Летняя школа по типологии фольклора
А.А. Панченко
ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ
Блок 1. Собиратель и информант: полевая фольклористика как тип социального взаимодействия
Лекция. "Как фольклор становится фольклором"
Народ, традиция, фольклор: ценностные модели и идеологические стратегии в европейской фольклористике XIX - XX вв. Фольклор и тоталитарные режимы. Работа Р. Бендикс "В поисках аутентичности". Культурный колониализм и системы власти. Принцип системного описания в этнологии и фольклористике. Функциональная теория Б. Малиновского. Cтруктуральный подход К. Леви-Строса. "Thick description" К. Гирца. "Глас народа" и "основной миф": марксистско-ленинская и структурно-семиотическая систематика в русской фольклористике и этнологии. Систематика и деконструкция.
Полевое интервью как тип социального взаимодействия. Инквизиторы и антропологи. Почему судебные и следственные дела привлекают особое внимание исторической антропологии. Folk-lore и trial-lore. "Поэтика и политика" в этнологии и фольклористике. Перспективы и границы пост-колониального подхода в полевых исследованиях и кабинетной работе. Принцип интегративного описания и анализа.
Семинар. "Побудем в их шкуре"
Ролевая игра, моделирующая ситуацию полевого интервью. Обсуждение коммуникативных стратегий собирателя и информанта.
Критерий оценки по блоку 1: активное участие в семинаре.
Блок 2. "Народная религия" и "религиозный фольклор": современные перспективы исследования
Лекция 1. "Теоретические основания для изучения религиозного фольклора"
Религия как вид опыта, сфера культуры и социальная организация. Сакральное и сверхъестественное. От Дюркгейма до Бергера: некоторые социальные теории религии в XX в. Формирование представлений о феномене массовой религиозности в европейской и американской фольклористике. "Двухступенчатая модель" и ее деконструкция. "Постмодернистское религиоведение" в современной американской фольклористике: работы Л. Примиано, Д. Хаффорда, М. Мотц.
Исследование народной религии в России. Ученые, литераторы и философы рубежа XIX и XX вв. Марксистское религиоведение Н. Маторина. Исследования 1990-х гг.
Как изучать религиозный фольклор. Вопрос о жанрах. Священные тексты и логика интерпретаций. Религиозный фольклор на социально-идеологическом фоне. Персональный нарратив и массовая религиозность.
Лекция 2. "Народ, церковь, сектанты: типология русского религиозного фольклора"
"Язычество" и "христианство" в истории России. Концепция двоеверия и практическая религиозность. Крестьянская религиозность как "религия ландшафта". Типы и функции крестьянских религиозных нарративов.
"Русское сектантство" XVIII - XIX вв.: генезис и типология. Народные религиозные движения и типы массовой религиозности. Культурное наследие "русского сектантства" и перспективы фольклорно-этнологического анализа.
"Церковный" и "прицерковный" фольклор: перспективы и трудности изучения. Работы А. Тарабукиной. Малые религиозные группы в России XIX - XX вв.
Новые религиозные движения в современной России. НРД с точки зрения социологии религии. НРД и работа фольклориста. "Персональный нарратив" С. Шталь и рассказы "последователей". "Анти-сектантский дискурс" и фольклористический анализ.
Самостоятельная работа.
Подготовка краткого аналитического эссе по одному или нескольким фольклорным текстам.
Критерий оценки по блоку 2: оценка самостоятельной работы.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|