывается, две змеи обвивают концы; парень приходит к чуму, там девушка велит перешагнуть ей ногу, берет мужем; парень уходит в лес веселый, возвращается со слезами, отвечает жене, что его били по глазам прутья; прутья отвечают жене, что они не били его, а муж плачет о погибших братьях; жена дает мужу гребень и кремень, велит возвращаться на землю; через 7 лет он приходит к своей землянке; пинает гроб с мыраком, тот выскакивает, он снова роняет его в гроб, крышка опять закрывается; парень уходит, но слышит погоню, бросает гребень (чаща), кремень (утес), жена успела схватить за правую руку, мырак за левую, разорвали, правая половина без сердца осталась в руках жены; к ночи она вынянчила его в целого человека, к утру он снова сделался половиной; она сказала, что он будет светить ночью, когда она будет спать; так появились Солнце и Месяц; (перепеч. в Воскобойников, Меновщиков 1951: 160-163)], 142-144 [богатырь поймал разноцветного налима, дал дочери съесть, та родила дочь Хээз-Хэма, она по ночам вырастала, поедала людей, утром становилась у матери маленькой; жена богатыря велит спрятать сына и дочь в дупле, пускает стрелу, пусть дети поставят чум, где она упадет; брат вырастает; сковав железную лошадь, приезжает к старухе, та обещает послать в помощь ее волков; юноша приходит на стойбище, заглядывает в чум, там ХХ спрашивает череп, где его дети; спрашивает, чем тебя братец кормить, уходит точить зубы; юноша скачет на железной лошади, ХХ хватает его, но старуха посылает волков, те отрывают половину, приносят старухе, ХХ отрывает другую; старуха отсылает волков отнести половину юноши его сестре, ставит капкан, ХХ попадает в него, подыхает; сестра няньчит брата, но как только перестает, от него снова половина; они уходят на небо, она становится Солнцем, брат Месяцем]; Николаев 1985 [1) как в Ошаров 1936a: 111-115; братьев семеро; узнав, что человек плачет, увидев на земле братьев, Солнце дает ему гребень, оселок и коня; догоняя человека, черт отрывает у коня ногу; 2) брата уносит на небо Солнце, сестру съедает Хосядам ; мальчик тоскует по сестре, Солнце дает ему гребень, оселок, коня; Х. принимает облик сестры, угощает брата ногой его коня; тот приделывает коню ногу, убегает; далее о преследовании и о двух половинах человека]: 44; Санги 1989 (запись Прокофьевой) [брат уходит все дальше от чума, где живет его сестра; женщина-Солнце забирает его на небо; через неделю он просит его отпустить; она дает ему оселок и гребень, отправляет вниз на крылатом коне; за это время Хосядам съела его сестру, приняла ее облик; он понимает это, увидев, что она варит ногу, которую оторвала у его коня; он прилепляет ногу назад, скачет на коне прочь, бросает оселок, гребень, они превращаются в гору, лес; Х. преодолевает препятствия; Солнце хватает его за одну ногу, Х. за другу, разрывают пополам; Солнцу достается часть без сердца, она кладет вместо сердца уголек, оживляет человека, но тот умирает снова и снова; она посылает его на другой край неба, превращает в Месяц, видится с ним раз в год, они видят глаза друг друга; Месяц холоден, т.к. без сердца]: 142-144.

Чако. Мака : Wilbert, Simoneau 1991a, № 84 [жена не любит некрасивого мужа; тот смотрит на небо, желает в жены маленькую звездочку; на охоте ранит оленя, тот превращается в женщину, она говорит, что она и есть Звезда, которую он желал; в виде светлячка прячется в сумке мужа; открывается его родственникам после того, как младшая сестра мужа попыталась заглянуть в сумку (Звезда чем-то поранила ей глаза, затем вылечила); когда сезон сбора стручков альгарробо (Prosopis nigra) уже кончился, Звезда ведет мужа собирать их, смачивает ему глаза своей мочой, после этого он видит на деревьях стручки; то же, Звезда ведет собирать бобы альгарробо других женщин, тоже смачивает им глаза; поднимает мужа на небо к своему отцу-Морозу; когда признается, что муж с ней спит, тесть царапает тело зятя костями для нанесения ритуальных шрамов, тот умирает от потери крови; тесть велит дочери наступить на его могилу, дает гребень причесать труп, зять возрождается красавцем; тесть предупреждает, что на земле прежняя жена станет тянуть человека к себе, но супруги все-таки возвращаются на землю; сестра прежней жены видит, что человек стал красавцем; звезда и прежняя жена человека тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Звезда оживляет его, наступив на него; на следующую ночь – то же, повторно разорванного не оживить; звезда возвращается на небо, велев родственникам мужа запасти дров; остальных жителей селения Мороз убивает холодом; Солнце навещает Мороза, тот дает ему рыбу; сам навещает Солнце, тот дает ему боб альгарробы], 85 [жена бросает уродливого мужа; тот но ночам смотрит на небо, желает в жены Утреннюю звезду Foteki; на охоте ранит оленя, тот превращается в женщину, она говорит, что и есть Ф.; становится светлячком, велит мужчине спрятать его в его сумке; его мать по ночам слышит, что с сыном женщина; младшая сестра пробует заглянуть в сумку, выпадает игла, колет ее в глаз; Ф. лечит ей глаз, остается человеком; мажет мужу, свекрови глаза мочой, те теперь видят на дереве плоды, которых раньше не видели; поднимает мужа на небо навестить тестя; там холодно; отец Ф. – тоже звезда; долгое время Ф. отвечает ему, что муж с ней не совокуплялся; наконец, признается; тот зовет зятя, пронзает его острыми костями, зять умирает от потери крови; через некоторое время тесть велит дочери наступить на могилу, муж встает; жена причесывает полуразложившийся труп, тот оживает, делается красавцем; тесть ходит в гости к мужчине-Солнцу; зять скучает по земле; тесть говорит дочери, что та сможет еще один раз оживить мужа тем же способом, как она это уже сделала; супруги возвращаются на землю; прежняя жена видит, что тот стал красавцем; вместе со своими сестрами приходит за ним; Ф. и прежняя жена тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Ф. оживляет его; на следующую ночь то же, Ф. не может оживить мужа повторно; возвращаясь на небо, велит семье мужа запастись дровами, ибо ее отец в наказание пошлет холод; тесть убивает холодом остальных жителей селения]: 179-186, 187-191.