Летняя школа по типологии фольклора
А.Л. Топорков
Русские заговоры в типологическом освещении: проблемы и перспективы
В лекции рассматриваются основные современные проблемы изучения русских и славянских заговоров. Подходы отечественных ученых сравниваются с подходами их зарубежных коллег, которые разрабатывают аналогичные проблемы на славянском материале или на материале других заговорно-заклинательных традиций.
1. Новые публикации славянских заговоров.
2. Новые источники для изучения заговорной традиции славян (берестяные грамоты, надписи на амулетах, рукописные источники 17-18 вв.).
3. Изучение русских заговоров за рубежом (W.Ryan, E. Levin, V. Kivelson, J. Conrad и др.).
4. Основные проблемы типологического изучения русских заговоров (заговоры в контексте истории колдовства и истории магии, русские заговоры в сравнительном отношении, типы русских заговоров, структура заговорных текстов, сюжеты и формулы в компаративном аспекте)
5. Место заговоров в современных междисциплинарных исследованиях. Заговоры в контексте фольклора, средневековой книжности, истории колдовства и истории магии, истории менталитета. Изучение магических традиций древнего Ближнего Востока, древней Греции, средневековой Англии.
6. Природа русских заговорно-заклинательных текстов. Соотношение заговора, заклинания и молитвы. Соотношение ритуала и слова. Специфические черты русской заговорно-заклинательной традиции.
7. Проблема соотношения "христианского" и "языческого" компонентов. Переход книжных текстов в фольклор, влияние фольклора на сложение молитв. Функционирование молитв, богослужебных формул как магических текстов.
8. Апокрифические молитвы у славян, в Византии и на Западе.
9. Установление соответствий, схождений и исторических связей между восточнославянскими заговорами и заговорами других славянских и неславянских народов Европы. Сюжетика и формульный состав русских заговоров в сравнительном освещении. Описание структуры заговоров.
10. Типичные просчеты при изучении заговоров (опора на сборник Л.Н. Майкова, использование текстов И.П. Сахарова и И. Забылина, незнание литературы на иностранных языках).
11. Некоторые задачи изучения русских заговоров (компаративный аспект, изучение истории текстов, описание всего магического континуума).
Агапкина Т.А. Сюжетика восточнославянских заговоров в сопоставительном аспекте // Литература, культура и фольклор славянских народов. К ХIII Международному съезду славистов. М., 2002. С. 237-249.
Агапкина Т.А , Топорков А.Л Славянские заговоры, обращенные к бузине, в сопоставлении с германскими // Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. Тез. и предварит. мат-лы к симп. М., 1988. Ч. 1. С. 59-60
Агапкина Т.А , Топорков А.Л. К реконструкции праславянских заговоров // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: Наука, 1990. С. 68-75.
Богданов А. Заговор и молитва (к уяснению вопроса) // Русская литература. 1991. № 3. С. 65-68.
Вельмезова Е.В. Семантика пространства лечебного заговора: К типологии формул отсылки болезни (на примере восточнославянских, чешских и французских тестов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. М., 1999. № 4. С. 50-60.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Гуревич А.Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизм культуры. М., 1990. С. 3-27.
Заговорный текст: Генезис и структура. Материалы круглого стола. М., 2002. 107 с.
Кагаров Е. Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 66-76.
Киселева Ю.М. Смысловая организация русских лечебных и любовных заговоров. АКД. М., 2001.
Кляус В.Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. М., 2000.
Кляус В.Л. Сопоставление композиционных форм заговорно-заклинательных текстов славян и коренных народов Сибири // Народные культуры Русского Севера: Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2002. С. 132-138.
Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000.
Левкиевская Е.Е. Славянский оберег: Семантика и структура. М., 2002. 334 с.
Левкиевская Е.Е. Народные молитвы и апокрифические тексты как обереги // Живая старина. 2002. № 4. С. 23-25.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. 584 с.
Панченко А.А. "Магическое письмо": к изучению магического фольклора // Антропология религиозности. Спб., 1998. С. 175-216.
Петканова-Тотева Д. Фолклорът в апокрифните молитви // Български фолклор. 1976. Кн. 2. С. 28-40.
Покровский Н.Н. Тетрадь заговоров 1734 года // Научный атеизм, религия и современность. Нс., 1987. С. 239-266.
Раденковић Љ. Народна баjања код jужних словена. Београд, 1996. 346 с.
Смилянская Е.Б. Следственные дела "о суевериях" в России первой половины ХVIII в. в свете проблем истории общественного сознания // Rossica. 1996. № 1. С. 3-20.
Смилянская Е.Б. Колдун и ведьма в контексте русской культуры ХVIII века. М., 2000 [мат-лы семинара].
Смилянская Е.Б. "Любовь твоя раны мне великие дает..." (Чувства и страсти по следственным делам ХVII в.) // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26-40.
Соболева Л.С. Рукописные заговоры в собраниях Екатеринбурга // Религия и церковь в Сибири. Вып. 3: Письменные и устные источники заговоров. Тюмень, 1992. С. 5-38.
Толстая С.М. К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения-I. М., 1992. С. 33-45.
Толстая С.М. Вербальные ритуалы в славянской народной культуре // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994. С. 172-177.
Толстая С.М. Заговоры // Славянские древности. М., 1999. Т. 2. С. 239-244.
Толстая С.М. Из наблюдений над сербскими заговорами // Етно-културолошки зборник. Сврлиг, 1999. Књ. 5. С. 155-160.
Топорков А.Л. 151. Грамота № 521: заговор или любовная записка? // Слово и культура: Памяти Никиты Ильича Толстого. М., 1998. Т. 2. С. 230-241.
Его же. Указатели славянских заговоров // Живая старина. 1999. № 1. С. 52-54.
Его же. Русские любовные заговоры ХIХ века // Эрос и порнография в русской культуре. М., 1999. С. 54-71.
Его же О рукописи Г.Д. Книголюбова; Заговоры из сборника Г.Д.Книголюбова // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Изд. подг. А.Л. Топорков, Т.Г. Иванова, Л.П. Лаптева, Е.Е. Левкиевская. М.: Ладомир, 2002. C. 352-389.
Его же. Заговорно-заклинательная поэзия в рукописных традициях восточных и южных славян // Литература, культура и фольклор славянских народов: ХIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003). Доклады российской делегации. М., 2002. С. 351-361.
Топоров В.Н. К реконструкции индоевропейского ритуала и ритуально-поэтических формул (на материале заговоров) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. Вып. 4. С. 9-43 (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та; Вып. 236).
Топоров В.Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 450-452.
Топоров В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Заговор. М., 1993. С. 3-103.
Фадеева Л.В. Письменная заговорная традиция (проблемы собирания и изучения) // Материалы международной конференции "Фольклор и современность", посвященной памяти проф. Н.И. Савушкиной. М., 1995. С. 38-45.
Харитонова В.И. Любовна магiя слов'ян (сербсько-росiйськi паралелi) // Проблеми слов'янознавства. Львiв, 1991. С. 59-66.
Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян: Конспекты лекций. Львов, 1992.
Христова Б. Амулетите и талисманите в българската писмена традиция. София, 2001.
Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power / Ed. by M. Meyer and R. Smith. 1994.
Barb, A.A. The mermaid and the devil's grandmother // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1966. V. 29. P. 1-23.
Briggs, R. Witches and Neighbors: The Social and Cultural Context of European Witchcraft. London, 1996.
Brzozowska-Krajka, A. Polish Traditional Folklore: The Magic of Time / Transl. By W. Krajka. New York: Columbia University Press, 1998. 259 p.
Carus A.B. The Affective "Grammar" and Structure of Great Russian Charms // Forum at Iowa on Russian Literature. 1977. V. 2. P. 3-19.
Conrad J.L. Russian Ritual Incantations: Tradition, Diversity, and Continuity // Slavic and East European Journal. 1989. V. 33. N 3. P. 422-444.
Davies, O. Healing Charms in Use in England and Wales 1700-1950 // Folklore. 1996. V. 107. P. 19-32.
Faraone, Christopher A. Ancient Greek Love Magic. Harvard University Press; Cambridge, Massachusetts; London, England, 1999. 223 p.
Foley, J.M. Epic and charm in Old English and Serbo-Croatian oral tradition // Comparative criticism. Cambridge etc.: Cambridge UP, 1980. P. 71-92.
Frankfurten, D. Narrating Power: the theory and practice of the magical historiola in ritual spells // Ritual Power in the Ancient World / Ed. by M. Meyer, P. Mirecki. Leiden, 1995. P. 457-476.
Graf F. Prayer in Magical and Religious Ritual // Magika Hiera: Ancient Greek Magic and Religion / Ed. by C. A. Faraone, D. Obbink. New York, 1991. P. 188-213.
The Greek Magical Papyri in Translation, Including the Demotic Spells. 2d ed. / Ed. by H.D. Betz. Chicago, London; The University of Chicago Press, 1996.
Jolly, K.L. Anglo-Saxon Charms in the Context of a Christian World View // Journal of Medieval History. 1985. V. 11. P. 279-293.
Kieckhefer, R. Erotic Magic in Medieval Europe // Sex in the Middle Ages / Ed. by J.E. Salisbury. New York, 1991. P. 30-55.
Kieckhefer, R. Forbidden Rites: A Necromancer's Manual of the Fifteenth Century. University Park, Pennsylvania: The Pensylvania State University Press, 1997. [4], 384 p.
Klaassen, I. F. English Manuscripts of Magic, 1300-1500: A Preliminary Survey // Conjuring Spirits: Texts and Traditions of Medieval Ritual Magic / Ed. by C. Fanger. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsylvania, 1998. P. 3-31.
Klagstad H.L. Great Russian Charm Structure // Indiana Slavic Studies. 1958. V. 2. P. 135-144.
Kovacevic L. Nekoliko priloga staroj srpskoj knjizevnosti // Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 274-283.
Levin E. Supplicatory Prayers as a Source for Popular Religious Culture in Muscovite Russia // In: Religion and Culture in Early Modern Russia and Ukraine. Nothern Illinois Univ. Press, 1997. P. 96-114.
Mansikka V.J. Uber russische Zauberformeln. Helsinki, 1909 (Annales Academiae Acientiarum Fennicae. Ser. B. T. 1).
Noth, W. Semiotics of the Old English Charm // Semiotica. 1977. V. 19. P. 59-83.
Olsan, L. Latin Charms of Medieval England: verbal healing in a Christian oral tradition // Oral tradition. 1992. V. 7. P. 116-142.
Ryan W.F. The Bathhouse at Midnight. An Historical Survey of Magic and Divination in Russia. Pennsylvania, 1999.
Storms G. Anglo-Saxon Magic. The Hague, 1948.
Versnel, H.S. Some Reflections on the Relationship Magic-Religion // Numen. 1991. V. 38. P. 177-197.
Versnel, H.S. The Poetics of the Magical Charm: An Essay on the Power of Words // Magic and Ritual in the Ancient World / Ed. by P. Mirecki and M. Meyer. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2002. S. 105-158.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|