Летняя школа по типологии фольклора
С.Ю. Неклюдов
Типологические исследования в фольклористике (вводная лекция)
Как известно, фольклор демонстрирует высочайшую степень повторяемости своих сообщений, знаковых кодов и морфологической организации. С особенной рельефностью проступают в нем те формальные и содержательные элементы, которые следует причислять к универсалиям мировой культуры. Они порождены сходством или тождеством природных и социальных ситуаций, психофизиологической общностью, культурными архетипами, а также регулятивными структурами текстопорождения. Этот уровень общности принято называть типологическим.
Сравнительной фольклористикой накоплен огромный материал, иллюстрирующий типологическую общность фольклорных текстов (сюжетно-композиционные схождения в произведениях героического эпоса, в образцах анималистической, фантастической, новеллистической сказки, в текстах несказочной прозы; параллели между разными национальными формами низовой городской словесности и т. д.). Универсальный (межрегиональный, интернациональный) характер имеют устойчивые значения, стоящие за теми или иными эпизодами, описаниями и стилистическими фигурами фольклорного повествования. На основе данного материала сделаны важные эмпирические обобщения (прежде всего, в виде каталогов сюжетов и мотивов).
Типологические методы весьма расширяют возможности анализа и интерпретации устных текстов. Более того, без помещения фольклорного текста или элемента народной культуры в более широкий типологический ряд вообще невозможны ни исторический, ни морфологический анализ (в этом смысле типологический подход является основой и исторического, и структурного). Это касается включения в сравнительно-типологический контекст конкретного материала (от фольклорных мотивов до отдельных локальных традиций), способов установления морфологических и семантических подобий. Рассматривая всегда и только варианты произведений, фольклористика по определению типологична (хотя может и не осознавать это); на фоне и с учетом типологических ракурсов происходит развитие данной дисциплины - во всех ее современных аспектах.
Тем не менее, именно в фольклоре романтически ориентированный взгляд ищет (и находит) истоки, доминанты и признаки национальной самобытности, что, напротив, предполагает разнообразие и несходство культурных манифестаций. Национальные научные традиции склонны настаивать на уникальности своих объектов, их абсолютной "не-сравнимости" с фактами других этнических культур и полной неприемлемости (в данном вопросе или вообще) универсализирующих методов исследования (сравнительно-типологических, структуралистских и др.). С этой точки зрения понятие "мировой фольклор" (или "фольклор народов мира") обозначает не более чем механическую сумму всех существующих на земле устных национальных традиций, либо вообще лишено всякого смысла.
Впрочем, тогда не существует и никакого "общенародного" фольклора стоящего над локальными традициями. Черты, определяющие их специфику, составляют своего рода "пучки дифференциальных признаков"; часто речь идет о малозаметном на посторонний взгляд варьировании (или взаимодополнении) элементов, их чередовании с "нулевой формой" и т.д., тогда как другие случаи различий (в том числе - и более значительных) подчас не осознаваться как культурно-дифференцирующие.
Таким образом, и сходства, и различия в известном смысле существуют только для наблюдающего субъекта, имеющего определенный угол зрения и определенный фокус интереса, причем относится это как носителю традиции, так и к ее исследователю.
По отношению к оппозиции универсальность / самобытность различные фрагменты народной культуры занимают неодинаковое положение, которое определяется, во-первых, их прагматическим измерением, многоаспектной связанностью с меняющимся жизненным контекстом (чем меньше эта связанность, тем универсальней), во-вторых, близостью к глубинным, "базовым", архетипическим ментальным структурам общественного сознания (чем ближе, тем универсальней) и, наконец, в-третьих, их стадиальными характеристиками, часто принимаемыми за проявление самобытности.
План лекции
Интерпретация тематических и стилистических схождений в мировом фольклоре. Генетическая, ареальная, типологическая общности. Типы фольклорных исполнителей.
Типы фольклорных традиций: "архаика", "классика", "постфольклор". Различительные признаки фольклорной "архаики" и фольклорной "классики". "Фольклор" и "постфольклор".
Устные и книжные традиции: типологические и коммуникативные особенности. Соотношение в культуре слова "фольклорного" и слова "письменного".
Типология сюжета и мотива в фольклоре. Указатели фольклорных сюжетов и мотивов.
Мотив в тексте как неполная реализация теоретически мыслимой семантической модели, выявляемой при его помещении в более широкий типологический контекст.
Рекомендуемая литература
Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, 1979, с. 185-191.
Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах // В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979, с. 336- 343.
Мелетинский Е.М. Сравнительная типология фольклора: историческая и структурная// Philologica. Памяти акад. В.М.Жирмунского. Л., 1973, с. 385-393 (или: Структурная типология и фольклор // Контекст 1973. М., 1974, с. 329-346).
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1989, с. 3-113.
Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Учебное пособие по курсу "Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров". М., 2000.
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 39-104.
Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976, с. 3-28, 69-91.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994, с. 3-46, 144-172.
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986, с. 30-43.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|