Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A19A. Утром на быке, вечером на коне. .27.-.29.31.-.33.

Двигаясь ежедневно по небосводу, солнце меняет ездовых животных (обычно утром едет на животном, которое движется медленно, а вечером на другом, бегущем быстрее).

Болгары, македонцы, русские (Калужская), армяне, восточные саамы, мордва, чуваши, казахи.

Балканы. Болгары [Солнце – брат Месяца, Утренней и Вечерней звезд; с утра едет на коне, после полудня – на осле]: Стойнев 2006: 303; македонцы [до полудня Солнце идет пешком, после полудня едет на коне; или зимой на коне, летом на осле]: Ценев 2004: 38.

Средняя Европа. Русские (Калужская губ.) [Солнце – девица, у нее есть мать; Солнце ночью заходит к Латыри на 20 минут; с утра до обеда едет на воле, после обеда садится на зайца и едет быстрее]: Н.Х.: 211.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [солнце едет верхом на льве; ночью отдыхает у матери, а лев с мечом стережет его от оборотней]: Ганаланян 1979, № 351: 129.

Балтоскандия. Восточные саамы [старик дерет бересту, Лягушка велит взять ее замуж, иначе уколет до смерти ножницами; у них рождаются сыновья Тесаный Пень, Олений Хомут, дочь Востроглазка; Лягушка и ее дети съели старика и его старуху; та успевает велеть своей дочери собрать ее 99 костей, ударить Остроглазку, выпадет сотая кость, положить в мешок, бежать, из костей возникнет дом; старухина дочь играет с солнцем, вышивает серебряный пояс; колет сонною спичкой Пня, Хомута, те теряют зрение и слух; у Востроглазки другие глаза на затылке; Лягушка и Востроглазка зашивают старухину дочь в нерпичью шкуру, бросают в воду; она распорола шкуру ножиком, пришла в дом, где на полу кровь; она с трудом вычерпала ее, вымыла избу, отломила и съела кусок одной лепешки; спряталась, превратившись в веретено; пришли Сполохи, увидели, что у одного из них, Найнаса, лепешка надкушена, ушли, Найнас остался; просит показаться (если старик – будешь отец, если старуха – мать, если молодой – брат, если женщина – сестра, если девица – жена); девушка открывается; Н. говорит, что здесь ей жить нельзя, здесь режутся Сполохи, дает клубок ниток, тот катится к его матери; Сполохи кричат, «Идет жена Найнаса, но скоро ее возьмет Солнце»; мать Н. перевозит ее через реку; ночью вешает над постелью серебряный пояс; Н. спит с женой, верит, что это звезды, хотя уже день; мать Н.: возьми оленьи шкуры, они присохнут от солнца; она выходит, Солнце хватает ее за волосы, Н. пытается удержать, умирает; она страдает от жара, Солнце оросил ее водой, взял в жены, она рожает ему дочь; дочь выросла, ей дали шелку приготовить три платка, отправили на землю, велели выйти за первого встречного; она вышла за пастуха; продала платки; люди завидуют их богатству, хотят убить мужа; жена привела его к своему отцу-Солнцу, тот ехал на олене; Солнце велит зятю утром поехать вокруг земли на медведе, днем на олене-самце, вечером на важенке; в полдень зять едет на олене-самце, видит изображение человека, ударил его ногой; «У меня был теленок-олень, ты его не сохранил, не стой на дороге»; вскоре олень пал, зять вернулся на важенке; на следующий день Солнце сам поехал, увидел мертвого оленя, велел зятю обходиться с животными ласково; на третий день Солнце отпустил зятя с дочерью, они стали жить еще богаче]: Харузин 1890: 348-351.

Волга – Пермь. Мордва [утром Солнце едет на воле, днем на волке, вечером на зайце]: Harva 1952: 166; чуваши : Денисов 1959 [дева-Солнце до полудня едет на быке, в полдень – на лошади, вечером – на зайце, ночью спит за большой горой]: 14; Магницкий в Ашмарин 2003 [солнце "за полдень до полудня бежит на быке, после полудня – на зайце, а потом стоит за большой горой"]: 296: Месарош 2000 (южные, дер. Улхаш Симбирского уезда Симбирской губ., 1906-1908 гг.) [солнце до полудня едет на быке, а после полудня – на зайце]: 73.

Туркестан. Казахи [до полудня солнце едет на голубом быке, после полудня – на черном иноходце]: Куфтин 1916: 147; Чулошников 1924: 242.