Летняя школа по типологии фольклора
С.Ю. Неклюдов
Типология героического эпоса
(лекция)
Героическим эпосом называют жанр устной и книжной словесности, который повествует о героических деяниях и событиях мифологического или квазиисторического прошлого и связан с этническим самосознанием, формирующимся в процессе племенной консолидации и раннегосударственных образований. В силу этого он относительно редко является предметом культурного заимствования (хотя и разрабатывает ряд так называемых бродячих сюжетов); соответственно, все проявления его структурного и содержательного единообразия, как правило, объясняются типологической общностью.
Различаются две типологических формации эпоса: архаическая и "классическая". Архаический (карело-финская "Калевала", нартский эпос народов Северного Кавказа, эпос тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири и др.), складывающийся на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем и преданий о межплеменных столкновениях, остается верен мифологической интерпретации описываемых событий, а в его сюжете прослеживаются биографические контуры архаической "богатырской сказки", причем "свадебная" и "воинская" тематика часто разрабатываются автономно. Мотивы деятельности героя объективно совпадают с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропорядка, подавлением хтонических и демонических сил, с организацией ряда социальных институтов и т. д.
В "классическом" эпосе демифологизированы образы эпических героев и их противников (их место занимают обобщенные фигуры исторических врагов), в эпическом конфликт преломляются воспоминания о действительных исторических событиях (битва на Курукшетре в "Махабхарате", троянская война в "Илиаде" и т. п.). Соответственно, здесь получает наивысшее выражение пафос защиты страны от завоевателей, а в именах персонажей зачастую прочитываются имена подлинных исторических лиц (Владимир в русских былинах, Марко Кралевич в сербском или Сид в староиспанском эпосе).
Жанровыми новообразованиями героического эпоса являются исторические песни, использующие многие принципы эпической поэтики, но повествующие уже о реальном прошлом, хотя и деформированном народной фантазией. Наконец, в древней и средневековой литературе возникает книжный эпос, отражающий устные традиции, но получивший обработку в ходе литературного развития ("Махабхарата" и "Рамаяна", "Илиада" и "Одиссея", "Песнь о Роланде" и др.
Объем текстов эпоса колеблется в огромных пределах: от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч строк, но более существенный различительный признак "малых" и "больших" эпических форм - не их размеры, а событийный охват: от одного-двух эпизодов до целого жизнеописания героя или даже двух поколений героев (биографическая и генеалогическая циклизация). Завершенный эпизод соответствует одному сюжетному "ходу" повествования, причем произведение "малого" эпоса сплошь да рядом оказывается "одноходовым". Усложнение повествования происходит за счет повторной разработки тематического ядра, заключенного в первом ходе; по отношению к прохождению свадебных испытаний и женитьбе это похищение и возвращение похищенной жены, по отношению к воинской коллизии - повторение богатырского поединка, но уже с сыном, братом, отцом врага. Разворачивается и экспозиция повествования - описание обстоятельств рождения героя, рассказ о его родителях и т. д. В основе эпической циклизации лежит объединение относительно небольших, как правило "одноходовых", песен, не связанных, однако, сквозным сюжетом; общими являются лишь персонажи цикла, локализация событий в пространстве и во времени, эпическое государство и эпическая эпоха. Подобного рода цикл строится не на биографических началах, хотя иногда имеет место некоторое хронологическое упорядочивание эпизодов, относящихся к жизни главного героя.
Основной формой устного эпоса следует считать стихотворную, песенную (речитативную; с инструментальным сопровождением или без него). Потенции "разрастания" текста скорее заключены в метрически упорядоченном повествовании, что связано и с особенностями эпической поэтики, и со спецификой фольклорной мнемотехники. Метрическую организацию имеют фрагменты прозопоэтического повествования, заключающие в себе прямую речь или эпические описания (седлание коня, богатырская поездка, поединок и пр.). Вообще для эпической поэтики характерно растворение сюжетной динамики в пространных описаниях, чем эпос кардинально отличается от сказки.
План лекции
Истоки героического эпоса. Культурно-героические мифы. Архаическая "богатырская сказка". Героический плач и героический панегирик.
Эпос архаический и "классический".
Книжный эпос в древней и средневековой литературе.
Историческая песнь и баллада.
"Малая" и "большая", поэтическая и прозопоэтическая эпические формы.
Сюжет, композиция, цикл.
Рекомендуемая литература
Боура С.М. Героическая поэзия. М.: НЛО, 2002, с. 5-67, 726-768.
Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравн.-ист. очерки. М.; Л.: Изд-во худож. лит., 1962, с. 5-74.
Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблема сравнительного изучения эпоса // В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, 1979, с. 192-280.
Жирмунский В.М. К вопросу о международных
сказочных сюжетах // В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979, с. 336-343.
Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994, с. 13-158.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Наука, 1963, с. 192-280, 423- 448 (или: Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1989, с. 62-123).
Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988, с. 3-17, 163-176.
Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб., 1999, с. 7-22, 107-146.
Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Наука, 1997, с. 78-127, 212-229.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|