Летняя школа по типологии фольклора
Т.А. Михайлова
Прагматика и структура заговора
Что делает "заговор" действенным, в чем состоит механизм заговора? Чтобы ответить на этот вопрос, надо в первую очередь попытаться определить, что именно понимается под "заговором". Естественно, материал во многом диктует методику работы с ним: в Западной Европе, пожалуй, нет точных аналогов заговорам, распространенным в регионе, охватывающем Восточно-славянский и Балтийский ареал. Но это не значит, что бесконтактное вербальное воздействие там не известно.
Предлагается обсудить следующие вопросы:
1. Структура заговора, из каких элементов складывается заговорный текст.
2. Кто может быть исполнителем заговора, понятие "авторства" применительно к заговорной традиции. Что важнее - кем исполняется текст или собственно "текстовое наполнение". Заговор и "волшебные слова".
3. Невербальный элемент в заговоре (в частности - могут ли быть названы заговорами античные таблички с проклятиями).
4. Содержательные компоненты заговора. Результативность. Частные случаи реализации "пророчества-проклятия" в наше время (вне фольклорной традиции).
5. Оберег, традиция народного оберега и "народные молитвы" (письменные оградительные тексты периода раннего христианства в Западной Европе).
6. Порча, сглаз и "перехваливание".
7. Есть ли место заговору в современной городской суб-культуре?
Предварительная литература:
Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
Исследования в области балто-славянский духовной культуры. Заговор. Сб. трудов. М., 1993.
Кагаров Е.Г. Греческие таблички с проклятиями. Харьков, 1918.
Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
Малые формы фольклора. Сб. статей памяти Г.Пермякова. М., 1995.
Михайлова Т.А. К "грамматике" заговора (о словесной магии в древнеирландской поэтической традиции) // Вопросы языкозания. 1997, № 2.
Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.
Топорова Т.В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М., 1996.
Тема-2. О женских персонажах в традиционной нарративной культуре
.
Предлагается провести обсуждение темы - почему инфернальная женщина обычно выглядит совершенно определенным образом, в частности - имеет длинные распущенные волосы, которые обычно расчесывает гребнем.
Материал по данной теме поистине огромен, поэтому участников просят заранее подумать, какие традиционные персонажи в эту группу входят и, что еще интереснее - как данная тема реализуется в современном фольклоре (рассказы "дальнобойщиков", пастухов, детский фольклор и проч.)
Особая тема - русская "русалка" и параллели в мировом фольклоре.
Особая тема - ритуальная демонстрация женских гениталий, соответствующие изображения и проч. (попытка интерпретации).
Предварительная литература
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
Ефимова Е.С. Поэтика страшного: мифологические истоки. М., 1977.
Зеленин Л. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М.. 1995.
Леви-Стросс 1994 - Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.. 1994.
Миф в культуре: человек - не-человек. Сб. статей. М., 2000.
Михайлова Т.А. Образ "женщины с гребнем" как ментальная универсалия традиционной культуры // Sociobiology of rirual and group identity. Annual Meeting of the Europеan Sociobiological Society. Moscow, РГГУ, 1998.
Носенко Е.Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе // Восточная демонология: от народных верований к литературе. М., 1998.
Пропп 1986 - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986 (1946).
Толстая 1995 - Толстая С.М. Гребень // Славянские древности: Этнолингвистический словарь/ Под. ред. Н. И.Толстого. T.I. M., 1995.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|