и заключалось, как обычно указывается, в первую очередь в том, что была найдена мера совмещения традиционного учения о метре и новых изысканий в области ритма. Томашевским были рассмотрены и многие другие методологические вопросы, от критериев противопоставления стиха и прозы до соотношение стиха и интонации. Впрочем, эти труды вышли в свет уже после написания статьи Щербы. Своеобразие терминологии и подходов к стиху и ритмике у Щербы, однако, очевидны. За Белым Щерба не следует, достаточно указать на то, что он только один раз и весьма бегло обращает внимание на "ритмические формы" стиха и пропуски схемных ударений. Еще более своеобразен подход Щербы к анализу стихотворного размера оказывается во второй статье под названием "Опыты лингвистического толкования стихотворений".
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Эйхенбаум Б. М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. Вып. III. С. 151165; Виноградов В. В. Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя "Нос" // Начала. 1921. № 1.С. 82105; Виноградов В. В. К морфологии натурального стиля. Опыт лингвистического анализа петербургской поэмы "Двойник" // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 1. Пг., 1922. С. 211256; Виноградов В. В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Русская речь. I. Пг., 1923. С. 195293; Виноградов В. В. Сюжет и архитектоника романа Достоевского "Бедные люди" в связи с вопросом о поэтике натуральной школы // Творческий путь Достоевского. Л., 1924. С. 49103; Трубецкой Н. С. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина как литературный памятник // Версты. 1. 1926. С. 164186. Ср. также переиздания этих работ: Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969. С. 306326; Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 544, 101187 (о Гоголе и Достоевском, в авторской редакции 1929 года); Виноградов В. В. Избранные труды. Язык художественной литературы. М., 1980. С. 341 (об Аввакуме; см. также содержательные комментарии в этих изданиях); Семиотика. М., 1983. С. 437461 (статья Трубецкого).
Назад
2
Бернштейн С. И. Художественная структура стихотворения Блока "Пляски осенние" // Труды по знаковым системам. 6. Тарту, 1973. С. 521545.
Назад
3
Анализы Р. О. Якобсона собраны в его книгах: Questions de poetique. Paris, 1973; Selected Writings. Vol. V. On Verse, Its Masters and Explorers. The Hague; Paris; New York, 1979; Selected Writings. Vol. III. Poetry of Grammar and Grammar of Poetry. The Hague; Paris; New York, 1981; Работы по поэтике. М., 1987, и др.
Назад
4
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М.; Л., 1972.
Назад
5
Анализы Гаспарова теперь собраны в книгах: Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995; Гаспаров М. Л.. Избранные труды. Т. 2. О стихах. М., 1998.
Назад
6
Собраны в книге: Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1988.
Назад
7
Работы Тарановского, в т.ч. в переводах, собраны в книге: Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
Назад
8
Поэтический строй русской лирики. Л., 1973; Анализ одного стихотворения. Л., 1985; Russische Lyrik. Munchen, 1982, и др.
Назад
9
Степанов Н. С. Лирика Пушкина. М, 1959. С. 364374; Левкович Я. С. "Воспоминание" //
Стихотворения Пушкина 18201830-х годов. Л., 1974. С. 107123, и др. Там же см. библиографию.
Назад
10
Здесь цитируется по изданию: Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. С. 213.
Назад
11
Там же. С. 155.
Назад
12
Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Начала. 1921. № 1. С. 5181; переиздание в авторской редакции
1928 года в кн.: Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 1555.
Назад
13
Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Русская мысль. 1916. Кн. 12. С. 2556 (II пагинации);
Жирмунский В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Пб., 1922; Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб, 1922; [То же: Жирмунский В. М. Об Александре Блоке. Пб., 1921. С. 67165], и др. работы.
Назад
14
Бернштейн С. И. Стих и декламация // Русская речь. Новая серия. I. Л., 1927. С.741, и др. работы;
краткий очерк методики и концепции см.: Левин Ю. И. Сергей Игнатьевич Бернштейн [Некролог] // Труды по знаковым системам. 6. Тарту, 1973. С. 515520.
Назад
15
Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пб., 1922. Переиздание: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 327511. Эйхенбаум различил несколько типов стиховой интонации: ораторскую, напевную, говорную, и подробно рассмотрел напевную, средствами создания которой оказались преимущественно ритмика, традиционные языковые типы интонации вопросительная и восклицательная, а также различные, буквальные и структурные, повторы (параллелизмы, анафоры и т.д.), характерное для Опояза стремление рассматривать не сами эти объективные ритмико-синтаксические ходы, а стоящую за ними предполагаемую интонацию.
Назад
16
Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 7. М.; Л., 1952. С. 210211.
Назад
17
См. об этом: Степанов Ю. С. Семантика "цветного сонета" Артюра Рембо // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1984. Т. 43. № 4. С. 341347; Vroon R. Velimir Xlebnikov's Shorter Poems: A Key То The Coinages. Ann Arbor, 1983. P. 181184; Johnson D. B. Synesthesia, Polichromatism, and Nabokov // A Book Of Things About Vladimir Nabokov. Ann Arbor, 1973. P. 184203, и др.
Назад
18
См. подборку статей из первых двух "Сборников по теории поэтического языка" (1916, 1917) в: Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Вып. III. Пг., 1919: Якубинский Л. П. О поэтическом глоссемосочетании, с. 712; Его же. О звуках стихотворного языка, с. 3749; Его же. Скопление одинаковых плавных, с. 5057; Шкловский В. Б. О поэзии и заумном языке, с. 1326; Поливанов Е. Д. О звуковых жестах японского языка, с. 2736. Это ранний период опоязовской фоники, с опорой на "заумный язык" футуристов. Якубинский и Шкловский в дальнейшем отошли от фонических штудий, а Поливанов вернулся к ним и подвел итог в неопубликованной при жизни крайне интересной статье:
Поливанов Е. Д. Общий фонологический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания.1969. № 1. С. 97112.
Назад
19
Брик О. М. Звуковые повторы // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Вып. III. Пг., 1919. С. 5898.
Назад
20
Пешковский А. М. Десять тысяч звуков // Пешковский А. М. Сборник статей. Л.; М., 1925. С. 167191,
esp. 183.
Назад
21
Григорьев В. П. Скорнение // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1982. С. 418423; Vroon R. Op. cit. P. 162165.
Назад
22
Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Прага, 1921. Переиздание: Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 272316.
Назад
23
Разбор этой фразы как поэтического произведения см.: Двинятин Ф. Н. Поэтика глокой куздры, или Заумный Щерба // Евразийское пространство: звук и слово. М., 2000. С. 144150.
Назад
24
О стиховедении Белого см.: Гречишкин С. С., Лавров A. B. О стиховедческом наследии Андрея Белого // Труды по знаковым системам. 12. Тарту, 1981. С. 97146; Гаспаров М. Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. С. 444460.
Назад
25
Томашевский Б. В. Русское стихосложение. Метрика. Пг., 1923; Жирмунский В. М. Введение в метрику. Теория стиха. Л., 1925.
Назад
© Ф. Н. Двинятин, 2001
Продолжение следует