Летняя школа по типологии фольклора
А.Ф. Некрылова
Типология зрелищно-игровых форм традиционой культуры
2 лекции + 2 семинара
Зрелищно-игровые формы как особая самостоятельная область традиционной культуры стали объектом внимания исследователей сравнительно поздно. Некоторые из них рассматривались в связи с обрядовыми комплексами, другие - в составе детского фольклора и этнографии детства, третьи - в контексте становления и истории национального театра или городской "низовой" культуры. Существенные поворот произошел после работ П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, особенно Л.М.Ивлевой.
В заявленных лекциях и семинарах речь пойдет о всем многообразии зрелищно-игровой культуры, с выявлением типологических параллелей, структурно-семантических связей, общих закономерностей в плане выражения (художественный язык), функционирования, связей с действительностью. Разумеется, предметом размышлений будет система жанров, основные мотивы и образы, исполнительские приемы - стабильные и подвижные, общие и специфические.
Первая лекция
Посвящена общим вопросам истории выделения и изучения зрелищно-игрых форм фольклора. В частности, поставлены будут вопросы соотношения таких понятий, как обряд - игра - театр; исполнительское искусство в традиционной культуре и драматический род; театр фольклорный, народный, профессиональный. Здесь же предстоит акцентировать проблему взаимоотношений плана выражения и плана содержания, т.е. художественный язык произведений (текстов) зрелищно-игрового фольклора и семантику его образов и мотивов, игровое преломление мифопоэтических представлений.
Вторая лекция
Главное внимание предполагается уделить видам и жанрам зрелищно-игровой области традиционной культуры:
1. зрелищно-игровые формы а) классического фольклора, б) городской (ярмарочной) площади;
2. виды и жанры фольклорного театра: а) театр "живого актера", б) кукольный театр.
Семинар 1.
Предлагается обсуждение проблемы "зритель - исполнитель" в различных зрелищно-игровых формах традиционной культуры в связи с мерой "вписанности" в обрядовую культуру и сближением с профессиональным искусством.
Семинар 2.
Посвящен будет народному театру кукол, преимущественно одному, чрезвычайно важному аспекту этого вида искусства - взаимозависимости и взаимообусловленности технологии (способы кукловождения и соответственно - типы кукол) и содержания (сюжеты, мир персонажей, глубинная семантика образов и мотивов).
Литература:
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М., 1971 ("Народный театр чехов и словаков", с. 11 - 166; "Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре", с. 450 - 496).
Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (кукольный театр и театр живых актеров) // Труды по знаковым системам. VI. Тарту, 1973. С. 306 - 329 (учен. зап. Тартуского гос. ун-та, вып.308).
Богатырев П.Г. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников - знаки рекламы // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. М., 1962. С.37 - 49.
Гусев В.Е. Истоки народного театра. Л., 1977.
Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб.статей. Сост. Л.Ивлева. Л., 1990.
Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. Спб., 1998.
Народный театр. Сб. статей. Сост. В.Е.Гусев. Л., 1974. (особенно статьи Д.М.Балашова, Л.М.Ивлевой).
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, зрелища и увеселения. Л., 1988.
Савушкина Н.И. Русская народная драма. М., 1988.
Фольклорный театр народов СССР. Сб. статей. М., 1985.
Народный театр. Сост. Н.Савушкина, А.Некрылова. М., 1991 (тексты и материалы).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|