Летняя школа по типологии фольклора
М.П. Чередникова
План лекций по типологии детского фольклора
1. Проблемы типологического изучения детского фольклора в русской фольклористике 20 в.
2. Детский фольклор и фольклор взрослых (исторические закономерности взаимосвязей).
3. Возрастная типология.
4. Гендерная типология.
5. Социокультурная типология: традиционный крестьянский и современный школьный фольклор.
Впервые проблемы типологического изучения детского фольклора были сформулированы в трудах Г.С. Виноградова в 20-30-е гг. 20 в. По идеологическим причинам исследования детского фольклора как особой области народного словесного и шире - как составная часть традиционной культуры оказалось на периферии советской фольклористики. Лишь спустя полвека удалось восстановить прерванную традицию. За это время произошли резкие социально-исторические перемены, которые привели к изменению жизненного уклада крестьянства и к утрате к многих фольклорных жанров и форм. Наряду с заметной трансформацией классических жанров возникают традиции, соответствующие новому типу культуры. Эти процессы не могли не сказаться и на детском фольклоре. В современной фольклористике возникает необходимость в изучении типологии новых форм детского быта и фольклора, закономерностей и взаимосвязей традиционного крестьянского и современного фольклора детских сообществ. Постановка этих вопросов предполагает необходимость учитывать особенности возрастной детской психологии. Преобразование традиций в детском фольклора в условиях постиндустриального общества подчиняется общим закономерностям, их типология выявляется в результате сравнительного анализа материалов разных национальных культур. Этим и другим проблемам будут посвящены лекции.
Литература
Тексты:
1. Детский поэтический фольклор / Сост. А. Мартынова. - СПб., 1997.
2. Детский фольклор. Частушки / Ред. В.М. Гацак, Т.М. Ананичева, Е.А. Самоделова. М., 2001.
3. Детский фольклор / Сост. М.Ю. Новицкая, И.Н. Райкова. М., 2002.
4. Дитячий фольклор. Киев, 1986.
5. Дзiцячый фольклор / Сост. Г.А. Барташевiч. Минск, 1972.
6. Игрунов Н. Большая энциклопедия детских игр. М., 2001.
7. Лойтер С.М., Неёлова Е.М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. Петрозаводск, 1995.
8. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1995.
9. Современный школьный фольклор. От "вызываний Пиковой Дамы до семейных рассказов". М., 1998.
Исследования:
1. Борисов С.Б. Мир русского девичества. 70-90-е годы 20 в. М., 2002.
2. Виноградов Г.С. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999.
3. Капица О.И. Детский фольклор. Ленинград, 1928.
4. Лойтер С.М. Школьный фольклор в контексте "культуры детства" // В кн.: Проблемы детской литературы и фольклора. Петрозаводск, 1995. - С. 7-13.
5. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. Петрозаводск, 2001.
6. Материалы Международной фольклорной научной конференции "XII-е Виноградовские чтения". Н.-Новгород, 2002.
7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1988.
8. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // СЭ. - 1983. - № 3.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб., 1999.
10. Чередникова М.П. "Голос детства из дальней дали…" (Игры, магия, миф в детской культуры). М., 2002.
11. Школьный быт и фольклор / Сост. А.Ф. Белоусов. Таллинн, 1992.
Структурно-типологический анализ детских мифологических рассказов
II. Проанализируйте устойчивые характеристики персонажей "страшных рассказов".
1. Персонажи-вредители:
a. антропоморфные/не антропоморфные
b. атрибуты
c. принадлежность миру мертвых/живых
d. локализация
2. Персонажи, на которые направлено вредительство:
a. семейный статус (инверсии семейного статуса)
b. социальный статус
c. локализация
III. Выделите инвариантные функции персонажей в сюжетах страшных рассказов.
IV. Сравните результаты вашего анализа со структурно-типологической
систематизацией,
представленной в исследованиях С.М. Лойтер и В.А. Шевцова, предлагающих свою
систему
классификации детских мифологических рассказов. Какой принцип классификации
представляется вам наиболее приемлемым?
Литература:
1. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров //
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. Или: Он же. Поэтика фольклора.
М., 1998.
2. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 155-171.
3. Современный школьный фольклор. От "вызываний Пиковой Дамы до семейных
рассказов"/
Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998. С. 56-134. Или: Лойтер С.М. Русский детский
фольклор
и детская мифология: Исследования и тексты. Петрозаводск, 2001. С. 83-133.
4. Шевцов В.А. О принципах структурно-семантического описания
детских "страшных рассказов" // Материалы Международной фольклорной научной
конференции "XII-е Виноградовские чтения". Н.-Новгород, 2002. С. 62-79.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|