Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A23. Кто станет солнцем?.

.43.47.48.50.-.53.55.56.60.-.62.65.66.

Первопредки сходятся вместе, чтобы выбрать того, кто должен стать солнцем, чтобы поднять солнце к небу, увидеть, как солнце впервые поднимется к небу, назвать правильное имя Солнца. См. мотив A22.

Пьюджит-Саунд, твана, пуяллуп, верхние чехалис, нижние чехалис, коулиц, шусвап, кутенэ, санпуаль, оканагон, кёрдален, калиспель, флетхед, ючи, алабама, помо, навахо, хопи, луизеньо, тараумара, яки, уичоль, ацтеки, науат северной Пуэблы, отоми, уастеки, тотонаки, текистлатеки, михе, чонталь, гуатусо, коги, бари, муиски, сикуани, колорадо, сиона, агуаруна, ягуа, мочика, амуэша.

Побережье - Плато. Первопредки выбирают, кто станет месяцем или солнцем; если не иначе: многие кандидатуры отвергнуты, Койот болтает обо всем, что видит сверху. Пьюджит-Саунд [две сестры копают корни папоротника, остаются ночевать в прерии; одна желает в мужья белую, другая красную звезду; когда проснулись, оказались на небе; белая звезда – старик, красная – молодой; мужья не велят выкапывать глубокие коренья; старшая сестра забеременела, младшая сидит у дымового отверстия, чтобы не видели, как она плачет из-за того, что у нее старый муж; когда мальчик подрос, он прокопал отверстие, оттуда ветер, мужья сразу почувствовали, но женщины успели закрыть отверстие; сплели веревку и спустились с ребенком; пока все качаются на веревке, а за ребенком смотрит старуха-жаба, лососи украли мальчика (это будущий Месяц); мать нашла в колыбели гнилое дерево, смочила пеленку, пять раз отжала, возник второй мальчик (будущее Солнце); желтый дятел отправляется искать Месяц, не может пройти между толкучих скал; то же другой дятел, ворон, скопа; голубая сойка пролетел; Месяц обещал сам прийти позже; вставил между скал палку, чтобы голубая сойка смог проскочить назад; Месяц женат на женщине, которая одна из лососей; его сын не хочет его отпускать; Месяц: идет новое поколение, а вы (т.е. лососи) будете едой; Месяц сперва ошибся, велел лососям идти вниз, лишь затем велел идти вверх; встречает людей, которые дерутся; Что делаете? – Деремся; он превратил их в птиц и камни; маленьких рабов превратил в бекасов; рыбаков и людей на болоте в два вида уток; людей на пляже в устриц; люди знают, что Месяц меняет природу встречных, хотят его убить; другие спорят о дне и ночи, одни хотят свет и тьму каждые сутки, медведь хочет, чтобы день и ночь длились по году; теперь медведь спит всю зиму; олень делает наконечник копья; Месяц: что делаешь? – Хочу убить Преобразователя; Месяц: будешь оленем, тебя станут есть; Норка спорит с Месяцем, кто кого; Норка не смог изменить Месяца, а тот превратил его в палку; он снова Норка; Месяц его разрубил – получились нынешние норки; четверо женщин таскают друг друга за волосы; – Тренируемся натягивать лук; Месяц превратил их в 4 вида съедобных растений; человека на озере сделал бобром; несущего лососей – выдрой; Дикий Кот жарит лососей, заснул; Месяц все съел, остатки ему в морду, теперь на ней полосы, он стал котом; 5 братьев играют: огонь, огонь! Все загорелось; тропа: сюда, мой внук! но колчан Месяца обгорел; за рекой старик Эхо; лишь повторяет: приведи лодку! Месяц сам переплыл, стал с Эхом бороться; птица: возьми корзины с потрохами Эхо, которые висят на стене землянки; Эхо стал эхом; голубая цапля использует свою голову в качестве молотка, т.к. камни и палки живые; Месяц сделал их камнями и палками, сделал Цаплю цаплей; Месяц всех собрал, чтобы определить, кому светить днем, а кому ночью; попробовал желтый дятел (yellow hammer), но света мало; ворон, койот, дятел – темно; колибри – лучше, но день очень короткий; младший брат Солнце предложил быть солнцем Месяцу, но слишком жарко, вода кипит; Солнце стал светить днем, Месяц – ночью; старуху-жабу теперь видно по ночам на диске Месяца; веревка, на которой качались, была до неба; Месяц: можете лезть; но Крыса ее перегрызла, Месяц превратил ее в крысу; камни на горе – превращенные люди; индейцы – родственники Месяца]: Ballard 1929: 68-80; пуяллуп : Adamson 1934 [у слепой Жабы пять дочерей, средняя рожает Месяца; Жаба качает его на качелях, пять сестер из нижнего мира подменяют его гнилой колодой; мать выжимает его пеленки, делает из мочи мальчика-Солнце; т.к. его скрючивали, он косоглаз; животные идут искать Месяца, с ними Голубая Сойка; на краю мира он влетает в горизонтальную щель, которая то закрывается, то открывается; лишь его хохолок задет; чтобы не привлекать внимание, Месяц отправляется в путь не вместе с Сойкой, а позже; человек забивает клин головой, другие мерзнут в воде в виде живых вершей; Месяц учит работать молотком, плести верши; Цапля протягивает ногу через реку как мост; на середине кричит: ты сломаешь мне ногу ; Месяц успевает достигнуть другого берега; пятеро пузатых детей поют, земля загорается; дерево, камень и пр. не могут укрыть Месяца, тропа укрывает; Месяц поднимается к небу, становится жарко, его глаза слишком зоркие, чтобы светить днем; солнцем становится косоглазый Солнце; Месяц решает светить ночью, берет с собой свою бабку-Жабу]: 356-360; Clark 1953 [отец Месяца - Венера; женщина рождает сына, спустившись на землю; делает Солнце из колыбели; возвращаясь, Месяц уничтожает чудовищ; женится на дочери Лягушки, т.к. только она может нести тяжелый мешок с его имуществом]: 144-146; твана : Adamson 1934 [см. мотив A5, A20; у одной из двух сестер младенец Месяц; пока сестры копают коренья, их мать качает мальчика на качелях; две женщины подменяют его корягой; мать посылает птиц и зверей найти его; Голубая Сойка находит; брат Месяца создан из мочи, когда отжали пеленки Месяца; его глаза закрыты, тело скрючено; Месяц обещает жениться на девушке, могущей поднять его мешок с добром; поднимает сирота-Лягушка, ее видно с мешком и сейчас; Месяц слишком жарок, чтобы светить днем; становится месяцем, солнцем становится его брат]: 374-378; Elmendorf 1961, № 5 [две девушки, возникшие из лососевых молок, похищают мальчика, подложив в колыбель гнилую колоду; шаман превращает ее в брата похищенного; Месяц уничтожает чудовищ, женится на Лягушке (как у пуяллуп)]: 32-37; верхние чехалис : Adamson 1934: 158-169 [Xwαn делает двух девушек из лососевых молок; обращается к ним мои жены , они убегают; старуха качает на качелях младенца, девушки его похищают, подменив гнилой колодой; его мать зачала его от синего камня, он Месяц; она выжимает его пеленки, делает из мочи его брата Солнце; Голубая Сойка отправляется на запад, проскакивает под пятью барьерами, которые то падают, то поднимаются; Месяц - муж похитивших его женщин; они родили ему кусты и деревья, младшая - мать всех рыб; когда Сойка находит Месяца, тот делает стрелы, осколок попадает Сойке в глаз; Месяц прощается со своими детьми-рыбами; по пути на землю превращает чудовищ в предметы (гладилка для циновок, заслон от ветра, кочадык); различные Травы отвечают, что хотят убить Месяца, он превращает их в травы; Олень мастерит копье убить Месяца, тот делает ему из него уши; женщина сажает прохожих на качели, раскачивает, люди разбиваются о скалу; Дятел помогает ей; Месяц невредим, раскачивает женщину, она разбивается; пять женщин дышат огнем; камень, дерево, вода не могут укрыть Месяца (горят, раскалываются, кипят), тропа укрывает; другая женщина лежит, раскрыв ноги; Месяц выбивает ей вагинальные зубы и раскалывает ее пополам с помощью молотка и клина из лосиного рога; Месяц поднимается на небо, чтобы светить днем, но чересчур жарок; слабый брат-Солнце должен был светить ночью, но боится призраков; Месяц становится месяцем, Солнце - солнцем], 173-177 [Гуси не велят Xwαnä’xwαne смотреть вниз на людей, если он хочет с ними лететь; Ш. видит человека, ругает его, Гуси оставляют Ш. на горе, забирают крылья; он убивает сову, спускается на ее крыльях; встречает женщину-монстра, она несет клубни камас, он выменивает клубни на бусину, но это не бусина, а палочка; несколько раз забегает вперед и повторяет трюк, говорит, что их пять братьев, выглядят одинаково; женщина набирает в корзину пчел, оставляет на пне, велит пню закрыться, когда Ш. залезет туда; пень закрывается, пчелы ослепляют его; дятел продолбил отверстие, Ш. выбрался, сделал себе мнимые глаза из цветков одуванчика, пришел к Улитке, делает вид, что измеряет ее дом; что видит необычайно далеко; Улитка согласилась поменяться глазами; когда одуванчики завяли, совсем ослепла; Ш. добыл лосося, испек, превратил молоки в двух девочек; Ш. пытается сойтись с девочками, они убегают; старуха качает на качелях младенца; девушки его похищают, подменив гнилой колодой; его мать зачала его от синего камня, он Месяц; она выжимает его пеленки, делает из мочи его брата Солнце; Голубая Сойка отправляется на запад, находит Месяца; Месяц - муж похитивших его женщин; они родили ему кусты и деревья, младшая - мать всех рыб; Месяц прощается со своими детьми-рыбами; по пути на землю превращает неправильный мир в настоящий; Ворон поставил сотни людей поперек реки в качестве живой верши; Месяц превратил Ворона в ворона, велел есть падаль, научил делать верши из палок; человек бьет себя молотком по голове, расплющивая кусок коры; Месяц научил это делать, используя в качестве наковальни камень, а не свою голову; Куропатки пляшут на кусках мяса, чтобы его приготовить; Месяц показывает, как сделать огневое сверло; далее Месяц истребляет чудовищ; Ш. дал ему свой колпак, Месяц его надел, после этого Солнце и Месяц стали косоглазыми; Месяц поднимается на небо, чтобы светить днем, но чересчур жарок; слабый брат-Солнце должен был светить ночью, но боится призраков, дает ночью чересчур мало света; Месяц становится месяцем, Солнце - солнцем]; нижние чехалис (хамптулип) [кто-то крадет рыбу из верши Шване-шване ; он оставляет сторожить свои экскременты; четыре раза находит в верше кору или деревяшки; на пятый вынимает лосося, кладет икру в сверток, из нее возникают две девушки; он называет их дочерьми, но насилует по ночам; они догадываются, что это приемный отец; уходят на восток; похищают младенца-Месяца; старуха - Оляпка, ее дочь - Фазан; они выжимают пеленки похищенного, создают из мочи его брата; он косой и кривой; узнают, что есть Вождь с двумя женами; пропасть перед его домом то открывается, то закрывается; лишь Голубой Сойке с пятой попытки удается перелететь; Вождь обещает Сойке вернуться; дети Вождя - рыбы; прощаясь с отцом, плачут, их лица остаются искажены; подойдя к пропасти, вытирает ноги, она закрывается навсегда; Вождь обещает жениться на девушке, которая сумеет подойти к нему, не описавшись; лишь дочери Лягушки это удается; Вождь просит ее исправить лицо и тело его брата; оба брата поднимаются к небу; Солнце слишком горяч, меняется с Месяцем местами; Лягушка - жена Месяца, отгоняет призраков, нападающих на него; видна на лунном диске, в руках ее мешочек с волшебными зельями]: Adamson 1934: 276-284; коулиц : Adamson 1934: 269-271 [см. мотив K19B; две сестры желают звезды в мужья, попадают на небо, спускаются назад по веревке; у старшей от звезды мальчик; мать сестер качает его на качелях; две девушки похищают его, подменяя гнилой колодой; сестры делают нового младенца из пеленок украденного; он ярче своего брата; Голубая Сойка находит украденного, получает за это пятерых девушек разных племен; украденный юноша возвращается, по пути истребляет чудовищ; вши тащат человека в реку; юноша дает тому гребень (происхождение гребней); приносит тяжелый мешок с бусами; обещает жениться на девушке, которая сможет поднять мешок; девушки разных племен не в силах поднять; Тайтнепам (Лягушка?) поднимает; от стыда юноша превращается в месяц; его жена плачет, прыгает ему на лицо (видна там с мешком?); брат следует за ним, становится солнцем], 271-272 [девушка не знает мужчины, рожает мальчика; ее слепая мать качает его на качелях; его украли, подменив мхом; из мха и мочи сделан новый, косоглазый младенец; братья встречаются, решают стать солнцем и месяцем; Солнце боится ночи; Месяц слишком жарок; косоглазый Солнце не столь жарок, становится солнцем]; шусвап : Boas 1895, № 2 [прежнее Солнце все сжигает; птицы пытаются выбрать новое; Койот пробует быть солнцем, но его хвост слишком длинен и он рассказывает о том, что видит сверху; выбирают птицу с красными хвостом и крыльями]: 5; Teit 1909a, № 53 [люди недовольны солнцем, назначают Койота быть новым; тот видит, как женщины совокупляются, всем рассказывает; приближается слишком близко к земле; тогда солнцем делают Дятла; тот откладывает яйцо, из него возникает нынешнее солнце]: 738; кутенэ [Койот отвергнут; пытается застрелить новое Солнце; стрела сгорает и падает, земля загорается; он спасается на тропе, где не растет трава]: Boas 1918, № 33 [Ястреб выбран солнцем], 48 [Ворон как вечер, Ястреб как плохая погода, Койот слишком жарок; старший и младший брат становятся Солнцем и Месяцем], 54 [какой-то человек дает только красный свет; Койот слишком горяч, всем рассказывает, что видит сверху; старший и младший братья Рыси выбраны Солнцем и Месяцем]: 49, 67-69, 117-121, 287 (примеч.) [там, где останавливается Важенка, Рысь оставляет четыре свои волоска; она беременеет, когда мочится; рожает мальчика; ее бабка Лягушка велит мужчинам брать его на руки; у Койота, Ворона и других ребенок плачет; успокаивается на рыках у Рыси; Рысь, Важенку и их сына оставляют одних без огня; Рысь – хороший охотник, Важенка рожает второго мальчика; люди же голодают; Важенка посылает сыновей туда, где делают солнце; Ворон пробует стать солнцем – темно и холодно; Койот – слишком жарко; он требует, чтобы люди кормили его, рассказывает обо всем, что видел сверху; один из сыновей Рыси становится солнцем, другой - месяцем; Койот завидует им, стреляет в солнце, но его стрела сгорает в полете, падает, поджигает траву]; Clark 1966 [как в Boas, № 48]: 142-143; санпуаль [брат и сестра живут одни; брат ест лососей, лжет будто ничего не поймал; сестра находит в его постели икринки, убегает; делает колыбель, кладет в нее кусок смолы, возникает мальчик; он не может ходить; она оставляет его ловить рыбу на берегу; когда возвращается, он уже превратился в смолу; она кладет в колыбель отколовшийся в огне кусок кремня; этот сын одноглаз (не объясняется, почему); делает брата из печеного корня; братья приходят к людям, пытающимся создать солнце и месяц; Жаба пускает в небо мочу, дождь заливает все очаги, кроме ее; братья входят к ней, называют тетей, она прыгает на шею младшего, говорит, что она его жена; ее не отодрать; когда ее жгут огнем, ее кожа сморщивается; все последовательно пытаются стать солнцем; Колибри слишком горяч; у Журавля день слишком длинен (его голова достигает горизонта на западе, а ноги еще на востоке); одноглазый брат-кремень становится солнцем, брат-корень – месяцем, на нем видна жаба]: Ray 1933, № 4: 135-137; оканагон : Guie 1990 [Койот – муж Кротихи, надолго уходит; та влюбляется сперва в разогретый на солнце камень, затем в белый корень; дает старшему сыну имя Разогретый Камень, младшему – Белый Корень; один бело-, другой – краснокожий; Койот приходит, тренирует своих сыновей (они зовутся его сыновьями); люди собираются выбрать, кто будет Солнцем; Койот пробует, подглядывает за теми, кто занимается любовью, отстранен; его сыновья не хотят покидать землю; Лягушка влюблена в младшего; вызвав дождь, гасит все очаги, кроме своего; Белый Корень заходит погреться, она прыгает ему на лицо; ее не отодрать; от стыда он становится Месяцем; его брат становится Солнцем; если убить лягушку и положить пузом к небу, Месяц и Солнце скрываются в облаках, т.к. боятся, что она станет требовать от них любви]: 179-184; Hill-Tout 1911 [люди собираются выбрать Солнце; Дятел в роли Солнца слишком горяч, у Журавля день слишком короток; Койот рассказывает обо всем, что он видит сверху, его быстро отзывают назад; выбирают солнцем одного из сыновей Койота]: 145-146; кёрдален : Reichard 1947, № 1 [женщина ежедневно уходит копать корневища (вероятно, hogfennel, Peucedanum palustre, горчичник болотный); за ее сыном присматривает ее мать; он подрос, спрашивает об отце, бабка отвечает, что у него отца не было; он грозит убить ее палкой, она признается, что его отец - корневище горчичника; юноша Вождь-сын-Корня (СК) уходит, вызывает из воды чудовищную рыбу, вырывает ей горло, превращает ее в лодку; мальчик-Пест просит взять его с собой, прыгает в лодке, СК превращает его просто в пест; видит горящее дерево, подходит, там Тетерев (Foolhen, Falcipennis canadensis) трогает свои обожженные брови; СК велит ему склевывать сырой мох, больше не строить дом и не готовить еду на огне; а раньше Тетерев собирал мох под крыло, поджигал дерево и бросался в огонь; кролик запрыгнул в лодку, СК его убил; Выдра (Fisher) потребовала свою добычу, пригрозила ударить хвостом, стала бить хвостом по воде, обрызгав СК; тот ее убил, бросил к кролику; приходит в дом, там много детей, хозяйка говорит им, что отец скоро вернется с охоты; дети видят Выдру, убитого СК, он и был их отец; СК его оживляет; входит в дом, где по стенам шилья; берет большое с узорами, шилья впиваются в него; он поджигает дом, говорит, что Шилья больше не будут людоедами, а станут шильями для изготовления мокасинов; то же в доме, где Гребни; где Пузыри (теперь в них будут хранить табак); Зимородок ныряет, но рыба выскальзывает; он смывает в ведро с рук запах рыбы, варит суп, СР он нравится; он делает Зимородку такие когти и клюв, чтобы рыбу было удобно хватать; он должен жить не в доме, а у реки, есть рыбу сырой; то же со Скопой; у реки человек, у которого одна нога - копье; СК превращается в лосося, дает себя загарпунить, обламывает, уносит наконечник; сам гарпунит им рыбу; Остроног вновь затачивает себе берцовую кость; СК приходит к нему, говорит, что поймал лосося с застрявшим наконечником; Остроног старается прикрыть свою ногу накидкой; СК предлагает играть в обруч-и-палку на накидки, выигрывает, Остроног вынужден отдать свои, СК бьет его палкой по ноге, делает ее нормальной, дает лосиный рог, велит отныне делать наконечники из лосиного рога, а не из собственной кости; все выходят встречать СК; уродливая Жаба вызывает дождь, заходит в дом; СК вынужден войти к ней; он обращается к ней, называя разные степени родства, наконец, говорит "жена"; она прыгает ему между глаз; ее не оторвать; Койот говорит, что надо выбрать Солнце и Месяц; Малиновка слишком жарок, Койот болтает о всем, что видит; СК говорит, что станет Месяцем, уйдет далеко, чтобы Жабу у него на лице не было так видно; сын Поганки одноглаз, становится хорошим Солнцем - не так ясно все видит и не так горяч; когда солнце менее ярко, на нем различима одноглазая поганка]: 57-63; Teit, Boas 1930 [Малиновка слишком жарок; солнцем становится одноглазый человек; Койот сделан месяцем, разбалтывает обо всем, что видит; тогда месяцем делают старого вождя; на лицо ему прыгает Жаба; с тех пор Месяц бледнее Солнца; при затмениях Месяца он закрывает свое лицо или глаза]: 177-178; флетхед [Skomeltem родила сына Amotken – создателя неба и земли; первые созданные им люди оказались злыми, он уничтожил их потопом; вторую расу уничтожил посланным с неба огнем, третью – эпидемией; мать попросила его не уничтожать четвертую; солнца не было; первым попробовал быть солнцем Койот, рассказывал обо всем, что видел сверху, его стащили на землю за хвост; Ворон был черен, давал мало света; A. послал быть солнцем собственного сына Spokani; люди отказались дать ему жену, он пришел к лягушкам, одна вызвалась быть его женой, прыгнула ему на щеку; днем С. закрывает лицо сияющей накидкой; ночью снимает ее, является Месяцем; пятна – лягушка у него на щеке]: Clark 1966: 66-68; калиспель [луной играли, другие ее украли; люди-животные выбирают, кто станет Месяцем; Рыжий Лис светит днем и ночью, слишком жарок; четыре Лягушки заманивают к себе двух красивых мужчин, сделав все мокрым, кроме своего жилища; одна прыгает одному на лицо, другие ослепляют второго на один глаз; от стыда оба поднимаются к небу; у Месяца на лице лягушка, Солнце одноглаз]: Clark 1966: 71-73.

Юго-Восток США. Ючи : Speck 1909a, № 2 [Пума первым пробует стать солнцем, люди недовольны; Звезда (Паук), затем Месяц светят чересчур тускло; Солнце встает и светит круглые сутки; Бурундук говорит, что людям нужна ночь, дабы плодиться; света звезд и месяца для этого достаточно; Пума в гневе царапает Бурундука, оставляя полосы у него на спине]: 104-105; Swanton 1929, № 90 [первопредки выбирают того, кто мог бы осветить мир; Звезда, Месяц не дают достаточно света; женщина-Солнце встает на востоке, ярко сияя]: 84; алабама [люди-животные сходятся вместе, чтобы поместить солнце на небо; из птиц лишь стервятнику и крапивнику удается это сделать; за это стервятнику обещаны трупы животных, а крапивник станет купаться в холодной воде и будет всегда здоров]: Martin 1977: 6-7; Swanton 1929, № 8: 123.

Калифорния. Помо : Barrett 1933, № 4/V [Койот похищает солнце у его владельцев, среди которых Дятел и Туман; Кролик приносит его; Колибри, Сокол, Голубь, Малиновка, Стервятник безуспешно пытаются поместить солнце на небо; это удается Вороне], 89/II [см. мотив J52; двое Оленят убивают Солнце стрелами, тот падает на землю, горит; остается чуть-чуть; лишь двум братьям-Воронам удается поместить Солнце назад на небо]: 77-79, 349.

Большой Юго-Запад. Навахо : Newcomb 1967: 80 в Williamson 1984 [выйдя из нижнего мира, люди хотят больше света; Первая Женщина и Первый Мужчина делают два диска из кристаллов кварца; первый украшают маской из голубой бирюзы (она даст свет и жар) с красными кораллами по краю и в мочках ушей; по четырем сторонам прикрепляют перья кардинала, дятла, жаворонка, орла; дротиками-молниями помещают диск на востоке; второй диск превращают в луну; сперва солнце не движется, на востоке жарко, на западе холодно; два старика соглашаются отдать свои души светилам, чтобы привести их в движение; 12 перьев из хвоста орла отмечают путь светил по небу, различающийся в разное время года; Мальчик-Ветер подул, перья закрыли глаза Месяца, поэтому он пошел вслепую и его путь по небу извилист и неповторим]: 43-44; Stevenson 1891 [люди делают солнце, обведя бусы из бирюзы и белых раковин хрусталем, посыпанным пыльцой кукурузы; шестами поднимают светило вверх; оно слишком низко, все горит; двенадцать мужчин по четырем сторонам земли делают мир шире, солнце поднимается выше; Ахсонутли ( бирюзовый гермафродит ) велит им и далее поддерживать небосвод]: 275-277; хопи [делают солнечный диск из дерева, перьев и пр., кладут солнце на полотнище, забрасывают на небо]: Cushing 1923 [хлопчатобумажное покрывало превращается в месяц, щит из шкуры оленя в солнце]: 166; James 1940: 10-11 в Edmonds, Clark 1989 [люди делают диск из шкуры бизона, рисуют на нем лицо, выбирают юношу, который становится на диск, забрасывают его в небо, он превращается в Месяц; делают тканый диск, выбирают другого юношу, тот становится Солнцем]: 72-75; Voth 1905, № 3 [кладут на шкуру бизона; затем то же делают с месяцем]: 13-14; Wallis 1936, № 1 [брошенное в небо, солнце летит как орел]: 8; луизеньо [как у хопи; кладут на сеть из дикорастущих волокон]: DuBois 1908: 144.

СЗ Мексика. Тараумара [Солнце и Луна были детьми, жили в бедном доме; землю освещал лишь Утренняя Звезда, светил слабо; тараумара не могли работать, им приходилось держаться в темноте за руки; они вылечили Солнце и Луну, окунув маленькие кресты в tesvino, прикоснувшись ими к груди, голове и спине Солнца и Луны; Солнце и Луна засияли]: Lumholtz 1902(1): 297-298; яки [в начале эры людей Surem (время карликов-первопредков) никто не знает имени солнца; животные собираются на совет; барсук говорит, что солнце - мужчина, вылезет, подобно ему, из отверстия в земле; убегает, думая, что люди хотят его наказать; но люди хотели воздать ему почести; теперь барсук живет в норе; вар.: рыба или петух знают имя солнца]: Gidding 1959: 19; уичоль : Furst, Auguiano 1976 [Nawawé ответила: для того, чтобы стало светло, кто-то должен превратиться в солнце; четверо людей не смогли принести себя в жертву; одинокий сирота, сын богини земли и маиса Utuanáka, бросился в костер (вар.: в озеро, превратившееся в момент погружения в огонь или в кровь); спустился сквозь пять нижних миров, где опасные звери, в том числе опоясывающий землю змей с головами на обоих концах; Nakawé и Tutewarí (первый шаман) сказали, что он появится из пещеры на горе на востоке; все поспешили туда, спорили об имени, Индюк сказал tau-tau-tau (солнце – tau), стал спутником солнца; Солнце так устал в нижнем мире, что не поднялся на пять верхних ярусов, а стал падать, увлекая за собой небо; жизнь на краю гибели, многие залезли в норы (с тех пор эти животные живут в норах); T. поставил пять пальм (brazil trees) поддерживать небо – одна в центре, четыре по краям); с помощью Káuyumarie (трикстер-олень) показал людям, как сделать кресло, на котором во время ритуалов сидят шаманы и вожди; принес в жертву ребенка, чтобы этой кровью Солнце питалось]: 117-118; McIntosh 1949 [сперва светила только луна, света мало; тогда люди собрались, шаман выбрал юношу с кожной болезнью, тот нарядился, бросился в костер, через пять дней взошло солнце; все думали, как его назвать – Tau; поместили на небо звезды и созвездия {даны либо испанские названия, либо названия на уичоль, но не переведены}]: 19-21; McIntosh 1948 [сперва только луна; люди устроили праздник, под руководством шаманов зажгли костер, выбрали юношу, бросившегося туда, он стал Tau ("солнце"); через пять дней взошло солнце]: 19-21; Myerhoff 1974 [люди-животные выбирают, кто будет солнцем; четверым не удается; не имеющий отца юный сын богини кукурузы брошен в озеро; мальчик-Солнце проходит пять нижних ярусов и возносится из жерла вулкана с востока, только индюк знает его имя]: 81; Zingg 1938 [один из детей Солнца, мушка, полетела в мир измерить его, чтобы знать, хватит ли Солнцу места в него войти; за это отец Солнце превратил его в красного попугайчика tau kukui ("сердце солнца"); Солнце плюнул, образовались малый дятел и мако, из перьев мако попугайчики; перья этих птиц используются в ритуалах; снова плюнул, возникли королевский орел, ястреб, черный коршун, гремучая змея, "морской ягуар" (акула?), ягуар, зеленый попугай; все они охраняют Солнце, когда тот сидит на своей скамье; Kauymáli было поручено сделать для Солнца священный жезл; внутрь положили семена, получилась погремушка, как звук гремучей змеи; до появления Солнца светила лишь луна; если бы К. не создал для Солнца параферналии, мир остался бы темным; богини моря пытались перестрелять попугаев Солнца, но лучи Солнца были сильнее; попугаи прокричали пять раз, солнце взошло; богини моря пытались отгадать имя Солнца, но отгадал лишь солнечная птица Индюк – "Tau! Tau! Tau!" ("солнце" на уичоль); Солнце продвинулся в четыре стороны света и затем взошел; море стало синим; боги моря боялись, что Солнце не станет появляться регулярно и не защитит их от плохих зверей; поэтому они велели К. сделать для Солнца его скамью]: 516-517.

Мезоамерика. Ацтеки ; науат северной Пуэблы [только собака правильно указывает сторону, откуда взойдет солнце, Taggart 1983: 102]; отоми [как у науат: петух]: Galinier 1990: 698-699]; уастеки ; горные и прибрежные тотонаки ; текистлатеки ; михе : Miller 1956, № 3 [девушка отказала юноше; тот превратился в птичку, девушка подбила ее, спрятала на груди, забеременела; ушла в лес; Белка предложил ей покачаться на лиане, перерезал лиану, девушка разбилась; Стервятник нашел в ее утробе мальчика и девочку; брат и сестра пришли к родителям матери; пока бабки нет, убили деда, набили чучело насекомыми; бабку накормили его мясом; она ударила деда, насекомые вылетели; бабка преследует близнецов, Агути спрятала их у себя во рту; змее в пасть они бросили раскаленные камни; зверь перенес их на скалу, они убили его стрелами; брат велит сестре писать лианы; она говорит, что писает бананы; брат сам писает лианы; поевших бананы людей превратил в лесных животных; зверя сжег, дал Жабе бросить пепел в море; тот открыл, вылетели москиты, за это превращен в жабу; появление Солнца и луны как в № 4], 4 [Мария прядет, птичка садится на прялку, она ударила ее, сунула под рубашку, птичка клюнула ее в грудь, улетела; М. забеременела; Белка предложила ей покачаться на лиане, перерезала лиану, М. разбилась; Стервятник достал из ее чрева мальчика и девочку; мальчик похоронил мать, велел Стервятнику есть трупы животных, а не людей; близнецы пришли к родителям матери; вынимая у деда вшей, убили его, чучело набили насекомыми, тестикулы дали бабке сварить и съесть; бабка ударила чучело, насекомые ее искусали; сестра написала, дорога размокла, бабка-преследовательница скользит; Агути спрятала близнецов у себя во рту; старик приютил их, ночью приходит змей, близнецы бросили ему в пасть раскаленные камни; далее как в № 3 ( Лоренсо открыл пакет с золой, превращен в жабу); люди собираются выбрать Солнце, говорят брату, что он слаб; он превращается в Солнце, велит старику вырыть колодец; пока низко над землей, жара, лишь у старика в колодце вода; велит сестре сбегать в дом старика за забытым уараче; за это время поднялся высоко; сестра стала Луной; пятна - уараче ее брата]: 79-85, 86-97; чонталь [надо назвать имя того, кто взойдет на небо; все собрались, но лишь собака назвала имя: солнце; хозяин велел ей замолчать и с тех пор собаки не разговаривают]: Pérez Gonzälez 2013: 84.

Гондурас - Панама. Гуатусо [Солнце-мужчина пьет кровь людей; боги собираются, чтобы отправить его на небо; тапир, обезьяна, ягуар не в силах, колибри поднимает солнце]: Constela Umaña 1993, № 2: 123-129.

Северные Анды. Бари [первопредки выходят из дома, сделав оплечья и головные уборы из перьев; Sabaseba хочет узнать, у кого самый яркий убор; Añandou покрыт язвами, надевает убор последним, сияет; С. велит ему стать солнцем, ходить по небу с женой и детьми; женщина Чибаиг ходила по земле в сопровождении двоих мужчин; они не могут совокупляться с ней, т.к. она холодна; C. велит ей стать луной, ходить по небу; ее спутников превращает в белку и птичку; свет Луны меняется в связи с ее менструальным циклом]: Villamañan 1975: 4-5; коги [у Солнца были две жены, Луна и еще одна; Солнце - маленький безобразный человек, его жена тоже некрасива; их спросили, хотят ли они быть отцом и матерью мира; они согласились; их одели в золото, подняли на небо; другая жена Солнца побежала за мужем, бросила золу в лицо Луны; иначе бы та светила как солнце; солнце ест души растений; в церемониальном доме солнцу дают есть в черепе ягуара]: Chaves 1947, № 9: 482-483; муиски (пров. Тунха) [? вознесение солнца и луны к небу отмечается в ходе календарного праздника]: Simón 1882-1892(2) [1627], гл.11: 312.

Льяносы. Сикуани : Wilbert, Simoneau 1992, № 1 [Солнце женат на Луне; убивает и съедает ее братьев; люди бросают Солнце и Луну в огонь; Солнце раскалился докрасна, а у Луны лишь обгорел живот; когда луна в одной четверти, говорят, что у нее обгорел живот; Луна прыгает в воду, теряет свой жар; Солнце с Луной поднимаются к небу; их сын Утренняя Звезда покрыт язвами, девушка отвергает его; он делается красавцем, теперь сам отвергает девушку, поднимается к небу], 2 [Солнце женат на Луне; у его сестры много сыновей; каждый раз он просит, чтобы один из мальчиков сопровождал его на охоте; каждого съедает; один из мальчиков нашел кости братьев, прибежал к матери; люди позвали Солнце на праздник, напоили; он пришел с ожерельем из зубов убитых племянников; его бросили в костер, он сильно обгорел, поэтому ярок и жарок; Луна лишь чуть обгорела, пытаясь загасить костер и спасти мужа], 3 [каждый раз Kuliwakua предлагает сыну или дочери брата искать у них в голове, высасывает кровь, ребенок умирает, К. затем выкапывает труп из могилы и поедает; из ногтей и зубов делает ожерелья; брат прогнал ее с ее мужем, ее сын остался с дядей; на охоте дядя видит, как племянник на время превращается в ягуара, чтобы убить оленя; племянник возвращается к матери-людоедке; брат готовит хмельной напиток с рыбьим ядом, зовет сестру и ее мужа; те опьянели, танцуют, демонстрируя ожерелья из зубов и ногтей; брат толкнул их в огонь; К. прыгнула в воду, а ее муж нет; оба поднялись на небо, стали Солнцем и Луной]: 25-29, 30-31, 32-35.

Эквадор. Колорадо [сына одинокой матери шаманы выбирают солнцем и отправляют на небо, увенчав его короной из перьев]: Calazacon, Orazona 1982: 14-24.

Западная Амазония. Сиона ; агуаруна [живя на земле, солнце и месяц дают слишком много света и жара; люди-животные отправляют на небо сперва месяц, затем солнце]: Akutz Nugkai et al. 1977(2): 119.

СЗ Амазония. Ягуа : Chaumeil 1983: 193-194 [после того, как Месяц сошелся с сестрой, люди опьянели на празднике, превратились в цапель и улетели; сестра Месяца пошла их искать; спросила о дороге предков Цапли, те чуть ее не убили; Агути велел на развилке повернуть не туда, где перья попугая, а где кожура ананаса; по той дороге она дойдет до своего дяди; она не поняла, свернула, где перья, попала к Ягуарам; старуха спрятала ее под крышей; пришел Ягуар, она что-то уронила, он стал с нею совокупляться; второй Ягуар ее съел; бабка взяла зародыш, он прыгнул в воду; сыновья дяди женщины купаются, видят его; он зажег костер, бросился в него, стал Солнцем; один из сыновей дяди бросился вслед за ним, стал Вечерней Звездой]; Flornoy в Girard 1958 [Ягуары посещают людей, совокупляются с женщинами; люди прячут девушку, Ягуар находит ее, убивает; тело бросают в реку; вода с какими-то семенами проникает ей в лоно; рождается мальчик, люди его воспитывают; он говорит, что вернется к отцу; люди в испуге, думают, что к Ягуару, но его отец - Месяц; он поднимается в небо с костра, становится Солнцем]: 48; Powlison 1972a [по ночам Месяц приходит к сестре, удалившейся в отдельную хижину по случаю первых месячных; сестра хочет знать, кто ее любовник, пачкает ему лицо краской; Месяц от стыда поднимается к небу, пятна видны до сих пор; мать и родственники девушки превращаются в аистов, улетают; девушка идет их искать; ее кусает пчела; после этого она теряет дорогу, попадает к ягуарам, Ягуар съедает ее; вынутого из чрева младенца мать ягуаров несет на реку вымыть перед тем, как съесть, он бросается в воду и уплывает; ниже по течению какой-то мальчик находит младенца, приносит матери, она воспитывает их вместе; сын женщины, убитой ягуарами, соглашается на предложение названного брата быть сожженным, чтобы превратиться в Солнце; он возносится на небо к своему отцу Месяцу]: 71-72.

Центральные Анды. Северное побережье Перу, росписи на сосудах культуры мочика [мужское божество, вероятно, ассоциируемое с солнцем, поднимается на небо по лестнице, видимо, сделанной пауками; другие персонажи наблюдают за этим]: Golte 1994a: 59; 1994b: 124-126.

Монтанья. Амуэша [первопредки собрались, чтобы поднять солнце на небо; только колибри сумел это сделать, хотя в его силы никто не верил]: Santos-Granero 1991, № 11: 121.